Как снимают 3д фильмы

3D кино — технология и концепция

Опубликовано: 20.05.2014

Вопросом о возможности воспроизведения объёмного, то есть трёхмерного, видеоизображения, человечество задалось ещё в конце 19-го века. И уже на протяжении последних 100 лет мы постоянно усовершенствуем технологию стереограммы, которая позволяет обманывать наш мозг и показывать по-настоящему реалистичные изображения.

​История 3D-кино: движение по спирали

​История 3D-кино: движение по спирали

Сейчас выход фильма не в 3D-формате является скорее исключением, чем правилом, и зрителей заманивают в кресла IMAX-кинотеатров обещаниями незабываемых «объемных» впечатлений от просмотра. Однако действительно ли 3D-кинематограф существует, или за этим обозначением и симпатичными 3D-очками прячется ловкий маркетологический ход? Что такое стереокинематограф (и при чем он тут вообще)? IMAX круче, чем 3D, или то же самое, но в другой обертке? Предвкушая IMAX-приключение в фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории», мы изучили историю 3D-кинематографа и обнаружили, что все новое – хорошо забытое старое.

История появления 3d изображения

История стереокинематографа начала свой отсчёт ещё с 1890 года. Если говорить в общем, то попытки воспроизвести трёхмерную картинку предпринимались при помощи проецирования изображения на экран сразу двумя кинопроекторами, расположенными по определённой схеме.

История появления 3d

Определённый прорыв в решении поставленной задачи произошёл в 1922 году, когда впервые были применены анаглифические очки, которые фильтруют светопоток для каждого глаза по отдельности.

Правда, длительное пребывание (более получаса) в подобных очках вызывало дискомфорт восприятия у смотрящего, а потому трёхмерные видео, как правило, снимались только короткометражные.

Начиная с 1952 года произошёл технологический прорыв в стереоскопическом видеопоказе, когда фильмы стали сниматься на специальную стереоскопическую плёнку при помощи особой технологии. Однако сложности воспроизведения и специфические требования к демонстрации подобных фильмов мешали широкому распространению технологии.

Стереокино? Не, не слышал

Начнем с того, что 3D в кинематографе не существует. В классическом понимании технология 3D вообще никак не может относиться к фильму с эффектом объемного изображения. То, что применяется сейчас при съемках фильмов, есть не что иное, как моделирование трехмерных объектов с помощью компьютерной графики, которые, впрочем, в конечном итоге всё равно будут плоскими.

То, что мы привыкли называть «3D-кино» (вернее, нас приучили к этому маркетологи), на самом деле является стереокинематографом, и появилось это еще на заре индустрии кино. Легче всего понять суть стереокинематографа, вспомнив стереонаушники. У нас есть два уха, мы вкладыванием в них два наушника – левый и правый, которые настроены таким образом, что наш мозг, соединяя полученную слева и справа информацию, будет «думать», что перед нами – звуковая сцена, обладающая объемом и глубиной. Причем если мы уберем один наушник, то сразу весь эффект стерео пропадет. То же самое со стерео – или 3D – кинематографом: на экран проецируются сразу две картинки, одна предназначена для правого глаза, другая — для левого. Специальные очки, которые нам любезно выдаются при входе в кинозал, разделяют изображение, и каждый глаз видит то, что должен увидеть, и передает картинку в мозг. Мозг же, не понимая, что его обманывают самым прогрессивным способом, соединяет полученную информацию и сам достраивает в нашем сознании объемное изображение. Тут справедлив тот же фокус, что и с одним наушником: если мы закроем один глаз, даже будучи в очках, весь эффект 3D пропадет, потому что эта технология рассчитана на бинокулярное зрение.

Еще одно важное отличие стереоизображения от реального 3D – принудительная фокусировка. То есть, например, если ваш домашний 3D-принтер «напечатал» вам замок Винтерфелл, то вы можете сами решить, будете ли вы фокусировать свой взгляд на башенках, которые дальше от вас, или же на крепостной стене, которая ближе. В стереокинематографе зрители всецело зависят от оператора (как и в обычном кино): следуя задумке режиссера, оператор сам решает, что будет сейчас в фокусе, первый ли план, или второй, и мы не можем сами выбрать предмет для фокусировки. Отчасти поэтому у некоторых людей после просмотра 3D-фильмов (особенно с некачественной картинкой) возникает головная боль: глаза, пытаясь уследить за навязанным фокусом, устают от излишнего напряжения, а мозг, понимая, что его обманывают, совершает в два раза больше работы, выстраивая в сознании более-менее приемлемое объемное изображение.

Массовое распространение трёхмерного кино

Начиная с 80-х годов прошлого века, внедрение на кинорынок формата IMAX и цифровых методов обработки изображения, значительно способствовали тому, чтобы кинотворцы обратили своё внимание на возможность съёмок 3D-видео.

В чём же заключается стереокинематографический метод съёмки и последующего показа видеоизображения?

Методик, при помощи которых создаются стереофильмы, существует много, но в основе каждой из них заложена видеосъёмка так называемой стереопары. Суть её заключается в том, чтобы снимать одновременно двумя объективами на две разные плёнки или на одну, специальную.

3D кино

Ранее, до изобретения цветного кино, наибольшую популярность имела анаглифическая видеосистема, однако позже её значительно потеснила технология поляризации.

Анаглиф (3d) метод воспроизведения

Метод анаглифа предполагает кодировать цвет видеоизображения. Для этого используются очки особого рода, в которых левая сторона фильтрует красный спектр, а правая – синий. Таким образом, каждый глаз зрителя может видеть лишь часть изображения. Эта метода является одной из первых, и применима только к чёрно-белому видео.

Поляризационный (3d) метод воспроизведения

Упомянутые выше поляризационные системы не фильтровали цветовой спектр через очки, а накладывали два изображения одно на другое посредством использования особых фильтров для кинопроекторов и специального посеребрённого киноэкрана.

Подробнее в видео сюжете:

Недостатком поляризационного метода являются очки, в которых фильтры располагались под углом 90º друг к другу, при этом зритель не должен был вертеть головой, иначе стереоэффект разрушался.

Новые технологии и современные способы показа

Появление новой технологии известной как «Dolby 3D», в общих чертах схожей с методом анаглифа, стало значительным шагом на пути развития стереокинематографа.

Dolby 3D

Очки, применяемые согласно данной технологии, по-особенному фильтруют длину волны цветового спектра для каждого глаза.

Все эти качества присутствуют и в популярных 4dx кинотеатрах (что это такое?), только добавляют ещё внешние воздействия на человека — ветер, вибрацию, свет и.т.п. Чтобы создать иллюзию полного присутствия и погружения в кинофильм.

Изобретение компании Dolby Laboratories, послужило мощнейшим рывком в развитие 3D кинемотографа, сейчас вы практически в любом крупном городе сможете увидеть кинотеатры показывающие фильмы на основе технологии iMAX и RealD.

Но это не конец, человечество всегда показывало чудеса изобретательности и смекалки, и кто его знает, может через 10-20 лет мы сможем увидеть по-настоящему реалистичные фильмы.

«Золотой век» стереокино

Краткосрочный «Золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году. Именно тогда вышел первый цветной стереоскопический фильм Bwana Devil, который демонстрировался с помощью двойного проектора. Из-за того, что такой проектор мог вместить пленку только на час показа, кинотеатры устраивали антракты. То ли специально, то ли случайно, но паузы делались в самых интересных местах фильма, и зритель волей-неволей возвращался в зал, чтобы узнать, чем все закончилось. Следующий стереофильм вышел в 1953 году – им стал «Дом восковых фигур» (House of Wax). Помимо того, что он был стереофильмом, то есть с «объемной» картинкой, он стал еще и первым фильмом, озвученным по технологии стерео, то есть с «объемным» звуком.

Стереофильмы выпускались один за другим – режиссеры в погоне за прибылью и популярностью своих картин старались снимать все более «экстремальные» 3D-ленты, после просмотра которых у зрителей отмечались головокружения и приступы мигрени. Вслед за падением репутации стереокино стала падать и его популярность. Один из самых последних популярных 3D-фильмов – «Месть твари» – вышел в 1955 году. Впрочем, главным виновником того, что о стереокино стали забывать, была не головная боль, а фильмы с широкоэкранным форматом, которые зрителям, несмотря на очевидную двухмерность, понравились больше. Причин на то было несколько: во-первых, исход поляризационного метода стереопоказа был непредсказуем – если одна пленка во время показа порвалась, то вторую киномеханику надо было оперативно подогнать кадр-в-кадр с первой, что было не всегда возможно; во-вторых, угол обзора стереофильма, при котором действительно чувствовался объем, был слишком мал – те, кто сидел сбоку, никакой трехмерности изображения не замечали.

Какое будет будущее у трёхмерного изображения?

Как становится видно, все названные технологии, требовали применения специальных стереочков, что создавало некоторые неудобства для зрителя и кинопрокатчиков. Поэтому продолжается активный поиски системы, которая бы позволяла демонстрировать на экране полноценное голографическое изображение, видимое без использования спецсредств.

Одной из таких технологий стал растровый метод. Заключается он в следующем: изображение проецируется на специальный растровый экран, который разбивает его на узенькие вертикальные полоски таким образом, что каждый глаз зрителя может видеть только определённые полоски. Зритель же, если усадить его на некоторое удаление от экрана, будет видеть цельную полутоновую картинку.

Но, у неё есть недостатки:

  • Фиксированное положение кинозрителя, поскольку объёмное изображение будет видно лишь с определённых позиций;
  • Второй недостаток заключается в двойном снижении разрешения по горизонтали.

Проблемы 3D фильмов

Одновременно с попыткой избавиться от стерео-очков, стереокинематограф работает и над устранением некоторых «побочных явлений», которые всё ещё наблюдаются при просмотре 3D-видео.

Самым распространённым из них стала так называемая киберболезнь. Проявляется она в том, что человека, после просмотра 3D видео, как бы «укачивает» — у него наблюдаются тошнота, дезориентированность в пространстве, болезненное напряжение глаз, иногда рвота.

Вторая проблема, с которой борется стереокинематограф, относится к резкому снижению способности человека различать объёмное и плоское изображение после частого просмотра 3D-видео. Кроме того, некоторые люди просто нечувствительны к стереоэффектам.

Чтобы постоянно быть в курсе последних кинопремьер и любых событий в киноиндустрии, то обязательно подписывайтесь на RSS и зафоловьте наш аккаунут в Твиттере – @allfontv. Ниже форма подписки для получения новых публикаций на почту.

Советский след в стереокинематографе

Гений советского кинематографа Сергей Эйзенштейн еще в 1920-х годах (пред)сказал, что стереокинематограф рано или поздно станет главным вектором развития киноиндустрии. Отчасти именно Эйзенштейн, известный новатор, вдохновил советских киноинженеров на эксперименты и исследования в области стереокино.

Начиная с 30-х годов прошлого века исследования в области стереокино вели (и даже добились серьезных успехов) во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Опираясь на их достижения, в 1940 году был снят и показан первый стереофильм «Выходной день в Москве» Александра Птушко – для его просмотра зрителям предлагались специальные поляризационные очки. Но – увы, началась Великая Отечественная война, все достижения в области стереокинематографа пришлось отложить до лучших времен.

В НИКФИ к исследованиям стереокино вернулись только в начале 60-х, причем вернулись с триумфом. Учеными была разработана система пленочной киносъемки «Стерео 70», причем «70» в названии значилось потому, что в основу была заложена 70-миллиметровая – «широкая» – пленка. Сейчас мало кто вообще об этом помнит и это знает, однако в 70-80-е годы в этом формате было снято довольно много фильмов («Всадник на золотом коне» (1980), «Ученик лекаря» (1983) и др.), и ее даже особо пристально изучали канадцы – будущие создатели 3D-системы IMAX, о которой мы писали выше.

Сейчас о формате «Стерео 70» вспоминают разве что в учебниках по истории кинематографа – пленочных кинотеатров не существует как таковых, пленку для «Стерео 70» прекратили производить с распадом СССР, лаборатории для обработки этой пленки тоже уже не существуют. Порадоваться за «наших» можно только в одном: в 1990 году создателям «Стерео 70» торжественно вручили премию «Оскар» за технические достижения. На этом все.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий