Кидает масло с сапуна на bmw m51

Почему через сапун выдавливает масло: как устранить неисправность

Давит масло через сапун

Достаточно распространенной проблемой на многих автомобилях отечественного и иностранного производства является то, что гонит масло через сапун. В зимний период, особенно с наступлением значительного похолодания можно встретить неисправность, когда замерз сапун, выдавило масло и видны потеки на наружной поверхности силового агрегата. Сразу отметим, что данный признак, а также дым и масло из сапуна являются поводом к немедленной диагностике двигателя, так как игнорирование указной проблемы может привести к скорому и дорогостоящему ремонту мотора.

Сапун двигателя: что это такоеРекомендуем также прочитать статью о том, что такое сапун и каково его назначение. Из этой статьи вы узнаете об устройстве сапуна двигателя и других узлов, принципах работы элемента и других особенностях.

Отметим, что если через сапун идет масло, диагностика первопричины может быть затруднена. Для точного определения основной проблемы потребуются навыки, специальное оборудование и т.д. Однако в ряде случаев водитель может понять, почему с сапуна бежит масло, без привлечения сторонних специалистов. Другими словами, диагностика проводится самостоятельно в гаражных условиях. В этой статье мы поговорим о том, почему капает масло из сапуна, а также что делать автовладельцу, если через сапун выбрасывает масло.

Почему двигатель гонит масло через сапун и как найти причину неисправности

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — сложный агрегат, состоящий из множества компонентов и узлов. Один из них — система вентиляции картера. При возникновении неполадок в её работе начинает бросать или гнать масло через сапун. Это первый признак того, что необходимо начать поиск неисправности. Возможные причины и способы устранения проблемы зависят от конструкции, системы питания и характера эксплуатации силовой установки.

Гонит масло через сапун

Сапун еще называют дыхательным клапаном автомобиля, или суфлером. Назначение устройства — выравнивание давления, создаваемого в картере, по отношению к давлению извне. Необходимость в выравнивании возникает, когда механизм остывает или, наоборот, чрезмерно нагревается – а также при изменении атмосферного давления. Если давление в картере превышает атмосферное, то из полости узла через неплотности начинает выдавливаться рабочая жидкость. Такое явление получило название “гонит масло через сапун”. Если компрессия в картере понижается, в его полость поступает воздушная масса с пылью.

Принц ип работы сапуна

Чтобы двигатель работал корректно, ему нужна вентиляция. В области картера скапливаются газы, вывод которых и необходимо обеспечить. Но работу этой системы нельзя назвать идеальной, потому что вместе с газами в виде мелких частиц в суфлер проникает рабочая жидкость.

Эта проблема устраняется путем установки фильтра, улавливающего частицы масла. Однако фильтр не решает проблему полностью, так как рабочая жидкость проникает в сапун в виде испарений, задержать которые фильтр не может. Это явление не является чем-то очень страшным, однако если система выкидывает масло через сапун — это, как минимум, повод принять меры к улучшению технического состояния мотора.

Дыхательный клапан состоит из следующих компонентов:

  • металлический корпус;
  • автономная прижимная пружина;
  • прокладка из резины (обеспечивает герметичность при повышенном давлении);
  • стопорная гайка;
  • тело устройства.

Немного о системе

Начнём с принципа работы так называемой системы обеспечения вентиляции картерных газов двигателя.

ДВС является сложным и многокомпонентным устройством. Но мотор не является полностью герметичным узлом, поскольку здесь присутствуют вентиляционные компоненты. Система вентиляции картера представлена в виде схемы, которая способствует выведению газа из двигателя.

Когда топливовоздушная смесь сгорает, в цилиндрах при этом активно образуется отработанный газ. Причём он находится под высоким давлением. Из-за этого часть газа оказывается в подпоршневом пространстве, то есть в картере. Уже там газ перемешивается с имеющейся влагой и туманом масла, что образуется в результате эффекта конденсации.

Эта смесь получила название картерные газы.

При условии, что мотор был бы герметичной схемой, постоянное увеличение объёма газа привело к экстремальному росту внутреннего давления. Из-за этого начинались бы прорывы газа и масла через наиболее уязвимые элементы. Это сальники, сапун, уплотнители, отверстие для масляного щупа.

Главная задача системы заключается в том, чтобы поддерживать оптимальное внутреннее давление и не позволять ему увеличиваться выше установленной нормы, отводя газы из картера.

Теперь можно переходить непосредственно к сапуну.

Система вентиляции картерных газов

Что такое сапун и зачем он нужен

Другое название сапуна — это дыхательный клапан или суфлёр. Задача элемента заключается в том, чтобы выравнивать внутреннее давление в картере относительно внешнего или наружного атмосферного давления.

Выравнивание требуется при остывании и при нагреве автомобильного двигателя, а также при сильных изменениях параметров атмосферного давления. Когда внутреннее давление непосредственно в самом картере оказывается больше атмосферного, из полостей могут начинать просачиваться частицы рабочей жидкости. В такой ситуации обычно говорят, что через сапун гонится масло. При снижении компрессии внутрь ДВС могут поступать массы воздуха с пылью. Это также очень вредно для мотора.

Конструктивно сапун, он же дыхательный клапан, состоит из:

  • металлического корпуса;
  • автономной прижимной пружины;
  • тела устройства;
  • стопорной гайки;
  • резиновой прокладки.

Сапун двигателя автомобиля

Ранее на авто применялась простейшая схема работы системы по обеспечению вентиляции картера. Для этого на ДВС ставили единственный штуцер, то есть сапун. Он соединял внутренние полости блока цилиндра и внешнюю среду. Это позволяло лишним газам выходить наружу, в атмосферу.

Такая система имела весомый недостаток. Вместе с газами выходила часть масла, что негативно влияло на расход смазки и загрязняло окружающую среду.

Потому в современных авто применяют закрытую систему вентиляции. Здесь также предусмотрен сапун. Только к нему ещё подключают патрубок для последующего необходимого отвода газа во впускной коллектор, либо же корпус фильтра. Оттуда газ попадает в цилиндры и полностью сгорает. Это позволило избавиться от проблемы загрязнения атмосферы.

Также применяются отделители, способные вернуть масло в картер и исключить его попадание в цилиндры.

Как вы понимаете, задача клапана заключается в выравнивании давления внутри картера. Но случается и так, что через сапун начинает выходить масло. Это не катастрофическая ситуация, но при её возникновении следует принять соответствующие меры.

Признаки неисправностей

Автомобилисту следует знать, как можно распознать выброс моторного масла через сапун и понимать, с чем это потенциально связано.

Если не устранить такое явление, когда начинает выбрасывать смазку, в дальнейшем возникнут более серьёзные проблемы. Могут забиться каналы в двигателе, увеличиться количество сажи, закоксоваться масляные каналы и нарушиться работа всей смазочной системы.

Признаков подобного явления не так много. Но это упрощает возможность их распознать самостоятельно:

  • В случае с карбюраторными моторами появляются потёки масла в корпусе воздушного фильтра.
  • На карбюраторах также можно заметить масло на самом фильтре.
  • У инжекторов отложения появляются на дроссельном узле.
  • Могут наблюдаться следы масла на поверхности впускного коллектора.
  • Параллельно падает мощность ДВС и повышается потребление горючего.

Масло в воздушном фильтре

Столкнувшись с подобными явлениями, можно практически наверняка утверждать о том, что через сапун проходит масло.

Причины

Куда важнее разобраться с тем, почему в двигателе гонится масло через сапун, поскольку это позволит установить причину и устранить её. Своими силами, либо с помощью специалистов, принципиального значения уже не имеет.

Интересно, что некоторые причины непосредственного отношения к системе вентиляции могут вовсе не иметь.

Среди основных причин масла в сапуне отмечают такие:

  • Сильно изношенные кольца поршней и ЦПШ. Это ведёт к тому, что в картер силового агрегата попадает большой объём газов, и штатная вентиляция не успевает с ними справиться. Как итог, повышенное давление в ДВС и выдавливание масла через дыхательный клапан.
  • Сливной канал маслоотделителя со временем засорился. В итоге отделённое масло не имеет иного пути, кроме как смешиваться с проходящими мимо него газами.
  • Проблемы с воздушным фильтром. А точнее его загрязнения. При работе мотору требуется большой объём воздуха. Если фильтр забивается, двигатель чувствует нехватку воздуха, и начинает его подсасывать из других доступных источников. Это в основном система вентиляции.
  • Избыточный объём масла в системе. Распространённая ошибка новичков, кто впервые самостоятельно меняет масло и заливает больше, чем требуется. Излишки оказываются в вентиляции.
  • Заклинивание клапана. Сам дыхательный клапан, то есть сапун, может заклинить. Он перестаёт выполнять свои функции в полной мере. Отсюда и масло.
  • Изношенный ГРМ или прогорание клапана. Из-за этого газ из картера может оказаться в пространстве над клапаном. Затем он поступает внутрь картера, давление растёт, масло выдавливается.

Прогорание клапана ГРМ

Как видите, обвинять сразу же во всех бедах сапун не стоит.

Масло из сапуна: что делать и как найти причину

Начнем с того, что во время работы двигателя в картере накапливаются так называемые картерные газы. Для того чтобы не создавалось избыточное давление, имеется специальный клапан для вентиляции. Данное решение позволяет закрытому картеру сообщаться с атмосферой. Указанный клапан и является сапуном. Простыми словами, сапун на ДВС фактически нужен для того, чтобы выравнивать давление внутри двигателя.

Следует отметить, что в картере газы смешиваются с масляным туманом. В результате частицы смазки попадают в сапун. Хотя внутри устройства имеется специальная сетка-маслоуловитель, определенная часть масла может выходить наружу. С учетом данной информации допускается незначительное загрязнение системы, что является нормой. В случаях, когда вытекает много смазки, следует отдельно искать, почему с сапуна кидает масло.

На инжекторных моторах заметны следы попадания масла в области дросселя, силовой агрегат также теряет свою приемистость и мощность, заметно увеличивается расход топлива. Получается, для проверки необходимо не только осмотреть наружные поверхности под капотом, но и снять воздушный фильтр, дроссельный узел и т.д.

Почему масло вытекает через сапун

Если появилось масло с сапуна, причин может быть несколько. С учетом различных особенностей перед самостоятельной диагностикой нужно обратить внимание на дополнительные симптомы.

  1. Прежде всего, масло давит в результате значительного износа поршневых колец. Это значит, что газы из камеры сгорания проникают через уплотнение в картер двигателя, после чего там создается слишком высокое давление. Избытки давления заставляют масло вытекать через сапун.
  2. Еще одной возможной причиной может быть засорение стока маслоотражателя. В этом случае газы и частицы масла, которые теряют возможность нормально пройти, выходят через сапун, а не через очиститель.
  3. Также в списке стоит отметить значительное снижение пропускной способности воздушного фильтра. В таком случае мотору попросту не хватает воздуха на впуске. Результатом становится появление масла в корпусе фильтра и на самом фильтре.
  4. Не следует исключать и возможных проблем с самим сапуном. Как правило, из строя выходит клапан, забивается проходное отверстие в сапуне и т.д. Нормальная вентиляция нарушается, отработанные газы попадают в картер ДВС и поднимают давление.
  5. В ряде случаев перелив моторного масла намного выше рекомендуемого уровня приводит к тому, что излишки вытекают через сапун. Получается, лишнее масло попросту давит из двигателя. В подобной ситуации следует проверить уровень смазки и привести его в норму при обнаружении проблем.

Как провести диагностику

Если на машине продолжает выкидывать моторное масло через клапан сапун, игнорировать такое поведение двигателя нельзя. Рекомендуется заняться диагностикой.

Потенциально зная, почему через сапун наружу идёт масло и загрязняет всё вокруг себя, можно сделать определённые выводы касательно диагностики.

Для проверки и оценки состояния не обязательно разбирать двигатель.

Порой достаточно провести визуальный осмотр и сделать несколько замеров. Важно учитывать, что из-за конструктивных и технических особенностей конкретного ДВС, процедура может иметь свои отличительные особенности.

Автомобилисту следует установить, в чём причина активного выбора масла через сапун, поскольку проблема может быть в нём самом, либо связана с другими проблемами в моторе.

Задача заключается в том, чтобы масло перестало кидать. А для этого нужно найти причину и попытаться её устранить. Для работы может потребоваться отвёртка, набор ключей и компрессометр. Касательно диагностики стоит дать несколько рекомендаций:

  • Начните с проверки выхлопа. Для этого запустите мотор и присмотритесь к цвету газов, выходящих из выхлопной трубы.
  • Если дым сизого или чёрного цвета, в газах присутствуют частицы масла. Обычно это связано с неисправностями ГРМ, залеганием колец цилиндропоршневой группы, либо же их износом.
  • Дополнительно стоит проверить показатели компрессии каждого из цилиндров.
  • В нормальном состоянии на большинстве легковых бензиновых авто компрессия составляет от 11 до 13 МПа. Если это дизель, тогда от 20 до 32 МПа.
  • Между цилиндрами не должна быть разница более чем в 1 МПа.
  • Если в одном из цилиндров компрессия пониженная, проблема гона масла через сапун может быть связана с ним.
  • Проверьте состояние свечей зажигания в проблемных цилиндрах. Если есть нагар, причина в неисправностях ЦПГ.
  • При низкой компрессии и нормальном состоянии свечи, проблема кроется в клапанах.

Если с компрессией всё в норме, тогда остаётся сделать одно. А именно проверить и очистить картерную систему вентиляции.

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Для того, чтобы понять почему масло выдавливает из сапуна, предлагаю вкратце рассмотреть принцип работы масляной системы. Не многие знают, но для правильной работы двигателя необходима вентиляция, так как в процессе его работы в картере собираются газы и речь сейчас отнюдь не о выхлопных. Чтобы обеспечить вывод этих газов в старых автомобилях использовалась так называемая система вентиляции картерных газов, которая спустя некоторое время и стала именоваться не иначе как "сапун". При помощи сапуна инженерам удалось реализовать вентиляцию картера и тем самым обеспечить сброс давления, которое образуется во время работы мотора. Однако система оказалась неэффективной, так как вместе с избыточным давлением и газами в сапун проникали мельчайшие частицы масла.

Частично вопрос проникновения "масляной пыли" в сапун удалось решить посредством специальной сеточки, которая улавливает масляные частицы и не пропускает их в сапун. Однако несмотря на это часть масляных испарений все же проникают дальше, создавая определенные трудности для владельцев. Небольшое количество масла проникшего в сапун не считается чем-либо страшным, однако если масло в сапуна гонит в больших количествах, это повод серьезно задуматься о техническом состоянии мотора.

Гонит масло через сапун: дизель и бензиновый ДВС

Диагностика двигателя при утечках масла через сапун предполагает комплексный подход. Для проверки нет необходимости разбирать силовой агрегат. Становится понятно, что на начальном этапе следует оценить состояние сапуна, убедиться в его работоспособности и прочистить устройство в случае такой необходимости. Также проверяется уровень масла по щупу. Если с уровнем все в порядке и отсутствуют другие дополнительные признаки неполадки, тогда оптимально заменить сапун на заведомо исправный.

Убедившись в том, что сапун исправен и вентиляция находится на приемлемом уровне, потребуется произвести ряд замеров и оценить состояние ЦПГ. Как уже было сказано, причиной могут быть вышедшие из строя кольца, то есть понадобиться промерить компрессию в двигателе.

Также на необходимость замерять компрессию может дополнительно указать и цвет выхлопных газов. Для проверки достаточно завести мотор, после чего оценить выхлоп. Если мотор дымит синим или сизым дымом, тогда это может быть признаком попадания моторного масла в цилиндры по причине износа поршневых колец. Во время проверки компрессии нужно замерять показания в каждом отдельном цилиндре. При нормальном состоянии ЦПГ компрессия должна быть на отметке от 11 МПа и выше (рекомендуется ознакомиться в технической литературе применительно к конкретному типу ДВС). В случае обнаружения разбега по показаниям в цилиндрах отличия не должны превышать 1 МПа.

Отсутствие снижения компрессии укажет на то, что дальнейшие проверки будут связаны с системой вентиляции. Способ проверки данной системы будет рассмотрен на примере отечественной модели ВАЗ 2110. На других авто могут встречаться некоторые индивидуальные особенности, но общий принцип будет похожим.

  • В самом начале нужно отсоединить трубки от крышки клапанов, сапуна и патрубка воздуховода. Затем следует оценить степень их загрязнения. Если трубки забиты или грязные, тогда их можно прочистить очистителем карбюратора или бензином. После понадобится продуть их сжатым воздухом или высушить естественным образом.
  • Далее нужно добраться до маслоотделителя, выкрутив фиксирующие болты и сняв его крышку. После этого извлекается сам маслоотделитель. Данное устройство выполнено из специальных пластин. Требуется разобрать элемент и промыть. Промывку можно сделать в бензине, после чего высушить.
  • Параллельно рекомендуется осмотреть и промыть клапан, а также проверить рабочий ход штока. Это возможно после извлечения устройства. Подклинивание клапана также устраняется промывкой. Весь список описанных действий позволяет поддерживать систему вентиляции картера в чистоте и сохранять ее работоспособность.

Как проверить и почистить систему

Довольно часто оказывается так, что масло из сапуна активно выбрасывает именно из-за проблем в системе вентиляции.

Конструктивно моторы и автомобили могут сильно отличаться друг от друга. Из-за этого доступ и нюансы чистки будут разными.

Рассмотрим процедуру осмотра и очистки на примере автомобилей ВАЗ десятого семейства. Если масло начало давить через сапун, нужно сделать следующее:

  • Отсоединить патрубки от дыхательного клапана, крышки клапанов и воздушного патрубка. Визуально проверить наличие загрязнений. Если есть необходимость, их промывают в керосине или бензине. Затем обязательная сушка.
  • Открутить крепёжные гайки клапанной крышку. Крышку следует снять. На внутренней стороне крышки есть пара ботов, которые удерживают крышку от маслоотделителя. Их также откручивают.
  • Крышка снимается, извлекается со своего посадочного места отделитель масла.
  • Отделитель выглядит как набор пластин. Они разбираются, промываются, высушиваются и собираются в обратной последовательности.

Да, на иных авто система конструктивно может отличаться. Но от этого смысл процедуры не меняется. Вам необходимо снять и промыть компоненты, после чего собрать всё в обратной последовательности.

На некоторых автомобилях можно встретить клапан, отвечающий за регулировку подачи отработанного газа. Он располагается внутри вентиляционной системы. Его также стоит проверить и почистить по мере необходимости. Для этого элемент демонтируется, проверяется ход штока. Бывает так, что он подклинивает. Тогда клапан следует промыть в бензине, высушить и вернуть на место.

Вся процедура сравнительно простая, а потому ехать в автосервис и платить кому-то деньги вовсе не обязательно.

Диагностика неисправностей

  1. Первым делом необходимо обратить внимание на цвет выхлопа, сизый или черный дым, признак прогара клапанов или проблем с кольцами. Более детально о том, как определить неисправность по выхлопным газам читайте здесь.
  2. Далее следует проверить компрессию во всех цилиндрах, значение на бензиновых ДВС должно быть в пределах 11-13 МПа. Более подробно о том как проверить компрессию вы можете узнать из этой статьи.
  3. Отсоедините патрубки от крышки клапанов, воздухана и сапуна. Оцените степень загрязнения. Если патрубки сильно грязные или забиты масляным нагаром, воспользуйтесь бензином для очистки или специальным очистителем для карбюратора.
  4. Проверьте состояние маслоотделителя. Открутите требуемые болты, чтобы добраться к этому узлу. Достаньте маслоотделитель и оцените его состояние. При необходимости произведите очистку или промывку с последующей сушкой.
  5. Произведите осмотр и при необходимости промывку клапана сапуна. Случаются ситуации, когда клапан подклинивает, в результате чего выхлопные газы проникают в картер и создают избыточное давление. Достаньте деталь и выполните промывку, в большинстве случаев это позволяет решить вопрос выдавливания масла из сапуна.

Полезный совет! Чтобы отличить залегшие кольца от прогоревшего клапана достаточно произвести несколько манипуляций. После проверки компрессии в цилиндрах определите цилиндр с наименьшим значением. Затем произведите осмотр свечи данного цилиндра, если кольца залегли в этом цилиндре свеча будет покрыта толстым масляным слоем. Если прогорел клапан, свеча будет выглядеть нормально без каких-либо серьезных отклонений.

В заключение.

Проблема с выбросом масла через сапун волнует многих автомобилистов и доставляет массу хлопот, однако при своевременном обнаружении проблемы и правильном подходе серьезных последствий можно избежать. Важно следить за тем, чтобы уровень масла был в норме. Как только вы обнаружите, что мотор берет масло, следите за его уровнем и постоянно наблюдайте, чтобы он не упал ниже допустимого. Также уделяйте внимание сапуну и фильтру, масло на воздушном фильтре в больших количествах также не сулит ничего хорошего. Регулярно следите за состоянием мотора и всех систем, и своевременно производите устранение той или иной неисправности, это избавит вас от капремонта двигателя и ненужных растрат.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий