Что будет если лямбда зонд не работает

Содержание

Признаки неисправности лямбда-зонда

Что делать, когда в машине вдруг падает «тяга» или она в слишком большом темпе начинает расходовать бензин? Опытный мастер скажет вам, что дело в лямбда-зонде и он подлежит ремонту или замене. Особенно такой проблеме подвержены владельцы иномарок. И правда — что же в такой ситуации делать? Ведь вы и сами понимаете, что нынче автозапчасти стоят недешево. Можно ли предотвратить поломку лямбда-зонда, какие есть признаки неисправности лямбда-зонда, и что такое он из себя представляет? Давайте разберем всё по порядку.

Что будет, если отключить лямбда зонд в автомобиле

У лямбда-зонда есть важная функция, но мало кто о ней догадывается. Важно заранее узнать, для чего он нужен, как работает и сколько стоит, если необходима замена.

Лямбда-зонд так же важен, как и другие датчики в машине. Его функция заключается в измерении концентрации кислорода, что позволяет обеспечить идеальное сгорание смеси в двигателе. Лямбда-зонд также известен как датчик кислорода.

датчик кислорода

Кислородный датчик лямбда — зонд: неисправности, проверка и ремонт

Лямбда зонд признаки неисправностей замена лямбда зонда

Как известно, инжекторный двигатель, в отличие от устаревшего карбюраторного мотора, считается более экономичным и является намного более дружелюбным к окружающей среде. При этом система питания такого ДВС имеет большое количество датчиков.

В случае выхода из строя лямбда зонда двигатель может работать нестабильно, теряет мощность и т.п. Далее мы рассмотрим, что такое лямбда датчик в машине, основное назначение лямбды в авто, какие признаки указывают на проблемы с данным элементом, а также как проверить кислородный датчик

Лямбда-зонд — что это, признаки неисправности и способы проверки

Инжекторные двигатели экономичны и дружелюбны к экологии в отличии от карбюраторных моторов. Высоких показателей инженеры добились благодаря датчикам в системе питания. Один из датчиков, который непосредственно влияет на смесеобразование – это лямбда-зонд или кислородный датчик.

Если он выходит из строя, можно наблюдать потерю мощности, большой расход топлива, нестабильную работу мотора.

Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Предназначение и принцип работы

Лямбда зонд в автомобиле является важнейшим устройством системы автоматического впрыска топлива в цилиндры. После того как топливо воспламенилось и расширяющиеся газы совершили полезную работу они поступают в выхлопную систему, где их «ждет» датчик кислорода. Анализатор определяет количество неизрасходованного окислителя, что позволяет практически мгновенно откорректировать величину обогащения топливной смеси. Таким образом осуществляется обратная связь в системе автоматического впрыска топлива.

Чтобы ответить на вопрос: «Для чего устанавливается лямбда зонд в выхлопную систему автомобиля», необходимо понимать, как функционирует это устройство. Принцип работы кислородного датчика основан на постоянном определении соотношения качества атмосферного кислорода с остатками окислителя, находящимися в коллекторе выхлопной системы. Осуществляется анализ посредством циркониевого электролита, который под воздействием высокой температуры приобретает способность изменять сопротивление в зависимости от качества воздушной смеси. Изменение этого параметра приводит к появлению на контактах этого элемента электрического напряжения, по величине которого микроконтроллер способен точно определять степень сгорания топлива и осуществлять автоматическую подстройку системы впрыска топлива таким образом, чтобы не допускать появления в отработанных газах большой концентрации СО. Разобравшись в том, для чего нужен кислородный датчик, можно будет легко понять, почему его неработоспособность проявляется тем или иным образом.

Датчик кислорода в автомобиле: назначение и принцип работы

Основная задача датчиков двигателя – передавать на ЭБУ сигналы, многие их которых позволяют блоку управления гибко корректировать топливно-воздушную смесь с учетом постоянно изменяющихся режимов работы и нагрузок на ДВС.

В свою очередь, среди других датчиков ЭСУД сложно переоценить значимость лямбда-зонда (иногда автолюбители на форумах ошибочно называют данный элемент лямдозонд или лямдазон). Если просто, датчики кислорода в автомобиле измеряют коэффициент избытка воздуха в топливовоздушной смеси.

Общее устройство лямбда-зонда следующее:

  • металлический корпус;
  • керамический изолятор;
  • уплотнительное кольцо;
  • проводка и манжеты для уплотнения;
  • защитный корпус с отверстием для вентиляции);
  • токопроводящий контакт;
  • наконечник из керамики;
  • спираль в резервуаре;
  • защитный щиток с отверстием для выпуска газов.

Для производства датчиков данного типа нужны термостойкие материалы, так как устройство работает в условиях высоких температур. Всего кислородные датчики делятся на несколько типов, в зависимости от количества проводов на датчик.

Данная информация нужна для того, чтобы поддерживать оптимальные условия для работы катализатора (каталитического нейтрализатора), который фильтрует выхлоп автомобиля и снижает количество вредных выбросов в атмосферу.

Основная причина такого контроля — максимально эффективная работа катализатора возможна только тогда, когда в двигателе сгорает 14.6–14.8 части воздуха и 1 часть топлива. При горении такой смеси лямбда будет равняться 1±0.01.

Вполне очевидно, чтобы постоянно готовить такую смесь на разных режимах, нужна развитая система питания с электронным впрыском топлива, которая постоянно получает сигналы от датчиков (в том числе и от кислородного датчика).

При этом сам лямбдазонд стоит в выпускной системе, работает в условиях высокого нагрева, а также может выйти из строя, если в двигателе имеются неисправности. Давайте рассмотрим признаки и причины поломок лямбды.

Как распознать признаки «нездоровья» лямбда-зонда

Как уже говорилось, проблемы с датчиком остаточного кислорода, как еще называют лямбда-зонд, начинаются после 200 тысяч км. Ниже список симптомов, которые с высокой степенью вероятности сигнализируют о том, что лямбда-зонд вышел из строя:

  • срабатывает предупреждение check engine ;
  • на малых оборотах и на холостом ходу двигатель работает неустойчиво, появляются хлопки;
  • во время движения ухудшается динамика, машина дергается;
  • возрастает расход топлива;
  • после остановки во впускном коллекторе слышно потрескивание;
  • каталитический нейтрализатор может раскалиться:повышается токсичность выхлопных газов, выхлоп становится более темным.

Особенно тревожным сигналом является перегрев двигателя. Также водитель может распознать неисправность по качественному падению мощности силовой установки – она с большой неохотой реагирует на педаль газа, что сопровождается чиханием двигателя. Еще один знак: в салоне неприятно пахнет отработанными газами. В современных моделях, оборудованных системами безопасной автоматики, выход из строя лямбда-зонда может привести к аварийной блокировке с последующим вызовом эвакуатора.

Неисправности лямбда зонда: признаки и причины

Неисправности лямбда зонда причины

Выход из строя лямбда зонда может повлечь за собой сбой в работе топливной системы, увеличение расхода топлива, уменьшение тяги и др. Сбой в работе топливной системы приведет к снижению эксплуатационных характеристик двигателя автомобиля: пропала мощность, ухудшение динамики и т. д.

Основные признаки неисправности лямбда зонда:

  • перерасход топлива;
  • нехарактерный запах из выхлопной трубы, повышение токсичности выхлопных газов;
  • переход ДВС в аварийный режим, ухудшение динамики, снижение мощности (сильно заметно при движении на больших скоростях);
  • нестабильный холостой ход, загорается лампочка «check engine»;

Неисправность лямбда зонда, причины:

  • топливо низкого качества (большое содержание примесей, в частности, свинца);
  • нарушение целостности электроцепей подключения (замыкание);
  • механические повреждения или загрязнение датчика кислорода продуктами сгорания топлива по причинам проблем с мотором;
  • температурные перегрузки (перебои в работе системы зажигания).

Еще стоит отметить, что поломка датчика кислорода может привести к собою в работе ЕGR cиcтeмы (нарушение функциональности вакуумного клапана системы).

Типы лямбда-датчиков и для чего они нужны

Существует два типа лямбда-зонда:

  1. Узкополосный: он менее точен, но дешевле.
  2. Широкополосный: более точный и дорогой.

Лямбда-зонд имеет две функции, и обе они имеют фундаментальное значение. Одна из них заключается в анализе, а другая — в контроле и информировании «мозга двигателя» транспортного средства для того, чтобы сгорание топлива происходило идеально.

Две функции лямбда-зонда:

  1. Задача управления: лямбда-зонд расположен перед каталитическим нейтрализатором и анализирует количество O2 в воздухе. В этом случае он действует как датчик.
  2. Информационная задача: именно датчик посылает записанные данные в блок управления двигателем машины, который действует в соответствии с зафиксированным кислородом. Со своей стороны, двигатель пытается достичь идеальной смеси и рассчитывает точное количество топлива, которое будет впрыскиваться в цилиндры, для обеспечения максимальной эффективности.

Виды кислородных датчиков

Кроме лямбда-зондов из циркония, которые наиболее популярны, применяются также изделия других типов.

Датчик из титана

Этот тип кислородных устройств обладает чувствительным элементом, выполненным из прочнейшего материала — диоксид титана. Рабочий температурный режим данного устройства измеряется от 700°C. Этим устройствам не требуется атмосферный воздух, поскольку в основе принципа их действия лежит преобразование напряжения на выходе, в соответствии с концентрацией кислорода в выхлопных газах.

Виды лямбда зондов

Виды кислородных датчиков

Широкополосный кислородный элемент

Это усовершенствованная модификация. В ее состав входит циркониевый датчик, схема которого дополнена закачивающим элементом. Контроллер из циркония обеспечивает измерение концентрации кислорода в отработанных газах, осуществляя фиксацию напряжения, которое вызвано разностью потенциалов. Затем выполняется сравнение показаний с эталонным значением (450мВ), и, при обнаружении отклонений, начинает подаваться ток, способствующий закачиванию ионов кислорода из выхлопных газов. Это производится до того момента, пока значение напряжение не сравняется с эталоном.

Как диагностировать неисправный зонд?

Для этого потребуется профессиональное оборудование – осциллограф или мультиметр. Проверка на работоспособность (при помощи мультимитра) производится при работающем двигателе , иначе невозможно определить реальную картину. Если не уверены в своих силах – обратитесь к профессиональным электрикам.

Типичными причинами неработающего зонда могут быть:

  • потеря герметичности;
  • механические повреждения;
  • нарушение электропитания;
  • проблемы со свечами зажигания;
  • низкое качество топлива;
  • забитые инжекторы;
  • ошибки при установке.

Если диагностика обнаружила несоответствие нормативу, лямбда-зонд необходимо заменить.

Как проверить датчик кислорода

Как проверить датчик кислорода

Начнем с того, что ЭБУ автомобиля позволяет диагностировать причину поломки того или иного элемента или узла. Об этом будет сигнализировать горящий «чек» на панели приборов.

При появлении первых признаках неисправности датчика кислорода, описанных выше, прежде чем приступить к демонтажу, его необходимо проверить. Проверка лямбда зонда, осуществляется несколькими способами:

  • проведение компьютерной диагностики для выяснения причин неисправностей (подключение сканера в диагностический разъем автомобиля для снятия цифрового кода ошибки);
  • если нет возможности проведения компьютерной диагностики, проверку проводят самостоятельно, подключив вольтметр (при прогретом датчике до температуры 300 — 400°С, замеряют напряжение, которое он посылает на ЭБУ автомобиля);

Как проверить лямбду, выполнить ремонт или замену датчика кислорода

Диагностика лямбда зонда поверка лямбда датчика тестером

  • Наиболее эффективным способом проверки является компьютерная диагностика двигателя, которая позволяет определить ошибки по лямбда-зонду. Расшифровка ошибок компьютерной диагностики двигателя позволяет локализовать проблему.
  • Также можно установить заведомо рабочий датчик на автомобиль. После нужно сбросить ошибки. Если работа двигателя нормализуется, тогда причина именно в датчике кислорода.
  • Еще работоспособность лямбда-зонда можно оценить визуально. Такая визуальная проверка не будет точной, однако иногда является эффективной. Для начала, осматриваются разъемы подключения проводов. Все должно быть на местах и надежно закреплено.

Также на проблему укажет наличие блестящих отложений серого цвета, которые говорят об избытке свинца в топливе. Обычно, свинец приводит к выходу из строя датчика и часто катализатора. Если же видные белесые отложения, это также плохой показатель. В данном случае лямбду могут «убить» присадки в топливе или моторном масле.

  • Еще одним способом проверки является прозвон лямбды тестером-вольтметром. Чтобы быстро проверить лямбда-зонд, тестер переводят в режим измерения постоянного напряжения. Машину заводят, отключив перед запуском от колодки кислородный датчик. Далее его сигнальный провод подключают к вольтметру.

Затем потребуется поднять обороты двигателя до 2.5 тыс. об/мин и отпустить педаль газа. После нужно вынуть вакуумную трубку из топливного регулятора давления. После этого можно оценить показания тестера. Если диагностика и проверка лямбда зонда показывает 0.8В или меньше, а также показаний нет совсем, тогда видно, что лямбда зонд неисправен.

В случае, когда все проверки показали, что датчик неисправен, тогда нужна замена лямбда зонда. Также в отдельных случаях может помочь чистка, однако способ эффективен далеко не всегда.

Отключение

отключение лямбда зонда

Автовладельцу может быть интересно, что будет, если самостоятельно отключить лямбда зонд. Теоретически это возможно, но крайне нежелательно. Если отключить лямбда зонд, ЭБУ включит автономный режим подачи смеси. Со временем это приведет к разным проблемам — нагару на поршнях, катализаторе, клапанах и так далее. Всё это в конечном итоге может привести к необходимости капитального ремонта.

При удалении катализатора отключить лямбда зонд можно программно. Программа движка подстроится под работу без датчика. Многие автосервисы предлагают услугу по отключению датчика кислорода.

отключить лямбда зонд можно программно

Типы устройств

Циркониевые датчики кислорода (титановые мы упускаем) бывают двух типов — пороговые и широкополосные.

Последние типы устройств обычными методами проверить непросто, так как они сложные в устройстве, устанавливаются на последние модели автомобилей. Схема подключения показана ниже.

Более подробно что такое лямбда зонд, эволюция его развития, какие типы бывают читайте здесь , в данном материале останавливаться на этом мы не будем.

Другие методы диагностики

Если проявились признаки неисправности лямбда-зонда, для проверки работоспособности можно воспользоваться компьютерной диагностикой. Она позволяет произвести контроль рабочих параметров датчика кислорода в режиме онлайн.

Для диагностики можно воспользоваться осциллографом. Если проверка показала, что нижний предел устройства снижается до нуля вольт, то контроллер рабочий, но скоро его надо будет менять. Если кривая временной зависимости напряжения на сигнальном контакте характеризуется большей сглаженностью, то датчик уже пора заменять.

Правильно начинать диагностику четырехконтактных датчиков кислорода с визуального осмотра, эту процедуру рекомендуется выполнять каждые 10 тысяч километров пробега. Контроллер для проверки демонтируется с коллектора, при этом нельзя использовать средство WD-40 либо тормозную жидкость, поскольку их попадание на рабочую поверхность приведет к его поломке. Если применяются специальные средства при откручивании закоксовавшейся резьбы, перед самим снятием устройства их остатки удаляются.

Оцените цвет, а также состояние рабочей зоны контроллера кислорода. Если на ней видны следы сажи, это говорит о переобогащенной горючей смеси в двигателе. Ее наличие приводит к загрязнению устройства, поэтому для обеспечения более высоких показателей работы сажу надо удалить. Налет серого либо белого цвета свидетельствует об использовании присадок в моторной жидкости или горючем. Наличие блестящего налета говорит о том, что концентрация свинца в использующемся топливе превышена. Если налет интенсивный, то отремонтировать датчик не получится, его надо заменить.

Проверка с помощью мультиметра

Мультиметром или любым вольтметром высокой точности можно проверить работоспособность датчика кислорода на автомобиле. Для выполнения этой работы необходимо:

  • Прогреть двигатель до температуры 70–80 градусов Цельсия.
  • Довести обороты коленвала до частоты 3000 об/мин и зафиксировать педаль газа в таком положении.
  • Минусовой щуп измерительного прибора соединить с «массой» машины, а «+» подключить к выходу датчика.

На выходе исправного кислородного датчика должно быть не менее 0,2 Вольта. Если напряжение отсутствует, то следует проверить проводку по всей схеме подключения этого элемента. Если напряжение есть на контактах датчика, то следует проверить возможность датчика изменять это значение при повышенной нагрузке. После резкого нажатия педали газа с последующим снижением оборотов, величина разности потенциалов уже должна достигать 1 Вольта. Если датчик не реагирует на изменение режимов работы двигателя, то его следует заменить.

Как можно определить, когда лямбда-датчик неисправен или отключен

Это можно понять по трем сигналам, которые поступают от самого транспортного средства:

  1. Потеря работоспособности.
  2. Увеличение потребления топлива.
  3. Нестабильный холостой ход.

датчики

Замена датчика кислорода: интервалы замены и особенности монтажных работ

Замена лямбда зонда

Замена кислородного датчика не является плановой процедурой, однако зачастую рекомендации сводятся к следующему:

  • датчики с подогревом требуют замены каждые 100 тысяч километров пробега;
  • датчики без подогрева – замена каждые 50 -80 тысяч километров; пробега:
  • планарные датчики – замена каждые 160 тысяч километров пробега.

Замена лямбда зонда производится после его проверки любым из способов, описанных выше, на предмет поломки. Ремонтные работы по устранению неполадок лямбда зонда делятся на два этапа: подготовительный и этап установки.

Обманка лямбда зонда эмулятор лямбда зонда обманка катализатора Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое обманка лямбда зонда и для чего нужны обманки кислородного датчика. Из этой статьи вы узнаете о видах обманок и эмуляторов лямбда зонда, а также на какие нюансы следует обращать внимание при их выборе и установке.

Что касается установки, потребуется:

  • отсоединить с помощью отвертки разъемы всех проводов;
  • открутить датчик, надев на него специальный ключ с прорезью (если датчик прикипел к другой детали, его резьбу смазывают WD-40 или жидким ключом, избегая попадания смазывающей жидкости на поверхность другой детали);
  • меняем датчик на новый, устанавливая его на прежнее место без перекосов, ровно, после чего затягиваем крепление, подключаем разъемы, устанавливаем на место защиту;
  • затем тестируем систему на работоспособность (отсутствие ошибок на панели приборов, иногда ошибку нужно предварительно сбросить).

Также замена кислородного датчика предполагает следующие особенности: при использовании датчика повторно необходимо обработать резьбу специальной монтажной пастой, избегая попадания ее на защитную трубку. Еще следует строго соблюдать момент затяжки, указанный производителем, а саму установку проводить аккуратно и не спеша, чтобы не повредить датчик.

Рабочий ресурс кислородного устройства

Кислородный элемент является одним из датчиков, который имеет достаточно быстрый износ. Это обусловлено тем, что он подвергается постоянному контакту с отработанными газами и его рабочий ресурс прямо зависит от качества топливной смеси и отсутствия неисправностей в двигателе. К примеру, датчик из циркония рассчитан на 70-130 тыс. км пробега.

Работа нижнего и верхнего датчика находится под постоянным контролем бортовой диагностической системы. И при сбое одного из них фиксируется соответственная ошибка, при этом на приборной панели загорается лампочка («Check Engine»). Определить поломку в этом случае можно при помощи специального сканера диагностики.

При исправном функционировании лямбда зонда, параметры сигнала представлены правильной синусоидой, которая демонстрирует частоту переключения не меньше 8 раз за 10с.

схема работы лямбда зонда

Схема работы кислородного датчика

Самостоятельная замена лямбда зонда

Зная о том, что такое кислородный лямбда зонд и для чего он нужен, можно попытаться выполнить самостоятельную замену этого датчика. На первом этапе необходимо выяснить, где находится этот элемент. В большинстве марок автомобилей эта деталь располагается в выпускном коллекторе.

При наличии поломки, рекомендуется установить новую деталь. Операция по замене лямбда зонда своими руками осуществляется в такой последовательности:

  1. Установить автомобиль на ровную площадку.
  2. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  3. Выкрутить кислородный датчик, подобрав нужный по размеру ключ.
  4. Установить новый датчик в обратном снятию порядке.

На этом операцию по установке новой детали можно считать завершенной. После успешного завершения работы следует завести двигатель, прогреть его и проверить устойчивость работы мотора в различных режимах.

Где находятся кислородные датчики, а также как неисправные детали проявляют себя рассказано в этой статье. При необходимости можно без посторонней помощи осуществить профилактический осмотр и диагностику элемента, а при выявлении неисправности — заменить деталь своими руками.

Наиболее распространенные проблемы с лямбда-зондом

Отключение этого компонента является крайне негативным для автомобиля, потому что это приведет к серьезным последствиям. Если есть дисбаланс в смеси, то это может очень дорого обойтись владельцу транспортного средства.

Что будет, если в смеси окажется слишком много или слишком мало кислорода?

Если кислорода мало, то топливо сгорает не так, как должно. Если это произойдет, тогда можно будет увидеть, что выхлопные газы выбрасывают сажу.

Если кислорода много, это также вредно для двигателя. Значит сгорание проходит не идеально. Оксид азота будет вытеснен и двигатель может остановиться.

Без сомнения, лямбда-датчик является важной частью работы машины, так как он контролирует эффективность работы двигателя, управляя смесью воздуха и топлива. Он отвечает за подачу точного количества топлива в цилиндры, чтобы двигатель работал с максимальной эффективностью.

Если лямбда-датчик работает неправильно, то расход топлива автомобиля будет снижен, а сокращение выбросов загрязняющих веществ не будет контролируемым и не будет соответствовать действующим нормам.

Неисправность лямбда-зонда

Неисправность лямбда-зонда может привести к механическим неисправностям, более высоким затратам на ремонт, повышенному расходу топлива и штрафам.

Этот компонент нуждается в техническом обслуживании и, при необходимости, замене. По мнению экспертов, средний срок службы лямбда-датчика составляет около 180 000 километров.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что для максимально низкого расхода топлива и для оптимальной работы ДВС автомобиля очень важно следить за состоянием датчика кислорода (лямбда-зонда). Неисправность этого элемента может привести к перерасходу горючего, снижению КПД силовой установки и сбоям в работе ДВС.

Что такое датчик ДПДЗ Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое ДПДЗ. Из этой статьи вы узнаете о назначении указанного датчика, а также как датчик положения дроссельной заслонки влияет на работу двигателя.

При этом работы по замене датчика кислорода можно провести самостоятельно, так как процесс не сложный. Главное, правильно подобрать подходящий элемент, а также не допустить распространенных ошибок при снятии старой лямбды и последующей установке нового кислородного датчика.

Обманка лямбда зонда обманка катализатора

Эмулятор лямбда зонда и механические обманки катализатора: что нужно знать. Если горит ошибка катализатора, обманка кислородного датчика или прошивка ЭБУ.

Плавают обороты на горячую

На горячую плавают обороты двигателя: возможные причины. Диагностика плавающих оборотов на прогретом двигателе. Полезные советы и рекомендации.

Чистка дроссельной заслонки

Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.

Датчик холостого хода

Назначение и принцип работы датчика (регулятора) холостого хода. Симптомы неисправностей датчика холостых оборотов, проверка и калибровка РХХ.

Датчик положения дроссельной заслонки ДПДЗ

Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Виды ДПДЗ, распрстраненные неисправности и спсобы проверки датчика.

Регулятор холостого хода ВАЗ 2114 проверка замена датчика холостого хода ВАЗ 2114

Регулятор холостого хода ВАЗ 2114: где стоит датчик холостого хода ДХХ, основные признаки неисправностей. Как проверить регулятор, замена датчика.

Причины неисправностей и как их определить

При неправильной работе лямбда зонда силовой агрегат автомобиля начинает работать нестабильно.

Причины поломки кислородного датчика

Рассмотрим причины, по которым регулятор может дать сбой.

  1. В электрической цепи случился разрыв, например, в точке подключения датчика к общей сети. Другой причиной может состоять в недостаточном контакте на контроллере либо его окислении.
  2. Замыкание при работе регулятора.
  3. Загрязнение, которое является самой распространенной причиной неисправности датчика. Данная поломка, зачастую, случается из-за постоянной заправки автомобиля некачественным топливом.
  4. Температурная перегрузка датчика. Данная проблемы возникает из-за сбоев в системе зажигания.
  5. Непрерывное передвижение автомобиля по бездорожью приводит к большим вибрациям и к повреждению устройства.
  6. Кислородный элемент часто ломается при попадании в систему цилиндров силового агрегата или во впускную систему антифриза.
  7. Поломка нагревателя регулятора. Очень часто данная проблема возникает из-за износа контроллера (его естественного «старения»).
  8. Датчик может выйти из строя, если двигатель работает на слишком обогащенной ТВС.

Симптомы поломки лямбда зонда

Определить неисправность кислородного датчика можно по следующим симптомам:

  • расход топлива значительно вырос;
  • обороты «плавают» при холостых оборотах силового агрегата;
  • вы стали ощущать характерные рывки, когда автомобиль набирает скорость;
  • катализатор работает нестабильно;
  • повысилась концентрация токсинов в отработанном газе.

В том случае, если вы обнаружите хотя бы один из перечисленных признаков, следует провести диагностику контроллера, а в случае необходимости — заменить его.

кислородный датчик

Датчик кислорода

Полезные советы

Лямбда зонд датчик кислорода кислородный датчик устройство неисправности замена лямбда зонда

Как видно, диагностика неполадок лямбды предполагает отдельное знание того, какие признаки указывают на сбои в работе кислородного датчика, а также как проверить лямбда-зонд вольтметром.

Кстати, проверять лямбда-зонд рекомендуется каждые 30-40 тыс. км. пробега, особенно если возникли проблемы со смесеобразованием. Для проверки нужно прогреть мотор, затем поднять обороты холостого хода до 2 тыс. об/мин. На вольтметре напряжение лямбдазонда должно быть в рамках от 0 до 1 В (с учетом температуры выхлопа 300–400 градусов по Цельсию).

Еще отметим, что если есть такая возможность, для проверки лучше использовать осциллограф, а не мультиметр. Именно первый вариант позволяет точнее оценить качество сигнала. Также нужно измерять и сопротивление нагревателя датчика. Замеры сначала выполняются при снятом штекере, норма при обычной температуре 2 -14 Ом.

Затем меряется напряжение на нагревателе (при включенном зажигании, а также подключенном разъеме датчика). В норме показатель должен быть не меньше 10.5 В. В случае, когда значение меньше, проверяется АКБ, проводка, контакты и т.д.

Также следует выделить, что в случае, когда лямбда-зонд ранее выкручивался и ставится обратно, резьбу рекомендуется обрабатывать особой монтажной пастой. При этом не следует допускать попадания такой пасты на защитную трубку, чтобы избежать загрязнения и возможных сбоев в работе датчика.

Датчик коленвала ДПКВ неисправности диагностика Рекомендуем также прочитать статью о том, какие признаки указывают на неисправность датчика положения коленвала (ДПКВ). Из этой статьи вы узнаете о симптомах, которые указывают на проблемы с этим датчиком, а также как проверить ДПКВ.

Если же устройство новое, крупные производители уже с завода поставляют датчики, обработанные пастой. Главное, при установке лямбда зонда соблюдать рекомендуемый момент затяжки (как правило, показатель составляет 40, 50 или 60 Нм).

С учетом того, что датчик берет наружный воздух для сравнения с выхлопом, при чем забор происходит через соединительный разъем, такой разъем нельзя заливать контактными спреями или смазывать.

Особую осторожность следует соблюдать и при мойке двигателя или днища автомобиля. Разъем лямбда-зонда нужно отдельно и качественно изолировать. Еще при езде по бездорожью можно механически повредить датчик или загрязнить его. Чтобы этого избежать, следует учитывать особенности и место его установки на машине. Как правило, защита двигателя позволяет частично защитить и лямбду.

Сколько стоит замена лямбда-датчика

Цена лямбда-датчика составляет около 1800 рублей, и заменить его нетрудно, хотя это зависит от того, где он находится.

Это не дорого, особенно если сравнить его цену с затратами, которые могут быть вызваны его поломкой. Поэтому не стоит экономить на поддержании датчика в хорошем состоянии и менять его после окончания срока службы.

Сколько стоит?

Стоимость устройства будет разной в зависимости от производителя и марки машины.

Наименование Цена, руб
Лямбда зонд для Фольксваген Гольф От 2900 до 8000 рублей в зависимости от бренда
Кислородный датчик для автомобилей ВАЗ От 1900 до 4200 рублей в зависимости от марки авто
Лямбда зонд для автомобилей Дэу От 800 до 6 тысяч рублей в среднем
Кислородный контроллер для автомобилей Рено От 1800 до 8 тысяч рублей в зависимости от марки
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Идентификация датчика кислорода

Передний лямбда-зонд перед каталитическим нейтрализатором обычно называют датчиком «выше по потоку» или датчиком 1.

Задний датчик, установленный после катализатора, называется датчик «ниже по потоку» или датчик 2.

Типичный рядный 4-цилиндровый двигатель имеет только один блок (ряд 1 / банк 1). Поэтому в рядном 4-цилиндровом двигателе термин «Банк 1, Датчик 1» просто относится к переднему датчику кислорода. «Банк 1, Датчик 2» — это задний кислородный датчик.

Читайте подробнее: Что такое Банк 1, Банк 2, Датчик 1, Датчик 2?

Двигатель V6 или V8 имеет два блока (или две части этого «V»). Обычно блок цилиндров, содержащий цилиндр № 1, называется «Банк 1».


Различные производители автомобилей определяют Банк 1 и Банк 2 по-разному. Чтобы узнать, где банк 1 и банк 2 в вашем автомобиле, вы можете посмотреть в руководстве по ремонту или в Google, указав год, марку, модель и объём двигателя.

Видео «Установка механической обманки лямбда-зонда»

Канал «Замена масла и другие виды ТО» рассказал о самостоятельной установке механического корректора кислородного датчика.

Диагностика лямбда зонда

Выше мы рассказали, как работает лямбда зонд, а теперь поговорим о диагностике и прочистке датчика.

Итак, начиная диагностику, нужно погреть элемент. Для этого следует запустить силовой агрегат и дать ему работать примерно 10мин. Это должно обеспечить идеальную проводимость в электролите и создание конечного напряжения на регуляторе кислорода. Диагностика производится без отключения лямбда зонда, при работающем и прогретом моторе. Сама диагностика выполняется при помощи осциллографа — данное оборудование дает самый правильный результат.

Если нормативное значение напряжения будет отличаться от полученного при диагностике, то датчик нужно заменить. Параметр напряжения должен составлять не меньше 10,5В. Обнаружив пониженное значение напряжения следует проверить качество подключения регулятора кислорода и соответствующих разъемов, помимо этого, необходимо убедиться в заряженности аккумулятора.

Ещё нужно протестировать сопротивление датчика. Для чего требуется отключить разъем. В идеальном варианте показатель сопротивления должен находиться в интервале 2-14Ом, но это значение зависит от модели датчика кислорода.

Как осуществляется проверка?

Подключите осциллограф к сигнальному проводу, как его найти вы уже знаете.

Заведите автомобиль и прогрейте его до 60 – 70С. За это время прогреется О2-датчик и включился режим обратной связи.

Уже по мере прогрева на приборе будет видно, как лямбда зонд генерирует небольшой ток в пределах 1 вольта.

По мере прогрева лямбды уровень напряжение будет расти (тоже в пределах до 1В), и по мере выхода на рабочую температуру до 300 – 400 С она начинает свои осцилляции.

На прогретом двигателе выйдите на режим 2500 – 3000 оборотов в минуту, если лямбда исправна на приборе появится такая диаграмма.

При резком опускании газа смесь должна какое-то время обогащаться, на диаграмме это выглядит так.

На холостых оборотах смесь сначала переходит в режим бедной.

А затем переходи в режим неуверенных осцилляций.

  1. Время прогрева — через сколько лямбда выходит на рабочий режим;
  2. На оборотах двигателя 2000 – 3000, проверяется вот такая картина.

Если на графике видно, что лямбда зависла в нижнем или верхнем положении, т.е. дает постоянно низкий или высокий уровень сигнала, то это значит, что датчик кислорода нужно менять. Но при условии, что двигатель прогрет, а внешний осмотр дал положительный результат.

Если вы наблюдаете такую картину, как показано ниже, то, скорее всего, лямбда зонд вышел из строя в результате перегрева.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий