Правила проезда во дворах жилых домов, сквозное движение через жилую зону
Соблюдение ПДД при въезде и выезде из двора
В этой статье будут рассмотрены пункты правил дорожного движения, относящиеся к въезду на прилегающую территорию и выезду из нее.
На всякий случай напомню, что к прилегающим территориям относятся дворы, стоянки, автозаправочные станции, территории предприятий и прочие объекты, не предназначенные для сквозного движения транспортных средств.
Поскольку количество автомобилей за последние годы значительно возросло, все чаще возникают ситуации, в которых требуется разъезд при въезде или выезде из двора. Именно о них сегодня и пойдет речь:
Кроме того, Вы узнаете, как наиболее безопасно въезжать и выезжать с прилегающих территорий.
За какие нарушения водители могут быть оштрафованы во дворах жилых домов и в зоне действия знака «Жилая зона».
Многие водители, въезжая в жилой двор после загруженных городских дорог, устав от бесконечных пробок, камер фотовидеофиксации, от многочисленных ребусов из дорожных знаков, вечно бегущих на красный свет пешеходов, с облегчением вздыхая, расслабляются. Особенно если речь идет о родном дворе возле дома.
Некоторые водители настолько расслабляются, что забывают о том, что проезд по дворам и дорогам в жилых зонах также регулируется Правилами дорожного движения, которые здесь никто не отменял. Увы, немало водителей забывают об этом, считая, что дворы, как чистое поле в тайге, не попадают под действие ПДД. И часто за это расплачиваются рублем. Давайте вспомним, за какие нарушения водители могут получать штрафы во дворах и на дорогах в жилой зоне.
Для начала давайте вспомним, где в действующих ПДД говорится о дворах и жилых зонах. Для этого нужно обратиться к пункту 17 ПДД РФ Движение в жилых зонах:
Итак, дворовые территории, согласно пункту 17.4 ПДД РФ, приравнены к дорогам, которые находятся в зоне действия дорожного знака «Жилая зона».
Также водители не должны забывать о том, что дворы и жилые зоны – это равноправные элементы дорожной сети. Соответственно, как и на обычных автомобильных дорогах, водители ДОЛЖНЫ соблюдать все предписанные Правилами дорожного движения обязанности. Особенно стоит обратить внимание на эти положения тем водителям, которые считают, что при заезде во двор жилого дома отменяется правило «уступи пешеходу», а также правила первоочередного проезда на дороге при разъезде с другими автомобилями.
Именно от незнания ПДД или от забывчивости водителей во дворах происходит множество аварий (в том числе с участием пешеходов), а также дорожных конфликтов, которые часто приводят к повреждению чужого имущества и даже потасовке между водителями, заканчивающейся побоями. Но всего этого могло бы не быть, если бы водители чтили ПДД и не забывали, что двор – это не отдельное государство в государстве, где перестают действовать Правила дорожного движения.
Мы собрали для вас 7 самых частых нарушений Правил дорожного движения, которыми грешат водители на дворовых территориях и на дорогах, находящихся в жилых зонах.
ПДД: жилая зона. Правила движения, парковки, стоянки
Для напоминания водителям о границах территории, где необходимо соблюдать определенный скоростной режим и порядок, устанавливают знак «Жилая зона». В ПДД четко прописаны все требования по скоростному режиму, принципу проезда, приоритеты в границах зоны. Нарушение правил влечет за собой лишение водительского удостоверения и штраф.
Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах
В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.
ПДД в жилой зоне: как ездить, чтобы не нарушать?
На территории дворов многоквартирных домов действуют специальные правила дорожного движения. И хотя сотрудники ГИБДД там появляются крайне редко, водителю не стоит нарушать эти правила.
Требования ПДД, предъявляемые к движению в жилой зоне
Раздел 17 ПДД всецело посвящен движению ТС в жилых зонах. Какие требования предъявляются водителю при движении по таким участкам?
1. Максимально допустимая скорость в жилой зоне – 20 км/ч.
Мотивация такого ограничения понятна: в жилой зоне интенсивное движение пешеходов (особенно, малолетних). Высокая скорость здесь – это предпосылка наезда на пешеходов.
2. Пешеходы в жилой зоне могут двигаться не только по тротуарам или обочинам, но и по всей ширине проезжей части.
Данное требование обосновывается тем, что жилая зона – это фактически «спальный район», поэтому пешеходы здесь – распространенное явление.
3. В ЖЗ преимущество в движении – у пешеходов, а водители ТС обязаны уступать им дорогу.
Все логично, но, правда, здесь есть единственное исключение. Пешеходы не имеют права создавать транспортным средствам необоснованные помехи.
К примеру, если дети рисуют мелом на асфальте, то при приближении машины они должны предоставить водителю возможность проезда.
Въезд во двор
Рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие въезд на прилегающую территорию:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
В данном случае нас интересует только вторая часть пункта 8.3 ПДД. При съезде с дороги необходимо уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, причем не имеет значения, в каком направлении движутся эти пешеходы и велосипедисты.
Кроме того, не следует забывать и про пункт 8.5 правил, который требует занять крайнее положение на проезжей части перед поворотом:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Обратите внимание, что если при повороте направо на придомовую территорию Вы оставите с правой стороны от автомобиля 40-50 сантиметров свободного места, то туда может неожиданно юркнуть другой участник дорожного движения (велосипедист или водитель мопеда). В этом случае дорогу придется уступить и ему.
В 2021 году во многие городские дворы достаточно сложно заехать со встречной полосы, то есть повернув налево. В этом случае следует дополнительно уступить дорогу встречным транспортным средствам (пункт 8.8 ПДД), поток которых может быть довольно плотным, особенно в часы пик.
Поэтому рекомендую строить свои маршруты таким образом, чтобы при подъезде к собственному дому или работе нужно было выполнить только поворот направо для въезда во двор. Практически для любой прилегающей территории подобные маршруты можно легко придумать.
Также рекомендую обратить внимание и на перепады высот при въезде во дворы. Естественно, лучше подъезжать ко въезду во двор с той стороны, где Ваш автомобиль движется под горку. В случае незапланированной остановки это позволит Вам быстро продолжить движение и не заниматься троганием на подъем.
Общее понятие
В ПДД жилая зона – это территория, на которой размещаются дома, объекты коммунального или социального назначения, стоянки транспортных средств. Также к этой территории относятся объекты здравоохранения и образования, гаражные кооперативы и другие места, связанные с обитание людей. К этому же понятию относят дворовые площадки, зоны насаждения растений.
По ПДД жилая зона – это территория, обозначенная соответствующим знаком. Обычно на въезде на такую территорию устанавливается знак 5.21 «Жилая зона». В том месте, где установлен знак 5.22, территория заканчивается, начинается действие правил движения в населенном пункте. На практике подобные знаки встречаются не везде. По умолчанию территория жилой зоны начинается от въезда во двор к домам, больницам, школам и т. д. В разделе 17 ПДД строго регламентируются требования к водителям, которые двигаются по жилой зоне.
По сути, жилая зона – это жилой массив, въезд и выезд которого обозначены соответствующими знаками. Эта зона может иметь сеть своих улиц местного значения.
Знак жилой зоны может:
- быть установленным перед дворами спального района;
- обозначать территорию густонаселенного частного сектора;
- выделять торговую или деловую зону.
Правила дорожного движения и официальные правила разъезда
Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.
Помимо этого, ПДД регламентируют выезд с прилегающей территории. В данном случае Правила предписывают водителю перед выездом занять крайнее положение на проезжей части и уступить дорогу тем, кто движется по ней. При этом вид транспортного средства и его направление движения значения не имеют. Тоже самое касается и въезда во дворы.
К сожалению, четкой регламентации разъезда в глубине дворов и приоритетов при этом в Правилах Дорожного Движения не приводится, что нередко является причиной конфликтов между автовладельцами, каждый из которых пытается доказать свое преимущество, основываясь на невнятных выдержках из различных законодательных актов. Между тем, все просто. Встречный разъезд во дворах между опытными водителями осуществляется на основе взаимоуважения и неписанных правил подобного маневра.
Зона жилых домов и дворовое пространство
В правилах можно увидеть особый раздел, касающийся тонкостей езды на придворовых территориях. В первую очередь, они четко разграничивают понятия, так как статус населенного пункта может наделять одно и то же определение различными смыслами.
К дворовой территории относят земельный участок, разместивший на себе один или несколько жилых домов. К ней же причисляют растительные насаждения, игровые площадки, парковочные места и прочие элементы благоустройства общего назначения.
Жилая территория не обязательно является синонимом дворовой — если границы первой регулируются дорожными знаками 5.21 и 5.22, то для второй нет четкой конкретизации в нормативной документации. Так как знаки жилой зоны редко можно увидеть в городах, к ним принято добавлять и дворовые пространства.
На практике можно наблюдать следующие формы взаимодействия этих двух понятий:
-
при совпадении границ жилой и дворовой территории;
Наконец, еще одно определение применяется в контексте проезда по таким зонам – прилегающая территория. К таковой относят дворовые въездные, выездные пути, жилые массивы, микрорайоны с тротуарами и проезжими дорогами.
Хотя в нашей стране знаки, указывающие на жилую зону, по-прежнему являются диковинками, даже при их отсутствии на территории жилых строений водитель должен руководствоваться соответствующими правилами и соблюдать осторожность.
Определение
Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.
Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.
В придомовую территорию входят:
- Земля, на которой она расположена.
- Насаждения и элементы благоустройства.
Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.
На такой дворовой территории запрещено сквозное движение транспорта. Въезд и выезд с неё регулируется ПДД.
Что это такое
Для начала разберемся с самим понятием жилой зоны. Это определенная прилегающая территория к жилым частным и многоквартирным домам, которая ориентирована на приоритетное движение именно для пешеходов и велосипедистов. Именно эта часть участников движения здесь главная. Автомобилисты относятся ко второстепенной части.
Если говорить простым языком, то речь идет о наших родных дворах, где мы с вами выросли, гуляли, встречались с друзьями, играли в футбол и пр. Эти зоны и называются жилыми. Как раз на них распространяется действие знака 5.21. Проблема лишь в том, что в ПДД используется лишь одно, причем довольно размытое, определение жилой зоны. Ее характеризуют как специально оборудованная территория, на которой действуют соответствующие или особые правила движения, и она ограждена специальными знаками. Но если полагаться на правила ПДД, то любая внутридомовая территория относится к жилым зонам.
Что же это означает? Все просто. Любая подобная территория, соответствующая описаниям в ПДД, считается жилой зоной. Причем вне зависимости от того, установлены там знаки или нет. Об этом должен помнить каждый водитель.
Наглядная картинка даст понять, как выглядит сам знак. По фото видно, что это голубая
Знак 5.22 размещается там, где находится конец жилой зоны, то есть действие на ограничение скорости и прочие лимиты заканчивается лишь после соответствующая знака. Либо после выезда со двора, если знаков не предусмотрено вообще. Это несколько усложняет для водителя задачу понять, где же именно начинается и заканчивая спецзона. Тут поступайте предельно просто. Заезжая во двор, уже при въезде считается, что знак стоит. То же самое при выезде. Это точно позволит избежать штраф за разного рода неправомерные действия. Если вы знаете что-то интересное про правила установки подобных знаков, обязательно пишите в комментариях.
Далее стоит рассказать о том, как ограничения действуют и что нельзя делать.
Что запрещено в жилой зоне по правилам?
В ЖЗ вводится ряд ограничений и запретов. Это делается для обеспечения максимальной безопасности (особенно, пешеходов).
1. В жилой зоне категорически запрещается осуществлять сквозное движение.
К сожалению, ПДД не определяют понятия сквозного движения. Но, применяя принципы толкования права, можно сказать, что оно есть движение сквозь ЖЗ без остановки и без намерения иметь цель движения именно в ЖЗ. Чаще всего цель сквозного движения — это желание сократить маршрут, нежелание участвовать в пробке или заторе и т.п.
2. В ЖЗ категорически запрещена учебная езда.
Мотив и здесь понятен: малоопытный водитель (даже еще и не водитель, согласно ПДД) в жилой зоне может вовремя не сориентироваться и причинить вред как пешеходам, и плотно стоящим на дворовых парковках транспортным средствам.
3. По ПДД в жилой зоне запрещается стоянка транспортных средств с заведенным двигателем.
Это существенный момент, связанный с экологией. Благоприятная среда обитания человека нарушается запахом гари, ГСМ и пр. Поэтому законодатель ограничил стоянку.
Вопрос. Скоро зима и водители столкнутся с проблемой необходимости прогрева двигателя на сильном морозе. Как быть, если стоянка с запущенным двигателем запрещена? Каким образом совместить две необходимости:
- Не загубить силовой агрегат, который после начала движения без прогрева может «застучать».
- Не нарушить ПДД.
Все просто. Правилами запрещается СТОЯНКА ТС, а не остановка. Поэтому, для прогрева мотора водитель имеет, как минимум, 5 минут форы, чтобы довести температуру мотора до рабочей температуры и затем начать движение.
4. По правилам в ЖЗ запрещается стоянка транспортных средств с разрешенным максимальным весом более 3500 кг вне мест, обозначенных знаками и/или разметкой.
Это ограничение относится к стоянке грузовых автомобилей категории С. Требование объясняется:
- с одной стороны, большими габаритами таких ТС;
- с другой, — ограниченностью пространства в ЖЗ, которого недостаточно даже для многочисленных легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в жилой зоне.
Следовательно, для стоянки большегрузов жилая зона оборудуется спецплощадкой, оснащенной разметкой или знаками.
Выезд из двора
Рассмотрим пункты ПДД, регламентирующие выезд со двора:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
При выезде с прилегающей территории необходимо уступить дорогу всем участникам дорожного движения независимо от того, как они движутся.
Отдельно хочу обратите Ваше внимание на велосипедистов, которые активизируются начиная с середины весны и встреча с которыми уже давно перестала быть редкостью. Так вот, далеко не все велосипедисты знают правила дорожного движения, а следовательно выезжая из двора всегда будьте готовы к тому, что по тротуару мимо Вас проедет велосипед со скоростью 20-30 км/ч (значительно быстрее пешехода).
Это особенно актуально, если выезд из Вашего двора происходит через арку или между стенами соседних домов, т.е. возможность заметить велосипедиста заранее отсутствует.
Еще одна особенность выезда из двора. При повороте направо нужно уступить дорогу не только автомобилям движущимся слева-направо (попутно), но и автомобилям, движущимся справа-налево (во встречном направлении). Будьте готовы к тому, что автомобиль, едущий справа-налево, будет ехать по встречной полосе (ему тоже нужно уступить дорогу).
Многие водители не учитывают также и автомобили, едущие с нарушением правил, однако и таких на наших дорогах предостаточно.
Длительный прогрев автомобиля, стоянка авто на холостом ходу
Еще одно нарушение, о котором забывают большинство водителей. Речь идет о стоянке транспортного средства с работающим двигателем. Согласно тому же пункту 17.2 ПДД в жилых зонах, а равно во дворе, запрещена стоянка с включенным двигателем. Немало водителей удивляются, когда узнают об административной ответственности за стоянку автомобиля с заведенным двигателем. Большинство думает, что для прогрева двигателя во дворе можно стоять на месте сколько угодно. Но это не так. Чтобы было понятно, нужно просто вспомнить, что же такое стоянка в понимании действующих ПДД.
Штраф: тот же, как и в случае со сквозным проездом во дворах и других местах жилых зон – 1 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 рублей (статья 12.28 КоАП РФ).
Как ездить
Преимуществом передвижения по жилой зоне обладают пешеходы. По ПДД «Жилая зона» распространяется на весь участок: тротуары, проезжую часть, располагаемую в границах зоны. Пешеходы имеют право передвигаться абсолютно в любом месте, и водитель обязан их пропускать, а тем более он не может создавать помеху гражданам при их передвижении. По ПДД, движение в жилых зонах велосипедистов расценивается так же, как пешеходов, т. е. они имеют преимущества перед автомобильным транспортом. Однако встать на проезжей части, чтобы поговорить по телефону, тем самым создав препятствие транспортному средству, человек не имеет права.
Как разъехаться во дворе
Как правило, при движении двух автомобилей навстречу друг другу одному из них приходятся сдавать задним ходом для того, чтобы обеспечить беспрепятственный объезд другому. Кто именно должен сдавать назад? По соображениям безопасности назад должен сдавать автомобиль, которому для достижения цели требуется проехать наименьшее расстояние. Заставлять встречный автомобиль выезжать задним ходом до самого въезда во двор не только глупо, но и опасно. При этом исключение составляют случаи, когда за рулем автомобиля, который должен бы ехать задним ходом, оказывается начинающий водитель. Как правило, движение задом представляет огромную сложность для новичков. В подобных ситуациях задних ход в исполнении более опытного водителя будет намного безопаснее, даже если расстояние, которое необходимо проехать, будет больше.
Выполняя встречный разъезд во дворах, вовсе не обязательно выезжать задним ходом до самого выезда из двора. Практически в каждом дворе присутствуют расширения, образовавшие стихийно или специально сохраняемые автовладельцами для таких случаев. Для разъезда обычно бывает достаточно принять правее в зоне подобного расширения и остановиться, дав встречному автомобилю возможность проехать. Вариантом данного метода является въезд на любое свободное парковочное место. Паркуемся, встречный автомобиль проезжает, выезжаем и продолжаем движение.
Особый путь решения возникает в случаях, когда один из автомобилей, участвующих в разъезде, является внедорожником. В большинстве дворов проезжая часть окаймляется по бокам некой грунтовой дорожкой, часто размытой и грязной. Легковой автомобиль не сможет воспользоваться данной зоной для разъезда. А вот для внедорожника это не является проблемой. Автомобиль, обладающий внедорожными качествами, смещается на грязную обочину, легковой автомобиль проезжает, внедорожник возвращается на дорогу и продолжает движение в нужном направлении.
Все вышесказанное касалось непосредственного разъезда при движении по одной полосе в противоположных направлениях. Однако в современных дворах существуют и перекрестки дорог, на которые действуют определенные правила дорожного движения. Так, проезд перекрестков по дворах должен осуществляться аналогично таковому на дорогах общего пользования (нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог) – по помехе справа. Тоже самое касается и маневрирования на ограниченной площади нескольких автомобилей. Как правило, при разборе ДТП во дворах основным правилом, которым руководствуются сотрудники ГИБДД, является правило «правой руки».
Правила стоянки и парковки
Стоянка, остановка, парковка легковых и грузовых машин в жилой зоне достаточно подробно прописана в ПДД. Преимущественно правила совпадают с основными принципами дорожного движения, хотя и имеют свою специфику:
Стоянка с функционирующим двигателем запрещена
Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.
По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.
Стоянка грузового транспорта запрещена
Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.
Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.
Стоянка и парковка любого автотранспорта на газоне запрещена
Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.
Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:
-
закон «Об охране окружающей среды»;
Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.
Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.
Какие знаки устанавливают?
Каждый двор знаком не обозначают. На въезде в большие жилые массивы устанавливают знак 5.21, а на выезде 5.22.
Передвижение транспорта на территории, обозначенной этими знаками, разрешено только при соблюдении требований ПДД.
Въезд и выезд со двора по ПДД
Правила дорожного движения требуют учитывать различие между въездом на придомовую территорию и поворотом на второстепенную дорогу.
Примыкание второстепенной дороги всегда обозначается знаками 2.3.1-2.3.7. Если знак на повороте не установлен, то это въезд в жилую зону. Тоже касается и зон, обозначенных как жилые.
ПДД для жилой зоны указаны в 17 главе правил. Нужно учитывать следующие требования:
- Для водителя, покидающего дворовую территорию, не предусмотрено преимущество. Он должен пропустить пешеходов, а также машины, движущиеся по проезжей части дороги, на которую он выезжает.
- Заезжая во двор, нужно пропустить пешеходов и велосипедистов, а также автомобили, которые являются помехой справа.
- Приближаясь к заезду во двор, нужно пропустить автомобиль, который уже начал заезд.
Согласно требованию ПДД в пункте 8.5 нужно внимательно следить за двухколёсными транспортными средствами, которые могут двигаться параллельно с автомобилем. Так как машина занимает всю полосу, прижимаясь к её правому краю, возникает опасность задеть мотоциклиста или велосипедиста.
Разъезд при въезде во двор
Рассмотрим довольно распространенную ситуацию, когда при въезде во двор встречаются 2 автомобиля, едущие в противоположных направлениях. При этом неширокий въезд во двор не позволяет разъехаться, т.к. 2 автомобиля на дорожке просто не умещаются. Возникает вопрос: “кто из водителей должен уступить дорогу?”.
Многие водители в этом случае пытаются применить пункт 8.3 ПДД, однако он к ситуации не подходит:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Связано это с тем, что выезжающий из двора автомобиль может остановиться на месте и до бесконечности пропускать автомобиль, который хочет въехать во двор. При этом оранжевый автомобиль въехать не сможет, так как ехать ему просто некуда. Пропускать автомобили нужно непосредственно при выезде, однако в описанной ситуации выезд не выполняется, т.к. белый автомобиль стоит на месте. То есть пункт 8.3 к ситуации не подходит.
Водители попадают в ситуацию встречного разъезда, которая правилами не регламентирована. В данном случае маневрирование остается целиком на совести водителей.
Однако я рекомендую придерживаться следующих правил:
1. Если Вы хотите въехать во двор, то сначала выпустите все автомобили, которые из него выезжают.
2. Если все же автомобили оказались “нос к носу” на узкой дороге, то задним ходом должен ехать тот водитель, у которого сзади больше пространства для маневров.
Например, если территория двора позволяет разъехаться нескольким машинам, то лучше задним ходом отъехать именно туда. Если же двор представляет собой узенькую дорожку, то лучше из двора выехать.
Не забывайте при этом, что движение задним ходом – это один из самых опасных маневров автомобиля и следует обязательно воспользоваться помощью других лиц (например, водителя встречного автомобиля).
Нарушения правил парковки во дворах
Вот еще один вид самых распространенных нарушений водителей в России. Особенно остро этот вопрос стоит в крупных городах, где в борьбе за место на парковке разворачиваются нешуточные баталии, нередко доходящие до мордобоя и нанесения вреда имуществу.
Из-за заметного прибавления автопарка в стране российские дворы жилых домов не справляются с наплывом личного транспорта. В итоге автолюбители паркуют автомобили по принципу «паркуюсь как хочу», «паркуюсь как могу», «обеспечьте сначала места для парковки, тогда я буду соблюдать правила парковки» и т. п.
Но между тем немало водителей нарушают правила парковки во дворах, просто-напросто забыв элементарные Правила дорожного движения.
Самым распространенным нарушением во дворах является парковка автомобиля на тротуаре и газоне. Логично, что подобное происходит в связи с отсутствием свободных мест для стоянки автомобиля. Но тем не менее это не дает право автолюбителям плевать на действующее законодательство и на людей, живущих во дворе.
Напомним, что за парковку автомобиля на тротуаре водителю грозит штраф в соответствии с частью 3 статьи 12.19 КоАП в размере 1 000 рублей. Однако эта ответственность не распространяется на тех, кто нарушил правила остановки и стоянки в городе Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах федерального значения штраф за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре предусмотрен частью 6 статьи 12.19 КоАП РФ, он составляет 3 000 рублей.
Что касаемо парковки на газоне, то в федеральном КоАП РФ нет прямой административной ответственности за парковку машины на газоне. Но это не говорит о том, что автовладельцы могут ставить автомобиль на газон, не опасаясь быть оштрафованными. Дело в том, что формально парковка на газоне попадает под часть 1 той же статьи 12.19 КоАП, за что предусмотрен штраф в размере 500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге это же нарушение попадает под часть 5 статьи 12.19 КоАП РФ – штраф в размере 2 500 рублей. Но и это еще не все.
Напомним, что в Москве помимо федерального Кодекса об административных правонарушениях действует свой, местный КоАП, в котором есть статья, прямо предусматривающая административную ответственность за стоянку автомобиля на газоне.
Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений
1. Повреждение зеленых насаждений
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 500 до 4 000 рублей ; на должностных лиц – 50 000 рублей ; на юридических лиц – 300 000 рублей .
2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники,
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 тысяч до 4 500 рублей ; на должностных лиц — 50 000 рублей ; на юридических лиц — 300 000 рублей .
В Санкт-Петербурге также действует свой местный КоАП, который отдельно регулирует административную ответственность за парковку автотранспорта на зеленых насаждения. Речь идет о статье 32 КоАП города Санкт-Петербурга:
Принципы приоритета при выезде из ЖЗ
Всегда, выезжая из жилой зоны, водитель должен понимать, что он собирается начать движение по дороге. А для этого необходимо предварительно, убедившись в безопасности грядущего маневра, уступить дорогу иным участникам движения.
Наличие или отсутствие знаков «STOP» или «Уступите дорогу» не меняет ситуации: водитель должен уступить дорогу не только ТС, но и пешеходам, траекторию движения которых он пересекает.
Что нельзя
По определению ПДД, жилая зона имеет ряд особых указаний. Так, водителям запрещается:
- Стоянка с включенным двигателем более 5 минут.
- Под запретом сквозное движение. В фильмах часто можно увидеть, как автомобиль пытается уйти от погони или догнать кого-то, срезав через дворы. Так делать нельзя, за это можно лишиться водительского удостоверения. Если же водитель сделает на пару минут остановку, а затем продолжит движение, то это уже не считается сквозным движением. Однако в правилах сказано, что можно заехать во двор и остановиться возле входа в подъезд или в другом месте для высадки пассажиров. В данной ситуации разрешается остановка в неположенном месте.
- Нельзя разворачиваться, сдавать назад. Однако эти маневры допускаются, но только в тех случаях, когда машина заехала в тупик.
- По правилам ПДД, в жилой зоне запрещена учебная езда.
Грузовые автомобили должны стоять на специальной стоянке.
Попутный разъезд во дворах
Разъезд во дворах может быть не только встречным, но и попутным. В данном случае объезжать приходится остановившиеся непосредственно на дороге автомобили. Как правило, подобные остановки выполняются водителями для посадки или высадки пассажиров, кратковременной разгрузки груза. В подобных ситуациях лучше подождать, пока водитель остановившегося впереди транспортного средства закончит свои дела и продолжит движение.
В случаях, когда остановка переднего автомобиля связана с его неисправностью или длительной деятельностью (работа пожарных, скорой медицинской помощи, полиции, коммунальных служб), не следует проявлять агрессию и пытаться согнать водителя с места. Он остановился не просто так, и отъезжать с необходимого места врятли станет. Гораздо проще сдать задним ходом до места, где возможен разворот, выехать и заехать во двор с другой стороны. При этом удастся избежать проблем со встречным разъездом. Дорога перекрыта служебным автомобилем, а значит, навстречу не будет двигаться никто.
Следует помнить, что все неофициальные правила разъезда основаны на принципах взаимоуважения и заботы об окружающих. Конфликты на дороге редко позволяют добиться желаемого результата. Как правило, они приводят исключительно к потере времени, а порой и здоровья. Поэтому общение с другими водителями и совместное принятие решения об оптимальном пути разъездов должно осуществляться в дружественной обстановке, без оскорблений и рукоприкладства. К сожалению, многие современные водители пренебрегают этим очевидным правилом, что часто имеет весьма негативные последствия для обоих участников конфликта.
Ваши вопросы и комментарии
Здравствуйте. Из статьи не нашёл как разьезжаться когда вокруг дома дорога у кого при имущества перед подьездами или сзади дома по часовой или против
89262650475
Приоритет пешеходов
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.
Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.
При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.
Статья 32 . Размещение транспортных средств на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования
Размещение транспортных средств на территориях зеленых насаждений общего пользования, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территориях зеленых насаждений ограниченного пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей ; на должностных лиц – от 5 000 до 40 000 рублей ; на юридических лиц – от 150 000 до 500 000 рублей .
Как мы видим, за парковку на тротуаре или газоне в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность. В Москве и Санкт-Петербурге за подобные нарушения самые большие штрафы в России. Особенно это касается парковки автотранспорта на зеленых насаждениях (в том числе на газоне).
Является ли жилая зона прилегающей территорией?
Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.
Каковы аргументы в пользу такой позиции?
- Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
- Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
- Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.
Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.
Какая разрешается скорость?
Скоростной режим определён в пункте ПДД №10.2. В жилой зоне и во дворах двигаться можно не быстрее 20 километров в час. Знак ограничения скорости на въезде в жилую зону не устанавливают, скоростной режим действует автоматически и без исключений.
Штрафы за нарушение ограничения назначаются согласно статье 12.9 КоАП РФ:
- За превышение на 20-40 километров в час – 500 рублей.
- На 40-60 – 1000-1500 рублей.
- На 60-80 – 2000-2500 рублей или лишение прав до полугода.
- При передвижении во дворе на скорости более 100 километров в час – 5000 рублей или лишение прав на полгода.
Нарушение скоростных ограничений делает водителя виновником ДТП в случае его совершения.
Скорость движения
Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.
Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.
А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.
Отметим, что в отношении жилой зоны действуют и иные правила, предъявляемые Разделом 10 Правил.
Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.
При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.
К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.
Сквозной проезд через жилую зону
Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.
Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.
Превышение скорости в зоне действия знака «Жилая зона» и во дворах
Еще один вид правонарушения, о котором забывают много водителей, которые, съезжая с автодороги упускают из виду, что Правила дорожного движения строго регулируют скоростной режим в жилых зонах. Напомним, что согласно пункту 10.2 ПДД РФ в велосипедных зонах и на дворовых территориях скорость движения автотранспорта должна составлять не более 20 км/ч. Но почему же мы каждый день видим, как водители несутся по двору? Все дело в том, что во дворах нет камер фотовидеофиксации. Кроме того, водители знают, что, в принципе, даже если они превысят скорость прямо на глазах инспекторов ДПС, их трудно будет привлечь к административной ответственности. Тем не менее время от времени такие штрафы выписываются.
Особенно это касается тех, кто попал во дворе или в жилой зоне в ДТП. Так, если выяснится, что водитель, попав в ДТП, превысил максимально установленную скорость движения в жилой зоне и во дворах, он может быть признан виновным в аварии. В том числе с участием пешехода. Причем ответственность ждет, даже если скорость будет превышена всего на 1 км/час.
Стоит отметить, что в этом случае административная ответственность будет предусмотрена в соответствии со статьей 12.28 КоАП РФ ( Нарушение правил , установленных для движения транспортных средств в жилых зонах).
То есть превышение скорости в жилой зоне расценивается как нарушение установленных правил движения в жилых зонах и на дворовых территориях.
Штраф: кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за превышение скорости в жилой зоне предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.28 КоАП РФ).
В Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 3 000 рублей (часть 2 статьи 12.28 КоАП РФ).
Жилая зона и дворовая территория
А как быть с дворовой территорией?
Она – такая же жилая зона, на которой так же работают ПДД.
На дворовой территории пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги, а водители должны уступать им дорогу.
Здесь запрещено (отметим еще раз):
- сквозное движение;
- стоянка с запущенным силовым агрегатом;
- учебная езда;
- стоянка «настоящих» грузовых ТС вне спецплощадки, обозначенной разметкой/знаками.
Кроме того, выезжая из двора, водитель уступает дорогу тем ТС, которые уже двигаются по этой дороге.
Административная ответственность за нарушение ПДД в ЖЗ
КоАП РФ специально не выделяет наказания за неправильные действия в жилой зоне (особенно, сквозное движение). Но, согласно кодексу, предусматривается наказание в виде административного штрафа в 500 рублей.
Стоянка
По определению стоянка – это прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут. При этом двигатель машины может быть включен или же выключен. Однако в жилой зоне все иначе, и за нарушение правил стоянки может быть наложен штраф.
По ПДД стоянка в жилой зоне может быть только в специально отведенных местах. Запрещается ставить транспорт на газоны, клумбы, в пределах детских площадок. Средства для передвижения разрешается ставить на стоянку только в специально отведенных для этого местах.
О парковке в жилой зоне в ПДД сказано следующее:
- Нельзя ставить транспортное средство на участках с зелеными насаждениями.
- Запрещается стоянка транспорта, во время которой создается препятствие для движения машин спецслужб.
- Нельзя ставить во дворах грузовые машины массой более 3,5 т, если нет специально оборудованного для парковки места.
- Нельзя ставить машину в местах, где они будут мешать пешеходам и другим транспортным средствам.
Обычно в жилой зоне имеются специальные парковочные места, куда можно поставить машину.
Если припаркованное автотранспортное средство мешает пешеходам или проезду других участников движения, то после уведомления владельца машины, который проигнорирует просьбу, будут применены штрафные санкции, а машину эвакуируют.
В остальном правила парковки такие же, как на других участках на территории населенного пункта.
Парковка и стоянка
В жилых зонах по ПДД нельзя останавливать машины с включённым двигателем, а также парковать грузовики более 3,5 тонн.
Даже прогрев двигателя дольше 5 минут считается правонарушением согласно статье 12.9 КоАП РФ. За него предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
При парковке нужно помнить, что машина не должна препятствовать движению других автомобилей или пешеходов, а также нужно исключить риск её произвольного движения.
Правила
Правила движения для пешеходов и автомобилистов в жилых зонах и во дворах представлены во все том же Разделе 17 Правил.
Для авто
Существуют 2 основных правила для автомобилистов:
- Предоставление приоритета другим участникам движения при выезде из жилой территории (подробности ниже).
- Предоставление приоритета пешеходам в жилой зоне во всех случаях.
Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане при их нахождении в пределах жилой зоны имеют право осуществлять движение как по тротуарам, так и непосредственно по проезжей части.
В этом и заключается основное отличие жилой зоны от обычных автомобильных дорог общего использования с тротуарами и обочинами – там пешеходы могут передвигаться исключительно по тротуарам, пешим дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1. Правил).
Соответственно, автолюбитель, осуществляя езду на придомовой территории, обязан уступать дорогу любому гражданину.
О том, что значит “Уступить дорогу”, можно посмотреть в п. 1.2. Правил. Там сказано, что это значит не начинать, не возобновлять, не продолжать движение или не делать какой-либо маневр, если это вынудит пешего гражданина поменять направление движения или скорость.
Для пешеходов
Разделом 17 Правил установлено 1 основное требование для пеших граждан. Оно заключается в том, что пешие лица не должны создавать необоснованные помехи для передвижения транспортных средств в жилой зоне.
Данное требование следует трактовать буквально – то есть ситуация, когда пешеход остановился и стоит достаточно длительное время, не давая проехать машине, будет считаться нарушением данного нормативного положения.
Отметим, что некоторые нормы Раздела 4 Правил могут применяться и по отношению к дворовым территориям и жилым зонам.
К примеру, аб. 4 п. 4.1. Правил регламентирует, что в темное время суток или при недостаточной видимости в пределах города пешим гражданам рекомендуется одевать светоотражающую одежду.
Данная рекомендация вполне справедлива и для жилой зоны – ведь водителю, даже движущемуся со скоростью, не превышающей 20 км/ч, заметить темный силуэт в условиях тумана может быть достаточно проблематично.
Где запрещена остановка по ПДД, показано в статье: остановка запрещена по ПДД.
Определение регулировщика по ПДД читайте здесь.
Ремонт, техническое обслуживание автомобиля во дворе
Закончились времена, когда почти в каждом дворе можно было увидеть в выходные дни лежащего под машиной автолюбителя, который решил самостоятельно отремонтировать своего железного коня. С каждым годом все больше людей предпочитают делать это несамостоятельно. Тем не менее не перевелись еще на Руси те, кто любит ковыряться в своей машине. Причем прямо во дворе. Но не многие знают, что это идет вразрез с действующим законодательством. Например, мало кто знает, что на дворовых территориях рядом с жилым домом автолюбителям запрещено проводить замену масла, регулировать двигатель, а также производить мойку автомобиля.
Это закреплено постановлением Роспотребнадзора. Вот выдержка из постановления:
2.8. На земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели.
Но, несмотря на это, во дворах все еще можно встретить автолюбителей, решивших поменять масло, отрегулировать карбюратор в своей машине или, еще хуже, решивших помыть машину прямо перед домом.
Что грозит за подобный автосервис под окнами своего дома? Тут нужно вспомнить статью 6.3 КоАП, которая прямо регулирует н арушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей.
Также не стоит забывать, что за оставленную после ремонта или обслуживания автомобиля грязь в некоторых регионах России действует дополнительная ответственность. Например, согласно статье 8.8 КоАП города Москвы за загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.
Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории
Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.
Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.
Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне
Наказания
При нарушении правил движения по жилой зоне водителю грозит:
- Штраф. Если водитель нарушил правила въезда или выезда с жилой зоны, не пропустил пешехода или же оставил машину с включенным двигателем, а тем более поставил ее на детской площадке или в ином запрещенном месте, то наказание – штраф.
- Изъятие водительских прав. В тех случаях, когда водитель превышает допустимую скорость движения по жилой зоне, предусматривается лишение водительского удостоверения сроком на 1 год.
Водители постоянно пользуются тем, что инспекторы ГИБДД или ДПС редко заезжают в жилые зоны. Из-за этого они постоянно превышают скорость, ставят машины там, где хотят, а не на местах стоянки. Зачастую можно увидеть стоящий автомобиль на газоне, а это нарушение правил ДД. Важно понимать, что всегда может найтись какой-нибудь доброжелатель, который сообщит о нарушении в ГИБДД, предоставив доказательства вины водителя. В этом случае от наказания не отвертеться, придется заплатить за нарушение правила.
В зимнее время года, когда водители прогревают двигатель своего автомобиля во дворе, они нарушают ПДД. Но если через пять минут после включения двигателя машина поедет, то нарушений не будет, ПДД соблюдены.
Куда пожаловаться жителям на неправильно припаркованные автомобили?
При выявлении нарушений ПДД для жилых зон нужно звонить в отделение полиции. Они передадут данные в ГИБДД, сотрудники которого приедут по месту нарушения для составления протокола.
За парковку на газонах также предусмотрен штраф, но протокол составляет сотрудник местной администрации. Однако обращаться с информацией о таком нарушении всё равно нужно в полицию. Полицейские передадут заявление в рамках подведомственности, либо приедут на вызов вместе с сотрудником администрации.
Штрафы и санкции
А теперь для многих самая главная часть нашего рассказа. А именно раздел со штрафами, которые грозят водителям, если они будут нарушать правила, распространяющиеся на действие рассматриваемого знака о жилой зоне.
Стоит выделить несколько основных моментов на этот счет:
- Нарушая скоростной режим, водитель будет платить по стандартной схеме штрафов;
- Если двигаться в жилой зоне со скоростью свыше 100 километров в час, с правами можете попрощаться;
- Нарушив правила приоритетности, штраф может составить от скоромных 500 рублей до более внушительных 3 тысяч рублей;
- Неправильно въезжая или выезжая с территории жилой зоны, штраф может составить около 1500 рублей;
- С правилами парковки и остановки все также стандартно, как и в ПДД для обычных автодорог;
- Остановившись на газоне, заплатить можно разную сумму. Это зависит от ряда факторов. В Москве, к примеру, это 5 тысяч рублей.
Нарушения правил движения по внутридомовым территориям оплачиваются штрафом в размере 1500 рублей. Но если вы нарушили правила в Питере или Москве, сумма удваивается.
Кто-то скажет, что подобные правила можно нарушать, ведь в России никто на жилыми зонами не следит, их не патрулируют. По факту это так. Но не забывайте, что о вашем нарушении могут сообщить очевидцы, снять все на камеру или предоставить доказательства в виде записи с камер наблюдения. В итоге штраф может прийти совершенно неожиданно и на крупную сумму. А именно это даже грозит лишением прав сроком до 6 месяцев.
Теперь каждый из вас задумается, прежде чем внутри двора давить на газ или пытаться объехать пробку через жилую зону.
Парковка автотранспорта на месте для стоянки пожарной техники
Это довольно новый вид нарушений, которого пока нет в федеральном законодательстве. Но власти Москвы придумали, как без нарушения законодательства привлечь водителей во дворах жилых домов, предпочитающих ставить свои автомобили в местах, предназначенных для стоянки пожарной спецтехники.
Так, власти Москвы решили разместить в таких местах дорожные знаки, запрещающие стоянку и остановку в местах, расчерченных для стоянки пожарной техники.
В результате подобная парковка автомобиля будет нарушать действующие Правила дорожного движения, за что владельцев автотранспорта будут привлекать к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ – штраф в размере 3 000 рублей.
Скорее всего, данный опыт Москвы постепенно переймут и другие регионы России, поскольку эта проблема актуальна для всех крупных городов страны. Напомним, что во дворах рядом с жилыми домами местные власти во многих городах выделили специальные места для стоянки пожарной техники, которые нельзя занимать личным автотранспортом. Но из-за проблем с парковками автовладельцы часто нарушают это требование, оставляя свой личный транспорт на местах для пожарной техники. В итоге очень часто пожарные машины не могут правильно разместить пожарную технику для тушения пожара в жилых домах.
Власти Москвы первыми начали решать эту проблему, установив во всех жилых дворах Москвы знак «Стоянка запрещена» в местах, предназначенных для стоянки пожарных машин. Судя по сообщениям в Сети, штрафы уже начали присылать. Причем фиксация нарушения стала возможна с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы», где предусмотрен автоматический функционал фиксации нарушений ПДД любым желающим сообщить о нарушении автомобилем законодательства, действующего в Москве.
Пешеходы в приоритете
Увидев знак «Жилая зона», водитель обязан снизить скорость до 20 км/ч и быть предельно осторожным, ведь в этой зоне он теряет все свои преимущества. Согласно правилам, ни одно транспортное средство не должно создавать помехи для пешеходов, у которых действует право на перемещение по проезжей части.
Если водитель увидит знак, а также в случаях, когда его не будет, а авто будет подъезжать к такой зоне, необходимо уступить дорогу велосипедистам, пешеходам. Въезд в линию жилой зоны возможен только при необходимости: если живете в одном из домов или же приехали в гости, забрать ребенка из детсада, школы и т. п.
Штраф и ответственность
Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.
Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:
- 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
- 1500 рублей для регионов.
На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.
Что говорит закон о парковках во дворах жилых домов?
В феврале прошлого года российские автомобилисты обсуждали инициативу Госдумы запретить продажу машин людям, у которых нет в собственности гаража или парковочного места.
Этот проект должен немного разгрузить парковки. Официальный закон еще не приняли, парковочная проблема осталась. Есть ряд статей в ПДД, СанПиН, КоАП, в которых упоминается парковка около дома: законность и правила применения.
По закону, на околодомовых территориях нельзя:
- Оставлять авто с работающим мотором.
- Парковать грузовые авто весом более 3,5т.
- Закрывать проезд другим машинам, спецтранспорту.
- Парковаться на газонах, клумбах, детских площадках и тротуарах.
- Ставить машину ближе чем в 10 метрах от служебных выходов, закрытых ворот, гаражей.
- Парковаться возле мусорных контейнеров.
- Парковать машину под окнами здания. На каком расстоянии от дома можно ставить машину, закон от 27.09.2007 N74 СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 четко прописывает.
Если отсутствует парковка возле дома, правила паркования, допускают стоянку легковых машин на тротуарах, если для прохода пешеходов остается минимум 2 метра.
В КоАП РФ и ПДД правила парковки во дворах жилых домов описаны более подробно. Нарушители должны заплатить административный штраф от 1000 до 3000 рублей. Штраф для должностных и юридических лиц больше: 7000-10000 рублей, 120000-150000 рублей соответственно.
Можно ли парковаться во дворе жилого дома?
В некоторых странах дворовые парковки очень продвинутые.
Парковать легковой транспорт во дворе многоэтажного жилого здания можно, но только временно. Это называется гостевой парковкой. Для гостевых парковочных площадок нет требований по расстоянию от дома, входов и выходов, детской площадки.
Ставить авто на продолжительное время можно только на стоянке, обустроенной по всем правилам СанПиН и ПДД.
На каком расстоянии от дома можно ставить автомобиль?
Если позволяет площадь двора и ⅔ жителей не против, возле многоквартирного здания можно сделать постоянный паркинг для авто. Обязательное условие — нужно соблюдать расстояние от окон и входов жилых помещений.
Околодомовая стоянка должна находится минимум в 10 метрах от входов и окон жилого здания. Чем больше машиномест, тем больше расстояние.
- 11-50 мест — 15 метров
- 51-100 мест — 25 метров
- 101-300 мест — 35 метров
- более 300 мест — 50 метров.
Подведем итоги
Чтобы не лишиться прав или же не получить штраф, следует соблюдать правила движения в жилой зоне, а именно:
- соблюдать скоростной режим в жилой зоне;
- уступать дорогу пешеходам и велосипедистам;
- соблюдать правила стоянки и парковки.
Соблюдая ПДД, водитель может быть уверенным в сохранности своего водительского удостоверения и в отсутствии штрафа. В наше время очень много машин, парковочных мест на всех не хватает и многие нарушают правила. И здесь выбор только за владельцем авто: платить штраф или же ссориться с соседями, с которыми нельзя поделить парковочное место.
А что с коммерческим транспортом?
А вот парковка коммерческого транспорта во дворе — совершенно иная история. Коммерческим признается грузовой (всякие КАМАЗы, газели, фуры, техника) и пассажирский (микроавтобусы, автобусы, такси) транспорт, используемый юрлицами или ИП. Так вот, с 1 января 2020 года вступили в силу поправки к Требованиям, утв. Приказом Минтранса № 199 от 17.05.2018 . В соответствии с ними с 1 января 2020 года более нельзя парковать такой коммерческий транспорт во дворах жилых домов.
Создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не допускается (п. 4 Требований, утв. Приказом Минтранса № 199).
Можно ли ставить грузовые машины во дворах жилых домов? Можно, как и любой другой коммерческий транспорт! Разберемся, в особенностях нововведения и расскажем, почему запрет не такой строгий, как кажется.
- Во-первых, он касается автомобилей, которые вернулись из рейса или паркуются после рабочей смены для ночной стоянки. То есть, во дворах нельзя размещать автомобили для отстоя, он должен производиться на специально оборудованных стоянках. Но если вы заехали во двор для выгрузки, скажем, мебели одного из жильцов, в такой парковке нет ничего незаконного.
- Во-вторых, распространяется запрет только на города федерального значения — Москву, СПб и Севастополь. Для других городов это правило не действует.
- В третьих, Приказ, как и КоАП совершенно не предусматривает для нарушителей каких-либо санкций. Абсолютно непонятно, кто будет контролировать исполнение требований, и как будут реагировать государственные органы.
Можно ли парковать такси во дворе жилого дома? Конечно, но только не для ночного отстоя. И опять же, если автомобиль используется жильцом дома для работы в такси (без оформления ИП) и одновременно как личный транспорт, Приказ бессилен — паркует он его как свой собственный, а не коммерческий автомобиль. Другой вопрос, на какой стоянке он его паркует. Если это гостевая стоянка, то такое размещение незаконно. Только постоянная парковка, и только на удалении от жилого дома!
ли со статьей или есть что добавить?