Не выйду из машины законы учил

Может ли ГИБДД наказать водителя за отказ выйти из машины?

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: “Может ли ГИБДД наказать водителя за отказ выйти из машины?”. Мы постарались полностью разобрать тему в понятном для непрофессионалов виде. Если у вас возникли вопросы, вы всегда их можете задать консультанту на сайте.

Начинающие водители, увидев сигнал инспектора ГИБДД остановиться, спешат припарковаться, собрать все документы и выйти навстречу сотруднику ГИБДД. Такое поведение вполне объяснимо — начинающий водитель стремится всеми силами показать, что у него все в порядке и продолжить движение. Такое поведение приемлемо, но абсолютно излишне. Вы редко увидите выходящего из автомобиля бывалого водителя. Это связано с тем, что каждый опытный автолюбитель понимает, что выходить из автомобиля для общения с сотрудниками ГИБДД вовсе не обязательно.

Связано это с тем, что сотрудник дорожной службы не может заставить вас выйти из машины без каких либо законных оснований. А при обычной остановке автомобиля такие случаи бывают достаточно редко. Поэтому при остановке инспектор ГИБДД должен представиться, предоставить документы и сообщить причину остановки. Требовать от водителя или пассажиров покинуть автомобиль он не в праве.

Конфликты при отказе в просьбе покинуть транспортное средство

Из — за того, что инспектора получают отказ покинуть транспортное средство, зачастую возникает конфликт. Инспектора ГИБДД пытаются «повесить» на водителя такое нарушение, как «Неповиновение сотруднику полиции». Дело в том, что это нарушение будет действительно только в том случае, если распоряжение инспектора будет законным. А, так как водитель по закону из автомобиля выходить не обязан, то и считать его отказ нарушением нельзя.

Если сотрудник ГИБДД продолжает требовать от вас покинуть автомобиль, пытается обвинить вас в неповиновении и в целом общается с вами не по установленной в законе «О полиции» форме, то можно смело вызывать полицейских для дальнейшего разбирательства с недобросовестным сотрудником ГИБДД. Отличным решением будет зафиксировать ситуацию на видео.

Когда инспектор может попросить водителя выйти?

  • Если во время осмотра автомобиля была обнаружена видимая неисправность или нарушение;
  • Необходимо устранить какую — либо небольшую поломку;
  • Для помощи пострадавшим в ДТП;
  • Для проверки габаритов груза или сверки государственных номеров автомобиля;
  • Для прохождения освидетельствования;
  • Для того, чтобы проследовать в машину инспектора.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

Когда требование законно?

В некоторых случаях инспектор ГИБДД действительно может требовать от вас того, чтобы вы покинули автомобиль. При этом вам придется подчиниться, иначе отказ будет расценен как сопротивление сотруднику полиции. Всего существует три возможных случая, когда требование инспектора необходимо выполнить в любом случае:

  • Водителя задерживают за правонарушение;
  • Если требуется досмотр транспортного средства;
  • Если водителя отстраняют от управления транспортным средством.

Однако и в этом случае не стоит торопиться выйти из машины. Обязательно дождитесь понятых и составления протокола. Пока эти действия не выполнены, покидать автомобиль не обязательно. Но если уж все условия будут выполнены, то требование инспектора будет полностью законно.

Инспектор просит открыть багажник

Не сразу. Сначала нужно напомнить сотруднику ГИБДД, что проверка багажника считается досмотром автомобиля. И вам не надо будет выходить из машины до тех пор, пока инспектор самостоятельно не найдет двух понятых и не составит соответствующий протокол. Стоит так же отметить, что досмотр должен проводиться на каком -в либо основании.

Когда выходить из транспортного средства не обязательно, но рекомендуется?

  • При обнаружении во время осмотра автомобиля устройства, не предусмотренного конструкцией автомобиля или ГОСТом. В этом случае штраф будет проще оспорить;
  • Для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Следует помнить, что неоказание помощи или намеренное оставление человека в беде может расцениваться как уголовно наказуемое преступление;
  • Для медицинского освидетельствования. Отказ от него при наличии серьезных оснований для проверки может привести к огромному штрафу, лишению прав и даже аресту;
  • Для участия в досмотре в качестве понятого.

Многие водители, будучи остановленными сотрудником ДПС, тут же выходят из автомобиля и спешат ему навстречу. Им кажется, что оставшись в салоне, они как минимум проявят невежливость, а то и нарушат закон. На самом деле покидать авто в таких случаях нужно не всегда, а в некоторых ситуациях даже нежелательно.

Официальные и законные требования, чтобы покинуть авто

Ситуации, в которых автомобилист должен выйти из машины, перечислены в КоАП:

  • необходимость сию минуту отремонтировать испортившиеся механизмы ТС;
  • выявленные нарушения условий перемещения грузов;
  • обоснованные подозрения инспектора в том, что водитель нетрезв или нездоров;
  • необходимость сверить все номера ТС с отраженными в документах;
  • приготовления к досмотру авто или личному досмотру;
  • задержание;
  • отстранение автомобилиста от управления ТС, вызванное требованиями безопасности и закона;
  • необходимость в его услугах в качестве понятого;
  • требование оказать помощь сотруднику ДПС или другому человеку, игнорирование которого приведет к непредсказуемым последствиям.

В статьях КоАП нет прямого указания на то, что водитель обязан покинуть салон авто. Но это вытекает из логики применения перечисленных законов. И если автомобилист в указанных обстоятельствах откажется подчиниться требованию сотрудника ГИБДД выйти из ТС, он добавит себе наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП:

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции …, а равно воспрепятствование исполнению … служебных обязанностей влечет наложение … штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или … арест на срок до пятнадцати суток.

Новый регламент

Более четко ситуации, в которых необходимо подчиниться рекомендации инспектора выйти из автомобиля, прописаны в пункте 70 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения…». Собственно, они подтверждают то, что указано в КоАП:

  • необходимость вернуть к норме техническое состояние авто;
  • приметы опьянения или болезни у водителя;
  • проверка соответствия номеров на деталях авто отраженным в документах;
  • досмотр ТС, водителя или находящегося в машине груза;
  • обязанность побыть понятым;
  • необходимость в его помощи находящимся на дороге людям или самому инспектору;
  • видимая угроза со стороны автомобилиста здоровью и жизни сотрудника службы.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этих ситуациях закон прямо указывает:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения … выйти из транспортного средства…

А с 20 октября 2017 года в соответствии с поправками к Регламенту проверка документов теперь может осуществляться не только на стационарном посту. И если во время нее возникнет одна из упомянутых ситуаций, водитель обязан будет выйти из авто. Его отказ повлечет за собой применение статьи 19.3 части 1.

О том, когда надо выходить из машины по просьбе сотрудника ГИБДД, смотрите в этом видео:

Где правильно оформлять протокол

Промежуточным итогом обнаружения нарушения ПДД является составление протокола. И для этого сотрудники ГИБДД тоже часто требуют, чтобы водитель не только вышел из салона своего авто, но и пересел в служебную машину.

На самом деле место оформления документа в законе вообще не отражено. То есть нарушитель не обязан садиться в авто ГИБДД. Дать объяснения по поводу обвинения, подписать протокол или отказаться это делать можно и на улице. Это исключит возможность давления на водителя со стороны инспектора.

Советы по правилам общения с сотрудниками ГИБДД

  • быть вежливым, обращаться на «Вы», но не заискивать;
  • приоткрыв стекло машины, дождаться, чтобы инспектор озвучил свою фамилию, звание и должность;
  • сразу попросить предъявить раскрытое удостоверение, особенно, когда поблизости нет других машин;
  • отказываться покинуть авто, ссылаясь на закон, если инспектор не называет причин своего требования;
  • снимать беседу с ним на видео с помощью регистратора, установленного в машине, или телефона.

Если автомобилист попал в зону действия спецоперации, и от него требуют покинуть салон ТС люди в форме, с жетонами, нагрудными знаками и автоматами, лучше подчиниться. Но затем следует узнать их имена и звания. А о самой спецоперации можно осведомиться, позвонив по телефону дежурной части, обычно указанному на служебном транспорте. Затем, если они нарушили закон, следует написать жалобу вышестоящему руководству ГИБДД или подать заявление в суд.

Недобросовестные сотрудники службы будут наказаны по статье 19.1:

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет

или наложение … штрафа … на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

После принятия поправок к «Административному регламенту…» и отмены некоторых его статей полномочия ГИБДД заметно расширились. Но это не значит, что водители остались беззащитными. Закон все еще оберегает права автомобилистов, и они должны в полной мере этим пользоваться, то есть не выходить из авто без необходимости.

Законодательные акты, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации

Ситуации, когда водитель бывает обязан покинуть свое транспортное средство, четко прописаны в законах Российской Федерации. Так, подобной ситуацией является составление в отношении водителя протокола об отстранении от управления и запрещение дальнейшей эксплуатации автомобиля по каким-либо причинам. Помимо этого, выйти из машины водитель обязан при его задержании или необходимости досмотра автомобиля или самого водителя лично. Любое из рассматриваемых действий инспектора должно быть подтверждено соответствующим протоколом, оформленным по всем правилам составления подобных документов.

Помимо обязательного выхода водителя из собственного автомобиля, закон рассматривает и ситуации, когда инспектор вправе предложить водителю выйти. Стоит заметить, что законодательными актами приводится именно формулировка «предложить выйти», а не «потребовать покинуть автомобиль». Такими ситуациями является необходимость устранения мелких технических неисправностей, ответственность за которые предусматривает наложение административного штрафа или устранение их на месте с вынесением предупреждения. В таких случаях водитель вправе отказаться устранять неисправность, однако после этого он будет подвергнут наложению административного взыскания. Помимо этого, инспектор может предложить покинуть автомобиль для совместной проверки номерных узлов и агрегатов при подозрении на криминальную историю автомобиля, для оказания помощи пострадавшим в ДТП, при необходимости быть понятым или свидетелем, при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение водителя.

Стоит заметить, что в описанных ситуациях водитель теоретически вправе отказаться выходить из автомобиля. Однако отказ может негативно отразиться на нем самом (случай с мелкими неисправностями и штрафом за них). Помимо этого, законы, действующие на сегодняшний день, предписывают водителю выполнять требования сотрудника полиции. При этом необходимость законности этих действий в законе не оговорена. В случае незаконных действий сотрудника водитель вправе подать на него жалобу в управление собственной безопасности, полицию или прокуратуру. Однако требование инспектора на момент его вынесения должно быть выполнено. Разумеется, требование должно отвечать здравому смыслу. Маловероятно, что на водителя может быть наложена ответственность за отказ в выполнении откровенно абсурдных действий дорожной полиции.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий