Норма расхода бензина на 100 км

Содержание

Нормы расхода топлива автомобилей ГАЗ

Методические рекомендации Минтранса, формулы для расчёта, принципы самостоятельного нормирования, шаблоны приказов и актов для коммерческих автопарков.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Норма расхода бензина — это утвержденные Минтрансом стандарты, которые используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.

Новые нормы расхода ГСМ – как списать больше

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Нормы расхода ГСМ на 2021 год: последняя редакция приказа Минтранса

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Про актуальность

Этот показатель нужен предприятиям, имеющим автомобили для служебного пользования. Это транспортные средства, числящиеся в имуществе организации, и используемые в ходе осуществления ее деятельности.

О расходе топлива

Устанавливает базовую норму расхода топлива Минтранс РФ. Все его предписания выступают лишь в качестве рекомендаций. Предприятия применяют базовую норму расхода топлива при расчете своих показателей ГСМ.

Грузовые бортовые ГАЗ

Формула расчёта нормативного расхода топлива на 100 км ():

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D)

Hsanc – общероссийский норматив потребления ГСМ для ТС без груза.
S – пробег автомобиля или автопоезда, км.
Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км.
W – объём транспортной работы, т.км.
D – коэффициент поправки к норме, %.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Как регулируются нормативы

Для работы транспортного средства необходимо топливо. К аждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — это норма расхода топлива по маркам автомобилей. Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).

Минтранс ввел нормативы отдельным Распоряжением от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018). Документ устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:

  1. Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
  2. Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
    • стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
    • норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
  3. Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.

Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.

Изменения в нормах расхода ГСМ 2021 год

В приказ Минтранса РФ включили такие марки автомобилей, которых ранее не было в документе, УАЗ-Patriot, Lada Granta, Priora,Vesta и др.

Нормы расхода топлива в новой редакции Министерство транспорта России определили и свежие критерии расчета горючего (смотрите Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018))

Бухгалтерии организаций вправе использовать нормы, установленные Минтрансом для обоснования затрат на топливо, кроме того, предприятие может самостоятельно создать приказ с разработанными самостоятельно внутренними нормами расхода топлива.

Нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ. Последняя редакция. Таблица

Нормы расхода топлива Минтранс на 2021 год последняя редакция от 18.01.2019 на нашем сайте опубликованы в виде таблицы и предназначаются для ознакомления с нормами расхода топлива и качественного контроля органами работы во многих Российских транспортных компаниях, государственных и коммерческих организаций, которые пользуются передвижными транспортными средствами.

Базовые нормы расхода топлива (л/100км) приведены для корректного учета потребления горюче-смазочных материалов на предприятиях в целях финансового контроля и подсчета статистики.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Способ №4. «Олдскульная бухгалтерия»

Теперь поговорим о способах расчета расхода топлива, которые могут похвастаться самой высокой точностью. У них есть два недостатка. Во-первых, чтобы узнать максимально точно расход своего автомобиля, понадобится далеко не один день. Во-вторых, понадобится блокнотик, ручка, и способность не забывать на каждой АЗС записывать текущие показатели одометра и количество заправленного топлива.

Однако есть и весомое преимущество – это высочайшая точность полученного результата.

Алгоритм:

  1. Начать вести записи лучше всего тогда, когда на панели засветилась контрольная лампа, либо когда был заправлен полный бак.
  2. При каждой последующей заправке фиксируем пробег и заправленные литры.
  3. Ездим так очень долго – чем дольше, тем точнее будет результат.
  4. Когда надоест записывать, считаем общий пробег и потраченные литры за то время, когда велись записи.
  5. Подставляем полученные цифры во все ту же формулу, и получаем очень точный средний расход топлива.

Желательно делать подсчеты тогда, когда состояние бензобака окажется таким же, каким оно было в первом пункте, когда начался учет.

Самосвалы ГАЗ-САЗ

Формула расчёта нормативного расхода топлива для самосвалов на 100 км ():

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z

Hsanc – общероссийский норматив потребления ГСМ для самосвала или самосвального автопоезда.
S – пробег автомобиля или автопоезда, км.
D – коэффициент поправки к норме, %.
Hz – дополнительная норма расхода топлива на каждую поездку с грузом. автомобиля-самосвала, автопоезда, л.
Z – количество поездок с грузом за смену.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (Письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Поэтому организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет учет расходов на ГСМ, с приказом под подпись.

ГСМ — что это такое. Расшифровка ГСМ

Нормы расхода ГСМ 2021 — Таблица нормативов

ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.

Нормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция. Таблица по маркам автомобилейНормы расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ. Последняя редакция

Нормы расхода бензина

Данная величина необходима для бухгалтерских подсчетов, где на предприятии имеется служебный транспорт. Таким образом, ведется учет затрат на ГСМ. Нормы расхода бензина требуются для:

  • калькуляции себестоимости поездки;
  • ведения налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • учет расходов по каждому водителю.

Согласно законодательству РФ, данные расчеты, организация может вести самостоятельно либо использовать рекомендации Минтранса (легковые автомобили отечественного производства, иномарки).

Если на транспортном средстве нет бортового компьютера, то калькулятор расхода топлива будет вестись по формуле:

расход горючего на 100 км пути = потраченное количество в литрах / пройденный путь (из расчета город или трасса) * 100

В данном варианте берется среднее значение расхода топлива из спецификации к транспорту или согласно приказу организации.

В зависимости от использования ТС, в калькулятор могут входить различные поправки:

  1. Сезонность (Юг от 5 до 7%; Центр и Урал от 10 до 12%; Сибирь и Север 15%; Крайний Север от 18 до 20%).
  2. Возраст автомобиля (от 5 до 8 лет и пробегом более 100 000 км – 5%; от 8 лет и пробегом свыше 150 000 км – 10%).
  3. Поездка в населенном пункте (здесь могут быть разные коэффициенты для каждого города) или по трассе. Действует следующее правило в зависимости от количества населения в городе: более 3 млн – 25%; от 1 до 3 млн – 20%; от 250 000 до 1 млн – 15%; от 100 тыс. до 250 тыс – 10%.

Если машина оснащена климат-контролем и кондиционером, то к калькулятору применяется прибавочный коэффициент в значении 7%.

При перевозке тяжелых грузов – от 15 до 35%.

К любым грузовым транспортным средствам (даже без учета груза) к калькулятору прибавляется 10% коэффициента поправки.

Важно! Когда автомобиль совершает за одну поездку выезд по городу и трассе, то необходимо произвести два отдельных расчета.

Выбор экономичного автомобиля

Самыми экономичными на сегодняшний день являются автомобили с электрическим двигателем. Они работают на аккумуляторах, для зарядки которых требуется электричество. Такая зарядка значительно дешевле бензина.

За ними следуют гибридные авто. В них бензиновый мотор сочетается с электрическим. Экономия в таком варианте существенная в сравнении с полностью бензиновыми или дизельными.

Ни первые, ни вторые в России не распространены, поэтому вам, вероятно, придется выбирать себе классический вариант. Наиболее экономичные среди них — с наименьшей массой и наименьшим объемом двигателя. Производители обычно указывают средний расход моделей в характеристиках. Но надежнее полагаться на отзывы реальных владельцев.

На текущий момент

Базовая линейная норма расхода топлива подвергалась корректировке еще в 2015 году. В 2018 году учреждения, имеющие свои собственные автопарки, расчетом ГСМ могут заниматься сами или руководствоваться базовой нормой расхода топлива автотранспорта, зафиксированной в законодательстве РФ.

В 2018 году указывалось, что данные нормы являются только рекомендациями, необязательными предписаниями. По этой причине организации самостоятельно определяют базовую норму расхода топлива автомобилей для бухгалтерии, выбирают, каким образом ее высчитывать.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Способ для ленивых

Как посчитать реальный расход топлива?

Для первого способа подсчета расхода топлива не потребуется специальных знаний и умений. Потребуется только записать или сфотографировать на телефон количество топлива в баке и сбросить счетчик суточного пробега. А в современных автомобилях, в меню борткомпьютера, есть даже закладка с показаниями краткосрочной поездки. После этих манипуляци проезжаем 100 км пути и сверяем получившиеся показания с зафиксированными ранее. Способ насколько простой, настолько и не точный. Поскольку сложно точно определить количество израсходованного топлива по указателю уровня горючего и часто указатель топлива может немного лукавить. То есть, полученные таким образом данные, покажут реальный расход лишь отчасти.

Автобусы ГАЗ

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T

Qн – нормативный расход топлива, л;
Hs – транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S – пробег автобуса, км;
Hот – норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;
T – время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Как рассчитывать?

Расчет расхода бензина осуществляют самостоятельно, однако, когда официальные органы проверяют его, лучшим решением будет указать о том, что организация берет во внимание рекомендации Минтранса, но оставляет за собой право на самостоятельный расчет показателя по причине особенностей применения автотранспорта.

С целью расчета использованного топлива для определенного транспорта важно объем топлива разделить на количество преодоленных км, умножив число на 100. Данным методом вычисляется количество необходимого топлива на 100 километров пути.

Медицинский транспорт ГАЗ

Для спецавтомобилей, выполняющих основную работу во время движения, применяется следующая формула расчёта расхода топлива на 100 км ():

Qн = 0,01 x (Hsc x S’ + Hs” x S”) x (1 + 0,01 x D)

Hsc – индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля.
S’ – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км.
Hs” – норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км.
S” – пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.
D – коэффициент поправки к норме, %.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

О списании

Учреждения, занимающиеся доставкой товаров, списывают топливо посредством путевых листов с зафиксированным в них пробегом автотранспорта. Чтобы вести бухучет, применяют 10 счет с субсчетами. С целью поставки бензина на приход фиксируют сведения в дебет 10 счета. В момент списания данный показатель вписывают в кредит того же счета. Сумму топлива рассчитывают, исходя из нормы, которая указана в нормативах либо была рассчитана самим юридическим лицом, умноженной на количество расходного материала.

В налоговом учете списывают ГСМ, приписывая к материальным либо другим расходам. Если автотранспорт осуществляет перевозку товаров, расходы топлива относят к материальным расходам.

С введением налогового учета горюче-смазочные материалы принимаются в учет либо по факту, либо согласно официальным нормам.

Когда организация применяет машины, которые не были отнесены к перечню в нормативном акте, изданном Минтрансом РФ, она оставляет за собой право на расчет номинального показателя вручную.

Пожарные автомобили ГАЗ

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:

Qн = 0,01 x (Hsc x S’ + Hs” x S”) x (1 + 0,01 x D), (6)

Hsc – индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S’ – пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hs” – норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
S” – пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
D – суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Для пожарных автомобилей, у которых при работе специального агрегата функционирует счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается. Учет расхода топлива в этом случае производится по показанию спидометра и норме расхода жидкого топлива на 100 км пробега.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Нормы списания ГСМ от Минтранса РФ

Приведем пример

Возьмем популярную нынче модель Chevrolet Lacetti с объемом двигателя 1.8 литра. Объем топливного бака составляет 60 литров. При езде в разных циклах этого объема топлива нам хватило приблизительно на 715 километров пробега. Считаем:

  • 60/715 = 0,084;
  • 0,084*100 = 8,4 литра на сто км.

Таким образом расход в смешанном цикле для нашего конкретного примера составил 8,4 литра. Хотя по инструкции расход в смешанном цикле должен составлять 7,5 литров, но производитель же не учитывает, что где-то нам пришлось полчаса ползти в тянучке, а где-то везти пассажиров с их поклажей, и так далее.

Если же хотим узнать, сколько наша машина «скушает» бензина на 100 км загородного или городского цикла, то можно залить полный бак и ездить исключительно по городу, или махнуть на юга, например в Крым, и таким же способом провести нехитрые математические расчеты. Не забудьте только записать данные одометра в момент заливки бензина в бак.

Есть еще один способ высчитать приблизительный расход — заливаете полный бак бензина, отмеряете сто километров, и опять едете на заправку — сколько пришлось долить до полного бака, это и есть ваш расход.

Простым математическим действием можно высчитать сколько километров вы сможете проехать на одном литре бензина. Для нашего примера с Lacetti это будет иметь следующий вид:

  • километраж делим на объем бака — 715/60 = 11,92.

То есть на одном литре мы сможем проехать приблизительно 12 километров пути. Соответственно, это значение умноженное на объем бака подскажет нам сколько мы сможем проехать на полном баке бензина — 12*60 = 720 км.

Как видим, сложного нет абсолютно ничего, но нужно помнить, что от качества бензина также зависит и его расход, поэтому заправляться нужно только на проверенных заправках, где качество топлива могут гарантировать.

Подробнее о коэффициентах

Применяют повышенные нормы в холодное время года. В мороз транспорту нужно больше бензина. По этой причине норму для подсчета повышают на 5-20%. В каждом регионе РФ применяется отдельный процент надбавок и сроки его действия. Данные об этом содержатся в установленных законом нормах.

Пробег зимой

Это же относится к горной местности: добавляют 5-20%, когда транспорт двигается по территориям, расположенным выше уровня моря. Чем он выше – тем выше будет процентная надбавка.

Следующим случаем, когда пользуются повышенным коэффициентом, является использование городского транспорта. Применяют надбавку 5-25%. Также действуют при особых характеристик дорожной поверхности в крупных поселениях, увеличивая норму на 5-25%. Конечный результат находится в прямой зависимости от числа жителей.

Помимо этого, с увеличением срока использование автотранспорта повышается надбавка при расчете нормы расхода бензина. Когда пробег автотранспорта составил больше 100 000 километров, а машина использовалась больше 5 лет, норма расхода бензина повышается на 5%.

Обязательность норм

НК РФ не требует обязательного соблюдения норм расхода бензина, когда речь идет о служебных машинах. Организация может учитывать количество ГСМ, потраченного сотрудниками, согласно письмам Минфина РФ. Исключением считаются предприятия, которые заняты административной деятельностью, используют специальную технику на шасси. Налоговые службы полагают, что у них есть обязательство, касающееся списания расходов на ГСМ по нормам. Во избежание трудностей, связанных с обоснованием трат, а также для исключения возможностей того, что работники будут злоупотреблять положением, множество предприятий отдают предпочтение рекомендациям министерства.

Чтобы учесть расходы, они применяют нормативы, которые были разработаны ими лично, информацию производителей машин или норму расхода бензина, рассчитанную Минтрансом Российской Федерации.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Смешанная и базовая норма расхода

Существует множество различий между двумя терминами – смешанной и базовой нормой расхода. Обычно после приобретения нового транспортного средства и ознакомления с его транспортными характеристиками становится заметно, какой цикл для него предпочтительней в работе: городской, загородный или смешанный.

Нужно знать, что данные термины принадлежат другой сфере, не имеющей ничего общего со способами вычисления базовых норм. По этой причине важно вычленить, будет ли осуществляться списание топлива по сведениям из технических характеристик или расход будет учитываться с использованием распоряжения Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р.

После решения данного вопроса нужно понять, что расчет смешанной нормы по АМ-23-р произвести не удастся. Все дело в том, что подобных понятий в нем нет. Если была бы утверждена смешанная норма, то нужно отдавать себе отчет в том, что таким образом человек отстраняется от самого понятия базовой нормы расхода топлива.

Транспорт общего назначения

В отношении транспорта общего назначения применяются следующие разновидности норм. Одна из них – базовая норма в литрах на 100 километров пробега машины. Вторая – транспортная норма в литрах на 100 км пробега автотранспорта, касающаяся автобусов и самосвалов. Третий вид является транспортной нормой в литрах на 100 тонно-километров грузовых машин. Именно она берется во внимание дополнительно к базовой норме расхода бензина при перемещении грузового транспорта, поездов с прицепами для дизельных машин и для бензиновых их разновидностей.

Либо возможно применение расчета повышенной точности, выполняемого ФГУП “Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта” по программам для определенных видов техники.

Идет заправка

Уровень базовой нормы расхода бензина будет сильно зависеть от самого устройства машины, ее агрегатов, вида и предназначения подвижных составов, от разновидности топлива, которое применяется, она будет брать в расчет состояние автотранспорта, маршрут и характер перемещений в ходе поездки.

Норма на работу автомобиля включает базовые нормы, находится в зависимости от грузоподъемности машины, от нормируемых загрузок, от массы перевозимой продукции. Берут в расчет особенности использования автотранспорта.

Норма расхода топлива на 100 километров пробега автотранспорта фиксируется в конкретных формах измерения. Для машин на бензине либо дизеле – в литрах бензина либо дизельного топлива. Для автотранспорта, функционирующего на нефтяном газе – в литрах сжиженного нефтяного газа. Для машин, работающих на сжатом природном газе – в кубических метрах сжиженного природного газа.

Для газодизельного автотранспорта норма расхода сжатого природного газа фиксируется в кубических метрах. Помимо этого, фиксируют норму расхода дизельного топлива в литрах. Пропорции вычисляют сами производители техники.

Учитывают дорожно-транспортные, климатические и иные эксплуатационные факторы. При этом обязательно пользуются поправочными коэффициентами, которые указываются в формате процентов увеличения или понижения исходных значений нормы. Они фиксируются руководством организаций, которые пользуются автомобильными транспортными средствами. Они также могут фиксироваться руководством местной администрации.

Дополнительная информация

Необходимо помнить и о том, что уровень базовой нормы расхода топлива на пробег автомобиля понижается, если дорога лежит вне пригородных территорий, на равнинных и холмистых местностях при высоте над уровнем моря в отметке до 300 метров на дорогах 1, 2 и 3 категорий – до 15%.

Когда автомобилем пользуются в пригородных зонах вне городской черты использование поправочных коэффициентов не применяется.

Если это необходимо, могут использовать разом ряд надбавок к норме расхода топлива.

Несколько иначе регулируется ситуация, если речь идет о расходовании топлива для газобаллонного транспорта в подобных ситуациях.

Во-первых, когда речь идет о заезде в ремонтные зоны или выезде из них после того, как было осуществлено техническое воздействие, норма расхода увеличивается на 5 литров на одну единицу газобаллонного автотранспорта.

Во-вторых,что касается запуска двигателей газобаллонных автомобилей, то дополнительно учитывается до 20 литров бензина за месяц на 1 машину. Кроме того, в летний, весенний, осенний период времени берут в расчет зимнюю надбавку.

В-третьих, увеличение нормы до 25% от общего расхода топлива происходит, когда речь идет о проезде по дорогам, протяженность которых больше запаса хода одной полной заправки газа. В данных случаях расход жидкого топлива транспорта нормируют одинаково для газобаллонного и бензинового транспорта.

С учетом множества изменений техногенного и природного характера, разнообразия в условиях применения автотранспорта, состояния дорожного покрытия, нюансов грузоперевозки и пассажиров при необходимости вводят либо уточняют отдельные поправочные коэффициенты к норме расхода топлива по решению регионального руководства.

Для новейших моделей автотранспорта, в отношении которых Минтранс РФ еще не утвердил базовых норм расхода бензина, региональное руководство обладает правом издать распоряжения о введении в действие временных норм от ФГУП НИИАТ, которые действовали до того, как нормы утвердил Минтранс Российской Федерации.

О расходе смазочных материалов

Норма смазочного материала на автотранспорте учитывается, исходя из расчета удельной нормы расхода масел, смазок, их потребность должна быть обоснована документально.

Норму эксплуатационного расхода смазочных материалов, учитывая замену и текущие дозаправки, устанавливают из расчета на 100 литров от общего расхода бензина, который был высчитан в соответствии с рекомендациями для этого типа транспортного средства. Она фиксируется в литрах на 100 литров бензина.

Показатель расхода масла повышается до 20% для машин, прошедших через капитальный ремонт и используемых более 5 лет.

О расходе

Расход смазочного материала при выполнении капитального ремонта частей транспортных средств фиксируется в объеме, соответствующем одной полной заправке системы смазки этого механизма. Расход тормозной, охлаждающей и иного типа жидкости вычисляется в объеме заправки и дозаправки на 1 машину с учетом рекомендаций производителей, инструкций, которые всегда прилагаются к транспортному средству.

Заключение

Таким образом, для бухгалтерии базовая норма расхода топлива автомобилей является важнейшим показателем, касающимся транспортных средств, которая требует отражения в бухгалтерском учете. Она будет высчитываться индивидуально для каждой марки автомобиля. Важно помнить о том, что грамотный расчет открывает много возможностей для снижения налоговой базы. Данная информация актуальна для любого предприятия, которое использует в своей деятельности автомобильную технику.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий