Характерные неисправности системы охлаждения Лады Гранты. Советы по устранению поломок
На автомобилях семейства Лада Гранта с инжектором предустановлена жидкостная система охлаждения замкнутого типа. Антифриз циркулирует по системе принудительно, выполняя при этом две функции: отвод избыточного тепла и смазку агрегатов.
Штатная рабочая температура системы охлаждения 94 – 99℃, независимо от фактической комплектации машины, типа кузова, прочих технических характеристик.
Замена патрубков lada granta (ваз гранта)
Нарушение сроков проведения замены жидкости, покупка дешевых аналогов способствует образованию осадка в магистрали, помутнению тосола.
Из-за потери химических и физических свойств водяная рубашка силового агрегата подвергается коррозии, отслоению.
Постоянная повышенная рабочая температура — первый признак загрязнения, образования отложений, неисправности термостата. Изготовитель рекомендует проводить очистку магистралей через каждые 50000 км. Замена тосола через 75000 км.
Объем системы охлаждения Лады Гранты 8.0 литров.
Способы очистки
- внешняя;
- внутренняя.
В первом случае удаляются все загрязнения с наружной части при помощи напора воды, добавлением моющего средства. Во втором случае промывка осуществляется внутри специальными химическими средствами.
Если промывка не дала положительного результата, тогда заменяем штатный радиатор новым, так как на дне скопилось избыточное количество окаменелостей, начался процесс коррозии.
Дистиллированная вода
Используем дистиллированную воду
Достать дистиллированную воду можно несколькими способами:
- купить в аптеке;
- растопить чистый снег;
- отстаивать на протяжении полугода воду из-под крана.
Процесс промывки выглядит следующим образом:
- Помещаем машину на смотровой канал, отвинчиваем крепления защиты поддона картера.
- Скручиваем сливную пробку системы, стачиваем тосол. Предварительно выкручиваем крышку с расширительного бачка, сбрасываем давление.
- После того, как отработка сточена, закручиваем пробку, заливаем в систему 8.0 литров дистиллированной воды.
- Запускаем двигатель, прогоняем его на средних оборотах в течение нескольких минут, глушим.
- Повторяем п. 2, 3. Как только на выходе будет вода чистого цвета — промывка окончена.
- Заправляем новый тосол. Очередная замена через 75000 км.
Сода, кислота и уксус
Промывка подручными средствами
Смешиваем указанные ингредиенты в процентном соотношении: 25 / 50 / 25, добавляем литр воды. Аналогичный объем сливаем с системы, добавляем «зелье», оставляем автомобиль в неподвижном состоянии на 6 – 8 часов, лучше на ночь.
Поутру стачиваем отработку, промываем один раз систему, заливаем чистый тосол.
Специальные средства
Процесс аналогичен вышеописанному. Проводим с соблюдением основных правил безопасности. Приобрести присадки можно в любом специализированном автомагазине, авторынке.
Система охлаждения лада гранта 8 клапанов схема
Например, автомобиль Гранта с комплектацией «Стандарт» оснащен двигателем от Калины объемом 1.6 литров и мощностью 80 лошадиных сил. Комплектация «Норма» и «Люкс» имеют модифицированный двигатель с увеличенным ходом поршня и выдаваемой мощностью в 90 л.с.
Стоит отметить, что данная статистика не только в цифрах, в деле машина отрабатывает свои показатели с полной силой. Это достаточно мощная характеристика для отечественной Лады Гранта, система охлаждения двигателя выполняет здесь важнейшую роль.
Зачем нужны патрубки
Они вместе сообща служат для принудительного отвода от деталей двигателя лишней теплоты далее передачи её окружающей среде. По ходу процесса охлаждения создается нормальный температурный режим, при котором движок не греется, также не охлаждается без причин, когда рабочий цикл протекает нормально.
Отвод от деталей движка теплоты необходим, так как когда сгорает газовая смесь внутри цилиндров, температура двигателя достигает 2000°, средняя температура держится на уровне 800–1000°С. Тут все понятно, если не охлаждать жидкость движок перегреется последующем пищальным выходом его из строя. Поэтому для создания нормальной температуры работы двигателя любой машины есть вместе с патрубками сама система охлаждения. Также такая система помогает быстро прогревать мотор особенно зимой.
В современных машинах применим тосол, антифриз или дистиллированная вода. Простую воду не рекомендуется заливать, так как образуется накипь.
Основные элементы системы охлаждения, например рубашку охлаждения блока, головку блока цилиндра, термостат, помпу, радиатор, вентилятор, шланги печки подробно рассматривать не будем. Мы всего лишь узнаем самое главное для автомобилистов при эксплуатации машины, посмотрев для примера обзор фотографий соединительных патрубков радиатора ваз автомашин «Калина» «Приора» их конструкторские номера.
Начинающим автолюбителям и бывалым водителям не стоит забывать, помня, как учили в автошколе, что авто время от времени требует несложного технического обслуживания.
Описание системы охлаждения
Моторы Гранта комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Порядок замены радиатора охлаждения двигателя на Гранте без кондиционера
Для того, чтобы приступить к ремонту, необходимо первым делом выполнить следующее:
- Снять корпус воздушного фильтра
- Слить охлаждающую жидкость из системы
- Открутить и отвести в сторону катушку зажигания (если это 8-кл.)
- Снять вентилятор радиатора, отсоединив штекеры его питания и болты крепления
После этого необходимо ослабить стяжной винт крепления хомута нижнего патрубка, как это показано на фото ниже.
Отсоединяем патрубок и сливаем остатки охлаждающей жидкости, если она осталась в системе.
Ту же самую процедуру производим с верхним патрубком.
И не забываем также о тонком шланге, который идет от расширительного бачка:
Когда все патрубки отсоединены от радиатора, можно приступать далее — откручиваем две гайки крепления сверху. Одна с левой стороны:
Немного наклоняем радиатор вперед в сторону двигателя, тем самым выводя его из зацепления сверху.
И извлекаем его из моторного отсека Гранты, как это показано на фото ниже.
При необходимости покупаем новый радиатор и производим его замену в обратной последовательности. Разумеется, осматриваем внимательно состояние патрубков системы охлаждения на наличие трещин и порывов, и при необходимости меняем их тоже.
Расходы на ремонт
При выполнении данного ремонта не исключены немалые расходы, список которых будет перечислен ниже в таблице.
Конечно, можно обойтись и без замены патрубков, тем самым сэкономив минимум 1000 рублей, но старые следует тщательно проверить.
Расширительный бачок на Гранте необходим для приема лишней охлаждающей жидкости — антифриза в системе охлаждения двигателя. Антифриз при нагревании расширяется, поэтому без расширительного бачка система охлаждения обойтись не может.
Подготовительный этап перед самостоятельной заменой РСО
Необходимые материалы, инструменты для 8-клапанных (16-ти) двигателей:
- набор автомобильных инструментов, головки, трещотка;
- отвертка с крестообразным, плоским наконечником;
- дополнительное освещение;
- антифриз в объеме 7.5 литров;
- пластиковая тара для слива отработки;
- новый радиатор по мере необходимости;
- резиновые подушки;
- втулки радиатора;
- ветошь.
Устройство и принцип работы
На Грантах, как с 8-ми, так и 16-ти клапанными двигателями устанавливают термостаты Лузар LT0191 и LT190. Своим принципиальным строением ничем не отличаются от аналогичных приборов на других автомобилях. ТС на Гранте представляет собой, отлитый из латуни, цилиндр с крышкой и отводным боковым патрубком. Его основной деталью является термоэлемент.
Он представляет собой медный баллон, заполненный специальным воском (церезином). При повышении температуры воск расширяется, выталкивая шток наружу, который в свою очередь упирается в седло клапана. При достижении температуры выше 92 °С шток полностью открывает клапан, освобождая проход ОЖ в большой контур через радиатор.
При понижении нагрева ОЖ воск в баллоне будет сжиматься. В работу включится возвратная пружина, которая вернёт шток в первоначальное положение, а клапан закроется.
Замена термостата на Калине 8 клапанов
Термостат на Калине состоит из 2-х частей — так называемой крышки термостата и корпуса. Крышка — эта та часть, в которой находится термоэлемент, а корпус — которая крепится к двигателю. Корпуса отдельно не продаются в отличии от крышек, по крайней мере я не встречал. Поэтому можно заменить либо крышку, либо покупать полностью термостат в сборе.
К двигателю он крепится 2-мя гайками вместе с проводом массы от АКБ. Откручиваем их и снимает термостат. В большинстве случаев остатки прокладки приклеятся к двигателю. Их нужно будет удалить ножом либо лезвием.
В корпус термостата вкручен датчик температуры ОЖ. Его нужно выкрутить со старого и вкрутить в новый термостат, либо же просто купить новый. Он крепится под медную прокладку, которую вроде как нужно менять на новую, но практика показывает, что б/у тоже держит нормально. Резьбу самого датчика ближе к прокладке можно легонько промазать герметиком.
На новую прокладку термостата, для уверенности, дополнительно нанес тонкий слой герметика и установил его на подготовленное место. По отзывам в интернете лучше всего покупать оригинальный термостат от АвтоВАЗа. Он прослужит дольше всех. На втором месте фирма «ПРАМО», именно такой я и купил, так как оригинальный просто не смог найти. Некоторые образци могут открываться не при 85 градусах, а при 90-95º. Не уверен, нормально ли это. Так же нужно отметить, что крышка термостата ПРАМО не встанет в корпус АвтоВАЗа, будет мешать бортик, который умельци благополучно спиливают болгаркой.
Замену патрубков системы охлаждения Калины можно условно поделить на замену патрубков печки и замену патрубков радиатора. К печке подходят 2 патрубка — подводящий (1) и отводящий (2). К радиатору так же подводящий (3) и отводящий (4). Так же есть небольшой соединительный патрубок (5) от термостата к сифону.
Последовательность действий при замене радиатора Лады Гранты
- Машина расположена в периметре ремонтной зоны, открыт капот, температура двигателя безопасная для проведения профилактических работ.
- Нажимаем на боковые фиксаторы колодки с проводами, отсоединяем датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).
- Отвинчиваем крепление хомута резиновой гофры. Снимаем патрубок воздушного фильтра.
- Отвинчиваем четыре винта, снимаем крышку воздушного фильтра.
- Извлекаем фильтрующий элемент, снимаем клапан продувки адсорбера.
- Нижняя часть корпуса закреплена на трех винтах: два на стенке радиатора, одна на площадке аккумуляторной батареи.
- Выводим корпус из посадочного места.
- Ключ на «10», снимаем воздухозаборник.
- Сливаем охлаждающую жидкость. Для этого снимаем грязезащитный щиток в моторном отсеке. Подставляем пустую емкость под радиатор, отвинчиваем пробку, сливаем отработку.
- Выкручиваем крышку расширительного бачка для удаления воздушной пробки.
- В левой части блока цилиндров выкручиваем гайку сливного отверстия с водяной рубашки.
Водителю на заметку!
Слив отработки на Ладе Гранте 16-ти клапанной проводим по аналогии.
- Отвинчиваем катушку зажигания (головка на «10»).
- Снимаем радиатор системы охлаждения (далее — СО).
- Отпускаем крепление хомута, отсоединяем патрубок нижнего контура подачи антифриза. Сливаем остатки жидкости.
- По аналоги отсоединяем верхний патрубок.
- Снимаем шланг от расширительного бачка.
- В верхнем периметре выкручиваем две гайки на «10», наклоняем радиатор охлаждения в сторону, извлекаем из полости моторного отсека через верх.
- Со штифтов снимаем две резиновые подушки, проводим дефектовку (замену) РСО новым.
- Собираем конструкцию в обратной последовательности. Заливаем 7.5 литров антифриза.
На этом замена радиатора Лады Гранты своими руками окончена.
Помощь СТО или обходимся своими силами
Учитывая то, что процесс профилактики (замены) вовсе не сложный, работы проводим самостоятельно. На каждом из этапов разборки важно соблюдать рекомендации изготовителя. Даже самая «маленькая» ошибка приведет к масштабной поломке.
Для подкрепления знаний используйте инструкцию, видеоуроки, советы, изложенные в данной статье.
Как снять и заменить расширительный бачок на Гранте
3. Отсоединяем держатель жгута проводов (Позиция 1) от кузова. Ключом на «8» ослабляем два хомута входа и выхода охлаждающей жидкости (Позиции 2) и снимаем патрубки.
4. Ключом на «8» отворачиваем болт нижнего крепления расширительного бачка (Позиция 2) и ключом на «10» отворачиваем гайку заднего крепления бачка (Позиция 1).
5. Ключом на «10» отворачиваем гайку переднего крепления расширительного бачка.
6. Снимаем бачок.
1. Устанавливаем все в обратной последовательности.
3. Запускаем двигатель и даем ему поработать примерно на 2000-3000 оборотах в минуту для удаления воздушных пробок.
Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться между отметками MIN и MAX на не прогретом двигателе.
Замена воздушного фильтра на Гранте также не представляет собой ничего сложного.
Основное отличие замены радиатора Гранты с 8-ми и 16-ти клапанным двигателем
Процесс полностью идентичен за исключением того, что в 16-ти клапанной Ладе Гранте дополнительно демонтируем стартер. Он крепится к блоку двигателя на двух винтах (на «17»).
Элементы и их роль
Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка.
Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Лада Гранта составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала.
Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Электровентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров. Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар. Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.
Отсутствие датчика температуры двигателя – мера экономии?
Интересным моментом является отсутствие на панели приборов указателя о температуре жидкости и состоянии двигателя. Как говорят сами разработчики, данный указатель не соответствует ценовой категории авто и является слишком дорогим для нее.
Решением проблемы была установка на панели специальной лампочки, которая в случае перегрева загорается красным цветом. При исправности системы, в этом случае, автоматически включается вентилятор, и проблема устраняется без участия водителя.
Несмотря ни на что, Лада Гранта, система охлаждения которой является очень продуманной, работает хорошо и редко приводит к поломкам. Это зарекомендовавший себя автомобиль, хоть и бюджетного класса.
Распиновка ЭБУ Гранта
В автомобиле Лада Гранта применяется два типа электронных блоков управления двигателем. Принципиально системы незначительно отличаются, что исключает возможность их взаимозаменяемости.
Ввод первого датчика детонации
Ввод второго датчика детонации
Выход главного реле
Выход клапана продувки адсорбера
Вывод от форсунки №1/2/3/4
Земля сенсора температуры антифриза
Заземление бортовой электроники
Выход индикатора степени заряда аккумулятора
Клемма №15 от замка зажигания
Подача напряжения на ДПДЗ
Силовой разъем нагревателя ДДК
Выводы на катушку зажигания ¼ и 2/3 цилиндров соответственно
5/6 контакт привода дросселя
Обзор цен производителей
Технические параметры основного радиатора: длина 560 х ширина 306 мм х высота 20 мм.
Наименование | Цена (Руб.) |
Оригинал 21901-1300008-11 | От 5500 |
21903-1300008-14 | От 4500 — 4800 |
21903-1301010-14 | —/— |
150925A2020 | —/— |
21900-1301010-14 | —/— |
21900130001004 | —/— |
Лада Гранта LUZAR 2190-1301012-01 | От 4600 |
ВАЗ-2190 АвтоВАЗ ОАО 546532532 | —/— |
АвтоВАЗ 21900-1301012-82 | —/— |
РСО ВАЗ-2190 Лада Гранта СБ с эл.вент.и патрубками АвтоВАЗ | От 10100 |
ВАЗ-2190,91,92,94 LUZAR универсальный 25643542 | От 6200 |
ВАЗ-2190, 91, 92, 94 LUZAR 48454234 | От 4900 |
*цены актуальны состоянием на 19.11.18 года.
Вывод
Лада Гранта, а именно её система охлаждения, имеет достаточно простую конструкцию, а также неисправности, присущие ВАЗовским моторам. Узел имеет конструктивную простоту и легко ремонтируется собственными руками.
Термостат
Это неотъемлемый элемент в любой системе охлаждения. «Гранта» не является тому исключением. Термостат нужен для регулировки объема потока ОЖ, что проходит через радиатор. Внутри механизма имеется специальный клапан. Благодаря ему обеспечивается наиболее оптимальный температурный режим. А расположен данный механизм между рубашкой охлаждения двигателя и основным радиатором.
Отметим, что в СОД «Гранты» имеется два контура: малый и большой. По первому жидкость циркулирует, когда клапан термостата находится в закрытом положении. Поскольку объем антифриза в данном контуре небольшой, это позволяет быстрее набрать двигателю нужную температуру (и соответственно, прогреться). Как только жидкость достигает 85 градусов, срабатывает перепускной клапан. После этого антифриз начинает циркулировать по большому кругу. Полное открытие клапана осуществляется при 102 градусах Цельсия.
Отметим, что термостат на «Гранте» был доработан и получил усовершенствованную конструкцию. Ввиду этого его часто устанавливают на «Калину» разных поколений. Корпус термостата выполнен из пластика фирмы BASF (Германия). В качестве уплотнения применены материалы EPDM 55 от шведской . Резьбовыдавливающие винты – от (Германия). Также в конструкции применяется усовершенствованный датчик температуры ОЖ с безрезьбовым креплением.
Рекомендации по выбору деталей и комплектующих
Ассортимент представлен отечественными производителями, оригиналами и качественными аналогами. Окончательный выбор за владельцем технического средства.
Мастера сервисных центров настоятельно рекомендуют приобретать детали оригинального исполнения. Ресурс эксплуатации, качество изготовления заводских комплектующих на порядок выше аналогов.
Перед покупкой тщательно сверяйте каталожные артикулы запчасти с фактическими данными в руководстве по эксплуатации. При необходимости получите бесплатные консультации у мастеров СТО.
Последнее время становится популярно заказывать детали последующей установкой непосредственно в мастерских. Преимуществ такого выбора множество: оперативность доставки, профессиональный монтаж, гарантия качества.
Профилактика проблем
Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:
при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max); если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше
При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра; еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.
Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.
Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Михаил: на своей машинке пробежал свыше 80000 км, нареканий нет, система охлаждения работает в штатном режиме. Следую согласно инструкции изготовителя — замена антифриза через каждые 75000 км. |
2. | Владимир: за два года активной езды на машине единожды заменил термостат. Существенной поломкой это не считаю, так как для отечественных авто это нормальное явление. |
3. | Кирилл: полтора года машине, покупал в салоне. Претензий нет, все механизмы работают в штатном режиме. Поломки случаются, но они не столь существенные, легко устранимы самостоятельно. |
4. | Геннадий: после покупки машины с салона сразу заменил антифриз новым, импортным. Отечественный низкого качества, быстро теряет свойства. |
5. | Василий: качеством сборки, изготовления Лада Гранта (16-ти клап.) доволен. Как для отечественного производителя это очень даже хорошо, не сравнить с Калиной, Приорой. Малозначащие поломки устраняю своими силами. |
6. | Константин: за полтора года эксплуатации машины заменил два хомута на патрубке системы охлаждения. Дефектом это не считаю, для Лада это привычно. |
7. | Виктор: слышал негативные отзывы в адрес Гранты, считаю, что они безосновательны. Всегда нужно соблюдать требования руководства по эксплуатации, тогда все будет хорошо. |
Отрицательные | |
1. | Александр: радиатор потек в 39000, образовалась коррозия, благо по гарантии заменил новым. Через 15000 км. Вышел из строя термостат. Сплошные неприятности с Грантой, уж лучше доплатить несколько десятков тысяч и купить Рено Логан. |
2. | Владислав: два года прошло с момента покупки машины, а я уже несколько раз внепланового ремонтировался в СТО. Качество сборки сырое, многие дефекты не устраняют из поколения в поколение. |
3. | Игорь: многие узлы, агрегаты не выхаживают свой срок службы, преждевременно изнашиваются. |
Вывод
Средний срок эксплуатации радиатора системы охлаждения на Ладе Гранте свыше 100000 км. При условии соблюдения рекомендаций изготовителя, замены антифриза, через 75000 км никаких проблем не возникает.
Замена охлаждающей жидкости в СОД
Уровень антифриза в бачке проверяется только после остывания двигателя. Доливать ОЖ до отметки максимум нельзя – во время работы жидкость нагревается и увеличивается в объеме, после долива клапанная крышка плотно закручивается.
Необходимо постоянно контролировать уровень антифриза, резкое снижение его объема может быть причиной неисправности системы охлаждения, устранять которые следует безотлагательно. Долить антифриз в расширительный бачок сможет каждый автомобилист:
- Автомобиль должен находиться на ровной поверхности, все работы проводятся на остывшем двигателе.
- Открутить крышку расширительного бачка.
- Посмотреть состояние антифриза, на нем не должно быть масляной плёнки и других загрязнений. Если цвет ОЖ темный или ржавый, СОД нужно промыть.
- Если уровень жидкости ниже минимального, следует осмотреть все соединения на предмет утечек. При их отсутствии долить антифриз между двумя отметками и плотно закрутить клапанную крышку.
Проводка приборной панели
Схема электрооборудования панели приборов является наиболее сложной, поскольку содержит 34 устройства. Но и в ней можно разобраться. Вот список имеющихся устройств.
Панель приборов — сложное устройство
- Штепсель, к которому подключен штекер 9 передней проводки.
- Штепсель для подключения штекеров 10 и 11 передней проводки.
- Разъем, к которому подключено гнездо 1 проводки задка.
- Разъем для подключения гнезда 2 проводки задка.
- Блок управления габаритами, ближним светом, аварийкой.
- Механический замок зажигания.
- Переключатель режимов маршрутного БК.
- Переключатель дворников.
- Щиток приборов.
- Переключатель световой сигнализации.
- Включатель электропривода замка багажника.
- Диагностическая колодка.
- Разъем, к которому подключен штекер жгута воздухозаборной коробки.
- Включатель обогревателя заднего стекла.
- Включатель аварийки.
- Включатель тормозного сигнала.
- Разъем для подключения динамиков аудиосистемы.
- Разъем, к которому подключается автомагнитола.
- Устройство на рулевом колесе.
- Модуль водительской подушки.
- Отсутствует.
- Блок плавких предохранителей.
- Усилитель руля (ЭУР).
- Розетка прикуривателя.
- Лампочка подсветки консоли управления климат-контролем.
- Лампочка освещения приборки.
- Гнездо, к которому подключен штепсель проводки системы зажигания.
- Контрольное устройство.
- Включатель индикатора положения педали сцепления (только на авто с механической коробкой переключения передач).
- Е-газ.
- Резистор системы климат-контроля.
- Электромотор обогревателя салона.
- Переключатель обогревателя салона.
- Модуль управления блокировкой дверей.
Электросхемы проводки системы зажигания Лады Гранты различаются в зависимости от типа установленного двигателя, поэтому при замене мотора нужно менять и проводку этой системы.
Схемы электрооборудования Лада Гранта в версиях автомобилей Standard (Стандарт или Норма) и Liftback (Лифтбэк) одинаковые, а в Lux (Люкс) имеет небольшие различия. Независимо от вариации транспортного средства, минусовым контактом в электросхеме всегда является «масса» или заземление. Провод должен быть соединен с любым болтом, вкрученным в кузов автомобиля.
Система и основные характеристики электрооборудования Лада Гранта
Как проверить термостат
Проверку термостата можно осуществлять в два эта, но один из способов проверки довольно трудоемкий и чаще всего от него отказываются.
Первый способ
Для осуществления проверки термостат должен быть снят. Так же необходимо подготовить инструмент и материалы, которые будут использоваться для проведения работ.
Что понадобиться:
- Кухонная плита или горелка;
- Градусник;
- Емкость с водой;
Демонтированный термостат погружаем в емкость с водой и кипятим его на плите до температуры в 85°C (определить температуру поможет градусник, помещенный в воду). При достижении температуры в 85°C термостат должен открыться полностью, если же он открывается значительно раньше, значит, он неисправен и подлежит замене на новый.
Второй способ
Для проверки этим методом демонтировать термостат нет необходимости, но проверку нужно осуществлять на остывшем моторе. Запускаем двигатель и прогреваем его до рабочей температуры. В тот момент, когда двигатель нагрелся до 70°C, необходимо потрогать патрубок большого круга (это нижний шланг радиатора), он должен быть холодный. Если же шланг прогревается уже на 70°C, то необходимо менять термостат, так как он неисправен.
Характеристика различий процедуры для «Лады Гранты» 8 и 16 клапанов
В целом существенных различий в конструкции двигателей с 8 и 16 клапанами у «Лады Гранты» не наблюдается. Однако процедура замены водяного насоса будет различаться только по одному признаку: у 8-клапанной модели стоит один шкив коленвала, а у 16-клапанной — два.
Соответственно, на демонтаж и монтаж водяного насоса на 16-клапанных версиях потребуется больше времени, однако схема замены будет идентичной для 8-клапанных моделей.
На автомобиле «Лада Гранта» с 16-клапанным двигателем устанавливается два коленчатых вала, в связи с чем длительность замены помпы существенно возрастает
При выборе новой помпы нужно быть аккуратным: на «Ладу Гранту» с 8 и 16 клапанами устанавливаются водяные насосы различных конструкций. То есть их нельзя считать взаимозаменяемыми, как это обычно бывает на других модификациях автомобилей ВАЗ.
Выявить неисправность помпы на «Ладе Гранте» и заменить её своими руками — это вполне доступные процедуры для любого водителя. Для работы не потребуется специальное оборудование — в дело пойдёт стандартный набор инструментов, который есть в любом гараже.
Последствия перегрева мотора
Повышение температуры силового агрегата может вызвать различные последствия, в зависимости от степени «закипания» мотора. Специалисты выделяют три варианта перегрева:
Локальный
Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.
Средней тяжести
Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:
- прогар прокладки головки блока цилиндров;
- деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.
Критический случай
Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:
- деформация всей цилиндро-поршневой группы;
- оплавление вкладышей коренных и шатунных;
- поломка коленвала;
- пробитие поршнем блока ДВС.
Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.
Можно ли узнать о том, что мотор был перегрет
Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:
- мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
- перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.
После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.
ли со статьей или есть что добавить?