Опель ушел с российского рынка

Поставить крест: бюджетные Chevrolet возвращаются в Россию

Недорогие Chevrolet возвращаются на российский рынок. В марте 2020 года из Узбекистана начнутся поставки моделей Spark, Aveo и Cobalt. Эти хорошо знакомые машины до недавних пор продавали под брендом Ravon, но теперь им возвращают родные шильдики-кресты. Есть ли перспективы у этих машин, кто будет заниматься их продажей и как обстоят дела с производством в России, разбирались «Известия».

Включили заднюю: иностранный бизнес возвращается в Россию

Решение группы PSA вернуть на российский рынок автомобили Opel может стать сигналом для других иностранных брендов, которые в последние годы покинули РФ, считают опрошенные «Известиями» эксперты. В первую очередь это коснется потребительского сектора. PSA рассматривает несколько вариантов возвращения некогда популярной в нашей стране марки. Помимо импорта, не исключается использование производственной площадки в Калужской области, где сегодня собирают Peugeot и Citroеn. Opel, ушедшему из РФ в 2015 году, будет непросто вновь завоевать место на рынке — его нишу уже заняли другие компании.

Opel, здравствуй, Ford — прощай: в России готовится «рокировка» двух ведущих автобрендов

В России Opel начал забываться, но все эти годы марка развивалась и даже сменила собственника

Эти новости не связаны напрямую, и тем не менее возвращение Opel на российский рынок совпало с жарким обсуждением судьбы Ford, который, с большой вероятностью, прекратит продажи всех легковых моделей. Какие модели появятся, а какие уйдут — в нашем обзоре.

Все, что нужно знать о возвращении Opel в Россию: спрашиваем у экспертов

Все, что нужно знать о возвращении Opel в Россию: спрашиваем у экспертов

Спустя 4 года после громкого ухода компания Opel возвращается в Россию, причем возвращаются не только продажи, автомобили будут производиться на заводе в Калуге. Правда, с момента ухода Opel перестал быть частью GM, перейдя под контроль французской PSA. Мы расскажем, с какими моделями Opel снова идет в Россию, насколько серьезны планы компании и почему все это – весьма рискованная затея.

Прощай, Ravon. Здравствуй, Nexia

Марка Ravon уходит в историю, из рынков СНГ она останется только на Украине. Там дистрибуцией Chevrolet, точнее, единственной модели Aveo, занимается корпорация «УкрАвто», давний соперник узбекского предприятия.

Chevrolet Spark

В России, Белоруссии и Казахстане автомобилям вернут привычные имена — Ravon R2 снова станет Chevrolet Spark, Ravon R4 превратится в Chevrolet Cobalt. Nexia решили не переименовывать обратно в Aveo. Более подробных комментариев от UzAuto Motors «Известиям» на момент сдачи материала получить не удалось.

С прицелом на Калугу

Французский автомобилестроительный концерн PSA (образован в результате слияния Peugeot и Citroen) рассматривает различные варианты возвращения на российский рынок марки Opel, сообщила «Известиям» пресс-секретарь PSA в России Лилия Мокроусова. Это может быть организация локальной сборки либо импорт автомобилей.

— Пока компания находится на этапе (финансовых) просчетов. Возвращение Opel в Россию связано с общей стратегией группы, направленной на вывод бренда на прибыльность, — сказала она.

Источник «Известий» в одной из профсоюзных организаций отметил, что сборка машин Opel будет осуществляться на расположенном под Калугой совместном предприятии группы PSA (владеет 70% акций) и японской Mitsubishi (30%). Сейчас там выпускают шесть моделей — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, фургоны Citroen Jumpy и Peugeot Expert, а также микроавтобусы Peugeot Traveller, Citroеn SpaceTourer.

Менее вероятный вариант — оставшееся в Санкт-Петербурге сборочное производство после консервации площадки автоконцерна General Motors. Именно ему ранее принадлежал Opel.

Сейчас калужская площадка проектной мощностью 125 тыс. автомобилей в год недозагружена, при этом петербургский завод в Шушарах «не входил в периметр сделки с General Motors» по покупке Opel, уточнила Лилия Мокроусова.

В Минпромторге, администрации Санкт-Петербурга и ТПП Калужской области на запросы «Известий» по поводу перспектив сборки Opel оперативно не ответили.

Замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов сказал «Известиям», что возвращение бренда в Россию может стать своеобразным индикатором повышения активности в потребительском секторе и положительным сигналом для других иностранных компаний.

— В 2019 году тенденция роста российской экономики продолжится. Несмотря на слабый рост в целом, корпоративные доходы увеличиваются за счет эффекта слабого рубля и относительно высоких нефтяных цен. Балансовые прибыли в прошлом году выросли на 30%, хотя ВВП — всего на 2,3%. Это, в свою очередь, будет стимулировать потребление товаров, — отметил он.

Валерий Миронов добавил, что автопром — один из самых быстрорастущих секторов отечественной экономики в последние два года.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отметил, что российский авторынок — один из самых больших в Европе, а уровень автомобилизации невысокий. Он согласен, что решение PSA может мотивировать и другие крупные концерны, например, Fiat Chrysler, у которого нет своей сборки в России.

Представитель Fiat Chrysler (FCA) в РФ не стал отвечать на вопрос «Известий» о возможной локализации производства в стране. Он отметил, что такие решения — глобальный проект, который комментирует только головная штаб-квартира компании.

Opel меняет «папу» и возвращается

Марка Opel базируется в Германии, но чистокровным «немцем» уже давно не является: ещё в 1929 году её выкупил General Motors, а в новом веке влияние на Opel оказало корейское крыло американского концерна GM DAT. В 2012 году начался транзит в сторону французов, а в 2017-м концерн PSA (Peugeot и Citroen) получил контроль над немецкой маркой.

Это событие — ключевое для российского рынка, с которого General Motors и Opel как его часть ушли в 2015 году. Резкий рост курсов валют обрушил спрос на автомобили, что стало формальной причиной бегства, хотя многие усматривали и политическую подоплёку. Проекту помешала и невысокая локализация Opel и Chevrolet на заводе под Питером, а новые инвестиции в России GM счёл нерентабельными.

Переход Opel под контроль PSA сразу породил слухи о возвращении марки в Россию, потому что французский альянс, несмотря на скромные продажи, сохранил в стране и производство, и дилерскую сеть. Решение вызревало два года и теперь объявлено официально — под патронажем Peugeot-Citroen марка Opel совершает камбэк.

Opel Mokka пользовался хорошим спросом накануне ухода марки из России

Фото: Артем Краснов

Хроника бегства

В марте этого года исполнится пять лет с резонансного решения General Motors ограничить свое присутствие на российском рынке. Экономическая ситуация, вызванная международными санкциями и обрушением курса рубля, сильно ударила по бизнесу американского концерна.

Марка Chevrolet когда-то была самым популярным иностранным брендом в России, но из-за быстрого роста цен ее популярные модели стали не по карману покупателям. За два первых месяца 2015 года продажи машин этой марки рухнули на 71%, а немецкий Opel, также подконтрольный GM, показал падение на 82%.

Завод General Motors в Санкт-Петербурге

Завод General Motors в Санкт-Петербурге

Назвав Россию «рынком с неясной долгосрочной перспективой», General Motors заморозил свой завод в Санкт-Петербурге, прекратил сборку автомобилей на ГАЗе и «Автоторе». Марка Opel полностью покинула российский рынок, а Chevrolet — частично: ушли популярные модели Cruze, Aveo, Cobalt, Captiva, остались американские внедорожники, спорткары и совместный с «АвтоВАЗом» внедорожник «Нива».

Не обещал, но вернулся

Решение о возвращении Opel в РФ было принято на уровне высшего руководства PSA — об этом объявил глава правления группы Карлос Таварес.

Машины Opel не поставляются на наш рынок с 2015 года. Решение свернуть свою деятельность в сегменте недорогих авто решил американский концерн General Motors (GM). Было остановлено производство в Санкт-Петербурге, а также на мощностях «Автотора» в Калининграде и Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде.

В GM объясняли уход с российского рынка сокращением продаж из-за сложной экономической ситуации в нашей стране. Но эксперты называли уход политическим — сворачивание производства американской корпорации произошло после обострения отношений с США из-за вхождения Крыма в состав РФ.

Линия сборки нового автомобиля Opel Astra на заводе «Дженерал Моторз Авто»

Линия сборки автомобиля Opel Astra на заводе «Дженерал Моторз Авто»

До того момента дела у Opel в России шли не так уж плохо: по итогам 2012 года было продано 82,2 тыс. машин, в 2013 году — 81,4 тыс., правда, уже в 2014-м — 65 тыс., уточнили «Известиям» в «Автостате». Марка держалась недалеко от первой десятки самых продаваемых в России легковых автомобилей.

В марте 2017 года GM договорился о продаже группе PSA своих европейских активов за $1,8 млрд. В результате сделки под контроль Peugeot–Citroen перешло подразделение Opel/Vauxhall.

Табу на продажу GM-моделей

Правда, марке запрещено продавать в России модели на платформе GM, которых у Opel большинство, включая некогда популярные в России Mokka, Astra, Corsa, Insignia.

Opel Crossland X. Как и в случае с Citroen C3 Aircross, ставка сделана на сочетание умеренной проходимости и вместительного салона, который напоминает интерьер компактвэна.

Но за время замужества «Опеля» у них с PSA появились совместные дети, в первую очередь — паркетник Crossland X и его старший брат Grandland X. Правда, опелевского в них немного: первый является техническим клоном Citroen C3 Aircross (платформа PF1), второй близок к Peugeot 3008 (EMP2). И хотя оба и напоминают пропорциями кроссоверы, бывают только переднеприводными. Точнее, для Европы существуют гибриды с электромотором в приводе задней оси, но в Россию их пока не поставляют.

Opel Grandland X является близким родственником Peugeot 3008, хотя выглядит совсем по-другому

Младший кроссовер выпускают в Испании, старший — во Франции, и, судя по родственным моделям французов, ждать скорой их локализации в России не стоит.

Opel Zafira Life — плоть от плоти Citroen SpaceTourer: разница в эмблеме и других мелочах

Французский след в линейку Opel просочился и с коммерческими автомобилями — это минивэн Opel Zafira Life (не путать с просто Zafira) и фургон Vivaro. Первый за исключением мелочей идентичен Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller, второй недавно сменил поколение и тоже переехал на платформу PSA, но технически ближе к Peugeot Expert и Citroen Jumpy.

Ещё один клон — Opel Vivaro. Впрочем, эта модель никогда не была самостоятельной и в прошлые годы была копией Renault Trafic

В таком разрезе возврат Opel в Россию кажется лишь формальным, тем более отсутствие локализованных моделей осложнит ценовую политику. Например, переднеприводный Citroen C3 Aircross стоит сейчас от 1,227 миллиона рублей. Для сравнения: Hyundai Creta за меньшие деньги предлагает версию с «автоматом» и полным приводом. И предпосылок к тому, что Opel предложит что-то радикально иное, нет — слишком велика нынешняя зависимость марки от французов.

Узбекский связной

В октябре 2015 года завод GM Uzbekistan, поставлявший на российский рынок древние «Нексии» и «Матизы», решил кардинально обновить модельный ряд — опять же за счет Chevrolet. По соглашению с General Motors узбекское предприятие не могло поставлять машины под шильдиком Chevrolet на другие рынки, поэтому для стран СНГ придумали новый бренд Ravon.

Рестайлинговый Chevrolet Lacetti превратился в Ravon Gentra, Aveo стал новой «Нексией», а Cobalt переименовали в R4 хетчбэк R2 c «автоматом», бывший Chevrolet Spark пришел на смену «Матизу».

Ravon Gentra

Запуск новой автомобильной марки в России сопровождался скандалом. Глава СП GM Uzbekistan Тохиржон Жалилов попал под следствие по обвинению в мошеннической схеме реэкспорта хетчбэков R2. В 2017 году все обвинения были с него сняты, однако принадлежащие Жалилову российские автосалоны накопили миллионные долги и проходят процедуру банкротства.

В 2017 году марка Ravon даже стала спонсором сборной России по футболу, однако результат первого полного года оказался скромным —15 тыс. автомобилей. В 2018 году поставки машин неожиданно прекратились — в качестве причин называли пересмотр ценовой политики из-за повышения ставок утилизационного сбора и модернизацию производственных мощностей.

Недалеко ушли

Opel был не единственным, кто ушел с российского рынка. С 2013–2014 годов его по разным причинам покинуло немало крупных иностранных компаний. Но некоторые уже вернулись.

В 2014 году ритейлер River Island (одежда) свернул свое развитие в России. Отечественный рынок стал непривлекательным для бренда в стационарных магазинах из-за значительных скачков курса валюты. Но через год бренд возобновил свою работу. Правда, только в интернете на базе компании Lamoda.

В 2015 году закрыл свои офисы в России Munich Re — один из самых крупных мировых перестраховщиков. Тогда же производитель телефонов BlackBerry решил работать с РФ только через дистрибуторов.

Одной из самых заметных потерь последних лет стал уход бренда одежды Mexx в июле 2017 года. Эксперты говорили, что проблемой бренда стало позиционирование: молодежь Mexx привлечь так и не смог.

В 2017 году из России также ушла британская сеть бижутерии и аксессуаров Accessorize.

В тот же период американский сервис аренды автомобилей Hertz также прекратил работу в России. В качестве возможных причин на рынке называлось активное развитие каршеринговых сервисов, с которыми Hertz не смог конкурировать. Но уже в июне 2018 года перед ЧМ-2018 компания сообщила о возобновлении деятельности в нашей стране совместно с новым франчайзинговым партнером.

Так стоит ли возвращаться?

Шаг явно рассчитан на длительную перспективу, когда выйдет новое поколение «Опелей» на французских платформах, а точнее, когда стороны наладят плодотворное сотрудничество. Например, в этом году ожидается дебют новой Corsa на платформе Peugeot 208, правда, обе модели для России малоинтересны.

Пока же модельный ряд Opel в России будет ограничен, и возвращение марки воспринимается больше как попытка создать задел на будущее: восстановить дилерскую сеть, напомнить россиянам о существовании бренда, прощупать почву. Тем более французские марки ставят в России в основном на локализованные в Калуге модели — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, и «опелевского» аналога для них пока нет.

Впрочем, пусть у Peugeot и Citroen никогда не было больших продаж в России, в чём им не откажешь — так это в упорстве. При относительно скромной «повестке» они умудряются поддерживать жизнь в калужском заводе и сохранять дилерскую сеть, а значит, поделятся секретами своей живучести и с Opel.

В Челябинске марку Opel представляет компания «Планета Авто». Её представитель рассказала нам, что в настоящий момент для клиентов Opel работает сервисный центр. Переговоров с центральным федеральным представительством марке о планах её возвращения на российский рынок пока не было, и всю информацию дилеры получают пока из СМИ.

Трудное возвращение

С тех пор рестарт марки Ravon несколько раз переносили. В августе 2019 года были объявлены новые, заметно подросшие ценники и вот-вот должны были начаться поставки машин к дилерам. Два новых дистрибутора поделили зоны ответственности: «УзАвтоцентр» отвечал за Южный и Центральный регионы, «УзАвтомоторс СНГ» — за Урал, Поволжье и Сибирь. Нашлось полторы сотни дилеров, готовых взяться за реализацию автомобилей. Хетчбэк R2 и седан R4 планировали поставлять из Узбекистана, а «Нексию» — из Казахстана, где машину производил завод «СарыаркаАвтоПром».

Автомобильный завод Derways в Черкесске

Автомобильный завод Derways в Черкесске

В планах было и российское производство машин на черкесском заводе Derways — управляющий директор UzAuto Motors Александр Сахапов обещал анонсировать итоги переговоров до конца года.

В ожидании старта автомобили Ravon успели подешеветь, но к дилерам завезли менее 700 машин. В статистике Агентства европейского бизнеса за 2020 год вообще не значится ни одного «Равона».

Наследие американцев

Opel, судя по всему, пока еще не вел предметных переговоров с крупнейшими российскими автодилерами о своем присутствии в стране.

— У нас нет информации по этому поводу, возможно, велись переговоры на уровне отдельных дилеров, — сказал «Известиям» глава Российского объединения автодилеров (РОАД) Олег Мосеев.

По его мнению, с одной стороны, нужно договариваться с бывшими дилерами Opel, которые умеют работать с этой маркой, знают ее и имеют лояльную аудиторию. Но с другой, у PSA есть и свои дилеры марок Citroen и Peugeot.

Эксперт считает, что вернуть долю на рынке бренду будет крайне тяжело — она уже занята другими игроками. Кроме того, PSA придется серьезно потратиться на маркетинг.

Представитель дилера «Автомир» сказал «Известиям», что группа PSA к ним не обращалась, но дилер готов рассмотреть такие предложения. В «Авилоне» также заявили, что заинтересованы в расширении портфеля, но для принятия решения необходимо проанализировать потенциал бренда.

Гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин сказал «Известиям», что ГК заинтересована в дилерстве Opel и рассмотрит эту возможность после того, как компания объявит условия соглашений. Топ-менеджер подчеркнул, что для прибыльности марки каждый дилерский центр должен продавать не менее 1 тыс. автомобилей в год.

Opel, вероятно, попытается включить в российскую линейку свою самую популярную модель — Astra, а также сделает ставку на крупнейший в РФ сегмент SUV (кроссоверы и внедорожники), предположил представитель «Автостата» Азат Тимерханов. Основными конкурентами Opel Astra в России станут Škoda Octavia, Ford Focus, Kia Ceed, Kia Cerato.

Но представитель одной из крупных дилерских компаний сказал «Известиям», что PSA сможет направлять на российский рынок не все модели из-за ограничений в рамках сделки с GM. Скорее всего, автопроизводитель начнет поставки в РФ с кроссоверов Grandland X и фургона Combo.

Ford охладел к России

Первая информация о возможном уходе Ford из России просочилась в прессу ещё в начале года, и хотя официальных заявлений не последовало, на днях агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли подтвердило вероятность закрытия двух заводов Ford во Всеволожске и Набережных Челнах. На первом выпускают Focus и Mondeo, на втором — EcoSport и Fiesta. Третий завод в Елабуге компания, вероятно, оставит, но снимет с производства кроссовер Kuga, сосредоточившись на коммерческих автомобилях. Примерно по такой же схеме в своё время уходил из России FIAT.

Если реализуется худший сценарий, в России сохранят лишь выпуск коммерческих автомобилей Ford

Нужна ли дальнейшая локализация производства?

В первое время Opel предложит россиянам 2 модели, и одна из них, как сказано выше, будет производиться в Калуге. Однако стоит понимать, что российский рынок для автопроизводителей особенный – на нем однозначное преимущество имеют компании, достигшие высокого уровня локализации производства.

Все российские автопроизводители уже имеют специнвестконтракты (СПИК) с Минпромторгом. В рамках СПИКов производители получают промсубсидии, некоторые льготы, а также компенсацию утилизационного сбора (который обязателен для всех, но импортерам его не компенсируют).

При этом группа PSA подписала СПИК с Минпромторгом еще летом, и в него включили не только модели Peugeot и Citroen, но и легкие коммерческие автомобили Opel. Однако стоит понимать, что внутри одной группы есть всего несколько платформ, а модели под разными брендами имеют отличия только во внешнем виде.

Соответственно, принципиально новых моделей в России производить не планируется – это будут модели Peugeot, просто с некоторыми поправками.

Конкурентов в выбранном сегменте предостаточно: это, прежде всего, «Газель» и LCV-сегмент от Ford, который остался в России после ухода компании из сегмента легковых авто.

Чисто технически возможности нарастить производство у компании есть. Завод «ПСМА Рус» в Калуге в настоящее время недозагружен, равно как и дилерская сеть группы, говорит автоэксперт Игорь Можаретто, но, чтобы дозагрузить завод, нужно правильно выбрать модели.

В условиях жесткой конкуренции делать это нужно крайне осторожно: ведь Opel уходил с рынка, когда он составлял 2,6 миллиона автомобилей в год, а вернулся на рынок всего в 1,9 миллиона единиц.

Пока же в России локализовали производство кроссоверов и коммерческих автомобилей – тогда как перевести легковые авто Opel на платформу PSA пока не успели.

Соответственно, объемы производства и продажи авто марки Opel в России в обозримом будущем вряд ли превысят несколько тысяч штук в год, и при таких объемах говорить о серьезной локализации пока не приходится.

Сильный и независимый

UzAuto Motors — новое имя завода GM Uzbekistan, отражающее произошедшие с ними перемены. В течение 2018 года госкомпания «Узавтосаноат» выкупала у концерна General Motors все акции совместного предприятия.

Бывшие партнеры перешли на новую форму сотрудничества, названную «Альянс GM Узбекистан». GM останется главным техническим партнером, а UzAuto Motors получит больше самостоятельности и сможет работать с другими производителями.

«Раньше мы ждали ответа, чтобы изменить бампер или даже цвет. Теперь мы независимы в своих решениях. GM продолжит оказывать техническую поддержку, но инвестировать в это не будет», — рассказал новостному агентству UzNews.uz врио генерального директора UzAuto Motors Рустам Ражабов.

Производство городского внедорожника Opel Grandland на платформе PSA

Производство городского внедорожника Opel Grandland на платформе PSA

В новом статусе UzAuto Motors смогло договориться с GM о невозможном — экспортных поставках автомобилей под маркой Chevrolet. Для сравнения: группе PSA, владеющей маркой Opel, запрещено продавать в России старые модели, созданные на платформах GM.

По словам председателя правления АО «Узавтосаноат» Шавката Умурзакова, соглашение позволит UzAuto Motors использовать всю мощь мирового бренда Chevrolet для усиления продаж на экспортных рынках. В 2019 году предприятие выпустило 271 тыс. автомобилей и планирует увеличить производство до 300 тыс. General Motors сейчас сокращает присутствие на многих рынках, но, по-видимому, партнерство с UzAuto Motors всё еще важно для американского концерна.

Не суждено быть вместе

На российском рынке UzAuto Motors будет продвигать и продавать автомобили самостоятельно. Представительство GM будет помогать в качестве консультанта и по-прежнему отвечает за североамериканскую линейку Chevrolet и Cadillac.

Американские и узбекские машины не должны пересекаться в одном шоу-руме по стандартам GM, сообщили в российском представительстве General Motors. Так ранее продавали «Шниву», теперь перешедшую под крыло «АвтоВАЗа». То есть официальный дилер Chevrolet должен будет построить отдельный шоу-рум для «Спарков», «Нексий» и «Кобальтов». Экс-дилеру Ravon придется привести свой автосалон в соответствие со стандартами Chevrolet.

При этом покупатели Chevrolet, выпущенных до 2015 года, как и владельцы автомобилей Ravon, смогут обслуживать автомобили в авторизованных сервисных центрах UzAuto Motors.

Добыча «Оникса»

Помимо того что новые модели Chevrolet — далеко не новые, в российской линейке нет ни одного кроссовера. Между тем линейка северо-американских Chevrolet после того, как остатки купе Camaro будут распроданы, становится полностью внедорожной. К концу года в Россию планируют привезти новое поколение Tahoe, еще одна перспективная модель — новый TrailBlazer. Делает ставку на внедорожные модели и Cadillac.

Chevrolet Tahoe нового поколения

Chevrolet Tahoe нового поколения

В то же время у возвращения Chevrolet в массовый сегмент есть определенный смысл, если UzAuto Motors, как и обещала раньше, запустит в серию новую линейку моделей на единой глобальной платформе. Скорее всего, речь идет о «тележке» GEM (Global Emerging Markets), специально разработанной для Китая и Южной Америки. На ней уже созданы седан Chevrolet Onix и кроссовер Tracker, и как раз Onix есть в производственных планах UzAuto Motors.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий