Бендикс стартера уаз патриот искра

Замена бендикса на стартере уаз

Бендикс – это часть стартера с зубчатой конструкцией, основной задачей которого является передача вращения. Специально спроектированные зубья вращаются, передавая обороты лишь в одном направлении, от чего бендикс после запуска двигателя движется в режиме холостого хода.

После многолетней работы эти зубья все-таки поддаются износу, что несет за собой определенные неприятные последствия – вращательный импульс, идущий к двигателю, не передается должным образом из-за проскальзывания бендикса.

Стартер для УАЗ Патриот

Сложно представить себе полностью исправный автомобиль, в котором не было бы стартера. Он представляет из себя компактный электродвигатель, который работает на постоянном токе от аккумулятора. Он необходим для пуска мотора в момент, когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания. В этой статье рассмотрим основные особенности стартера УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409: его устройство, процесс замены.

На автомобиле

Если стартер медленно крутит

Причины неисправностиСтартер УАЗ 469Стартер УАЗ

Стартер мотора ЗМЗ-409 состоит из литого корпуса, внутри которого расположены обмотки статора. На внешней части кожуха предусмотрены приливы для крепления к картеру силового агрегата и находится электромагнитный привод шестерни.

Ротор вращается на бронзовых втулках, не требующих смазки в процессе эксплуатации электродвигателя. При повороте ключа в замке зажигания в положение «стартер» электромагнит вводит шестерню в зацепление с зубчатым венцом на маховике. После пуска мотора ключ ставится в позицию «зажигание», поддерживая работу двигателя.


Устройство и принцип работы

Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы. Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.

В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.

Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:

Внутренняя часть бендикса

  1. Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
  2. Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
  3. Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
  4. В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
  5. Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
  6. Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.

Проверка

Проверка бендикса начинается с внешнего осмотра шестерни. Она должна иметь ровные зубья с выраженной или слегка скругленной заходной фаской, облегчающей сцепление с маховиком. Без этой фаски при вероятном утыкании «зуб в зуб» стартер не прокрутит маховик, пока коленвал не сместится на небольшой угол.

Наличие сколов и трещин на зубьях недопустимо.

Как проверить бендикс стартера? Зафиксируйте его наружную обойму (расклинив ее мощной отверткой об корпус) и проверните шестерню в обе сторону. В одну она должна легко проворачиваться, в другую – намертво блокироваться. Затрудненное прокручивание в «холостую» сторону указывает на подклинивание роликов или загрязнение бендикса.

Возможные причины поломки

Как упоминалось выше, вращение шестерни возможно только в направлении вращения якоря стартера. Если возможно вращение в обратном направлении — это явная неисправность, то есть, бендикс подлежит ремонту или замене. Причин этому может быть несколько:

  • Уменьшение диаметра рабочих роликов в обойме вследствие естественного износа. Выходом из положения служит подбор и покупка шариков аналогичного диаметра. Некоторые автолюбители вместо шариков используют другие металлические предметы, например, кусочки сверла. Однако все же не советуем заниматься самодеятельностью, а купить шарики необходимого диаметра.
  • Наличие на одной из сторон ролика плоских поверхностей, образовавшихся вследствие естественного износа. Рекомендации по ремонту аналогичны предыдущему пункту.
  • Стачивание рабочих поверхностей ведущей или ведомой обоймы в тех местах, где они соприкасаются с роликами. В этом случае ремонт вряд ли возможен, поскольку такую выработку удалить невозможно. То есть, необходимо производить замену бендикса.

Еще одна причина поломки — износ зубьев шестерни. Поскольку это происходит по естественным причинам, то ремонт в данном случае невозможен. Необходимо произвести либо замену упомянутой шестерни, либо бендикса целиком.

Поскольку стартер не только испытывает сильные нагрузки, но и контактирует с внешней средой он поддается таким раздражителям как: влага, пыль, грязь и масло, то пробуксовка на свободном ходу может случатся и по причине отложений в его пазах и роликах. Признаком такой неисправности является шум якоря во время запуска стартера и неподвижностью коленвала.

Технические характеристики детали

Так устроен стартер

У стартера УАЗ крутящий момент не превышает 1,6 кгс/м, а номинальная мощность равняется 1,7 кВт. На вале якоря есть муфта и приводная шестерня. Первый элемент передает крутящий момент в одном направлении – от рассматриваемого устройства к мотору.

Схема позволяет выяснить, исправен редукторный стартер либо нет. Что касается привода, то его пригодность определяется за счет внешнего осмотра после разборки основного агрегата. Аналогичным образом проверяется состояние щеток и коллектора. Первые детали заменяются новыми, а вторые обезжириваются бензином.

Автомеханики рекомендуют редукторный стартер периодически осматривать. Необходимо:

  • проверять состояние зажимов (они не должны быть грязными, а крепления – ослабленными);
  • снимать кожух и осматривать коллектор (при необходимости устраняются неполадки);
  • открыть крышку, осматривая и зачищая контакты;
  • подтянуть болты фиксации корпуса основного агрегата;
  • снять рассматриваемое устройство для очистки от грязи.

Через каждые 32 000 км пробега рекомендуется выполнять некоторые работы по обслуживанию основного агрегата. Для этого потребуется:

  • снять редукторный стартер с мотора;
  • проверить коллектор и щетки (если высота последних элементов меньше 6 мм, тогда они заменяются);
  • разборка стартера (замена изношенных деталей);
  • в процессе сборки смазываются подшипники, втулки и прочие агрегаты.

Основные причины неисправности стартера

К основным неисправностям системы запуска относят:

  1. Аккумулятор не обеспечивает требуемый пусковой ток из-за разрядки или разрушения части пластин. При включении стартера тускнеют или гаснут контрольные лампы, электромотор прокручивает коленчатый вал с низкой частотой или не может провернуть двигатель ЗМЗ-409.
  2. Окисление контактных пластин приводит к некорректной работе электродвигателя, который не развивает требуемый крутящий момент. При плохом контакте силового провода, установленного на батарее, при попытке пуска мотора раздается щелчок реле, а затем контрольные лампы гаснут.
  3. Поломка втягивающего реле или бендикса, из-за дефектных элементов шестерни не входят в зацепление или не размыкаются.
  4. Выход из строя обмоток ротора или статора либо обгорание коллектора или щеток, в этом случае электродвигатель или не включается, или работает с перебоями.
  5. Повышенная шумность при работе электромотора при низкой частоте вращения указывает на износ втулок и задевание ротором за статор.
  6. Если при повороте ключа стартер работает, а мотор не прокручивается, то необходима проверка муфты свободного хода.

Причины неисправности

Как демонтировать стартер на УАЗ «Буханка» для ремонта

В УАЗ «Буханка» стартер располагается непосредственно под двигателем со стороны водителя – для удобства демонтажа процедуру извлечения рекомендуется осуществлять через днище транспортного средства. Для этого потребуется следующим комплект инструментов:

  • Домкрат и противооткатные упоры,
  • Комплект гаечных ключей или трещоток с удлинителями,
  • Длинная шлицевая отвертка,
  • Пассатижи для фиксации деталей,
  • Ветошь для протирки.

Процедура демонтажа осуществляется по интуитивно понятному сценарию, поэтому не должна предоставить каких-либо затруднений. Чтобы извлечь стартер для ремонта на УАЗ «Буханка» необходимо:

  • Поднять крышку капота и отключить минусовую клемму от аккумуляторной батареи,
  • Демонтировать защиту картера двигателя, в том числе и пластиковый пылезащитный кожух,
  • Отсоединить все каналы электромагистралей, ведущие к стартеру,
  • Открутить непосредственно саму деталь – стартер крепится сверху и снизу одним или парой болтов, фиксирующих элемент к двигательному отсеку.

Производителем автомобиля не рекомендуется полностью разбирать стартер при необходимости его ремонта – допускается только разборка корпуса для замены ротора или статора. Внесение корректив непосредственно в саму конструкцию ротора или статора может привести к полному выходу из строя электросистем двигателя при первой подачи зажигания.

Также следует учесть продолжительность данной процедуры и необходимость в специальном оборудовании для пайки – намного проще будет приобрести новые комплектующие под замену или стартер в целом.

Причины выхода из строя стартера на УАЗ Патриот и способы решения проблем

Данный автомобиль может оснащаться двигателем различных типов. От этого напрямую зависит разновидность установленного стартера. Визуально выглядят детали одинаково. Но отличается их мощность. Она может составлять, в кВт:

  • 7;
  • 0;
  • 5.

Необходимо при замене учитывать этот немаловажный фактор. Он позволит избежать различных проблем, иных сложностей связанных с установкой и восстановлением работы системы запуска мотора. К наиболее типичным проблемам стартера двигателя ЗМЗ-409 и его аналогов можно отнести следующее:

  • отсутствие контакта на втягивающем устройстве;
  • поломка реле;
  • износ шлицов бендикса;
  • выход из строя обмотки статора;
  • износ подшипников.

Нередко проблема кроется не в самом стартере, а в приходящей проводке. Может отсутствовать контакт на концах провода из-за обрыва рядом с АКБ, в иных местах. Желательно при возникновении проблем заранее проверить наличие питания. Сделать это проще всего с помощью тестера (в силу большого клиренса на УАЗ это не доставит проблем). Также при включенном зажигании можно отверткой либо куском провода замкнуть контакты на втягивающем устройстве. Если оно щелкает – реле в рабочем состоянии.

Сравнительно часто выходит из строя втягивающее устройство. Обычно подобная проблема возникает на автомобилях возраст которых более 5 лет и при пробеге от 50 тыс. км. Замена его обычно проблем не вызывает. Но для удобства стартер придется демонтировать. Принцип его работы сравнительно прост. Обмотка стартера создает электромагнитное поле в котором вращается вал бендикса.

На конце его присутствует специальная шестерня со шлицами. Они входят в зацепление с маховиком двигателя и заставляют его вращаться. С течением времени шлицы постепенно стираются – это приводит к ухудшению зацепления, двигатель может просто перестать заводиться. Для проведения ревизии следует снять стартер. Бендикс находится в центре. Оценить состояние шлицов можно визуально. Нередко стартер не крутит из-за нерабочего замка зажигания либо выхода из строя обмотки статора.

Последнее обычно возникает на машинах возрастом более 10 лет. Но встречаются и производственные дефекты. Ремонт обмотки обходится обычно не менее чем в 4 000 рублей. Потому если после снятия, дефектовки выяснилось наличие подобной проблемы – стоит просто приобрести новый стартер. Ещё одна серьезная проблема – это износ подшипников.

Определить сам факт наличия подобной проблемы сравнительно просто. Если вал стартера вращается с серьезным усилием либо вообще не крутится – скорее всего подшипники вышли из строя. Самостоятельно осуществить их замену не удастся. Понадобится съемник, а также ряд иных специальных инструментов. В то же время замена подшипников процедура сравнительно недорогая. Цена на порядок меньше стоимости ремонта.

В каких случаях требуется замена

Снятый стартер необходимо проверить на работоспособность. Первичное тестирование втягивающего реле производится подачей напряжения на клеммы, поверхность контактов зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. Подвижные элементы должны плавно перемещаться вперед и назад, в противном случае лучше заменить реле. Электромагнитный узел крепится на корпусе стартера 2 винтами и медной шиной, удерживаемой при помощи гайки.

Для ревизии внутренней части электромотора необходимо снять заднюю крышку, которая удерживается 2 болтами. После извлечения стопорного кольца и дополнительной шайбы необходимо выкрутить 2 стяжных болта. Из корпуса извлекается щеточный узел, если угольные элементы обгорели или изношены, то необходимо установить новый блок.

Рекомендуется приобретать оригинальные запасные части, имеющие хорошее качество и обеспечивающие нормальную работу стартера.

Снятый якорь осматривается, а затем тестовым прибором проверяется целостность обмоток. Поврежденный коллектор шлифуется стеклянной наждачной бумагой или протачивается на станке. Если на стальной части вала имеются задиры, ускоряющие износ подшипниковых втулок, то якорь необходимо поменять. Замена производится также при обнаружении обрывов обмоток. Статор также проверяется тестовым прибором, на внутренней металлической части не допускаются следы от вращающегося якоря. Если замена втулок не устраняет контакта, то следует поменять стартер.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий