От «Москвича» до LADA: самые любопытные машины, сходившие с конвейера Ижевского автомобильного завода
14 декабря всех любителей отечественного автопрома и простых ижевчан приглашают на «День открытых дверей», который пройдет на LADA* Ижевский автомобильный завод. Для посетителей будет подготовлена масса приятных сюрпризов, розыгрышей и интересных мероприятий. В преддверии праздника мы решили вспомнить некоторые модели, которые выпускал завод.
Кайдзен по-русски: как на самом деле собирают LADA Vesta в Ижевске
Про рождение предприятия в Ижевске до сих пор ходит немало легенд и слухов. Говорят, что оно увидело свет «благодаря» внутренним интригам в Политбюро ЦК КПСС. Тогдашний куратор оборонного комплекса страны министр обороны Устинов предложил построить автозавод в пику Косыгину, который «заведовал» автопромом. Брежнев поддержал оборонщиков, и завод заложили в 1965 году.
Первым ижевским автомобилем стал «Москвич-408». Произошло это 12 декабря 1966 года. А к началу девяностых заводчане освоили выпуск собственной модели — Иж-2126 «Ода». Вроде бы дела налаживались, но случился развал СССР, который серьезно скорректировал все планы завода.
ПО-НОВОМУ
Трудностей было много, но в итоге в 2011 году завод стал частью АВТОВАЗа. Тогда же на предприятии началась масштабная модернизация производства с целью полной смены модельного ряда. К тому времени в Тольятти уже «наелись» потребительской критикой классических «Жигулей».
В итоге, в 2014 году в Ижевске начали собирать лифтбэк LADA Granta, который отличался и от «классики» и от семейства «Самар». А в сентябре 2015-го тут были выпущены первые серийные LADA Vesta. Эта модель и вовсе кардинально отличалась от всего того, что АВТОВАЗ строил ранее, а значит, и подход к выпуску модели должен был быть совершенно иным.
И тут будет уместно напомнить, что в 2012 году АВТОВАЗ вошел в Альянс Renault-Nissan. Новое руководство прекрасно понимало, что автомобили уже давно никто не делает в одиночку. Это — международный продукт.
РОБОТЫ ВАМ В ПОМОЩЬ!
Если театр начинается с вешалки, то автомобильный завод — с прессового производства. На этот счет в Ижевске теперь все круто. Штамповочные детали изготавливают на линиях таких известных компаний, как Clearing и Erfurt. Ну, а настоящая жемчужина — роботизированная прессовая линия особо крупной штамповки, где делают панели боковин, дверей и крыши.
«Москвич-408»
Первой ласточкой завода стал легендарный 408-й, который после переноса производства из столичного АЗЛК, занял свое место на конвейере в 1966 году. Автомобиль, ставший преемником «Москвича-403», отличался современным по тогдашним меркам дизайном и выпускался с тремя типами кузовов – седан, универсал и фургон. Правда, в Ижевске был освоен седан и в небольших количествах цельнометаллический фургон, которых имел индекс «434».
Всего в декабре 1966 года было собрано 300 автомобилей модели «Москвича-408», а в мае был выпущен 1000-й экземпляр машины. Производство автомобиля завершилось в 1969 году выпуском 4196 экземпляров автомобилей. Эти автомобили позволили протестировать производственные технологии, что сделало дальнейший выпуск машин более простым.
Характеристики:
- Длина 4090 мм
- Ширина 1550 мм
- Высота 1500 мм
- Колесная база 2400 мм
- Масса снаряженная 990 кг
- Объем бака 46 л
Инстинкт самолюбования: первый тест-драйв нового LADA XRAY Cross Instinct
«Москвич-412»
Модернизированный вариант 408-го встал на ижевский конвейер в 1968 году. Новинка обзавелась подретушированной решеткой радиатора, а единый для передних седоков диван сменился парой отдельных кресел. Не обошлось и без конструктивных доработок. В частности, машине достались новые тормозные механизмы, сцепление и двигатель, коим стал 75-сильный агрегат, сделавший «Москвич» самым быстрым массовым автомобилем Страны советов.
В 1982 году был проведен рестайлинг, появились двери с утопленными в филенки ручками, черная крашеная решетка радиатора. Новая модификация получила обозначение «Москвич-412 ИЭ-028».
Характеристики:
- Длина 4250 мм
- Ширина 1550 мм
- Высота 1480 мм
- Колесная база 2400 мм
- Масса снаряженная 1045 кг
- Объем бака 46 л
Тест-драйв LADA Granta Cross: выбираем бюджетную альтернативу общественному транспорту
Идем дальше. В современном автомобиле все шире используют пластики. Тут АВТОВАЗ также шагает в ногу со временем. Использование в производстве пластика позволяет не только сделать смелый дизайн, но и уменьшает травмы пешеходов при аварии, ведь пластик заметно смягчает удар при столкновении.
Производство пластиков в Ижевске почти полностью автоматизировано: шесть термопластавтоматов, на которых изготавливают бамперную группу, панели приборов, обивки дверей и другие детали, вкалывают денно и нощно. Роботы исключают ошибки человека, что заметно повышает качество готовой продукции.
А сварка кузовов построена по стандарту Альянса — AIMS. Так что, если сравнивать по этому параметру «Весту» и «иностранные» автомобили, большой вопрос, кто в этом соревновании выиграет, поскольку на ижевской линии работают целых 22 робота, которые, опять же, не ошибаются.
Наконец, самое интересное, на наш взгляд — окраска. Что касается Ижевска, то на окраске трудятся 12 роботов компании Durr: 3 — для нанесения грунта, 6 — для нанесения базы и 3 — для покрытия лаком. Весь цикл составляет 9,5 часов. Кроме того, в цехе есть линия воскования.
Теперь понятно, почему LADA Vesta не вызывает ассоциаций с «нашемаркой». Портал «АвтоВзгляд» уже не раз отмечал хорошее качество сборки и окраски машин, когда участвовал в тестах, которые проводил производитель. Да и от ржавчины модель защитили неплохо.
СТОП-КОНТРОЛЬ
Однако каким бы продвинутым не был процесс производства, абсолютно все ошибки (или, правильнее будет сказать — огрехи) все равно исключить нельзя. Необходим контроль качества, которому в Ижевске уделяют не менее пристальное внимание.
Качество контролируется с момента поступления компонентов до готового автомобиля.
Процесс инструментального контроля и испытаний автомобиля представляет собой последовательное прохождение 5 контрольных постов: регулировки света фар и схода-развала колес, участок динамических испытаний, стенд проверки тормозной системы, осмотр дна и моторного отсека, камера пролива и контроль герметичности. Через них проходят абсолютно все сходящие с конвейера автомобили, а результаты испытаний заносятся в карту контроля сборки и хранятся минимум 5 лет.
«ИЖ-2125»
«Комби» была спроектирована еще в 1966 году, и в том же году автомобиль показали на дизайнерской выставке в Москве, однако в серию он пошел только в 1973 году. Необычная ступенчатая задняя часть кузова, широкая пятая дверь, большой багажник со складной задней полкой сделали эту модель весьма популярной на внутрисоюзном и внешнем экспортном рынках. Всего за 24 года (1973-1997) собрано около 415 000 таких автомобилей.
Характеристики:
- Длина 4205 мм
- Ширина 1555 мм
- Высота 1500 мм
- Колесная база 2400 мм
- Масса снаряженная 1040 кг
- Объем бака 46 л
«ИЖ-2715»
Двух-шестиместный (в различных модификациях) грузопассажирский автомобиль с типом кузова «фургон», «пикап». Кабина автомобиля двухместная, сиденья – раздельные с регулировкой сиденья водителя по длине и наклону спинки. Создан на базе автомобиля «Москвич-412».
В 1980-е годы был единственным в СССР легким развозным автомобилем. До этого снабжение торговых организаций подобным транспортом традиционно возлагалось на авторемонтные заводы, переделывавшие в развозные фургоны и пикапы отслужившие свое седаны и универсалы. Его грузоподъемность составлял 450-500 кг. Использовался для перевозки небольших партий грузов.
Характеристики:
- Длина 4130 мм
- Ширина 1555 мм
- Высота 1590 мм
- Колесная база 2400 мм
- Масса снаряженная 1015 кг
- Объем бака 46 л
«Иж-2126» («Ода»)
Модель была огромным шагом вперед, были существенно улучшены все потребительские и технические качества автомобиля. Первый прототип был создан в 1977 году. Для увеличения полезной ширины и снижения аэродинамического сопротивления ввели гнутые боковые стекла и сильно наклонили боковое стекло. Чтобы уменьшить длину автомобиля (а значит, сделать его дешевле и легче), двигатель сдвинули вправо и ближе к ногам переднего пассажира.
Изначально автомобиль назывался «Орбита», но позднее был переименован, поскольку товарный знак «Орбита» уже был зарегистрирован за рубежом.
Характеристики:
- Длина 4068 мм
- Ширина 1650 мм
- Высота 1450 мм
- Колесная база 2470 мм
- Масса снаряженная 980 кг
- Объем бака 45 л
«ВАЗ-2106»
28 декабря 2001 года с главного конвейера АВТОВАЗА сошли последние автомобили ВАЗ-2106. С 2002 года популярную модель собирали в Ижевске. Был налажен полный цикл производства: штамповка, сварка, окраска, сборка. Ижевским «шестеркам» ставили сиденья от «ИЖ-2126», чтобы улучшить посадку водителя и переднего пассажира.
Характеристики:
- Длина 4166 мм
- Ширина 1611 мм
- Высота 1440 мм
- Колесная база 2424 мм
- Масса снаряженная 1045 кг
- Объем бака 39 л
LADA Granta лифтбек
Автомобиль имеет оригинальную особенность экстерьера. Так, динамичный облик формируют ниспадающая линия крыши и восходящая подоконная линия. Для изменения подоконной линии скорректирована конструкция задних дверей, отличная от седана, применены новые штампованные панели двери и внутренняя пластиковая обивка.
Первый автомобиль этой модели был выпущен 14 мая 2014 года. 150-тысячный лифтбек сошел с конвейера три года спустя. Всего же было собрано более 175 тысяч ижевских лифтбеков Granta.
Характеристики:
- Длина 4246 мм
- Ширина 1700 мм
- Высота 1500 мм
- Колесная база 2476 мм
- Масса снаряженная 1160-1560 кг
- Объем бака 50 л
LADA Vesta SW Cross
Vesta SW Cross* – будто специально создана для российского покупателя. Этот автомобиль воплотил в себе все пожелания отечественного автолюбителя, а именно: комфорт и стиль модели Vesta, вместительное багажное отделение кузова универсал и повышенная проходимость с клиренсом в 203 мм – просто идеальный автомобиль для нашей страны!
Отметим, что старт производства LADA Vesta SW* и LADA Vesta SW Cross в Ижевске состоялся 11 сентября: с конвейера автозавода Ижевска сошла первая кросс-версия универсала в фирменном цвете «Марс».
Характеристики
- Ширина кузова: 1 785 мм
- Ширина колеи: 1 524 мм
- Высота: 1 532 мм
- Колесная база: 2 635 мм
* Лада, Ве Мотор, Гранта, Лада Гранта, Лада Веста, Эйбиэс, Ейэспи, Аркэп, Веста СВ Кросс, Лада Веста СВ.
ли со статьей или есть что добавить?