Датчик кислорода (лямбда-зонд) BOSCH нового образца на ВАЗ 2110-2112, 2113-2115, Лада Калина, Приора, Гранта 1
Правильная работа системы впрыска двигателя, а вместе с ней управляемость автомобиля, потребление топлива, токсичность выхлопных газов напрямую зависят от качества информации, получаемой от электронных датчиков, использующихся в работе компьютеризированной системы управления двигателем. Датчик кислорода является одним из датчиков этой системы. Его так же называют датчик «O2», датчик «дожига» или лямбда-зонд (O2 sensor, датчик дожига, датчик кислорода или лямбда-зонд).
На автомобилях с Е-Газом устанавливается как второй датчик, на троссиковой педали — как первый и второй.
При заказе указывайте модель и год выпуска Вашего автомобиля.
Датчик кислорода автомобиля Лада Приора
Датчик кислорода на автомобиле Лада Приора — это электронный элемент блока управления двигателем, задачей которого является контроль качества выхлопных газов на разных участках выхлопной системы.
Лямбда зонд приора признаки неисправности
Контролеры предназначены для определения количественного состава кислорода в выхлопных газах с целью последующей корректировки угла зажигания.
Избыточное количество воздуха в топливной смеси, равно как и недостающее, негативно влияют на функционал технического средства. Чаще всего, повышается расход горючего, пассивная динамика разгона, нестабильная работа на холостых оборотах.
В ходе систематической эксплуатации машины, заправки некачественным топливом контролеры выходят из строя. Процесс самостоятельной замены не сложный, но требует внимательности со стороны мастера. Нарушение регламента не допустимо.
Датчик кислорода на Лада Приора: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы
Несмотря на то, что цена оригинального контролера чуть выше 1500 рублей, не многие автолюбители охотно покупают заводские запчасти. Чаще отдают предпочтение дешевым аналогам.
Так называемые «обманки» устанавливают вместо штатных датчиков. Спустя 90 – 100 тыс. км. катализатор Лада Приора приходит в негодность, о чем свидетельствует ряд признаков. По желании клиента мастера СТО удаляют (вырезают) штатный катализатор с выхлопной системы, заменяют «пустышкой».
Пустышки выпускные коллекторы изготавливают по схеме: 4-2-2 или 4-2. В народе называются пауками. Это цельная конструкция вместе с муфтой выпускного коллектора, приемной трубой.
Чтобы электронный блок управления не идентифицировал системную ошибку, лямбда зонд заменяют одним из видов обманок:
- Механической;
- Электронной.
Принцип функциональности датчика кислорода на Приоре
Осматривая деталь, обратите внимание, что конструкция не разборная, а цельная, вместе с проводами и панелью с контактами. Находится датчик на корпусе трубы приемного формата катколлектора. Уменьшение и увеличение объема кислорода в выпускных газах меняет уровень опорного сигнала, а затем этот запрос обрабатывается контроллером.
В итоге топливо-воздушная масса либо обогащается, либо обедняется. В памяти борткомпьютера автомобиля Лада Приора фиксируется последний набор сведений, что позволяет следовать в следующий раз отлаженной схеме.
Принцип действия лямбда зонда
Основной задачей лямбда зонда является определение химсостава выхлопных газов и уровня содержания в них молекул кислорода. Этот показатель должен колебаться в пределах от 0,1 до 0,3 процентов. Бесконтрольное превышение этого нормативного значения может привести к неприятным последствиям.
При стандартной сборке автомобиля, лямбда зонд монтируется в выпускном коллекторе в области соединения патрубков, однако, иногда бывают и другие вариации его установки. В принципе, иное расположение не влияет на рабочую производительность данного прибора.
Сегодня можно встретить несколько вариаций лямбда зонда: с двухканальной компоновкой и широкополосного типа. Первый вид чаще всего встречается на старых автомобилях, выпущенных в 80-е годы, а также на новых моделях эконом-класса. Датчик широкополосного типа присущ современным авто среднего и высшего класса. Такой датчик способен не только с точностью определить отклонение от нормы определенного элемента, но и своевременно сбалансировать правильное соотношение.
Благодаря усердной работе таких датчиков существенно повышается рабочий ресурс автомобиля, снижается топливный расход и повышается стабильность удержания оборотов холостого хода.
С точки зрения электротехнической стороны, стоит отметить тот момент, что датчик кислорода не способен создавать однородный сигнал, так как этому препятствует его расположение в коллекторной зоне, ведь в процессе достижения выхлопными газами прибора может пройти определенное количество рабочих циклов. Таким образом, можно сказать, что лямбда зонд реагирует скорее на дестабилизацию работы двигателя, о чем он собственно впоследствии и оповещает центральный блок и принимает соответствующие меры.
Механическая «обманка»
Еще называют металлической проставкой, которая устанавливается под штатный кислородный контролер. Цена «аксессуара» 250 – 300 рублей. Внутри проставки имеется отверстие, сквозь которое попадают газы внутрь датчика.
Выхлопные газы взаимодействуют с керамической крошкой, вследствие чего концентрация вредных веществ существенно снижается. Электронный блок управления не идентифицирует, как «системная ошибка».
Где расположен
Особенностью автомобиля Приора является установка двух кислородных датчиков. Они имеют одинаковый принцип действия, но разные функции.
Каталитический нейтрализатор (катализатор) — это элемент выхлопной системы двигателя, способствующий уменьшению токсичности выхлопных газов.
Первый лямбда зонд установлен в выпускном коллекторе перед катализатором, второй — после. С помощью такой конструкции бортовой компьютер получает информацию о неочищенных выхлопных газах и тех, которые прошли этап очистки в катализаторе.
На качество работы двигателя влияет количество кислорода, поступающего в камеры сгорания. Если это количество недостаточное или в избытке, эффективность двигателя снижается, а так же возрастает расход топлива.
В Москве эксплуатируются разные модификации автомобиля Лада Приора. В зависимости от года выпуска, а так же количества клапанов в двигателе (16 или 8), расположение датчиков может незначительно меняться.
Симптомы неисправности
Где он установлен
По поведению автомобиля можно достаточно легко определить, что лямбда зонд пришел в негодность:
- Автомобиль дергается во время движения;
- Обороты плавают;
- Катализатор работает неправильно;
- Расход топлива заметно растет;
- В выхлопных газах наблюдается большое количество токсинов.
За работой этого датчика требуется постоянный контроль. Согласно руководству по эксплуатации, проверка выполняется каждые 10 тысяч пройденных километров. Но если условия эксплуатации машины трудные, приходится регулярно ездить в сложных условиях, двигатель перегружается, тогда проверку лучше проводить чаще.
Электрическая обманка
Эмулятор имеет микропроцессор, корректирующий сигнал для ЭБУ. Последний «считает» что датчик исправен и пропускает данные, не интерпретируя ошибкой.
Фактически, в конструкции уже нет катализатора, вместо него вварен участок выхлопной трубы.
Стоимость эмулятора варьируется от 1500 рублей, что составляет 85 – 90 % от цены нового ДК. В отличие от штатного контролера, эмулятор имеет неограниченный срок эксплуатации.
Каталожный артикул / маркировка | Цена в рублях |
---|---|
BOSCH 0 258 006 537 (8 и 16 клапанов) | От 1500 – 1600 |
BOSCH 0 258 986 602 (8 и 16 клапанов) | От 1500 – 1600 |
BREMI 30223 | От 1500 – 1600 |
ERA 550489 | От 1500 – 1600 |
DENSO DOX-0150 | От 1500 – 1600 |
Металлическая проставка | 250-300 |
Электронный эмулятор | От 1350 |
*цены указаны состоянием на май 2019 года |
Проверка лямбда-зонда
Многие водители интересуется, как проверить лямбда зонд. Для проверки датчика нет необходимости ехать в специализированный центр технического обслуживания, проверить его можно самостоятельно. Для начала стоит определиться какой датчик установлен. Датчики с подогревом имеют 4 провода, без подогрева всего один.
Производим первичный осмотр датчика на целостность. Необходимо убедиться, что он не покрыт сажей или нагаром, а также имеет целостное состояние без повреждений. Также стоит осуществить проверку работоспособности топливной системы.
Если все визуально целое, то приступаем к проверке датчика кислорода ВАЗ 2115. Для этого используется вольтметр, который подключается к системе подачи топлива. Сравниваем показания на вольтметре. В это время машина должна работать на 1500 оборотах, значение на вольтметре должно отображаться 0,5 В. Если значение вольтметра отличается, то это говорит о неработоспособном датчике.
Где расположен кислородный датчик
На модели Лада Приора первый контролер установлен в корпусе выпускного коллектора, второй находится за муфтой приемной трубы.
Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 – 90 тыс. км. в зависимости от соблюдения водителем рекомендаций изготовителя.
Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле Лада Приора
Признаки во многом схожи с другими поломками, поэтому важно на начальном этапе корректно идентифицировать поломку.
- Затрудненный запуск мотора «на холодную», «на горячую»;
- Увеличенный расход горючего;
- Снижение мощности;
- Пассивная динамика разгона;
- Работа мотора не в такт;
- На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок электронного блока управления;
- Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
- Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.
При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения комплексной диагностики.
Почему умирает лямбда-зонд?
Выше мы уже уточнили, что ресурс кислородного датчика составляет 80-160 тыс. км. Наверное, у вас возник вопрос: почему же такой разброс в ресурсе, целых 80 тыс. км? На самом деле, это зависит от условий, в которых эксплуатировался автомобиль:
- Плохой бензин, в выхлопе которого содержится много свинца и железа, забивает электроды датчика за несколько заправок.
- Плохое состояние маслосъемных колец, колпачков. Из-за них масло может попадать в смесь, а вместе с ним и в выхлопную систему.
- Из-за зажатых клапанов, в систему выхлопа вырываются хлопки, которые разрушают рабочую поверхность датчика.
- Из-за неправильной смеси, угла опережения зажигания, вследствие чего датчик перегревается, треск от высокой температуры нейтрализатора или катализатора.
Диагностика контролера своими руками на ВАЗ 2110 Приора
Для проверки оборудования используем мультиметр. Прибор имеется у большинства автомобилистов в гараже. Последовательность действий следующая:
- Помещаем машину над смотровой ямой;
- Снимаем концевики;
- Подсоединяем клеммы мультиметра;
- Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
- Анализируем полученные данные.
Если стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, если стрелка опускается в ноль – деталь повреждена. Помните, что контролер неразборный, профилактике не подлежит.
ПРОВЕРКА ЛЯМБДА ЗОНДА
Определить, что ДК неисправен и необходима проверка лямбда зонта, можно по следующим признакам:
- Проблемы с двигателем на низких оборотах – четырнадцатая глохнет либо плохо набирает скорость;
- Увеличился расход бензина;
- После того, как двигатель заглушен, в месте расположения ДК слышны отчетливые потрескивания.
О том, что необходимо проверить датчик кислорода, также свидетельствует наличие ошибки 131 и 134 на приборной панели. Данные ошибки свидетельствует о том, что устройство подает неправильный сигнал, и проблему необходимо искать в проводке датчика, либо в некачественном заземлении устройства на корпусе автомобиля. Наличие ошибки 132 говорит о том, что подающаяся топливная смесь является слишком бедной (большое количество кислорода в бензине).
Прежде чем браться за любое электронное оборудование необходимо ознакомится с его особенностями. Распиновка датчика кислорода выглядит следующим образом:
Распиновка
- А – контакт плюсового чувствительного элемента;
- С – контакт минусового чувствительного элемента;
- В – провод питания нагревательного устройства.
Зная, как выглядит распиновка лямбда зонда, можно приступать к проверке устройства. Для начала изучим расположение датчика кислорода по типу двигателя четырнадцатой:
- В автомобилях с движком 1.5 л. он расположен на верхней части приемной трубы, рядом с резонатором;
- НаВАЗ 2114 с 1.6 литровым двигателем, лямбда зонд расположен в подкапотном пространстве, прямо на выхлопном коллекторе мотора. Учитывайте, что на новые модели четырнадцатой устанавливается сразу 2 ДК: второй расположен рядом с первым, найти его никакого труда не составляет.
ДК
Проверить датчик кислорода на ВАЗ 2114 в домашних условиях можно обычным мультиметретром, приобрести который вы можете в любом автомагазине за 300-500 рублей.
- Заводим четырнадцатую и прогреваем двигатель, чтобы ДК получил рабочую температуру;
- Переходим в подкапотное пространство, чтобы проверить лямбда зонд тестером. Подключаем один щуп мультиметра к минусовой клемме двигателя, второй – к контакту «В» датчика кислорода. Если тестер показывает, что напряжение на датчике кислорода равно 12 Вольтам, то устройство полностью исправно, если результат отличается в меньшую сторону – оборвалась цепь контактов ДК.
- Далее выполняем проверку контактов чувствительных элементов «А» и «С». Минусовой щуп тестера ставим на контакт «С», плюсовой щуп – на контакт «А». При исправном датчике тестер будет показывать 0,45 В. Если показания отличаются – ДК необходимо менять.
Признаки и причины неисправности лямбда зонда
Согласно статистике датчики кислорода выходят из строя постепенно, поэтому выявить его неисправность можно, если вовремя обратить внимание на следующие «симптомы»:
- Обороты на холостом ходу начали падать или «плавать».
- Автомобиль дергается, а после запуска мотора слышны нехарактерные для двигателя хлопки.
- Снизилась мощность мотора и при нажатии на педаль газа наблюдается замедленная реакция.
- Двигатель сильно перегревается, а расход топлива увеличился.
- Изменился запах в выхлопной трубе (выхлопные газы стали более токсичными).
В результате вышедшего из строя датчика качество топливной смеси, попадающей в камеру сгорания, ухудшается, из-за чего нарушается отлаженная работа двигателя. Причин для этого может быть множество:
- Неправильная работа цепи накала или пониженная чувствительность наконечника датчика.
- Низкокачественное топливо с высоким содержанием железа, свинца, частиц нефтяного распада и прочих вредных включений. Все эти вещества налипают на платиновые электроды, что приводит к неисправности датчика.
- Проблемы с системой подогрева лямбда зонда. Если подогрев перестал функционировать как нужно, то датчик кислорода будет выдавать неточные данные.
- Перегрев корпуса регулятора. Такое происходит, если неправильно установить угол опережения зажигания.
- Изношенные маслосъемные кольца. В этом случае в выхлопную трубу попадает моторная жидкость, которая воздействует на лямбда зонд.
- Если часто производится многократный запуск двигателя.
- Использование герметиков (особенно силиконовых) для установки лямбда зондов.
- Нарушен уровень компрессии в цилиндрах двигателя. В этом случае горючая смесь сгорает неравномерно.
- Забитые бензиновые форсунки двигателя.
VESKO-TRANS.RU
ВАЗ-2114, лямбда-зонд: признаки неисправности датчика и спуфинга
Предоставлять стабильная работа двигателя В современном автомобиле используется огромное количество различных датчиков, которые собирают информацию о работе той или иной системы. На основании своих данных электрический блок управления регулирует качество консистенции топлива, регулирует его количество для входа в камеры сгорания, определяет подходящий момент зажигания, включает и выключает различные дополнительные механизмы.
В этой статье мы поговорим о том, что это такое датчик кислорода (лямбда-зонд) ВАЗ-2114, рассмотрим его конструкцию и принцип действия. Кроме того, мы постараемся понять недостатки этого элемента и как их исправить.
Что такое датчик кислорода
Датчик кислорода представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для измерения количества кислорода в выхлопных газах. Его использование обязательно для всех автомобилей с более высоким экологическим классом «Евро 2»,
Это почему? Дело в том, что современные экологические стандарты требуют, чтобы в автомобиле было низкое содержание вредных соединений в выхлопе. Их можно уменьшить только методом формирования идеальной (стехиометрической) консистенции топлива. Специально для этих целей и служит датчик кислорода, или, как это называется, лямбда-зонд. Электрический блок управления, получив информацию о содержании кислорода в выхлопе, увеличивает или уменьшает количество воздуха, образуя консистенцию.
Где находится датчик кислорода
В автомобилях ВАЗ-2114 Лямбда-зонд могут быть размещены в разных местах, в зависимости от модификации двигателя. В «четырнадцатом», оснащенном 1,5-литровыми силовыми установками, он расположен сверху на выхлопной трубе. Это может быть достигнуто только снизу путем вождения автомобиля в смотровое отверстие или путепровода. 1,6 литра ВАЗ-2114 Лямбда-зонд размещены еще удобнее. Вкручивается в верхнюю часть корпуса выпускного коллектора. Вы сразу увидите, как он поднимает капюшон.
Как датчик кислорода
Лямбда-зонд ВАЗ-2114 имеет довольно традиционную конструкцию. В его основе глиняный элемент с 2 электродами. Они обычно покрыты цирконием. Один из электродов входит в контакт с воздухом (удален за пределы коммуникаций выхлопных газов), а другой. с выхлопными газами.
Монтаж обманки
Установку выполняйте только в специализированных автомастерских, так как необходимо специальное оборудование:
- Сварочный аппарат;
- Шлифовальная машинка;
- Металлическая труба;
- Фланцевые соединения.
Этапы монтажа следующие:
- Отключить действующий датчик;
- Вырезать катализатор на участке выхлопной трубы;
- Вварить металлическую вставку;
- Вкрутить ДК вместе с проставкой.
Если владелец ВАЗ 2110 желает установить электронную обманку, то для этого потребуется перепрошивка ЭБУ портативным сканером.
Замена датчика кислорода
Если возникает какая–либо поломка, датчик нужно заменить. Можно попробовать сделать это самостоятельно. Рассмотрим ситуацию замены лямбда-зонда на ВАЗе 2114:
- Машину ставим на эстакаду или загоняем на яму и снимаем защиту мотора (для замены датчика с нейтрализатором).
- Ищем провода от датчика кислорода, и по ним идем к самим датчикам, стоят они на катализаторе (первый до нейтрализатора, второй после).
- Разрезаем хомуты, разъединяем разъемы.
- Оставляем систему остывать.
- Берем гаечный ключом на «22» или спец. головку и откручиваем датчик.
- Берем новый датчик и так же устанавливаем его на место старого. Прикручиваем гайки.
- Соединяем провода с разъёмам.
- Новыми хомутами крепим провода к системе охлаждения (не допускать соприкосновения с выхлопной трубой).
- Устанавливаем защиту в обратном порядке.
На остальных моделях машин замена датчика будет происходить идентично.
Проблемы при замене
При замене старый датчик может прикипеть к трубе. В этом случае действуйте так:
- Щедро полейте wd – 40 и пробуйте открутить
- Включаем двигатель, нагреваем выхлопную систему и откручиваем датчик
- Пробуем нагреть (соблюдая осторожность) сам датчик и открутить его
- Несильно обстучите молотком и пробуйте открутить заново
- Если не помогает, попробуйте «термоудар». На хорошо разогретый датчик вылейте холодную воду. Попробуйте снова открутить.
Цена на датчик кислорода
Цена на датчик кислорода будет зависеть от региона и модели. Колеблется она от 1000 до 3000 р. Покупайте лямбда–зонд в специализируемых магазинах и только с гарантией.
Причины поломки датчика кислорода
- На корпус датчика попала охлаждающая, либо тормозная жидкость
- В используемом топливе большое содержание свинца
- Сильный перегрев датчика, вызванный неочищенным топливом (засорение фильтров очистки)
- Датчик просто выработал свой ресурс
- Механическое повреждение датчика во время движения автомобиля.
Вышедший из строя датчик скажется на работе автомобиля в целом и повлечет за собой дополнительные проблемы. Но по ним Вы сможете сразу определить возможную поломку датчика и провести своевременную его замену.
Сопутствующие проблемы при выходе из строя датчика кислорода
- Автомобиль стал потреблять больше топлива, чем обычно
- Автомобиль стал двигаться рывками
- Двигатель стал работать нестабильно
- Нарушилась нормальная работа катализатора
- При проверке на токсичность выхлопных газов — результат дает завышенные показатели.
В завершение хочется дать совет: чтобы в будущем избежать изложенных проблем – следите за работоспособностью лямбда-зонда. Проверяйте его состояние через каждые пять – десять тысяч километров пробега.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Установка и замена кислородного датчика на ВАЗ 2115
Необходимые материалы, инструменты:
- Ключ на «17»;
- Ветошь;
- Новый контролер;
- Дополнительное освещение по мере необходимости.
- Устанавливаем машину над смотровым каналом;
- Глушим мотор, открываем капот;
- Ожидаем пока выхлопная система остынет до безопасной температуры;
- Снимаем колодку с проводами с ДК;
- Выкручиваем контролер;
- Проводим профилактику посадочного места, очищаем от наслоений, грязи, ржавчины;
- Вкручиваем новый лямбда зонд;
- Надеваем колодку с контактами;
- Запускаем двигатель, остается проверить функционал оборудования.
При условии соблюдения регламента последующая замена контролера через 90 – 100 тыс. км. При возникновении сложностей обратитесь к специалистам автомастерских, СТО для оказания помощи, проведения диагностических работ.
Приобретайте запасные детали с заводскими каталожными артикулами, тщательно сверяйте индексы с данными, указанными в руководстве по эксплуатации. Если книги нет под рукой, то воспользуйтесь интернет для поиска справочной информации.
Чем чище топливо и выше октановое число, тем дольше ресурс датчика кислорода на автомобиле ВАЗ 2115.
Датчик кислорода – он же лямбда-зонд. Устройство призванное замерять уровень кислорода в смеси отработанных газов.
В автомобиле он нужен для достижения правильного сочетания пропорции кислорода и топлива в рабочей смеси. При правильной пропорции кислорода и топлива в смеси, двигатель работает максимально эффективно и что немаловажно уменьшается расход самого топлива.
ли со статьей или есть что добавить?