Трактор Т-40. Обзор модификаций, инструкция по эксплуатации, отзывы
Модель трактора Т-40 выпускалась на Липецком заводе с 1961 по 1995 года. Всего с конвейера сошло более 1 миллиона различных модификаций Т-40. На основе этого устройства была разработана целая линейка тракторов. В дальнейшем технические характеристики этой машины были использованы при конструировании ЛТЗ.
История бренда
По окончанию Второй Мировой Войны Липецкий завод начал выпуск гусеничных тракторов, поскольку в этой технике остро нуждались многие жители сельской местности для восстановления своего хозяйства. Однако, шло время, и трактора на гусеницах уже не устраивали по своим техническим характеристикам и скорости выполнения работ. Больший спрос был на колесные варианты.
Благодаря своей широкой области эксплуатации и надежности конструкционных узлов, модель трактора Т-40 пользуется спросом и до сих пор.
В 1958 году компания полностью отказалась от выпуска гусеничных машин и взяла курс на колесные модели. Первая модель серийного производства была выпущена в 1960 году.
Трактору Т-40 нашли применение в сельском хозяйстве, дорожных, коммунальных и строительных предприятиях.
Практически сразу начались разработки и прохождение испытания более мощного вида Т-40. Во время проектировки этой модели были учтены недостатки предыдущих машин. Люди оценили возможности Т-40 и начали покупать его прямо с конвейера, благодаря этому компания была обеспечена заказами на очень долгие годы. Вплоть до окончания производства Трактор Т-40 пользовался большим спросом среди покупателей.
Трактор Т-40 — Технические характеристики
Каждому времени присущи легенды, и если рассматривать шестидесятые годы прошлого века, то трактор т 40 к ним относится. Даже в наше время, когда с момента выпуска первой «сороковки» прошло шестьдесят лет, разговаривая о тракторах, у обывателя всплывает образ Т-40.
Начало т40 берёт в 1961 году, когда первый трактор вышел из цехов завода в Липецке. Модель стала для организации культовой, поскольку в последующие годы взята за основу серии специализированной техники.
За надёжность и технические характеристики трактор т 40 стал бестселлером среди рабочих и фермеров. Машина замечена на международном уровне, о чём свидетельствуют многочисленные награды. Популярность подтверждается количеством созданных машин, за время выпуска (1961-1995г.г.) 1,2 миллиона экземпляров, которые вопреки времени, всё ещё работают на пользователя.
Трактор Т-40 АМ
В Советском Союзе было широко развито тракторостроение. Выпускалось большое количество техники, перед которой ставились определенные задачи и условия. Популярностью славилась модель Т-40 АМ, которая производилась на Липецком тракторном заводе в период с 1961 по 1995 год. О нем и пойдет речь в статье.
Универсально-пропашной сельхозагрегат Т-40 (ЛТЗ)
Трактора
Колесный трактор Т-40 разработан в Липецке на заводе (ЛТЗ) и там же выпускался с 1961 по 1995 год. Популярность и продолжительный период производства этому универсально-пропашному сельхозагрегату обеспечили удачная конструкция и технические характеристики.
Трактор Т-40: технические характеристики, размеры, расход топлива
Трактор Т-40, технические характеристики которого очень даже неплохие, выпускался когда-то в СССР. Однако до сих пор остается одной из самых популярных моделей у фермеров и мелких предпринимателей. Эта надежная колесная модель, хорошо знакомая всем, даже далеким от сельского хозяйства людям, ценится прежде всего за надежность и многофункциональность.
Конструктивные особенности, характеристики и модельный ряд тракторов Т-40
Сегодня достаточно сложно найти фермера, который бы не знал, что собой представляют трактора Т 40. Дебют этих агрегатов припал на далекий 1961 год. С тех пор эти надежные сельскохозяйственные машины стали родоначальниками целого ряда техники, производимой Липецким тракторным заводом. Несмотря на то, что трактора Т 40 перестали выпускаться еще в 1995 году, сотни из них продолжают успешно эксплуатироваться на просторах нашей страны.
Обзор модельного ряда
Трактора Т-40 оборудовались двумя двигателями Д-37 (с мощностью 37 лошадиных сил) и Д-144 (44 лошадиных сил).
Двигатель Д-37
Двигатель Д-37
Двигатель Д-144
Модификации тракторов с мотором Д-37:
- Т-40 – основная модель, которая оборудована задним видом привода;
- Т-40А – на этом тракторе был установлен полный привод;
- Т-40АН – модель с полным приводом, но уменьшенными габаритными размерами и высотой клиренса для улучшения проходимости на наклонной поверхности;
А вот модификации тракторов с мотором Д-144:
- Т-40М – стандартная модель с задним приводом;
- Т-40АМ – трактор с приводом 4х4;
- Т-40АНМ – модель с уменьшенным клиренсом и небольшими габаритными размерами.
Назначение
Трактор сороковка предназначен для выполнения сельскохозяйственных и дорожных работ. При выполнении сельскохозяйственных работ его можно применять для:
- вспахивания полей с легким грунтом;
- выполнения земляных и уборочных работ в теплицах;
- погрузки необходимых материалов;
- транспортировки грузов, материалов и убранного урожая;
- сбора садовых урожаев;
- обработки зерновых, силосных и соевых посевных культур, трав, круп, соевых насаждений,
- подсолнечника;
- покоса растительности;
- стогометания.
Трактор применяется для выполнения коммунальных работ, уборки снега и грязи. Может использоваться для несложных земляных работ по оборудованию насыпей и выравниванию участков местности.
Немного истории
Трактор Т-40 производился в Советском Союзе, в г. Липецке, с 1961 по 1995 г. В разное время с конвейера сходили разные его модификации. С 1961 по 1972 г. выпускалось два типа этого трактора: собственно Т-40 с задним приводом и полноприводной Т-40 А. В 1972 г. свет увидела новая модификация этой сельскохозяйственной техники — Т-40 М. Технические характеристики этот трактор имел немного другие. К примеру, у него был больший вес. Помимо этого, у Т-40 М конструкторы предусмотрели функцию переключения ведущих мостов.
За все время производства было выпущено более миллиона таких тракторов. Модели марки Т-40 широко использовались на колхозных и совхозных полях, а также в городском коммунальном хозяйстве.
Двигатель
Трактора на базе Т-40 оснащались четырехцилиндровым дизельным 37-сильным двигателем модели Д37. Дизель с воздушным охлаждением выпускался на тракторном заводе во Владимире. Трактор Т-40АМ (как и все модернизированные машины) оснащался более мощным 50-сильным дизельным двигателем Д144. В некоторых ранних инструкциях модель двигателя указывается, как Д 37Е. Завод гарантировал заявленную мощность двигателя только после обкатки и дополнительной 60-часовой наработки.
Конструктивно двигатели Д37 и Д144 идентичны и представляют собой картер с масляным поддоном, на котором установлены индивидуальные цилиндры. Чугунный корпус цилиндра имеет развитое оребрение для обеспечения надежного охлаждения. Характерной особенностью дизеля трактора Т-40АМ являются камеры сгорания, выполненные в теле алюминиевых поршней.
В жестком картере располагается пятиопорный коленчатый и распределительный валы. Привод распределительного вала шестеренчатый. Головки цилиндров индивидуальные, с развитым оребрением для лучшего охлаждения, имеют по два клапана каждая. Привод клапанов от распределительного вала осуществляется штангами и коромыслами.
Конструктивные особенности двигателя
В основу конструкции тракторов Т-40 вложены дизельные моторы, которые выпускались Владимирским тракторным заводом. Базовая модель трактора укомплектована двигателем Д-37, номинальной мощностью около 38 л. с. Модификации агрегатов, которые выпускались несколькими годами позже, оснащались двигателями Д-144, мощностью 50 л. с. с уменьшенным расходом топлива.
Оба мотора представляют собой 4-цилиндровые четырехтактные конструкции, работающие под воздушным охлаждением. Моторы не оснащаются блок-картерами, а съемные рядные цилиндры снабжаются радиаторными ребрами, предназначенными для лучшего отведения тепла.
Чтобы масло в масляном насосе охлаждалась быстрее и эффективнее, моторы тракторов имеют дополнительные радиаторы. Они отключаются в зимнее время, а летом радиаторы снова включаются. Если и этого не хватает для охлаждения масла , то к двигателю необходимо подключить генератор, который поможет снизить температуру жидкости. При этом важно помнить, что подключать оборудование необходимо строго по схеме подключения генератора. Данные о температуре масла выводятся на отдельные датчики, расположенные на панели приборов внутри кабины.
Моторы приводятся в рабочее состояние посредством электрического стартера или, что бывает гораздо реже, посредством пускового бензинового мотора ПД-8. В любом случае водителю требуется выполнить предварительную установку зажигания согласно схеме в инструкции по эксплуатации.
Даже с учетом наличия минусов в системе охлаждения, моторы агрегатов Т-40 до сих пор считаются наиболее надежными. Они выдерживают значительные нагрузки не только тогда, когда трактор используется в качестве культиватора, но и в ситуациях, когда необходимо работать в паре с погрузчиком на заднюю навеску.
Навесное оборудование
Гидравлическая система трактора Т-40 позволяет приводить в работу профессиональное навесное оборудование, которое может весить до 500 кг.
Борона зубовая
Грабли ворошилки
Борона зубовая
Грабли ворошилки
Грабли
Дисковая борона
Фреза
Дисковая борона
Фреза
Прицеп
Плуг
Плуг
Снегоуборщик
Лущильник
Лущильник
Лопата-отвал
Косилка сегментная
Косилка сегментная
Ковш
Выполняемые работы и оборудование
Т-40 эффективно используется на:
- подготовке земель под посадку (пахота, боронование, культивирование);
- транспортировке грузов;
- заготовку сена;
- обработку сельхозрастений;
- уборочные операции;
- погрузо-разгрузочные функции.
При выполнении работ трактор комплектовался дополнительным оборудованием. При этом к положительным особенностям причисляют комплектование оборудованием от меньшего по размерам Т-30, и от грузоподъемного МТЗ-80.
Универсальность трактору придают два ВОМ: задний и боковой. К часто применяемому навесному и прицепному оборудованию для совместной работы относят:
- многообразные плуги (прицепные, навесные) для работ по обработке почвы;
- земельные планировщики, бороны, культиваторы, измельчители, рыхлители;
- агрегаты комбинированные для обработки полей;
- навесные устройства, виллы, приспособления для скирдования, погрузчики, КУН (ковш на задней навеске);
- косилки, резчики силоса;
- картофелесажалки, окучники, картофелекопалки;
- платформы, полуприцепы и прицепы;
- цистерны и агрегаты для полива.
Несмотря на количество навески для Т-40, при использовании на тяжелых почвах, не хватало производительного оборудования. Это относилось к специализированным плугам и фрезам.
Модели оборудования Т-30 малопроизводительны, а МТЗ-80 тяжелы для производительности. Поэтому механизаторы часто переделывали плуги от Беларус 80 и Т-74, с последующей регулировкой.
Больше всего увеличивали производительность изготовленные фрезы, так как совмещали в себе устройства: культиватор, барону, иногда плуг.
Для производства погрузочно-разгрузочных операций, необходимых зимой по расчистке дорог от снега при подъезде к фермам, комплексам, механизаторы устанавливали на трактор Т-40 самодельный фронтальный погрузчик (КУН).
Установленный на задней навеске ковш помощью гидроцилиндра выполнял функции бульдозерного и погрузочного оборудования, что позволяет использовать Т-40 с КУНом круглый год.
Система охлаждения
Технические характеристики Т-40АМ соответствовали заявленным только при условии надлежащего охлаждения двигателя, которое осуществлялось потоком воздуха от осевого вентилятора. В канале воздухозаборника вентилятора стоял поворотный диск, при помощи которого регулировалась интенсивность воздушного потока. Вход в канал оснащался защитной сеткой, предотвращавшей попадание посторонних предметов в вентилятор.
Нагнетаемый воздух поступал в установленный на цилиндрах направляющий кожух и выходил наружу через ребра на цилиндрах и головках. Внутри кожуха имеются дополнительные дефлекторы для лучшего распределения воздушного потока между цилиндрами. Привод вентилятора осуществлялся двумя ремнями от коленчатого вала двигателя.
В качестве дополнительного средства поддержания температурного режима двигателя служил масляный радиатор, который мог отключаться в холодное время года. Масляный радиатор находится внутри направляющего кожуха и обдувается потоком воздуха от вентилятора.
При эксплуатации трактора в зимнее время капот двигателя рекомендовалось закрывать утеплительным чехлом. Такой утеплитель поставлялся заводом по заказу. Контроль над системой охлаждения велся по датчику температуры масла и по сигнальной лампе, которая загоралась при обрыве приводного ремня вентилятора.
Основные преимущества
Плюсом моделей Т-40, технические характеристики которых будут рассмотрены в статье ниже, считается прежде всего их универсальность. Купив такой трактор, можно производить не только большое количество самых разных сельскохозяйственных работ: пахоту, косьбу, стогометание, обработку пропашных культур, уборку снега и т. д. Допускается использовать эту модель и для транспортных перевозок. Все что для этого нужно – присоединить к трактору Т-40 тележку. В этом случае можно будет перевозить сено, ветки, мусор и проч.
Популярность эти советские модели у фермеров заслужили в том числе и за то, что их можно без переоборудования агрегатировать с навесными механизмами, предназначенными для более легкой техники – Т-25, и более тяжелой – «Беларусь». Относят к достоинствам тракторов Т-40 также:
- хорошую проходимость и маневренность;
- легкость ремонта и возможность без проблем приобрести любые детали;
- простоту управления.
Преимуществам этой модели считается также не слишком большой расход топлива и надежность. Ломаются тракторы Т-40 очень редко. Узлы трансмиссии и ходовой части этой модели имеют большой запас прочности. Именно это и определяет долгий срок ее службы. Трактор Т-40 М, технические характеристики имеющий просто отличные, и другие модификации базовой модели Т-40 отличаются тем же широким набором преимуществ.
Достоинства и недостатки трактора Т-40
Плюсы:
- Высокая проходимость на любом грунте.
- Легкость маневрирования на любой скорости.
- Весь функционал трактора доступен на заднем ходу.
- Легкость управления.
- Универсальность: возможность комплектации навесным оборудованием для машин других типов (Т-25, «Беларусь»).
- Отсутствие проблем с запчастями и техническим обслуживанием.
- Надежность, долговечность.
- Рулевое управление трактора оснащено гидроусилителем руля.
Трактор т-40 с навесным оборудованием
Минусы
Основной недостаток трактора – воздушное охлаждение мотора. Из-за него возникают эксплуатационные сложности:
- Охлаждение недостаточно эффективно в жару.
- Осложнен прогрев двигателя перед запуском в зимний период.
- Отсутствие подогрева и кондиционирования в водительской кабине, из-за чего работа в жару и в холод становится некомфортной.
Устройство
Т 40 состоит из комплекта основных узлов и агрегатов. К ним относятся:
- ходовая часть;
- трансмиссия;
- гидравлика;
- коробка передач;
- рулевое управление;
- силовая установка;
- кабина;
- навесное оборудование.
Управление трактором и дополнительным оборудованием осуществляется трактористом из кабины.
Кабина
Одноместная кабина представляет собой каркасную раму, которая защищает тракториста в случае опрокидывания трактора. С левой стороны находится дверь. Остальные стороны выполнены из стеклянных панелей, которые закреплены в каркасе. Благодаря полному остеклению, тракторист имеет круговой обзор, что позволяет контролировать качество работы. На лобовом стекле находится стеклоочиститель.
Система кондиционирования и обогрева кабины отсутствует. В кабине справа от тракториста расположен вентилятор. Для обогрева переоборудуют канал отвода выхлопных газов, который пропускают через кабину.
Органы контроля и управления расположены в передней части кабины. На приборную доску выведены датчики давления масла и его температуры, запаса топлива, степени зарядки аккумуляторных батарей и давления воздуха.
Рулевое колесо, педали имеют классический вариант установки. Рычаги коробки передач, реверса и включения дополнительного оборудования установлены справа от рулевого колеса.
Общая комплектация кабины и расположение рычагов управления создают удобство в работе.
Дополнительное оборудование
Благодаря своей высокой многофункциональности, проходимости и мощности, для трактора Т 40 разработано несколько вариантов навесного оборудования. Это может быть прицепное сельскохозяйственное оборудование:
- плуги и культиваторы для обработки земли;
- наполнители зерна для проведения посевных работ;
- оборудование для уборки урожая;
- стогометатель.
Трактор может выполнять функции фронтального погрузчика. В прицепным бункером может использоваться в качестве перевозчика урожая, силоса, комбикорма.
Для выполнения земляных работ трактор может оборудоваться экскаваторным ковшом или бульдозерным отвалом. Для снятия асфальта может устанавливаться пила или дробилка.
Устройство коробки передач агрегата
Представители семейства Т-40 снабжались 8-скоростной четырехходовой механической коробкой переключения передач, которая имела одну замедленную передачу. Несмотря на немалую массу трактора, наличие реверса в КПП делало его достаточно маневренным, а также существенно повышало производительность агрегата.
Отличием коробки передач стало поперечное расположение валов и ручная регулировка клапанов. Благодаря этому конструкция КПП была немного укорочена и соединена в одно устройство с элементами заднего моста. Вследствие также удалось достичь уменьшения массы механизма переключения передач.
Передняя перегородка трансмиссии крепится к корпусу сцепления, поэтому перед тем, как настроить плуг, водитель должен полностью выжать сцепление трактора. Эта перегородка также оснащается резьбовым соединением, позволяющим установить отдельные элементы управление трактором.
Задняя стенка снабжена пружинным крепежом для монтажа рычагов навесного инвентаря. В этом же месте находится ВОМ-удлинитель. По краям установлены рукава тормозной системы. В связи с этим, если не выключается скорость, достаточно просто снова заново выжать педаль сцепления, и понизить передачу.
Механизмы и рычаги переключения передач, реверс и дифференциалы располагаются на верхней крышке коробки. Чтобы отремонтировать или заменить их, потребуется разобрать коробку, снять сломанные детали и установить новые запчасти.
Инструкция по эксплуатации
Каждый владелец трактора Т-40 или тот, кто планирует его покупать, должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации. Если бумажный носитель где-то затерялся, то на форумах можно найти электронную версию инструкции по эксплуатации.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Скачать Руководство по эксплуатации трактора Т-40
Техническое обслуживание
Для продления ресурса работы трактора Т-40 необходимо проводить техническое обслуживание в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. Очистка трактора от остатков грязи и пыли должна происходить по окончанию каждого выезда. Это поможет предотвратить появление коррозии на элементах устройства.
Масло М-10Г2к Масло М-10В2
Масло М-10Г2к Масло М-10В2
Масло STOU
МаслоТАД-17и
Требуемые масла:
- Производите замену моторного масла через каждые 250 часов эксплуатации. Для замены наилучшим образом подойдет советский М-10Г2к или М-10В2.
- Гидравлическое масло необходимо менять через 500 моточасов. Для гидросистемы можно использовать любое универсальное масло типа STOU.
- Трансмиссионное масло подлежит замене всего 1 раз в начале сезонных работ. В качестве свежего смазочного материала рекомендуется использовать советский Тап-15В или ТАД-17и.
Расход топлива
Нельзя сказать с точностью, какой будет расход топлива при эксплуатации трактора Т-40, поскольку это зависит от большого количества факторов: скорости езды, качества грунта, типа выполняемых работ и объема двигателя.
Наименьший расход топлива будет при использовании двигателя Д-37, его показатель минимально может составлять 7,28 кг/час.
Это является значительным недостатком, поскольку многие в целях экономии отдают предпочтение машинам с меньшим расходом топлива.
Основные неисправности и способы их устранения
Если двигатель трактора Т-40 чрезмерно греется во время эксплуатации (основной причиной является чрезмерное нагревание масла в картере):
- Засорилось межреберное пространство (следует остановить двигатель и очистить данное пространство);
- Засорилась защитная сетка вентилятора (следует ее очистить);
- Слабое натяжение или обрыв ремня вентилятора (необходимо откорректировать его положение или заменить);
- Нехватка или чрезмерное количество смазочного материала (долейте или слейте его).
Еще одной причиной того, что двигатель очень греется при работе, является увеличенная нагрузка на этот узел.
Следующие причины могли послужить тому, что мотор не запускается:
- Нет топлива в поплавковой камере карбюратора (засорился трубопровод или неверная настройка топливной смеси);
- Попадание воздуха из-за неполного прилегания прокладок;
- Проблемы со свечой зажигания;
- Неверная настройка положения угла зажигания.
Техническое обслуживание трактора
Для трактора Т 40 АМ проводятся номерные технические обслуживания:
- ТО 1;
- ТО 2;
- ТО 3.
Периодичность их проведения зависит от показателя счетчика мото-часов и датчика израсходованного горючего. ТО 1 должно проводиться через каждые шестьдесят часов работы агрегата. При этом должно быть расходовано 350 кг дизельного топлива. В процессе обслуживания выполняют следующие работы:
- Доливается топливо.
- Доливается масло в картер.
- Очищается система воздушного охлаждения.
- Меняется масло в поддоне воздухоочистителя.
- Доливается масло в гидравлическую систему.
- Смазать узлы переднего моста.
- Очистить поверхность двигателя.
- Проверить ремень вентилятора.
- Осмотреть аккумулятор и долить дистиллированную воду.
- Слить отстой.
- Подтянуть крепления колес.
- Проверить, хватает ли давления воздуха в колесах.
ТО 2 проводят после того, как машина отработает 240 часов и расходует 1400 килограмм горючего. В этом случае действия будут такими:
- Выполняются все пункты ТО.
- Моется поверхность трактора.
- Доливается масло в ступицы переднего моста.
- Смазываются рабочие узлы.
- Очищаются фильтры.
- Проводится регулировка муфты сцепления Т 40 АМ.
- Проверяется электропроводка.
- Подтягиваются крепления всех узлов.
ТО 3 проводится после того, как трактор проработает на протяжении 960 часов, при этом использовав 5 600 килограмм горючего. При выполнении технического обслуживания понадобится выполнить следующие действия:
- Выполняются все пункты ТО 2.
- Производится смена масла в топливном насосе и переднем мосту.
- Меняется смазка в генераторе.
- Очищается все узлы топливной системы.
- Чистятся форсунки и распылитель.
- Осматривается генератор и при необходимости очищается коллектор.
- Производится зарядка аккумулятора.
- Очищаются топливные баки обоих двигателей.
- Меняются фильтры.
- Осматривают колеса переднего моста и регулируются зазоры подшипников.
- Меняются местами шины всех колес.
- Проверяется работа трактора на холостом ходу.
При необходимости производится ремонт трактора.
Эксплуатационные параметры
Технические характеристики Т 40 остаются уникальными на протяжении многих лет. Они позволяют использовать технику для выполнения многих функций.
Параметр | Единица измерения | Величина |
Вес трактора Т 40 | тонн | 2.2-2.7 |
Габариты трактора Т 40: | ||
длина | метр | 3.7 |
высота | метр | 2.4 |
ширина | метр | 1.65 |
Ширина колесной регулируемой колеи | метр | 1.2-1.8 |
Наличие передач (вперед/назад) | шт | 7/7 |
Скорость движения: | ||
минимальная | км/ч | 1.6 |
максимальная | км/ч | 30 |
Высота дорожного просвета | метр | 0.5 |
Разница в массе трактора составляет 0.5 тонны. Сколько весит трактор Т 40, зависит от его модификации и модели двигателя.
Двигатель и топливный расход
Длительное время на сороковку монтировался двигатель Д 37. Более поздние модели трактора оборудованы мотором Д 144. Оба силовых агрегата дизельные, четырехцилиндровые с воздушным охлаждением. Чтобы понять разницу, необходимо рассмотреть характеристики каждого из них.
Параметр | Единица измерения | Величина | |
Д 37 | Д 144 | ||
Мощность | л.с. | 37 | 50 |
кВт | 27.2 | 36.8 | |
Частота оборотов коленчатого вала | об/мин | 1500 | 1800 |
Диаметр цилиндров | см | 10.5 | |
Глубина хода поршней | см | 12.0 | |
Объем | куб.л. | 4.15 | |
Наибольший крутящий момент | Нм | 192 | 205 |
кгс.м | 19.8 | 20.8 | |
Расход топлива | грамм/кВт | 240 | 245 |
литра/час.л.с. | 7.0 | 7.5 | |
Вес | кг | 370 | 390 |
Сравнительная таблица показывает, что мощность двигателя Т 40 поздней модификации немного больше. При этом, объем двигателя Т 40 для старых и новых моделей одинаков. Вес двигателя Т 40 колеблется в зависимости от навесного оборудования.
Способ запуска двигателей — электрический стартер, для последних моделей — пусковой бензиновый двигатель ПДВ-8.
Устройство двигателя Т 40 включает: топливную и масляную системы, топливную аппаратуру, систему трубопроводов, кривошипно-шатунный и распределительный механизмы, пусковое устройство, шкив для вентилятора. Из навесного оборудования на двигателе располагается пусковой стартер, генератор, воздухоочиститель, масляный фильтр.
Моторы Д 37 и Д 144 устанавливались на определенные модели, которые имели свое назначение.
Средства запуска
Двигатель мог комплектоваться электростартером или бензиновым пусковым двигателем ПД 8. Чаще всего Владимирским заводом выпускались моторы, оснащенные электрическим стартером. В зависимости от типа стартера трактор оснащался аккумуляторными батареями различной ёмкости.
«Пускач» ПД 8 представлял собой небольшой двухтактный двигатель воздушного охлаждения мощностью около 7 л.с. В качестве топлива использовалась смесь низкооктанового бензина А 76 и масла. Запас топлива находился в отдельном бачке емкостью около трех литров, расположенном под капотом основного двигателя.
Двигатель ПД 8 имел собственную систему зажигания от магнето. Для пуска двигателя предусматривался отдельный электростартер, которым обычно не пользовались, прибегая к ручному способу с помощью шнура.
В качестве вспомогательных устройств запуска использовались декомпрессионный механизм и электрическая свеча для подогрева, подаваемого в цилиндры воздуха. Свеча устанавливалась в начале впускного коллектора. Декомпрессор мог использоваться как средство экстренной остановки двигателя.
Опционально трактор мог оснащаться пусковым приспособлением 5ПП 40А. Данное устройство распыляло легкоиспаряющийся эфир во впускной патрубок, что заметно облегчало пуск в условиях низких температур.
Трансмиссия
Трактор Т-40АМ оснащался восьмискоростной коробкой передач. Все они могли использоваться как для переднего, так и для заднего хода. В коробке имелась отдельная передача заднего хода, которая использовалась при осуществлении маневрирования. Непосредственно за сцеплением устанавливался конический редуктор. Благодаря нему коробка имела поперечное расположение валов.
Для расширения диапазона скоростей и тяговых усилий на коробку скоростей мог ставиться двухскоростной ходоуменьшитель. Для привода навесных и прицепных агрегатов трактор имел гидросистему, пневмосистему и два вала отбора мощности. Валы размещались на боковой и задней части картера коробки передач.
Двигатель устанавливался через резиновые опоры на подрамнике, который жестко соединялся с картером сцепления. Такая силовая схема, в которой картеры агрегатов трансмиссии служат рамой, является обычной для колесных тракторов.
Трансмиссия и ходовая часть трактора
Устанавливаемая трансмиссия включает:
- Сцепление;
- Механическая коробка переменных передач;
- Устройство преобразования (уменьшения) скорости;
- Боковой, отбирающий мощность вал;
- Задний, отбирающий мощность вал.
Агрегаты, входящие в элементы шасси:
- Комплекс узлов, соединяющий колёса передней оси;
- Комплекс узлов, соединяющий колёса задней оси;
- Остов, состоящий из двух половин рам;
- Колёса.
Вал отбора мощности трактор Т-40:
За счёт простоты и надёжности, ходовая часть легко обслуживается и ремонтируется. Недостаток трактора Т-40М, управляемость на влажной дороге. Это привело к тому, что владельцы агрегата тюнинговали машину, устанавливая переднюю ось с приводом на неё. В то же время, заводом выпускалась модель трактор с полным приводом, маркировка т 40 ам.
Схема подвески колёсной части отличается. Передняя ось с пружинами, задняя жесткая. Проходимость трактора повышена, применяется необычный рисунок на протекторе.
Регулировка клапанов
Газораспределительный механизм у двигателя трактора Т-40 время от времени нуждается в проверке и максимально точной регулировке клапанов, которая обычно выполняется не в ремонтном, а в рабочем порядке самим оператором машины. По техническим правилам подобная регулировка должна проходить каждые 480 ч работы трактора (то есть не реже чем через 20 суток).
Двигатель Т-40 имеет стандартно 4 клапана – два выпускных и два впускных для запуска в цилиндры свежего воздуха, выпуска отработанных газов и защиты камеры сгорания. Для двигателей Д-36, Д-37 они имеют тарелки разных диаметров – выпускные на 4 мм меньше. Клапаны приводятся в действие посредством бокового усилия коромысел на их стержни. Именно в отладке величины зазора между бойками коромысел и клапанными стержнями, а также в обеспечении наиболее плотного прилегания клапанов к сёдлам и заключается регулировка этого механизма:
- Если зазор между клапанами и коромыслом маловат, то может происходить нежелательная утечка газа,
- Если это расстояние велико, то это может стать причиной стука и быстрого износа деталей.
- На шкиве привода устанавливается положение поршня первого из цилиндров двигателя в конечное положение сжатия до закрытия впускного и выпускного клапанов.
- Снимается клин заднего кардана. Это можно сделать, если переместить вал с поворотом руля на себя, тогда кардан легко отводится в сторону.
- Ослабляется контргайка у регулировочного винта коромысла.
- Проверяется величина зазора специальным щупом. В идеальном случае при холодном двигателе она должна составлять ровно 0,3 мм.
- Регулируется величина зазора путем изменения степени завинченности винта (закручивая его сильнее либо ослабляя).
- Снова проводится контроль величины посредством щупа.
- При удовлетворительных контрольных данных устанавливается обратно и затягивается контргайка.
На видео трактор т-40АМ в работе:
Конструкция механизма навески
Задняя навеска в конструкции трактора предназначается для установки различного навесного инвентаря. Она представляет собой стандартный механизм, оборудованный центральной и двумя боковыми продольными тягами.
Две боковые тяги соединяются с валовыми рычагами посредством раскосов. На валу рядом с рычагами находится кривошип, которые соединяется с гидравлическим цилиндром. Такая схема соединения позволяет сделать навеску более надежной и долговечной.
Для использования вместе с трактором подходят различные виды навесного оборудования, инвентаря для заготовки кормов, вспашки целины и ухода за овощными культурами. Также есть возможность установки погрузчика, грузоподъемность которого не должна превышать 800 кг.
Отзывы владельцев
Вот что говорят на тематических форумах владельцы тракторов Т-40.
Олег:
«Что можно сказать о Т-40 АМ? Старый советский трудяга. Проходимость по любому грунту хорошая, управление простое при любой скорости, простота подсоединения навесного оборудования, надежность и долговечность комплектующих. Однако есть и минус: система охлаждения мотора ни куда не годиться, мотор постоянно греется.»
Стоимость техники
Продажа тракторов Т 40 АМ становится доступной для любых слоев населения, поскольку его стоимость зависит от давности производства и степени его изношенности. Минимальная цена этого агрегата составляет 40 000 рублей. Возрастает она при условии комплектации Т 40 дополнительным навесным оборудованием.
Особенности версии с полным приводом
Одной из важнейших характеристик Т-40АМ является наличие привода на передние колеса. Для осуществления привода дополнительно ставились передний мост с редуктором, раздаточная коробка и карданный вал. Трактор с полным приводом позволял выполнять работы на сложных почвах и развивать большие тяговые усилия при одинаковых скоростях передвижения.
Передний мост Т-40АМ оснащался автоматическим дифференциалом, отключавшим привод при пробуксовке передних колес. На полуосях моста устанавливались конечные передачи, к выходным валам которых крепились фланцы для передних колес. Для улучшения плавности хода передняя подвеска оснащалась пружинными амортизаторами.
Двигатель Т-40: технические характеристики
Т-40 — довольно-таки мощная и при этом быстроходная модель. Эти ее характеристики объясняются прежде всего тем, что в ее конструкции используется надежный двигатель. Ранее он маркировался Д-37 и имел мощность 37 л. с. Сейчас этот мотор выпускается ОАО ВМТЗ как Д-144. На Т-40 может быть установлена одна из двух его разновидностей: на 37 или 50 л. с. Ниже представлены характеристики этого двигателя.
Частота вращения (об/мин)
Объем цилиндров (л)
919 х 741 х 848
919 х 741 х 848
Работает четырехтактный двигатель Т-40 на дизельном топливе. Охлаждение у него воздушное. Отличить трактор с двигателем Д-37 от модели, оснащенной Д-144, не сложно. У первого капот скругленный, у второго – прямоугольный.
Известные модификации тракторов Т-40
На протяжении периода выпуска трактора Т-40 его конструкция часто менялась, что стало следствием появления нескольких популярных модификаций агрегата. Предлагаем обзор самых известных из них.
Главным отличием между моделями становился двигатель, используемым производителем. Семейство агрегатов с моторами Д-37 насчитывало три модели, каждая из которых имела свои характеристики и отличия:
- Модель Т-40А – полноприводный агрегат с доработанной электропроводкой. Машина снабжалась улучшенной трансмиссией и сцеплением, что позволило использовать ее при строительстве и ремонте дорог;
- Трактор Т-40АН – также полноприводная модель, позволяющая выполнять подключение генератора большой мощности. Это дало возможность избавиться от проблем в случаях, если машина плохо заводится на холодную. Данная модель имела уменьшенный клиренс, что не позволяло использовать ее для работы на склонах;
- Модель Т-50А – проектировалась специально для работы в паре с погрузчиком. Этот агрегат ориентировался на работу в промышленной сфере. Для него было сложно приобрести запчасти даже в период активного производства трактора.
Следующие несколько моделей отечественных тракторов снабжались двигателями Д-144. По внешним признакам они отличались от моделей с 37-ым мотором прямоугольной формой капота то время, как у агрегатов с двигателями Д-37 он был немного закруглен по бокам. К семейству с моторами Д-144 относится:
- Трактор Т-40М – агрегат с задним ведущим приводом. Использовался для различных работ на огороде, в поле и на производстве. Если требовалось улучшить производительность машины, владельцу было достаточно заменить выжимной подшипник и поменять несколько элементов сцепления;
- Модель Т-40АМ – агрегат с полным приводом, который оснащался улучшенной коробкой передач и сцеплением для повышения маневренности. На него можно было устанавливать небольшую фрезу для обработки почвы, борону, плуг и другой инвентарь;
- Трактор Т-40АП – производился исключительно для работы в коммунальных службах. В поле эта машина практически не использовалась;
- Т-40АНМ – эта модель предназначалась для обработки грунта на склонах. Оборудовалась мощными штатными грунтозацепами для лучшей сцепки с землей.
Каждый из представителей тракторов Т-40 нашел свое применение и до сих пор активно эксплуатируется в полях или на производстве.
Гидравлика
Механизмы и узлы гидравлики:
- Гидромеханический усилитель;
- Распределитель с четырьмя секциями;
- Цилиндры (основной и выносной);
- Станция насосная, масляного типа;
- Блок для монтажа дополнительного оборудования;
- Патрубки.
Модификации трактора
Условно, модернизированные трактора делят по типу привода и используемой силовой установки. Агрегаты укомплектованы двигателями, выпуск которых налажен во Владимире. Установка Д-37 (38л.с.) и установка Д-144 (50л.с.).
Заключение
Отзывы владельцев Т 40 АМ говорят о том, что агрегат до сих пор остается надежным в эксплуатации. Машина хорошо переносит все процессы работы и практически не изнашивается. При необходимости ремонта запчасти легко купить. Благодаря этому Т 40 АМ будет еще долго служить своим хозяевам.
Пневматическая и гидравлическая системы
Все машины Т-40 снабжались гидромеханическим усилителем в рулевом управлении. Привод гидроусилителя и остальной гидравлики осуществлялся от одного насоса, но с помощью разных магистралей. Для управления узлами системы применялся гидрораспределитель золотникового типа.
Пневматическая система трактора состояла из компрессора с регулятором давления, ресивера и соединительных трубопроводов. Привод компрессора осуществлялся от дизеля трактора.
Приборы контроля и управления
Описание устройства Т-40АМ будет неполным без рассказа об условиях работы водителя. Трактор оснащался металлической закрытой кабиной с двумя дверями. Кабина имела внутри жесткий каркас безопасности. Крыша изготавливалась из фанеры, обшитой кожзаменителем.
Опционально могла быть установлена кабина с улучшенными характеристиками. Она оборудовалась системой отопления с дополнительным вентилятором. Теплоносителем для системы отопления являлось разогретое масло из гидравлической системы трактора.
На задней части кабины располагался инструментальный ящик и топливный бак емкостью 70 литров. Бак снабжен мерной линейкой для контроля запаса топлива.
Сидение водителя – с регулировками по жесткости и по расстоянию от руля. Спинка имеет три фиксированных положения по углу наклона. Рулевая колонка могла регулироваться по углу наклона. Щиток приборов оснащен всеми необходимыми индикаторами и переключателями.
На лобовом стекле установлен хорошо видимый водителю датчик крена. При достижении опасных углов датчик сигнализирует об этом световой и звуковой индикацией.
Размеры
Трактор Т-40 имеет габариты 3660 х 1620 х 2530 мм. Модификация Т-40 А немного длиннее базовой (почти на 200 мм). При этом полноприводной Т-40 А весит больше Т-40 примерно на 300 кг – около 2,5 тонны.
Эксплуатация трактора в наши дни
Несмотря на то, что «сороковка» не производится уже более 20 лет, она продолжает исправно служить своим владельцам. Найти б/у Т-40АМ на рынке вторичных машин не составляет труда. Чаще всего машину покупают для обработки небольших земельных участков.
Топливная экономичность трактора, его универсальность и низкая цена становятся решающими факторами при покупке. Немаловажно, что многие запасные части подходят от распространенных тракторов МТЗ. Обслуживание может осуществляться без специальных инструментов и не требует высококвалифицированного персонала.
Владельцам стоит помнить, что трактор очень требователен к чистоте ребер двигателя. Если они забиты грязью и замаслены, то двигатель очень быстро перегревается и возникает опасность пожара.
ли со статьей или есть что добавить?