Автомобильные дороги – правила зимнего содержания
Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся в южных районах продолжительными оттепелями и дождями, увеличивают количество повреждений дорожного полотна. Мерзлый грунт, глубокий снежный покров сильно замедляют движение автотранспорта по дорогам, что уменьшает пропускную способность автодорог и повышает себестоимость пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, такие сложные дорожные условия ухудшают безопасность движения и провоцируют рост ДТП.
Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог
Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.
Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях. Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.
Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:
- профилактические. Их цели – сведение к минимуму зимнюю скользкость на дорожном полотне, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием,
- основные. Их задачи – расплавление снежно-ледяных отложений и гололедных пленок, образующихся зимой на поверхности автодорог, уменьшение их влияния на передвижение автотранспорта.
Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб
Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.
Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.
Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ
Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.
Свежевыпавший (рыхлый) снег
Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности
Стекловидный (черный) лед
Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более
Слой снега, уплотненный автотранспортом
Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств
Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия
Отсутствие работоспособной снегозащиты
На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов
Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках
Снег, ледяные отложения, иней
осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией
Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.
Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.
Виды противогололедных материалов
Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.
Противогололедные материалы подразделяются на:
- химические (могут быть в твердом и жидком состоянии): хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы, формиаты,
- комбинированные-фрикционные (только в твердом состоянии): мраморно-химическая смесь, пескосоляная смесь,
- фрикционные (только в твердом состоянии): песок, песчано-гравийная смесь, щебень, шлак.
Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.
Преимущества современных ПГР:
- широкий диапазон рабочих температур,
- низкие температуры замерзания,
- высокая скорость плавления льда и снега,
- низкие нормы расхода,
- сниженное отрицательное последействие на человека, окружающую среду и инфраструктуру,
- длительное действие.
При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:
- удельная эффективная активность естественных радионуклидов,
- коррозионная активность на металл,
- показатель агрессивного воздействия на цементобетон,
- содержание микропримесей металлов (медь, цинк, никель, кобальт, хром, свинец, селен, мышьяк, ртуть и молибден).
- массовые доли солей,
- гранулометрический состав,
- минералого-петрографический состав,
- температура начала кристаллизации,
- влажность,
- нерастворимые вещества,
- водородный показатель,
- плотность,
- вязкость.
- плавящая способность,
- гигроскопичность.
- внешний вид,
- цвет,
- запах.
Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и
доклада представителей НИЦ "Курчатовский институт" – ИРЕА.
«Евразийская соляная компания» – эксперт в области производства ПГР
Наиболее популярны в борьбе с зимней скользкостью на автодорогах химические ПГР на основе хлористых солей (NaCl, CaCl2, MgCl2, KCl), которые характеризуются целым комплексом позитивных качеств:
- удобство в применении,
- нетоксичность,
- эффективность в широком интервале температур,
- хорошая способность плавить снег и лед.
Но, наряду с преимуществами, хлориды присущи некоторые недостатки. Основной – негативное воздействие на металлические и бетонные конструктивы автодорог. Преодолеть минусы противогололедных хлоридных материалов позволяет создание комплексных ПГР, в состав которых, помимо хлоридов, входят компенсирующие модификаторы.
К использованию на дорогах допускаются только реагенты, которые не несут опасность для людей и животных, не вредят работе гидротехнических и других инженерных коммуникаций, не разрушают дорожное полотно и металлические элементы инженерных сооружений, не сокращают рабочий период шин автомобилей. Оценка пригодности реагентов осуществляется в 2 этапа:
- исследования материала в лабораторных условиях, по результатам которых выносится заключение о его влиянии на объекты дорожного хозяйства и рассчитывается допустимая норма расхода,
- проведение полномасштабных испытаний в черте города в соответствии с ГОСТом 33389-2015.
Компания «ЕСК» осуществляет запуск в производство ПГР на базе технической соли: эффективных, безопасных для человека, окружающей среды и дорожных инженерных сооружений. Также клиенты могут приобрести качественный исходный материал для производства ПГР – соль Галит – или ее более дешевые аналоги типа песко-соляных смесей.
ли со статьей или есть что добавить?