Самосвал ЗИЛ-5301 «Бычок» — большая мощность при компактных размерах
Заводской индекс Бычка — ЗиЛ 5301. Если кто-то разбирается в классификации грузовых автомобилей отечественного производства, то этот индекс должен говорить, что мы имеем дело с машиной общей массой более 10 тонн (5-й класс), хотя на самом деле общая масса Бычка 7 500 кг. Если руководствоваться нормами ГОСТа, то индекс этого грузовика должен был начинаться на тройку, а не на пятёрку, что соответствует полной массе КамАЗа.
А дело было так. В середине 90-х годов, собственно, как и сейчас, на предприятии с финансами было туго. Поэтому при разработке нового малотоннажника использовали т узлы и агрегаты, которые были, а не которые должны были быть. То же самое и с индексом — для того чтобы присвоить грузовичку индекс, надо было заплатить за регистрацию, а платить нечем. На заводе выкрутились — присвоили Бычку индекс, который ещё раньше был закреплён за ЗиЛом от не пошедшей на конвейер модели.
Отечественный малотоннажный грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 Бычок с более 35 модификациями
ЗИЛ Бычок серии 5301 — грузовой 3-тонный автомобиль, созданный российской машиностроительной компанией ПАО «Завод имени Лихачева» (АМО ЗИЛ). Первые опытные экземпляры выпущены в 1994 году. В качестве образца послужили сборочные узлы и ходовая от Мерседес-Бенц Т2, последней на то время разработки транснационального концерна Daimler-Benz AG. Серийно машины выходили с конвейера с 1995 по 2014 год.
Установка пневмоподвески в Челябинске
Установка пневмоподвески весьма ответственная операция, которая заключается не только в достаточно кропотливых слесарных работах, но также подразумевает глубокую интеграцию электронных компонентов привода воздушного насоса с электросистемой автомобиля. В результате, водитель автомобиля сможет с легкостью управлять высотой клиренса и жесткостью подвески прямо из кабины или салона авто. Мало того, все это можно делать не прекращая движения транспортного средства. С другой стороны, водители грузовых автомобилей могут регулировать высоту дорожного просвета в зависимости от веса перевозимого груза и дорожных условий. Выбирать оптимальную жесткость подвески варьируя ее параметры от комфортной до наиболее управляемой, но несколько более жесткой.
Устранение проблем с ЗиЛ 5301
Изначально это автомобиль был настроен на преодоление проблем, которые сам же частично и создавал. Под ногами валялся тракторный дизель Д 245, который служил верой и правдой на полях родины ещё со времён Хрущева. Инженеры нашли ему место под капотом нового грузовика. Кабина была использована от старшей модели ЗиЛа, коробка передач — от ЗИЛ 130, а дисковые тормоза от правительственного ЗиЛа. Весь это набор надо было склеить в один механизм и хорошенько испытать, но времени у завода не было. Поэтому тюнинг ЗИЛ Бычок остаётся естественным испытанием и доработкой автомобиля руками владельцев.
Правда, была попытка заводского тюнинга грузовика. Такая модификация и сегодня может встретиться на дорогах — ЗИЛ 53012, но встречается она, к сожалению, крайне редко. Суть этой модификации в том, что на заводе просто взяли шасси от Мерседес 709 D и натянули на него кабину и бортовую платформу от Бычка. Фактически, это тот же б/у-шный Мерседес, но умело стилизованный под своеобразный дизайн зиловского грузовика.
Технические характеристики
Для автомобиля ЗИЛ-5301 технические характеристики имеют вид:
- Грузоподъемность — 3 т.
- Вес — 6950 кг.
- База:
- основная — 3650 мм;
- удлиненная модель — 4250 мм.
- Длина кузова:
- для модификации АО — 6195 мм;
- для ДО и ТО — 6795 мм;
- для БО — 6165 мм;
- для ЕО и ГА — 6765 мм;
- для АА — 6818 мм.
- Ширина:
- автомобилей серии АО, ДО и ТО — 2265 мм;
- БО, ЕО, ГА — 2210 мм.
- Высота:
- модификаций АО, ДО и ТО — 2885 мм;
- БО, ЕО и ГА — 2369 мм;
- АА — 3130 мм.
- Колея:
- задняя — 1690 мм;
- передняя — 1820 мм.
- Габариты платформы (фургона) модели АО:
- высота — 450 мм;
- ширина — 2215 мм;
- длина — 3750 мм.
- Клиренс — 170 мм.
- Размерность шин — 6.5J-16H2.
- Давление в шинах:
- передних — 0,46-0,48 МПа;
- задних — 0,5-0,52 МПа.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) ЗИЛ-5301 включают:
- Дизель — 4-тактный ММЗ Д-245.12.
- Мощность -108,8 л. с.
- Объем двигателя — 4,75 л.
- Максимальный крутящий момент — 1700 Н*м.
- Объем топливного бака — 125 л.
- Максимальная скорость — 95 км/ч.
После 2001 года на Бычок устанавливался дизельный мотор ММЗ Д-245.9 с улучшенными параметрами. Его мощность доходила до 136 л. с. Среди особенностей выделяются:
- турбонаддув;
- интеркулер;
- регулятор давления воздуха;
- соответствие классу Евро-2.
Расход топлива ЗИЛ-5301 Бычок при езде по городу составляет не более 16 л на 100 км. При езде с полной массой и со скоростью 60 км/ч горючего топлива на 100 км расходуется около 12 л.
Преимущества наших предложений
Наша компания предлагает сертифицированные услуги по переоборудованию грузовых авто малой и средней грузоподъёмности разных марок. В их числе удлинение рамы «Бычок» под разные типы кузовов. Преимуществами наших предложений являются:
- большой выбор вариантов переоборудования автомобилей разных марок для любых грузов и стандартов перевозок, в том числе еврофургон ЗИЛ «Бычок»;
- минимальные сроки исполнения заказов;
- самая приемлемая стоимость услуг;
- официальные гарантии – мы делаем всё качественно;
- за умеренную отдельную плату – оформление в ГИБДД обновлённой машины.
Обращаем ваше внимание, что цена работ, позволяющих удлинить ЗИЛ, в определённой мере зависит от состояния автомобиля, поскольку речь идёт о машине с большим пробегом. В любом случае мы согласовываем с заказчиком ценовой вопрос до начала процедуры.
Отзывы владельцев и цены
Стоимость машин на вторичном рынке зависит от технического состояния, года выпуска и установленного оборудования. Автомобили-фургоны конца 90-х лет можно купить за 150-300 тыс. рублей. Цена на самосвалы, краны-манипуляторы и спецмашины на базе «Бычка» составляет 500-700 тыс. рублей.
Максим, 45 лет, Нижний Новгород
Все время мечтал о большом грузовике, но категория прав не позволяла. Пришлось купить Бычок с бортами в коммерческих целях. Работой машины доволен. Сложностей в ремонте нет, запчасти всегда в продаже, стоимость сравнительно небольшая.
Игорь, 57 лет, Орел
Техника служит более 10 лет. Покупал в виде фургона. Расход был более 15 л на 100 км. Периодически подтекал люк, к моторному отсеку добраться было сложно. Постоянные мелкие поломки мешали работе. Решил ЗИЛ модернизировать, изменил конструкцию самостоятельно с помощью сварки деталей. После переделки машина стала самосвалом, меньше ломается, но ест намного больше.
Кто производит установку пневмоподвески?
Монтажные работы по установке пневматической подвески проводит автоэлектрик в паре с автослесарем. В задачи автослесаря входит точное совмешение узлов крепления пневматических подушек на раме или кузове авто – в зависимости от марки и грузоподъемности транспортного средсва – с посадочными местами на заднем мосту, в строгом соответствии со спецификацией на модель пневмоподвески. Автоэлектрик, со своей стороны, проводит наладочные работы, главной целью которых является обеспечение безотказной работы электронного оборудования, обеспечивающего управление пневмоподвеской.
Тюнинг двигателя ЗИЛ 5301
Сам по себе тракторный мотор, безусловно, штука надёжная, но установка его на грузовик — шаг очень спорный. Дело в том, что крутящий момент у этого двигателя 384 Нм при частоте 1400 об/мин, что для трактора, в принципе, нормально. Но не для грузовика. На Бычке практически невозможно тронуться с места со второй передачи, как на сто тридцатом, можно, но сцепления надолго не хватит. На низах двигатель не тянет, поэтому приходится трогаться с первой по-легковому. Да и мощности в 105 лошадей маловато для рабочей машины.
В принципе, если к любой технике подходить по-человечески и с пониманием процесса, то она будет служить долго. Главное — знать слабые места Бычка. Водители чаще всего жалуются на передние недолговечные тормоза, постоянные проблемы с проводкой, грохот и вибрации в салоне, в переднем мосту шкворня недолговечны, а также есть проблемы с ресурсом сцепления. Словом, ЗиЛ 5301 — автомобиль на крайний случай, но если он ухожен, смазан и обслужен, вероятность поломки на 20-30 тысяч км наперёд исключается.
Установить пневмоподвеску выгодно
Адаптация автомобиля к весу груза, помимо всего прочего предполагает изменение нагрузки на оси в соответствии с характером перевозимого груза и его расположения в кузове. Изменяя давление в балонах, водитель имеет возможность улучшить управляемость транспортным средством при некотором перегрузе задней оси или же повысить устойчивость «присаживая» авто. Все это позвоялет использовать пневматическую подвеску для самых разнообразных целей – улучшить управляемость или поднять проходимость в услових бездорожья, повысить комфортность вождения. Все это имеет критическое значение, если автомобиль находиться в коммерческой эксплуатации.
Попытки производителя доработать модели
Производство автомобилей ЗИЛ началось много десятков лет назад. К примеру, ЗИЛ-130 появился в 1956 году. Изначально он оснащался 5,2-литровым карбюраторным двигателем мощностью 130 лошадиных сил и грузоподъемностью 4 тонны. Но испытания показали, что грузовику недостает определенных качеств, одним из которых является динамика. Поэтому производителем было принято решение о доработке автомобиля ЗИЛ. Тюнинг затронул силовой агрегат, который был полностью заменен. Новый двигатель обладал мощностью 150 лошадиных сил. Благодаря новым элементам автомобиль стал более грузоподъемным и выносливым.
Читать дальше: Дополнительная помпа на газель
Попытки исправить недоработки затронули и ЗИЛ-5301 (более известный, как «Бычок»). Изначально для его производства использовали двигатель от тракторов, кабину от предшествующих моделей, КПП – от ЗИЛ-130. Грузовик собрали как конструктор, а вот времени испытать его у разработчиков уже не было. Поэтому и проводят владельцы автомобилей ЗИЛ тюнинг своими руками.
Производители сделали попытку изменить «Бычка». Эта модификация получила индекс ЗИЛ-53012. Идея заключалась в соединении собственных наработок с техникой импортного производства. В результате на шасси от «Мерседеса 709Д» были установлены кабина и платформа от автомобилей ЗИЛ.
ли со статьей или есть что добавить?