Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114?
На автомобилях ВАЗ 2114 используется жидкостная система охлаждения. Она необходима для защиты двигателя от перегрева. При некорректной работе системы следует определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 и провести его замену.
Признаки неисправности ДТОЖ на ВАЗ 2114
На двигателе автомобиля ВАЗ 2114 есть два температурных датчика, что зачастую приводит к путанице, при их замене:
Расположение температурных датчиков
- Один из них ДТОЖ, расположен на патрубке охлаждающей системы, идущем от головки блока к термостату. Он подает сигналы на электронный блок управления компьютера, чтобы своевременно включалось дополнительное охлаждение (вентилятор). На радиаторе его не ищите, он там располагался у предыдущих моделей. Имеет две клеммы. Выглядит снятый с автомобиля ДТОЖ следующим образом:
Внешний вид ДТОЖ
- Второй датчик называется ДТУОЖ, он имеет одну клемму, и подает сигнал на приборную панель в салоне, где водитель видит температуру охлаждающей жидкости (не двигателя, как ошибочно многие думают). Располагается он, как видно из первого рисунка, на блоке двигателя под патрубком охлаждающей системы. Может иметь резиновый колпачок, закрывающий клемму от попадания влаги. ДТУОЖ выглядит следующим образом:
Внешний вид ДТУОЖ
Термостат автомобиля ВАЗ 2114
Термостат, — это устройство которое позволяет производить регулировку температуры. Любой автомобиль оснащается системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а рядом с радиатором располагается термостат.
Диагностика и замна датчика вентилятора на ВАЗ 2114
Каждый водитель знает, что перегрев двигателя — это очень плохо. Ни к чему хорошему он привести не может. Дабы обезопасить мотор от перегрева, автомобили оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора. Причем порой он далеко не один.
Сегодня поговорим об очень важном элементе охлаждения — датчике вентилятора. Он отвечает за своевременное включение этого охлаждающего устройства, предотвращая нежелательный перегрев.
Внешний вид устройства и расположение
Греется двигатель на ВАЗ 2114?
Если датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 перестанет работать. Что произойдет с вашим автомобилем? Правильно, двигатель попросту закипит. Перегрев мотора — это крайне нежелательная проблема, с которой, увы, сталкиваются многие автомобилисты.
Элемент определения температуры охлаждающей жидкости
При этом данный датчик неразрывно связан с другим устройством — ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) . Его надежность оставляет желать лучшего.
Устройство и принцип работы
Датчик температуры ОЖ двигателя ВАЗ 2114 — это прибор резисторного типа, механизм действия которого основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающей температуры. Работает ДТОЖ по принципу негативного коэффициента: чем ниже температура, тем выше сопротивление, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ ВАЗ 2114
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Указанные величины пригодятся для самостоятельной проверки датчика мультиметром (тестером). Но об этом чуть ниже.
Виды датчиков охлаждающей жидкости
Термодатчик представляет собой переменный резистор, изменяющий показания сопротивления в зависимости от температуры двигателя. На автомобилях ВАЗ 2114 существует два вида температурных датчиков:
- Температуры охлаждающей жидкости. Используется электронным блоком управления для определения температуры в системе охлаждения. На основании полученных сведений ЭБУ включает/выключает вентилятор и меняет состав топливо-воздушной смеси.
- Указателя температуры охлаждающей жидкости. Передаёт показатели на стрелочный прибор. Таким образом осуществляется информирование водителя о температуре силового агрегата.
Принцип работы термостата
Главная цель прибора, — это затормозить поступание охлаждающей жидкости в двигатель внутреннего сгорания. Благодаря блокировке потока ОЖ, двигатель нагревается до рабочей температуры. Как только отметка температуры достигает рабочей нормы, термостат ВАЗ 2114 открывается.
На стороне, которая находится ближе к двигателю внутреннего сгорания, расположен специальный восковый шарик. Восковый материал выбран не спроста, поскольку при нагревании он из твердого состояния преобразуется в жидкое. И как только воск начинает преобразовываться при температуре выше 83 градусов, то он выталкивает штырь, который находится в цилиндре. В это время происходит момент открытия клапана и ОЖ начинает поступать.
Признаки неполадок
Характерные симптомы выхода из строя ДТОЖ следующие:
- Включение вентилятора, когда мотор не прогрет;
- Плохо заводится прогретый мотор;
- Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу;
- Нестабильная работа двигателя (троение, отсутствие тяги)
- Повышается расход бензина;
Если ДТУОЖ вышел из строя, мотор работает стабильно, без перебоев, но на приборной панели вы видите, что жидкость не греется или совсем не остывает. Это все признаки неисправности ДТОЖ на ВАЗ 2114.
Где находится датчик температуры ОЖ
Система охлаждения на автомобилях бывает трех типов:
- Смешанная;
- Воздушная;
- Жидкая.
В случае с ВАЗ 2114 мы имеем дело с системой охлаждения последнего типа, которая работает на жидком тосоле или антифризе.
Сама система включает в себя следующие компоненты:
- Вентилятор радиатора;
- Радиатор отопления;
- Радиатор охлаждения;
- Рубашка системы охлаждения;
- Насос;
- Расширительный бак;
- Патрубки соединения;
- Датчик температуры охлаждающей жидкости.
Функции ДТОЖ в системе ЭБУ
Инжектор сменил карбюратор, а значит на автомобиле исчез «подсос». За обогащение или обеднение топливно-воздушной смеси теперь отвечает блок ЭБУ. Он считывает показания t°C с термодатчика и настраивает подачу бензина для прогрева ДВС и последующей эксплуатации машины. Ещё ДТОЖ отвечает за включение и выключение вентилятора радиатора, предотвращая закипание охлаждающей жидкости.
Причины поломки вентилятора
Есть ряд причин, из-за которых датчик вентилятора может в итоге выйти из строя помимо датчика. Потому их предварительно следует исключить, чтобы убедиться — датчик всему виной.
К причинам отказа в работе вентилятора относят:
- Вышел из строя вентилятор. Он может износиться, потерять целостность, получить механические повреждения. Заменить его будет дороже, если сравнивать с датчиком, но выбора нет.
- Оборвалась цепь. При проверке датчика обычно применяют метод замыкания двух его контактов. Но если цепь проводки имеет повреждения, это сделать не удастся, а всю вину по неопытности свалят на регулятор.
Поломки
К самым популярным и распространенным поломкам ДТОЖ относят:
- Отсутствие контакта с датчиком;
- Разрыв контакта, исчезает изоляция;
- Устройство перестает работать;
- Вентилятор не включается, когда требуется.
Также важно изучить признаки неисправности. К ним относят:
- Двигатель не успевает еще прогреться, а вентилятор уже включается в работу;
- Двигатель прогрелся, но все равно не работает должным образом;
- Существенно повысился уровень расхода топлива.
Возможные причины
Самой распространенной причиной таких неполадок для ДТОЖ и ДТУОЖ являются:
- Окисление клемм (контактов);
- Обрыв провода питания;
- Поломка самого датчика;
Ремонт или замена
Ремонтировать датчик не имеет смысла, поскольку он является расходным материалом. Если проводка цела, проверены все контакты, то дело остается только в самом приборе и для замены необходимо приобрести новый. Стоимость его около 200 рублей, после того как старый прибор будет отсоединен из пазов фишки, то помещаем новое устройство, ставим на место крепления и производим подключение. Стоит обратить внимание на фиксатор в фишке, его необходимо потянуть на себя осторожно, при резком воздействии он может сломаться и в таком случае придется заменять еще и фишку с фиксатором.
Также при неверных показаниях, есть вероятность, что проблема заключается в приборной панели, но поскольку это решение о замене дорогостоящее, его лучше рассматривать в последнюю очередь.
Этапы поиска неполадки
Опытные мастера для выявления неисправности делают следующее:
- Начинают проверку с предохранителей, сгоревшие заменяют, и на этом проблема может быть решена;
- Осмотр на предмет внешних повреждений (оплавленная пластмасса, изоляция, сколы)
- Снимают клемму, отстегнув защелку, и чистят контакты. Если проблема в них, то работа мотора стабилизируется;
- Проверяют мультиметром цепь питания, отсутствие питания будет означать обрыв провода;
- Снятие и проверка ДТОЖ;
Температура двигателя не поднимается: что делать водителю
Во время эксплуатации транспортного средства водителю нередко приходится сталкиваться с различными сбоями и неисправностями. При этом наиболее серьезными справедливо считаются поломки, напрямую связанные с двигателем, КПП, рулевым управлением, тормозной системой и ходовой частью.
Если же говорить о силовом агрегате, кроме стуков и шумов достаточно серьезной проблемой является нарушение рабочего температурного режима. Как правило, водители хорошо знают, чем опасен перегрев двигателя.
Однако в ряде случаев бывает и так, что мотор остается холодным, температура двигателя не поднимается, или же силовой агрегат прогрет, но по показаниям стрелка температуры не поднимается. Давайте рассмотрим эту неисправность более подробно.
Как проверить ДТОЖ?
При проявлении признаков выхода из строя ДТОЖ следует проверить его работоспособность. В некоторых случаях некорректная работа системы охлаждения может быть связана с повреждениями проводки.Проверить ДТОЖ можно самостоятельно в бытовых условиях. Для этого понадобится мультиметр и термометр для воды. Для диагностики устанавливают переключатель мультиметра в режим измерения сопротивления. После этого помещают рабочую поверхность детали в ёмкость с водой.
В процессе проверки важно следить за тем, чтобы жидкость не попадала на клеммы изделия. Несоблюдение этого правила приведёт к получению неверных данных.
С помощью мультиметра измеряют сопротивление между контактными площадками. При повышении температуры жидкости в емкости показатели сопротивления должны изменяться. На фото ниже представлена таблица зависимости. Следует учитывать, что показатели могут незначительно отличаться индивидуально для каждого случая.
В процессе проверки важно следить за тем, чтобы жидкость не попадала на клеммы изделия. Несоблюдение этого правила приведёт к получению неверных данных.
С помощью мультиметра измеряют сопротивление между контактными площадками. При повышении температуры жидкости в емкости показатели сопротивления должны изменяться. На фото ниже представлена таблица зависимости. Следует учитывать, что показатели могут незначительно отличаться индивидуально для каждого случая.
Если в процессе диагностики удалось определить, что датчик рабочий, необходимо проверить целостность проводки. В некоторых случаях происходит замыкание контактов между собой. Это приводит к нарушениям в работе системы охлаждения. Вышедший из строя датчик подлежит замене. Ремонт детали в домашних условиях невозможен.
Где находится? Как заменить термостат
Перед тем как заменить термостат необходимо освободить к нему доступ. Для ВАЗ 2114 1.5 и 1.6 на 8-клапановых моторах процесс может немного отличаться, но в целом идентичен. После того как проверка на работоспособность была проведена приступаем к демонтажу.
В первую очередь, чтобы подобраться к прибору нам необходимо снять корпус воздушного фильтра. Для этого откручиваем болты, ослабляем хомуты и снимаем фишку с датчика ДМРВ.
Отличия двигателя 1.5 в том, что при его снятии нет необходимости в ключе, на двигателях 1.6 присутствуют крепления, которые можно открутить только с помощью шестигранника.
После этого подготавливаем тару для охлаждающей жидкости и сливаем ее. Если автомобиль оснащен защитой двигателя, то ее тоже необходимо демонтировать.
Внизу у радиатора имеется специальный краник, который позволит слить охлаждающую жидкость. Подставляем под него тару и откручиваем, дожидаемся полного слива ОЖ. Для того чтобы она быстрее вытекла стоит открутить крышку на расширительном бачке.
После того как жидкость стекла, корпус воздушного фильтра демонтирован, а патрубки отсоединены, можно доставать термостат.
Замена прибора производится в обратном порядке. Перед тем как установить новый прибор необходимо провести зачистку посадочного места и тщательно промазать его герметиком.
После того как термостат на VAZ 2114 инжектор будет установлен, закрепляем патрубки в обратном порядке.
Место расположения ДТОЖ
Для тех, кто не представляет, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2114, найти его будет совсем несложно. Открываете капот. Перед вами поперечно установленный двигатель. С правой стороны смотрите вниз, между головкой блока цилиндров и корпусом воздушного фильтра. На вас смотрит вертикально установленный датчик, с 2-я проводами. Он интегрирован во фланец охлаждающей жидкости. Место размещения одинаковое, что у мотора с 8-ю клапанами, что с 16-ю. (Немного ниже, горизонтально, расположен ещё один датчик — это указатель температуры для панели приборов. К нему подходит 1 провод бело-зелёного цвета).
Какой термостат лучше поставить на ВАЗ
При замене термостата возникает вопрос, какой лучше всего выбрать. Все зависит лишь от цели приобретения, а также срока службы.
Одними из самых популярных моделей являются фирмы Gates и Vernet. Они зарекомендовали себя одними из лучших за бюджетную стоимость. Для четырнадцатого ВАЗА за такие деньги он является хорошим вариантом. Стоимость варьируется от 300 до 500 рублей.
Китайские аналоги — приборы, которые долго не живут. Покупаются обычно неопытными водителями, либо же при внезапной поломке для того чтобы поездить некоторое время и заменить на лучшую модель. По стоимости они практически не отличаются, диапазон цен от 350 до 450 рублей, зато заметно уступают по качеству и приходится менять их в 2 раза чаще.
Родные термостаты на ВАЗ являются очень ненадежными, хотя бытует мнение, что родные детали служат дольше. Но не для четырнадцатых моделей, опытные водители при наличии родного устройства принимают решение о его замене еще до поломки, потому что знают, что долго он не прослужит.
Конструкция
Датчик температуры ВАЗ-2115 представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит, что его сопротивление уменьшается по мере прогрева двигателя. Это очень удобно, потому что можно подключить последовательно амперметр, проградуированный соответствующим образом, и получить простейший индикатор температуры без дополнительных преобразований.
Именно такая схема и применяется в пятнадцатой модели. Кроме того, датчик температуры жидкости в ВАЗ-2115 соединен с электронным блоком управления (ЭБУ). Таким образом компьютер получает информацию о тепловом режиме двигателя и вносит коррективы в состав рабочей смеси. Но и это еще не все. В «пятнашке», как и в любом автомобиле с инжекторным двигателем, отсутствует отдельный датчик включения вентилятора. Запускается он по сигналу с ЭБУ в соответствии с данными, поступившими с ДТОЖ.
Смотреть галерею
Замена или ремонт
Конечно же есть возможность отремонтировать неработающее устройство, но так ли это эффективно? Если рассмотреть вариант с ремонтом, то его рекомендуется проводить исключительно в полевых условиях при наличии необходимых инструментов. При неработающем клапане его можно попробовать зачистить для того чтобы добраться до пункта назначения. А после этого рекомендуется незамедлительно произвести замену.
Термостат на ВАЗ 2114 является расходным материалом, стоимость которого не такая большая для того чтобы пытаться его отремонтировать. Приобретение нового устройства гарантирует его продолжительный срок службы, в то время как отремонтированный прибор может сломаться уже спустя несколько дней. Поэтому в случае его поломки рекомендуется установить аналог даже в пределах 500 рублей, который точно сможет отслужить минимум полгода-год.
Сколько стоит ДТОЖ?
На рынке представлен широкий выбор ДТОЖ от разных производителей. В среднем датчик охлаждающей жидкости стоит 250–300 рублей. Стоимость может отличаться в зависимости от региона и производителя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости необходим для нормальной работы двигателя. Найти ДТОЖ можно, не имея специализированного образования. Своевременная замена детали позволит сохранить ресурс ДВС.
Заключение
Мы узнали, где стоит и как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на самой молодёжной машине ВАЗ-2114. Заменить его не составит труда у любого автовладельца, имеющего минимальные навыки ремонта и скромный инструмент. Покупайте оригинальный ДТОЖ или брендовый аналог, чтобы автомобиль порадовал надёжностью.
ли со статьей или есть что добавить?