Количество серы в дизельном топливе

Содержание серы в дизельном топливе: как снизить допустимое содержание нормы

Качественное дизельное топливо обязательно должно соответствовать нормам и стандартам. Какие нормы существуют на сегодняшний день? Чем они отличаются от норм прошлого? Сера в составе топлива.

Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

Что такое дизельное топливо: состав, производство, характеристики и применение

К самым востребованным нефтепродуктам относится дизельное топливо (ДТ, дизтопливо). Применяется в качестве горючего во многих сферах. Ввиду экономичного расхода по спросу не уступает, а иногда даже превосходит бензин. В связи с этим предлагаем подробнее изучить, что такое дизельное топливо, из чего и как его производят, а также марки и сферы применения.

Сера в нефти

Сера в нефти и нефтепродуктах

Сера входит в состав нефти в виде различных соединений, которые подразделяют на активные и пассивные. К первым относят сероводород, меркаптаны и элементарную серу. Ко вторым – сульфиды, дисульфиды, гомологи тиофена и тиофана. Из всех гетероциклических соединений именно серосодержащие присутствуют в наиболее высоких концентрациях в нефтяных образцах и нефтепродуктах.

Сера в нефти оказывается в результате жизнедеятельности некоторых бактерий, а также при миграции нефти с природными водами. Сера в тяжелых фракциях содержится в более высоких концентрациях, преимущественно в виде конденсированных гетероциклов. Наличие серы существенно снижает качество нефтей. Нефтепродукты могут содержать примеси серы после недостаточного обессеривания нефтяных фракций.

Дизельное топливо Евро 4: качество и характеристики

Дизтопливо «Евро 4» — экологически безопасное горючее для всех видов дизелей легковых машин, грузовиков, автобусной и специальной техники. Топливо соответствует нормам EN 590 и отличается от ранних стандартов более жесткими требованиями к содержанию серы и полиароматических веществ. Для такого горючего характерно высокое цетановое число, минимальное содержание вредных веществ и присадок.

С внедрением стандарта «Евро 4» удалось снизить уровень вредных выбросов и сделать дизельные двигатели безопасными для окружающей среды. Значительно улучшились разгонные и мощностные характеристики дизелей, повысилась экономичность. Предназначено такое горючее для заправки современных автомобилей отечественных и зарубежных марок, а также машин прошлых лет выпуска.

Бензовоз 7

Печное топливо для дизельных котлов

Печное топливо для дизельных котлов

Если использовать печное топливо для дизельных котлов, можно значительно сэкономить, ведь оно стоит дешевле традиционного дизтоплива. Кроме экономии причиной замены стала схожесть характеристик двух нефтепродуктов, из-за которой их часто путают друг с другом. У печного и дизельного топлива много общего, но есть и различия. Они влияют на эксплуатацию отопительного оборудования. Поэтому, выбирая печное топливо для дизельных котлов, стоит больше узнать об особенностях такой замены.

Нормы, регламентирующие содержание серы в дизельном топливе

Дизтопливо изготавливают путем переработки нефтяного сырья, в составе которого всегда содержатся серосодержащие компоненты в количестве от 0,6 до 6 %, попадающие в ДТ. Существуют нормы, регулирующие содержание серы в дизельном топливе. В России для каждого типа топлива разработаны ГОСТы. Например, в ГОСТ 32511-2013, который был введен в качестве национального стандарта 1 января 2015 года, выделяют три экологических класса по допустимому содержанию серы в ДТ: К3, К4, К5. Эта классификация частично совпадает с нормами, прописанными в европейском стандарте ЕВРО-5.

Проблемы, вызываемые серосодержащими соединениями

Сера в нефти влияет на эксплуатационные свойства нефтепродуктов. Активные серосодержащие соединения вызывают коррозию, что приводит к повреждению оборудования, а гетероциклы склонны к поликонденсации и способствуют формированию смол и образованию нагара. Кроме того, содержание серы в нефти оказывает влияние на загрязнение атмосферы, так как при сгорании сернистых примесей образуется токсичный серный ангидрид.

Какое дизтопливо «Евро 4» выпускают?

Топливо Евро 4

Горючее разделено на сорта и классы с оптимальными характеристиками для определенных климатических условий. Производители предлагают топливо двух больших групп: для теплого и холодного климата. В первом случае есть разделение на сорта (A-F) с температурой применения от +5 до -20 °С, а для холодного климата предусмотрено топливо одного из четырех классов — от -20°С до -44 °С.

Основные отличия топлива разных сортов и классов заключаются в следующих параметрах:

  • плотность и вязкость;
  • содержание серы;
  • количество присадок;
  • смазывающая способность;
  • расход горючего.

Поскольку в составе топлива есть элементы парафиновой группы, при низкой температуре возможно помутнение, появление осадка и даже кристаллизация этих компонентов. Чтобы избежать такого эффекта, достаточно заправлять горючее по сезону. Для улучшения характеристик в дизтопливо добавляют специальные корректоры и присадки.

Допустимые пределы концентраций серы для различных видов дизтоплива

Европейский стандарт ЕВРО-5 был принят на территории РФ 1 января 2016 года. Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности. Горючее, изготовленное по европейским стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

Классификация дизтоплива осуществляется по двум основным параметрам: содержание сернистых соединений и температура фильтруемости.

Дизтопливо может маркироваться следующим образом: ДТ-Е-К5, или ДТ-З-К5. Расшифровываются данные условные обозначения следующим образом:

  • «ДТ» – дизельное топливо;

Следующая литера обозначает климатические условия, также эта характеристика содержит данные о температуре фильтруемости:

«Л» – летнее ДТ. В данном виде не определяется температура фильтруемости.

«Е» – межсезонное, температура фильтруемости -15°С;

«З» – зимнее, с температурой фильтруемости -20°С;

«А» – арктическое, с температурой фильтруемости -38°С.

Следующее цифробуквенное обозначение говорит, о том, какое содержание серы присуще данному типу горючего:

К2 – содержится не более 500 мг/кг;

К3 – не более 350 мг/кг;

К4 – не больше 50 мг/кг;

К5 – не более 10 мг/кг.

Что дает заправка дизельного топлива класса «Евро 4»?

Особенности топлива Евро 4

  1. полноту сгорания смеси и эффективную работу цилиндров;
  2. более длительные сроки эксплуатации самих дизелей, сажевых фильтров, топливной и выхлопной системы;
  3. снижение уровня шума и вибраций;
  4. отсутствие коррозии и нагара на элементах поршневой группы;
  5. почти 4-процентное снижение расхода топлива.

При заправке топлива «Евро 4» двигатель устойчив на всех режимах, быстро запускается и выходит на рабочие обороты за минимальное время. Смазывающая способность горючего исключает преждевременный износ трущихся деталей, поскольку на их поверхности образуется защитная пленка. Отсутствие посторонних примесей и воды снижает задымленность выхлопа, выделение вредных веществ в атмосферу, преждевременное разрушение конструкции дизеля.

Экологичность дизтоплива — это:

  • двухкратное снижение твердых частиц в выхлопных газах;
  • минимальный уровень дымности;
  • почти в восемь раз меньший выброс оксидов азота, углерода и других вредных веществ.

Чтобы добиться соответствующих показателей, значительно снижено содержание серы в дизельном топливе «Евро 4», к минимуму сведен и уровень присадок. Благодаря экологичности такого горючего, его можно использовать на территории всех европейских стран без ограничений.

Бензовоз 5

Дизельное топливо «Евро 4»: технические характеристики и качество

В соответствии с требованиями стандартов обеспечены следующие технические показатели:

  • цетановое число — 51;
  • уровень сернистых компонентов — 0,2-0,5 %;
  • температура фильтрации — до -55 °С в зависимости от сорта и класса;
  • плотность 0,830 – 0,860 г/см 3 .

В дизеле все процессы впрыска и воспламенения происходят прямо в цилиндре и за короткое время. Для таких двигателей особое значение имеет качество дизельного топлива «Евро 4». Именно поэтому стандарт жестко регламентирует фракционный состав веществ, количество примесей и присадок.

Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7

Сернистые соединения в дизтопливе: польза и вред

Принято считать, что основной задачей процесса гидроочистки дистиллятного дизельного топлива является разрушение всех содержащихся в нём сернистых соединений для того, чтобы образовался сероводород, который можно будет впоследствии легко отделить. Но в то же время всё чаще между специалистами в данной области ведутся споры о том, насколько целесообразным будет удаление из топлива всех сернистых соединений, не учитывая при этом их химическое строение.

На самом деле в нефтепродуктах содержится столько разных видов сернистых соединений, что их количество превышает число углеводородов. При этом важно, что среди них имеются коррозионноактивные составляющие, которые заметно снижают стабильность дизельного топлива, становятся причиной образования осадка, смол. Но есть и достаточно стабильные соединения, которые оказывают на дизтопливо антиокислительный эффект и являются некоррозионноактивными.

ГрафикНекоторые сернистые соединения имеют поверхностную активность, которая оказывает существенное влияние на снижение износа трущихся пар. Всё это позволяет сделать вывод о том, что сера и её соединения вполне способны для химической отрасли стать новым источником сырья, который требует своего тщательного изучения. Но в настоящее время содержание серы при производстве товарных нефтепродуктов нужно строго регламентировать. При получении топлива методом прямой перегонки стоит предварительно вести работу по выбору нефти, в которой содержание серы будет ограничено. Другим вариантом становится дополнительная глубокая переработка высокосернистых нефтепродуктов, при которой сернистые соединения будут разрушены (это может быть гидроочистка, каталитический крекинг, гидрирование).

ООО «Компания «Нипетойл» специализируется на поставках дизельного топлива в Москве и Московской области. У нас имеется собственный автопарк спецтранспорта, который позволяет перевозить горючее в любом необходимом заказчику объёме. Мы гарантируем качество нефтепродуктов, оптимальную цену, наличие всей необходимой в таких случаях документации. Сроки поставки минимальны. При необходимости могут быть задействованы автомобили с разделёнными на отсеки цистернами, чтобы доставить дизтопливо сразу в несколько пунктов назначения, указанных заказчиком. Обращайтесь за более детальной информацией к нашим специалистам по указанным на сайте телефонам.

Классификация нефти по содержанию серы

Классификация нефтяных образцов осуществляются по множеству признаков. По содержанию серы в нефти все образцы подразделяют на 4 класса. Концентрация сернистых примесей определяется в массовых долях и у каждого класса нефти находится в определенном диапазоне.

По содержанию серы нефти делятся на:

Малосернистую нефть– до 0,6% включительно;

Сернистую нефть – 0,61-1,8%;

Высокосернистую нефть – 1,81-3,5%;

Особо высокосернистую нефть – более 3,51%.

Нефти первого класса содержат порядка 0,5% серы в составе различных загрязняющих веществ. Количество таких примесей в особо высокосернистых образцах редко превышает 10% по массе, однако может доходить до 14%.

Для уменьшения количества серосодержащих веществ сернистую нефть подвергают гидроочистке.

Преимущества и недостатки

Главная причина, почему печным топливом заменяют дизель — это более низкая цена, хотя по характеристикам нефтепродукты очень близки. Стоимость получается выгодной, поскольку при производстве используют дешевое сырье, а готовый нефтепродукт имеет другое, более выгодное налогообложение. Налог на дизтопливо высокий, поэтому и цена в Москве и других городах сравнительно выше, чем у печного.

Другие преимущества ПТ:

  • хорошая текучесть;
  • экономичный расход;
  • возможность снизить температуру застывания за счет присадок (расширяет сферы применения).

К недостаткам ПТ относится следующее:

  • более высокая концентрация серы, чем в дизтопливе;
  • производство в соответствии с ТУ, а не ГОСТ (некоторые характеристики не имеют нормативных значений, которых должны придерживаться производители);
  • высокая температура застывания (без присадок) .

Технология производства дизельного топлива

Дизтопливо – это вязкая жидкость цвета, который зависит от количества смол в составе. Оттенок может быть от желтого до светло-коричневого. Горючее получают путем перегонки нефти. Сырье нагревают до нужной температуры, и из него выкипают определенные фракции, не только дизельные.

Газойлевые и керосиновые фракции – то, из чего преимущественно состоит дизельное топливо. Для них характерны высокие температуры кипения – 180-360 °C. Для каждой марки дизтоплива установлены температурные значения выкипания:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 °C для летней, межсезонной и зимней марки, не выше 255 °C – для арктической;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 °C для всех марок дизтоплива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Не допускается, чтобы температуре перегонки была ниже 200 °C и выше 360 °C. Знать фракционный состав важно, поскольку это помогает определить, насколько качественно будет сгорать топливо, какой будет токсичность отработанных газов и степень дымности.

Установка для производства дизельного топлива

Установка для производства дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, то можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах нефть делят на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут. Колонны представляют собой аппараты для разделения жидких смесей, компоненты которых кипят при разной температуре.
  • Дизельную фракцию подвергают вторичной переработке, чтобы добиться нужного химического состава и структуры углеводородов. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга горючее очищают от избытка серы.
  • Прямогонные фракции совмещают с теми, что прошли гидроочистку, что позволяет соблюсти требования ГОСТа. В дизельное топливо высокого класса дополнительно вводят депрессорные и антидымные присадки.

Как работают ректификационные колонны

Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Оно представляет собой гомогенизированную (однородную) водотопливную эмульсию (ВТЭ), применение которой помогает уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ NO и CO и повысить коэффициент сжигания топлива.

Химический состав сернистых соединений нефти: в легких и тяжелых фракциях

Соединения серы в нефти представлены различными классами веществ.

Легкие фракции, которые выкипают до 200 °С, преимущественно загрязнены сероводородом и легкокипящими меркаптанами, тиоэфирами, тиофенами, тиофанами и тетрагидротиофенами. Тогда как тяжелые фракции, выкипающие при температурах выше 300°С, включают в себя конденсированные гетероциклические соединения серы, а также примеси неорганических соединений, таких как, кислые и средние эфиры серной кислоты, сульфокислоты и соли.

Подведем итоги: печное топливо для котлов как аналог дизельного

Печное топливо по характеристикам очень напоминает дизельное, но в то же время имеет ряд серьезных отличий. ПТ производится в соответствии с ТУ, которые могут различаться на разных предприятиях. Этим обусловлены менее строгие требования к важным характеристикам: цетановому и йодному числу, вязкости, зольности и содержанию серы.

Большинство предприятий стремятся соответствовать наиболее высоким стандартам, предлагая потребителям качественный нефтепродукт, максимально приближенный по свойствам к дизтопливу. Отсюда можно сделать вывод, что использовать печное топливо для дизельных котлов можно, учитывая особенности эксплуатации и обслуживания оборудования при подобной замене.

Устаревшие нормы

По содержанию серы солярку подразделяют на два класса: сернистая и малосернистая. До недавнего времени при оценке качества топлива не анализировали, каким образом его использование скажется на окружающей среде. Было три основных критерия оценивания:

  • стабильность работы двигателя;
  • расход горючего;
  • стоимость солярки.

В соответствии с принятыми в СССР нормами к сернистой причисляли солярку, концентрация серы в которой была приблизительно равна 0,2-1,0%. Дизельное топливо с содержанием этого элемента в пределах до 0,2 % классифицировали как малосернистое. Каким образом сказывалась такая незначительная разница? При использовании сернистого дизтоплива интенсивнее изнашивалась цилиндро-поршневая группа, на деталях образовывалось больше нагара. Ухудшалось охлаждение поршня. Для нейтрализации серы стали использовать специальные щелочные присадки. Благодаря им удалось уменьшить образование отложений на деталях, а также уменьшить коррозию.

Действующие нормативы

Существует целый ряд ГОСТов содержания серы в дизельном топливе, каждый из которых регламентирует определенные случаи. Обусловлено это техническими требованиями, которые предъявляются к горючему, при выборе оптимального варианта. Для каждого из видов дизтоплива установлено следующее содержание серы:

  • Евро-2 – 350 мг/кг ;
  • Евро-3 – 150 мг/кг ;
  • Евро-4 – 50 мг/кг ;
  • Евро-5 – 10 мг/кг ;
  • EN-590 (действующий с 1 января 2015) – 10-50 мг/кг ;
  • ГОСТ Р 52368-2005 – 10-350 мг/кг ;
  • ГОСТ 305-82 – 2000-5000 мг/кг .

Стоит обратить особо пристальное внимание на тот факт, что разница между минимумом и максимумом колеблется в 500 раз. Обусловлено это направлением использования ДТ, т.к. для обычного городского транспорта вопрос экологии критичен, тогда как для сельского хозяйства и судоходства он стоит уже не так остро.

Провода марки СИП: СИП-4, СИП 5, СИП 5нг (AsXsN)

Конструкция самонесущих изолированных кабелей характеризуется отсутствием специальных несущих жил, эту функцию, как правило, выполняет нулевая жила, что существенно упрощает конструкцию. Самонесущий кабель СИП представляет собой скрученные токопроводящие жилы и нулевой в изоляции:

  • токопроводники изготавливаются из алюминиевого сплава, они многопроволочные, имеют круглую форму;
  • индивидуальная изоляция изготавливается из сшитого светостабилизированного полиэтилена.

Коммутационно-защитные аппараты — это устройства, служащие для включения, отключения и защиты электрических установок. К ним относятся автоматические выключатели различных типов.

Коммутационно-защитная, измерительная, регулировочная и сигнальная аппаратура

Автоматические воздушные выключатели (АВВ) представляют собой коммутационно-защитные аппараты, отключающие защищаемую ими цепь при возникновении в ней ненормальных состояний (перегрузки или КЗ, понижение напряжения, обратный ток или мощность и др.).

Поскольку современные АВВ имеют независимый расцепитель, то, в принципе, может осуществляться отключение автомата по любой причине.

Кроме того, ряд АВВ имеет возможность дистанционного включения. В этом случае на автомат, кроме защиты, возлагаются функции дистанционного управляемого коммутационного аппарата.

В этой связи следует различать те функции, которые может выполнять сам АВВ, без учета устанавливаемых вне автомата различных реле и блокировок, и те функции, которые предписываются АВВ общей схемой защиты. Например, АВВ непосредственно сам не может осуществлять защиту от обратной мощности, но в совокупности с реле обратной мощности, включающим независимый расцепитель автомата, он осуществляет такую защиту.

Автономные генераторы способны обеспечить надежное электроснабжение. Но выбирая между бензиновым и дизельным устройством, нужно учитывать особенности применения и назначения. Потребители покупают качественные дизельные генераторы от компании mototech.ru в том случае, когда невозможно подключиться к централизованной электросети и нужен постоянный источник питания.

Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости в районах умеренного климата:

Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.

  • Сорт А (+5 °С)
  • Сорт B (0 °С)
  • Сорт C (-5 °С)
  • Сорт D (-10 °С)
  • Сорт E (-15 °С)
  • Сорт F (-20 °С)

Актуальность вопроса

Сегодня вопрос содержания серы в дизтопливе стал особенно актуальным, потому что экологическая обстановка в мире с каждым днем становится все напряженнее. Дизтопливо по праву считается самым экологически чистым топливом среди аналогов, а удаление серы из состава и вовсе позволяет практически полностью исключить вред природе. Наша компания имеет собственную лабораторию, которая проверяет топливо перед его реализацией, чтобы клиент был уверен в качестве.

На практике содержание серы в дизельном топливе Евро значительно ниже остальных существующих аналогов, благодаря чему в большинстве стран уже перешли именно на него. Звоните и заказывайте в нашей компании топливо от ведущих европейских и отечественных производителей, а служба доставки все привезет и отгрузит в кратчайшие сроки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий