Ночная гонка формула 1

Гран-при Саудовской Аравии: столкновение Ферстаппена и Хэмилтона, бардак в ФИА, странные правила

Дмитрий Захарченко

Первый в истории уик-энд Формулы-1 в Саудовской Аравии надолго запомнится паддоку, однако вряд ли промоутеры мечтали именно о такой славе: грязная борьба, необъяснимые и непонятные решения судей и постоянно разваливающаяся трасса, которая едва не испортила борьбу за титул, превратили заезд в один большой скандал.

Самые зрелищные моменты Формулы-1. Хэмилтон, Шумахер и ночные гонки

Полина Иноземцева

Уже завтра, 29 сентября, состоится главная гонка Формула-1 ВТБ Гран-при России 2019. В шестой раз в рамках российского этапа чемпионата мира лучшие гонщики встретятся на сочинском автодроме. Профессиональные пилоты на мощнейших болидах будут преодолевать 53 круга на трассе в олимпийском городе, общая протяжённость дистанции составит 309,745 км.

Накануне решающего заезда мы желаем удачи всем гонщикам и вспоминаем самые захватывающие моменты в истории Формулы-1. Чемпионство, продлившееся 39 секунд, множество разбитых «Феррари» и триумф Михаэля Шумахера — в нашей подборке.

Трасса оказалась не готова

Тревожные новости о Гран-при Саудовской Аравии поступали ещё до начала уик-энда, когда строители очевидно не укладывались в график и доделывали трассу в последний момент. То, что работы были закончены прежде, чем инженеры начали собирать машины, было не рядовым инфоповодом, а настоящей хорошей новостью.

Тем не менее по ходу уик-энда с трассой постоянно возникали проблемы — тут и там что-то отваливалось, а гонки Формулы-2 постоянно переносили из-за внеплановых работ. Именно это отчасти едва не стоило чемпионского титула Хэмилтону: барьеры TecPro, которые не выдержали вылета Шумахера, потребовали красных флагов.

Хэмилтон опережает Ферстаппена на первом рестарте

Хэмилтон опережает Ферстаппена на первом рестарте

Фото: Getty Images

В теории это не должно было сыграть роли, но решение об остановке было принято так поздно, что все, кто хотели побывать в боксах, в них побывал, и они — лишь из-за того, что ФИА не смогла сразу принять верного решения — оказались в проигравших.

Этого можно было бы избежать даже с таким неудачным таймингом красных флагов, если бы командам было запрещено менять шины во время остановки — и это было бы логично с точки зрения последовательности событий и минимизации влияния форс-мажора, однако от этого правила Ф-1 не откажется. Поскольку без него давать рестарты с места будет очень опасно, а промоутерам они нравятся — несмотря на то что такие вот случайности могут перевернуть с ног на голову одну из важнейших гонок года.

Этот невинный нюанс с заменой шин отбросил Хэмилтона на третье место — и завершись гонка именно так, в Абу-Даби у Льюиса уже не было бы реальных шансов на чемпионство, а Ферстаппену достаточно было бы финишировать четвёртым. В погоней за зрелищностью Liberty едва не похоронила главную схватку Ф-1 за последние 20 лет!

Решающий поворот Льюиса Хэмилтона. Гран-при Бразилии, 2008 г.

Надвигался заключительный этап 59-го мирового первенства. Британский автогонщик Льюис Хэмилтон прибыл в Сан-Паулу с преимуществом в семь очков после Гран-при Китая. Такой отрыв от главного соперника — бразильского пилота Фелипе Массы — означал, что Льюису необходимо финишировать в предстоящей гонке как минимум пятым, чтобы завоевать первый титул чемпиона.

И Хэмилтон, и Масса стартовали с наиболее выгодной позиции. Британец стабильно шёл четвертым на протяжении почти всей дистанции, в то время как его конкурент из Бразилии стал лидером гонки. Казалось бы, всё шло по плану и четвёртая позиция в итоге принесла бы Льюису чемпионство. Но у стихии были свои планы: на последних кругах дистанции начался дождь.

Большинство гонщиков, в их числе был и Хэмилтон, приняли решение заехать в боксы, чтобы сменить резину на дождевую. В этот момент они дали возможность оставшимся на трассе пилотам, рискнувшим продолжить заезд без замены шин, пойти на опережение. И, действительно, Льюиса обошли, сместив на 6-е место, Себастьян Феттель и Тимо Глок.

На последнем повороте под усиливающимся дождём Хэмилтон обогнал Глока и через 38,907 секунд с того момента, как финишировал Масса, закончил гонку пятым. Чемпионство Фелипе продлилось чуть более полминуты, а Льюис впервые в карьере стал коронованным гонщиком Формулы-1. Он также является первым темнокожим пилотом-победителем чемпионата мира.

Судьи не справляются

После побед в Бразилии и Катаре Хэмилтон перехватил инициативу в чемпионате, но этап в Джидде мог вернуть Ферстаппену статус фаворита — однако Макс свой шанс потерял, притом — несколько раз. Сначала голландец в последнем повороте запорол круг и потерял верный поул, а затем проиграл первый рестарт, на котором, казалось, сама судьба преподнесла ему комфортное первое место.

Словно понимая, что по чистому темпу Макс проигрывает гонку, а вместе с ней теряет и всё преимущество в чемпионате, Ферстаппен пошёл ва-банк. Голландец дважды выдавливал Хэмилтона с трассы — после срезки на первом рестарте и во время атаки британца после второго. В Бразилии такая защита сошла лидеру «Ред Булл» с рук, и в Джидде он стал бороться так в каждом эпизоде.

Ферстаппен и Хэмилтон на Гран-при Саудовской Аравии

Ферстаппен и Хэмилтон на Гран-при Саудовской Аравии

Фото: Getty Images

В ФИА не сразу решили наказывать Ферстаппена — сначала Маси проконсультировался о санкциях с… «Ред Булл». Да-да, судьи сначала предложили один вариант — просто переставить Макса на решётке, и, если бы Кристиану Хорнеру с Хельмутом Марко это не подошло бы, они придумали бы что-то другое. Ещё в каком-нибудь виде спорта арбитр консультируется с нарушителем о том, какой именно штраф показать?

Лишь на втором рестарте Ферстаппен сработал так, как от него ждали: агрессивно влетел на внутренний апекс, оттеснив соперников и вписавшись в пределы трассы. Правда, сохранить преимущество не удалось — Хэмилтон в итоге догнал Макса и последнему опять пришлось вывозить его за границу гоночного полотна.

Столкновение Ферстаппена и Хэмилтона

Столкновение Ферстаппена и Хэмилтона

Фото: Getty Images

Никто в паддоке не сомневался, что Ферстаппен ради чемпионского титула готов на всё, но именно в таких случаях и должна включаться ФИА, задача которой удерживать ситуацию под контролем. В этот же вечер команды полгонки решали, кто кого и как должен пропустить.

Майкл Маси, напомним, так и не объяснил, почему же Ферстаппен избежал штрафа в Бразилии — и теперь совершенно логичным выглядит вопрос, за что Макс был оштрафован в данном случае? Причём за два нарушения наказан Макс был трижды — перестановкой на решётке, штрафом в пять секунд и возвратом позиции. Голландцу платят именно за то, чтобы он в каждом эпизоде боролся до конца — и не стоит удивляться такой его борьбе, а вот ФИА со своей работой судьи справляется слабо.

Поединок Жиля Вильнёва и Рене Арну. Гран-при Франции, 1979 г.

Эта гонка во французском городе Дижон вошла в историю Формулы-1 благодаря напряжённому противостоянию двух высококлассных пилотов: канадца Жиля Вильнёва и француза Рене Арну. В борьбе за второе место они менялись позициями семь раз, обгоняя друг друга на торможениях и разгонах, используя всю ширину трассы с обочинами, сталкиваясь колёсами и вылетая. Жиль смог окончательно опередить соперника только на последнем повороте, когда Рене зашёл в него шире, чем было нужно. По итогам заезда Вильнёва и Арну разделяли лишь четверть секунды.

Впоследствии оба спортсмена восторженно отзывались об их противостоянии и хвалили один другого. Жиль назвал этап Гран-при во Франции 1979-го самым приятным гоночным воспоминанием. Рене, в свою очередь, признался, что сражался с самым высококлассным пилотом Формулы.

К слову, Вильнёв вошёл в историю заездов ещё по одной причине. Многие эксперты Формулы считают, что никто в мире не разбил столько болидов «Феррари», сколько Жиль. Он выжимал из машин максимум и готов был продолжать гонку даже с отлетевшим колесом. Энцо Феррари не переносил такого отношения к технике, но Жилю мог простить всё. Дело в том, что итальянский конструктор видел в канадском гонщике огромный потенциал и боевой характер, делающий Вильнёва похожим на героев довоенного времени. Например, на Тацио Нуволари, добывавшего для «Феррари» первые чемпионские титулы.

Промоутеры едва не похоронили сезон

Гран-при Саудовской Аравии получился настоящей мясорубкой — зрелищной и полной адреналина, но вплоть до аварии Мика Шумахера заезд был невыносимо пресным: в топ-10, если не считать первого круга, не произошло ни одного обгона! Эта трасса — самая скоростная, как напоминают промоутеры, уличная трасса в календаре, но какой от этого толк, если пилоты идут один за другим?

Ферстаппен и Хэмилтон после финиша Гран-при Саудовской Аравии

Ферстаппен и Хэмилтон после финиша Гран-при Саудовской Аравии

Фото: Getty Images

Если гонка может быть захватывающей только в том случае, если форс-мажор спутает участникам карты, зачем она нужна в Формуле-1? Разве эти гонки не устраивают для того, чтобы определить сильнейшего? Предполагается, что чемпионат мира это в первую очередь честное и открытое состязание, а не игра, где главное — оказаться в нужное время в нужном месте. Всё-таки «Большие призы» это пока ещё спорт, а не детская аркада.

Мечта Айртона Сенны. Гран-при Европы, 1993 г.

Заезд, проходивший в дождливую погоду на трассе Донингтон-Парк, принято считать одним из лучших в карьере бразильца Сенны. На стартовом поле Айртон занимал четвертую позицию, но из-за весьма неудачного старта отстал и ехал пятым.

Не представляем, что послужило причиной последующих событий: спортивная злость, удача, непревзойдённый пилотаж или всё это, вместе взятое. Но не проехали гонщики и полного круга, как отстающий поначалу «Макларен» Айртона обогнал всех в плохих погодных условиях и выехал на лидирующую позицию. А ведь среди соперников был легендарный Михаэль Шумахер!

Согласно итоговым результатам, Сенна смог оторваться от почти всего пелотона больше, чем на целый круг. Позже бразилец назвал проведённый заезд в Донингтоне мечтой.

Дождевая победа Михаэля Шумахера. Гран-при Испании, 1996 г.

Если вы попросите выбрать самую завораживающую гонку Шумахера, то, без сомнений, многие укажут вам на этап Гран-при в Испании 1996-го. Осложняли задачу немецкого пилота не только ужасающие условия, но и болид «Феррари» F310, с которым, мягко говоря, было не всё в порядке.

Несмотря на постоянные проблемы, которые испытывал Шумахер с F310, в том заезде его пилотаж был потрясающим. Машина, на удивление, поддавалась гонщику и реагировала на все его желания. Михаэль одержал эффектную победу под дождём, опередив ближайшего соперника Жана Алези на 45 секунд. После гонки немец признался, что, не зная результат наперёд, не поставил бы на свою победу ни пенни.

Ночная гонка. Гран-при Бахрейна, 2014 г.

Заезд, который мы относим к самым захватывающим не только из-за красивой победы Льюиса Хэмилтона и многих опасных моментов, вплоть до переворота болида Эстебана Гурьерреса. Гонка в Бахрейне стала наиболее живописной за всю историю Ф-1, потому что она проходила в вечернее время суток. Яркие софиты, летящие со скоростью света пилоты на фоне заходящего солнца, нарастающее напряжение — захватывает дух!

Первую ночную гонку в рамках Формулы-1 провели в 2008 году в Сингапуре. Она оказалась настолько зрелищной, что удачный опыт решили повторить в 2009-м в Абу-Даби и в 2014-м в Бахрейне. Теперь заезды в тёмное время суток стали трендом среди богатых этапов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий