Как сделать развал схождение самостоятельно.
Правильно выставленные углы развала и схождения колес – одно из ключевых условий нормальной работы подвески автомобиля. Если эти параметры отклоняются от нормы, возникает ряд проблем: происходит неравномерный износ покрышек, ухудшается управляемость машины и ее курсовая устойчивость, руль смещается с нулевого положения при езде по прямой траектории. Также возрастает нагрузка на штоки амортизаторов, сайлентблоки, шрусы, элементы системы рулевого управления.
Измерение углов схода и развала должно выполняться с определенной периодичностью, в среднем 1-2 раза в год. Проверка положения колес в специализированных автосервисах — недешевая услуга, особенно при использовании компьютерных методов. Частые визиты в мастерские бьют по карману, поэтому многие автовладельцы ищут способы проведения таких работ в гаражных условиях. Предлагаем ознакомиться с простым, но точным и эффективным методом самостоятельного определения параметров схода и развала.
Какое схождение должно быть на переднеприводном авто
Если вы сталкивались с тем, что при опущенном руле автомобиль уводит в сторону, то в большинстве случаев необходимо отрегулировать развал-схождение. Это важный параметр, определяющий безопасность и комфорт движения транспортного средства. Но помимо развала есть третий важный параметр, но об этом далее.
Преимущества способа
Технология, рассмотренная ниже, широко используется как начинающими, так и опытными автомобилистами. Среди ее основных преимуществ стоит выделить такие:
- Высокая точность. По этому критерию данный способ не уступает компьютерному методу. Технология позволяет измерять практически все угловые и линейные показатели, которые определяются с помощью электронной аппаратуры. Может быть учтен даже уклон площадки, на которой располагается машина во время измерения схода и развала.
- Учитываются параметры кузова. При компьютерной диагностике эти характеристики не определяются оборудованием, в лучшем случае компьютерные стенды могут вычислять величину клиренса. Метод, рассмотренный в статье, позволяет увидеть естественную ось симметрии кузова и определить расположение шасси относительно нее. Это поможет понять, почему после регулировок схода и развала одни колеса выступают из арок больше, чем другие.
- Вылет дисков не влияет на результаты. Параметры колесных дисков могут иметь значение при компьютерной настройке углов. Поэтому некоторые мастера, работающие в специализированных сервисах, отказываются проводить работы, если на автомобиле установлены колеса с разным вылетом на передней и задней осях. Рассматриваемый метод, в свою очередь, позволяет выполнять замеры схода и развала, даже если разные диски стоят на одной оси.
Зачем нужно делать развал-схождение?
Развал-схождение необходимо делать в любом случае, так как неправильная его установка или полное отсутствие приводит к очень быстрому износу резины и ухудшению управляемости автомобилем. Развалом называется угол наклона колес к дороге. В зависимости от потребности автомобилиста, он может быть, как положительным, так и отрицательным. В первом случае, верхняя часть колеса наклонена в сторону центра машины примерно на 1,5 – 2 градуса. Такой развал не желателен, так как увеличивает износ шин, но он также обеспечивает более плотное сцепление с дорогой. В большинстве же случаев выставляют положительный развал.
Схождением называется разница в расстоянии, которая измеряется по передним и задним точкам колес (дисков) по горизонтали. Измеряют его в миллиметрах или же градусах. Также может быть положительным. Отрицательным и нулевым. Плюсовое схождение передних колес дает стабильное управление на больших скоростях, но при этом ухудшается маневренность, то есть поворачиваемость. Если схождение отрицательное, то управлять машиной легче, так как улучшается реакция колес на вращение руля. Однако в таком случае придется часто менять резину, так как она очень быстро изнашивается на повреждённых дорогах. Для задних колес ситуация практически та же. Самым лучшим вариантом будет установка схождения колес равного нулю. Это позволит держать баланс как в управлении, так и в долговечности шин. Нормальные углы геометрии колес обеспечивают автомобилю экономичность топлива, более легкое управление и маневренность, устойчивость и пониженную склонность к амортизации и опрокидыванию.
Важно также знать первые признаки неотрегулированного развала-схождения:
- Автомобиль ведет вправо или влево;
- Повышенный и неравномерный износ шин;
- Необходимость замены частей рулевого управления и ходовой части.
Если у вас появились вышеперечисленные проблемы, то лучше всего будет незамедлительно обратится в автосервис, где на специальном стенде вам выполнят необходимую регулировку углов геометрии. Современный стенд способен выполнять необходимые измерения и регулировки. В автосервисе вам предоставят отчет выписку по выполненным работам, там будут такие пункты:
- Углы развала левого и правого колеса для обоих подвесок (передняя и задняя);
- Углы схождения (также для всех колес и обоих подвесок);
- Смещение осей автомобиля;
- Повернутость задней оси;
- Поперечные и продольные углы наклона оси поворота.
Перед началом работы, мастер осматривает автомобиль на наличие неисправностей, замеряет давление в шинах (оно должно быть одинаковое) и после этого выполняет корректировку углов.
Что такое развал-схождение колес?
Данный параметр указывает на углы установки колес, по отношению друг к другу, а также к колес к плоскости дорожного полотна.
Производители автомобилей, для каждой модели предусматривает индивидуальные параметры углов установки колес, при которых эффективность работы подвески и рулевого управления будут максимальными.
Углы развала имеют разные значения даже на одном автомобилей, в зависимости от комплектации. Когда транспортное средство стоит или двигается без нагрузки на ровной дороге, то относительно дороги колеса стоять ровно. При нагрузке развал уходит в отрицательную сторону, поэтому старые авто делали с положительным развалом. Более современные машины имеют отрицательный развал, потому как такие углы обеспечивают наилучшую устойчивость.
Со схождением ничего не изменилось: при движении передние колеса стремятся “уйти” наружу, поэтому изначально передняя их смотрит вовнутрь.
Важные уточнения по процедуре измерения углов установки колес
Предлагаемый метод дает возможность только определять углы установки колес (УУК), чтобы получить представление о текущих параметрах схода и развала. Дальнейшие работы по их регулировке можно проводить как своими руками (при наличии соответствующего опыта и знаний), так и в автомастерских.
Подразумевается, что замеры проводятся при исправной подвеске и нормальном давлении в шинах. Поэтому соответствующие работы, связанные с диагностикой и ремонтом ходовой части, не рассматриваются.
Также необходимо учесть, что в данной статье не рассматривается, какими должны быть углы схода и развала. Речь пойдет только о процессе их измерений. Полученные результаты в дальнейшем нужно сравнить с заводскими значениями, которые могут отличаться для автомобилей разных марок и моделей.
Перед замерами углов схода и развала необходимо разместить автомобиль на ровной твердой поверхности – например, на бетонном полу гаража. Заезжая на рабочую площадку, следует держать руль в нулевом положении. При этом колеса будут стоять максимально близко к тому положению, в котором они находятся при движении авто по прямой дороге.
Если же автомобиль после остановки будет подниматься на домкрате или подъемнике, это приведет к разгрузке подвески, затем колеса станут на пол недостаточно ровно. Для устранения таких погрешностей понадобятся поворотные круги или сдвижные платформы, которых большинство автовладельцев не имеют. Поэтому приподнимать кузов перед проведением замеров настоятельно не рекомендуется. Подвеска машины должна быть под привычной нагрузкой.
Начинать замеры следует с определения углов схода, поскольку именно эти параметры регулируются на большинстве моделей автомобилей. Данная характеристика определяется для каждого из четырех колес, поэтому ее иногда называют «полусхождением». Индивидуальный сход замеряют относительно продольной оси автомобиля. Ее можно построить несколькими способами, рассмотрим подробнее.
Три варианта построения продольной оси автомобиля
На выбор предлагаются три разных метода, с помощью которых можно построить «базовую» линию при вычислении углов индивидуального схода колес:
- В качестве продольной оси можно принять горизонтальную линию, которая проходит через ось симметрии кузова. Ее можно легко построить, отметив на переднем и заднем бамперах их средние точки.
- Второй вариант – продольная ось шасси. Эта линия выстраивается по точкам, которые располагаются в центрах расстояний между колесными ступицами.
- Довольно часто в качестве продольной оси используется линия «trast line». Она прокладывается строго в направлении движения задней оси машины. Этот вектор не всегда совпадает с продольными линиями, выстроенными по кузову или шасси, как в предыдущих вариантах. Подобное явление характерно для автомобилей, в которых задний мост немного развернут вбок. При этом машина едет боком, что часто наблюдается на старых «Жигулях», «Газелях» и др.
Продольная ось и линия «trast line» на автомобиле.
Угол между линией «trast line» и центральной продольной осью машины в идеальном случае должен стремиться к нулю. Но в некоторых случаях дефекты задней подвески не всегда удается устранить. Поэтому при диагностике схода и развала проводят замеры, отталкиваясь именно от «trast line».
Развал-схождение – что это такое?
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
- У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
- У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Когда делать развал-схождения
Регулировку угла установки колес следует делать в следующих случаях:
- автомобиль при движении уводит в одну сторону или “кидает” по сторонам;
- неравномерный износ шин;
- после ремонта подвески и рулевого управления (замена шаровых опор, демонтаж-монтаж рычагов, замена тяг и рулевых наконечников и амортизаторов);
- при неадекватном поведении автомобиля на дороге (при независимой задней подвеске автомобиль, при прямолинейном движении, может “подкидывать” по сторонам).
Уводит в сторону: необходимо удостоверится в исправности деталей подвески, которые влияют на углы установки колес (тяги и наконечники рулевого управления, сайлент блоки, шаровые опоры, ступичные подшипники).
Неравномерный износ шин: следует также провести диагностику ходовой части, если был сильный удар колеса, то проверить рычаг на геометрию.
Ремонт подвески: в данном случае, после ремонта подвески нарушается развал-схождения, а также кастер (при замене амортизаторов). Перед посещением “развала” не рекомендуется длительная езда свыше 50 км/ч, во избежание сильного и неравномерного износа резины.
Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле
Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.
- При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
- Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
- Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
- При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение. Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
- Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.
Неравномерный износ покрышек — один из признаков необходимости развал-схождения
Развал-схождение задних колёс
Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах. Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать. Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.
Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу — это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.
Проблемы ходовой и настройка параметров колёс
Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту. Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:
- сайлентблоков;
- наконечников рулевых тяг;
- рычагов подвески.
Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.
Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины
Оптимальное значение для легкового автомобиля — либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью). Возможна установка положительного значения — от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов. Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.
У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.
Положительный и отрицательный развал
Характеристика
Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.
Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.
Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.
Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.
Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.
Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.
Измерение углов развала
Для определения этих параметров базовый коридор не понадобится, его можно убрать. Углы развала можно определить несколькими способами: с помощью отвеса, пузырькового уровня, цифрового инклинометра или другого угломера.
Перед началом замера углов развала нужно удостовериться, что машина стоит на ровной поверхности. Если же развал будет измеряться с помощью цифрового инклинометра, то достаточно откалибровать прибор по наклону поверхности, на которой расположена машина. Для этого следует приложить к поверхности угольник и сверить расположение угломера с положением его вертикальной грани.
На ободе колеса ставим маркером или мелом две вертикальные метки. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна быть в пределах +-2мм. Прокатываем машину на четверть оборота колеса (90 градусов) и делаем еще две вертикальные метки. Снова замеряем расстояние от отвеса до обода колеса, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса.
Определение угла развала.
Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм. Для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам. Точную величину допуска развала колес для конкретного автомобиля лучше всего узнать из рекомендаций завода изготовителя автомобиля.
Измерение угла развала с помощью пузырькового уровня.
Угол развала также можно измерить с помощью пузырькового уровня или телефона с установленной программой для измерения углов.
Видео: что нужно знать о развале-схождении
Схождение колес
Схождением колес называют углом по отношению друг к другу. Если посмотреть на колесо сверху, то расстояние между передней их частью будет меньше. При движении действует закон закон силы сопротивления, создающий поворачивающий момент относительно оси. Простыми словами — колеса будут стремится наружу, а при движении задним ходом — наоборот. Это касается заднеприводных автомобилей. Данный параметр называется положительным схождением.
Для переднеприводных авто, где колеса одновременно поворачиваемые и управляемые, колеса будут стремиться наоборот — вовнутрь, это называется отрицательным схождением.
Кстати, в задней независимой подвеске активно применяют тяги схождения, которые поддаются регулировке. За счет этого задняя часть авто способна подруливать, помогая поворачивать в правильной траектории.
Как правильно выставить углы схождения колес:
Перед регулировкой схождения должны быть проверены шарнирные детали рулевого управления, разработаны гайки рулевых наконечников, степень затяжки рычага к поворотному кулаку. Все легковые и коммерческие авто, массой до 3500 кг поддаются регулировке схождения на стенде при помощи компьютера. Сейчас наиболее распространены оборудование 3D-развала, которые помогают выставить углы с точностью до градуса.
Автомобиль устанавливается на стенд, к колесам подсоединяют специальные мишени, которые калибруются движением колеса вперед-назад и в сторону. На мониторе компьютера высвечивается информация об углах колес, предварительно нужно выбрать марку, модель и год выпуска ТС, чтобы задать заводские параметры.
Развальщик начинает регулировку рулевых наконечников, подкручивая гайку в ту или иную сторону, в зависимости от положения колеса. Когда на мониторе угол схождения показывает на зеленом фоне — наконечник зажимается, данная сторона выставлена. Та же операция происходит и на другой стороне.
Заключение
Способы измерения УУК автомобиля, рассмотренные в данной статье, практически не используются на профессиональных автосервисах. Компьютерный метод более удобен и эффективен, требует меньших затрат времени. Но в быту автомобилистов часто бывают ситуации, когда визит на СТО затруднен по разным причинам: например, если машина временно не на ходу, не хватает финансов, или когда водителю нужно лишь убедиться в нормальном состоянии подвески машины. В таких ситуациях предложенная технология оптимально подойдет для замера углов схода/развала и станет достойной альтернативой компьютерной диагностике УУК.
В заключении статьи рекомендую посмотреть видео.
Регулировка углов
Следует понимать, что произвести диагностические и регулировочные работы возможно только на специальном диагностическом стенде, так как особенно на современных автомобилях допуски определяются в минутах и имеют диапазон не более половины градуса, что определить на глазок практически нереально.
На данный момент существует несколько типов диагностических стендов:
- световые;
- лазерные;
- компьютерные.
Наиболее точными являются компьютерные стенды, имеющие четыре диагностические считывающие головки, устанавливаемые на каждое колесо, донные которых выводятся на монитор и показывают полную реальную картину положения всех четырех колес. Особенно это важно для диагностики автомобилей с полностью независимой подвеской, у которых на задней оси расположены узлы регулировки схождения и развала.
Нередко именно на таких стендах легко определяется перекос поперечных осей и деформация задней балки или чулка моста, что сделать на световом или лазерном стенде весьма затруднительно, а определить осевой перекос автомобиля практически невозможно.
Стоит отметить, что регулировка производится только на технически исправном автомобиле, ходовая часть которого не имеет каких-либо люфтов. Давление в шинах обязательно должно быть установлено в соответствии с техническими требованиями завода изготовителя.
Почему необходимо регулировать развал-схождение
Углы колес непосредственно влияют на комфорт и безопасность движения. Если параметры далеко отличаются от заводских — подвеска будет жить своей жизнью и неправильно реагировать на управление водителем. Проблемы, которые возникают при сбитых углах:
ли со статьей или есть что добавить?