Особенности обучения на предприятии водителей безопасности дорожного движения
Обучение водителя
Безопасность выполнения грузовых и пассажирских перевозок во многом зависит от профессионализма персонала. В предлагаемом материале рассматривается обучение водителей безопасному вождению внутри организации с учетом обязанностей, возложенных законодательством на руководство компаний, программ и форм проведения подготовки.
Периодичность повышения квалификации водителей автотранспорта
Общество с ограниченной ответственностью «Сфера охраны труда»
«СФЕРА ОХРАНЫ ТРУДА»
г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204
+7 (978) 790-25-06
+7 (978) 103-75-71
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Обучение медицинских работников для проведения медицинских осмотров водителей автотранспорта
В Приказе четко разделяются такие виды осмотров, как предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные осмотры водителей проводят при приеме на работу. Предрейсовые осмотры проходят все водители кроме водителей экстренных оперативных служб. Послерейсовые – только те, кто перевозит пассажиров (водители такси, автобусов) и опасные грузы (спецавтотранспорт).
В этом же приказе определяется требования к проведению таких осмотров, в первую очередь требования к медицинским специалистам и организациям. Порядок проведения медосмотра:
- 1. Жалобы водителя
- 2. Визуальный осмотр
- 3. Измерение температуры, давления, пульса
- 4. Признаки опьянения
- 5. Процент алкоголя в крови
- 6. Наличие ПАВ (психоактивных веществ).
Медицинские осмотры водителей автотранспорта проводятся в организациях, имеющих транспортные средства, независимо того, находится ли оно в собственности компании либо во временном пользовании на основании договора аренды (с экипажем или без него). Прохождение медосмотра обязательно также и для ИП, которые самостоятельно управляют транспортным средством.
Ответственность за проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта
Для медицинских работников – от 2000 до 3000 руб. Для водителя – от 1500 руб. Но если в результате недобросоветсного проведения осмотра случилось ДТП и были жертвы, то размеры штрафов и меры наказания варьируются.
Кто проводит медицинский осмотр водителей?
Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.
Как пройти обучение медицинским специалистам?
Обучение по направлению можно пройти в Современной научно-технологической академии (СНТА).
Новые приказы Минтранса о квалификации водителей и профессиональном обучении
Повсеместная обязательная установка тахографов на грузовом транспорте и автобусах требует от водителей их грамотного использования, а от специалистов по безопасности движения — квалифицированного анализа информации. Однако не все водители умеют использовать тахограф в работе, а у ответственных лиц нет достаточной квалификации, чтобы снять данные с тахографа и проанализировать их. Для исправления ситуации Министерство транспорта выпустило два приказа: приказ от 28 сентября 2015 года № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который вступил в силу 14 июня 2016 года; приказ от 11 марта 2016 года № 59"Об утверждении порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземногоэлектрического транспорта. Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.
Новые изменения в законодательстве в требованиях к квалификации водителей и профессиональном обучении специально для Навипорта разобрал заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волжского политехнического института Юрий Игоревич Моисеев.
Повышение квалификации водителей: программы и нормативные документы
Любой гражданин, окончивший автошколу, успешно сдавший теоретический и практический экзамен, прошедший необходимую медкомиссию и получивший ВУ, обретает новую профессию – “водитель”. Как и в любой другой занятости, тут важно постоянное совершенствование своих умений, повышение квалификации. В большей мере это касается не водителей “для себя”, а для лиц, которые занимаются подобной деятельностью профессионально, используют ее в качестве источника заработка.
Рассмотрим актуальные программы повышения квалификации водителей. А также регулирование данного вопроса со стороны государства.
Необходимость
Регулярно проводимые проверки стимулируют персонал к изучению нормативов, устройства автомобильной техники, ПДД и других вопросов, чтобы личностно и профессионально совершенствоваться. В результате повышается профессионализм работников, что способствует дальнейшему карьерному росту с соответствующим увеличением оплаты труда.
Регламентация
Квалификационные требования к водителям транспортных средств регламентированы.
Чем регламентированы | Тематика норматива |
Приказом Минтранса РФ № 264 от 29.07.2020 г. | Посвящен критериям отбора и обучения представителей данной профессии при трудоустройстве |
Федеральным законом № 196-ФЗ (п. 2 ст. 20) | Определяет вопросы БДД |
Непосредственно требования к аттестации водителей в законодательных нормативах отсутствуют. Но руководству АТП важно убедиться в квалификации привлеченного персонала. Поэтому на предприятиях организуют регулярные аттестации работников с целью проверки профессионального уровня водителей.
Зачем нужна
Аттестацию проводят для проверки знаний, оценки профессионального мастерства сотрудников. В результате такого отбора повышается конкурентоспособный уровень предприятия, что имеет большое значение в условиях современных рыночных отношений.
У водителей появляется стимул к освоению смежных специальностей. Персонал регулярно освежает знания, которые повышают безопасность работ, что скажется на общих показателях предприятия.
Кто должен проходить
Автотранспортные компании проводят тестирование для водителей всех видов транспорта, включая легковой и грузовой, автобусы, специальную технику (трактора, погрузчики и пр.).
Также тестируют вспомогательный персонал: диспетчеров, логистов, экспедиторов и пр. Особая статья – назначенные ответственные за БДД, обязательность проверки знаний которых регламентирована Приказом Минтранса РФ № 283, вышедшим в июле 2020 года и посвященным вопросам аттестации указанных должностных лиц.
Периодичность
При поступлении на работу водитель проходит испытание в течение трех месяцев с закреплением за опытным работником. В дальнейшем проводят регулярное ежегодное тестирование уровня знаний персонала. Раз в три года водителей направляют на курсы повышения квалификации, проводимые лицензированными организациями, с соответствующей сдачей экзаменов.
Возможно проведение внеочередной аттестации, если зафиксировано нарушение трудовой дисциплины или ПДД водителем.
— Что нового для перевозчика предусмотрено в данных приказах, и как с помощью них повысится безопасность движения?
Приказ № 287 принят в исполнение статьи 20 федерального закона № 196 «О безопасности дорожного движения», а значит, обязателен к применению всеми субъектами транспортной деятельности, осуществляющими перевозки. Приказ Минтранса предусматривает повышение квалификации водителей, что должно в корне изменить ситуацию на дорогах. Например, в пункте5.2 отмечается, что водитель грузового автомобиля дополнительно должен уметь контролировать безопасное размещение и крепление различных грузов, использовать в работе различные типы тахографов. Согласно пункту 6.2, водитель автобуса должен проверять техническое состояние транспортного средства перед выездом и после возвращения из поездки, обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, контролировать прием, размещение и перевозку грузов, а также уметь использовать в работе различные типы тахографов.
Как видим, повышение квалификации водителей повсеместно предусматривает изучение принципов работы тахографа и умение им пользоваться.
Вместе с тем, пункт 7. 59 приказа предусматривает, что водитель-профессионал должен иметь удостоверение о повышении квалификации или документ об образовании,подтверждающий прохождение курса подготовки на наличие знаний и умений, предусмотренных в 287 приказе.
Что касается остальных ответственных лиц, задействованных в транспортном процессе, хочется отметить, что без профильного транспортного образования закрыта возможность заниматься этой деятельностью.
Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года
Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.
Государственный план
План по повышению квалификации водителей был утвержден правительством РФ в 2016 году. В соответствии с ним, всем водителям, трудящимся на АТП (автотранспортных предприятиях), необходимо получать соответствующее дополнительное образование. А также каждые 5 лет или подтверждать имеющуюся категорию, или проходить повышение квалификации водителей.
Данный подход применяется, в частности, к водителям автобусов и большегрузного транспорта. Связано это с несовершенной системой контроля деятельности этих сотрудников, их состояния здоровья. Дело в том, что большинство АТП для предрейсовых осмотров обращается к виртуальным медицинским услугам. Следовательно, отметка в путевом листе о состоянии здоровья водителя, его трезвости делается без непосредственного врачебного осмотра. Подобным образом проводится и послерейсовая проверка.
Техосмотр транспорта перед выходом на рейс также в большинстве случаев чисто символический – визуальный. Осматриваются только шины, фары, диски.
По мнению правительства, введение обязательного повышения квалификации для водителей-профессионалов позволит им более ответственно подходить к своей работе, периодически освежать важные знания и получать новые, необходимые в деятельности. Но прошло не так много времени, чтобы установить, на самом ли деле это действенный метод, или же мера, которая лишь приведет к дополнительным расходам работников-шоферов и их работодателей-АТП.
Правила проведения
Правила проведения аттестации водителей утверждают отдельно на каждом предприятии, учитывая добровольный характер данной процедуры.
Кто может проводить
Обычно проверку организуют представители кадровой службы. Потребуется помощь подразделения ИТ для разработки необходимого программного обеспечения. Можно приобрести готовые программы или разработать тесты силами специалистов предприятия на основе вопросов, представленных в интернете.
Аттестацию назначают приказом руководителя компании с утверждением графика тестирования, списка работников, подлежащих сдаче тестов, назначением ответственных лиц за данное мероприятия.
Чтобы гарантировать объективность проверки, создают комиссию, проводящую оценку работников.
Что оценивает комиссия
Комиссионная группа определяет степень соответствия сотрудника занимаемой должности. Если в ходе нескольких пересдач водитель покажет отрицательные результаты, руководству компании стоит пересмотреть целесообразность продолжения трудовых отношений, даже при отсутствии нареканий по работе, допущенных нарушений правил.
Форма проведения
Руководство организации самостоятельно определяет порядок проведения тестирования. Проще всего построить форму экзамена в виде компьютерных тестов с выбором одного правильного ответа из трех или четырех на каждый поставленный вопрос.
Общее количество билетов может быть в пределах тридцати с числом вопросов от пяти до десяти. Количество ответов по каждому пункту – три или четыре со временем около получаса на каждый из билетов.
Какие темы входят
Состав тестов включает вопросы по следующим темам:
- ПДД;
- условиям эксплуатации автомобильной техники;
- техническому обслуживанию транспорта;
- правилам погрузки и разгрузки;
- перевозки опасных грузов (с рассмотрением классов данных веществ, требований к их перемещению);
- обслуживанию пассажиров;
- оформлению сопроводительной документации (путевых листов, накладных и пр.).
Общую программу билетов делят на несколько тематических блоков, с учетом которых принимают решение о критериях оценки тестируемого персонала (по аналогии с проверкой теории в ГИБДД при выдаче прав).
Где найти билеты и ответы
Билеты с ответами можно составить самостоятельно, силами специалистов предприятия или использовать готовый материал, представленный на сайтах в интернете, по ссылке 1, ссылке 2 и другим.
Разобраться в правилах использования ресурса очень просто. Достаточно войти на сайт, выбрать билет, поставить точку напротив правильного ответа по каждому из вопросов, с точки зрения испытуемого, нажать на кнопку проверки результатов.
Сервис укажет количество допущенных ошибок с общими итогами тестирования.
Также можно использовать контрольные вопросы методических материалов на сайте Росавтодора в разделе о деятельности ведомства, перейдя в подраздел об обеспечении БДД, в папку с методическими пособиями. В документе представлены пакеты контрольных вопросов по каждому из разделов, которые можно использовать для аттестации водителей.
Можно ли самостоятельно организовать обучение по 20-часовой программе
Прохождение стажировки для шоферов фирма может осуществить и самостоятельно, если в компании работают специалисты, прошедшие профобучение в данной сфере. Если же таких сотрудников в организации нет, следует привлечь специалистов со стороны или обучать работников в специализированном образовательном учреждении.
Ответственные лица
Соблюдение безопасности – комплексная задача, зависящая от добросовестности выполнения обязанностей и квалификации различного персонала.
Кто относится
К лицам, от которых зависит БДД, относят:
- водителей – непосредственно управляют ТС;
- контролеров – проверяющих состояние транспорта перед выпуском на линию;
- диспетчеров – руководящих движением ТС;
- инженера по БДД – ответственного сотрудника, контролирующего безопасность выполнения работ при транспортных операциях.
Общую безопасность движения определяет каждый из перечисленных работников.
Как проходят обучение
Порядок проведения обучения для представителей различных профессий и должностей указан в таблице.
Кому проводят | Особенности |
Водителям | Регулярные инструктажи, стажировки перед допуском к самостоятельной работе на новом виде транспорта, после приема на предприятие. Повышение квалификации по программе, согласно РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, с пятилетней периодичностью. |
Руководителям, ответственным сотрудникам | Первичная подготовка в течение месяца с повышением квалификации через каждые пять лет |
Контролерам, диспетчерам | При отсутствии профильного образования – обучение по программе 250 часов с присвоением квалификации. Повторный курс каждые пять лет. |
Реестр аттестованных специалистов
Аттестованных специалистов, ответственных за БДД, регистрируют с занесением в реестр на сайте Росавтотранса. Чтобы проверить наличие сотрудника в электронном списке, необходимо:
- Зайти на ресурс.
- В разделе о деятельности обратиться к подразделу о безопасности дорожного движения, к графе с соответствующим реестром.
- В открывшемся окне запроса ввести ФИО сотрудника, выбрать из выпадающего списка дату рождения и указать СНИЛС.
После выполнения перечисленных манипуляций сведения о наличии такого ответственного работника будут представлены на экране.
— Какое наказание грозит транспортнику за использование не квалифицированного персонала в своей работе?
По Кодексу об административных правонарушениях, организации может быть оштрафована на 100 тыс. рублей, а лицо, выпускающее транспорт на линию, на 20 тыс. рублей (КоАП от 30.12.2001 N195-ФЗ в редакции от 06 июля 2016 года).
Отсутствие техминимума у водителя — какие штрафы?
За то, что организация не обучает своих водителей по 2-часовой программе, может наложить взыскание не только УГАДН, но, как показывает практика, и ГИТ. Каждое ведомство — по своим основаниям.
УГАДН наказывает за нарушение ч.1. ст. 12.31.1. КоАП РФ, то есть за перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований». В этом случае штраф составляет: для должностных лиц — 20 тысяч рублей, для юридических лиц — 100 тысяч рублей.
Есть случаи из судебной практики, когда за отсутствие техминимума наказывал ГИТ: привлекал к административной ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ. А именно, за то, что предприятие не обучает работников «безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи». Нарушение этой статьи влечет за собой штрафы: для должностных лиц и ИП — до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — до 50 тысяч рублей.
Справедливости ради скажем, что случаи штрафования предприятия именно Трудинспекцией и именно за отсутствие техминимума редки. Но они есть. Вот реальный пример.
Из этого примера, между прочим, можно вынести и еще один урок: заранее готовьтесь к плановым проверкам и будьте всегда готовы к внеплановым.
КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?
Новые профессиональные и квалификационные требования относятся к работникам предприятий, чья деятельность связана с перевозками. Какие именно предприятия подразумеваются , указано в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: это все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками как на основании договоров, так и для собственных нужд. Требования касаются и ИП, осуществляющих перевозки самостоятельно.
Важные понятия
Таким образом, приказ о повышении квалификации водителей в организации направлен не на владельцев личного транспорта, а именно на шоферов-профессионалов, перевозчиков.
Автомобильным перевозчиком, таким образом, называется физическое, юридическое лицо, занятое в предпринимательской, коммерческой деятельности, выражающейся в перевозке на транспортном средстве пассажиров или определенных грузов. При этом водитель может как выступать сотрудником какого-либо транспортного предприятия, так и быть индивидуальным предпринимателем, работающим только на себя.
Какие инструктажи по БДД должен проводить работодатель
Работодатели обязаны организовывать инструктажи четырех видов: вводные, предрейсовые, сезонные и специальные. Программа инструктажа по БДД зависит от его вида.
- Вводный инструктаж проводится при приеме на работу.
В этот момент водитель получает сведения о видах перевозок, особенностях грузов, составе пассажиров, установленных в этой организации. На вводном инструктаже знакомят с нормами загрузки грузовых транспортных средств, рассказывают о типичных для организации рисках, наиболее частых причинах аварий.
В программу нужно также включить алгоритм действий в случае дорожно-транспортного происшествия, инструкцию о том, как вызвать аварийного комиссара в рамках обязательного страхования гражданской ответственности и сообщить об этом ответственным сотрудникам работодателя. Во время вводного инструктажа расскажите и о порядке предрейсового медосмотра на вашем предприятии.
- Предрейсовый инструктаж. Если в этот день по одному маршруту несколько рейсов, инструктаж проводят при первом выезде. Если маршруты разные — перед каждым рейсом.
Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать, какова протяженность маршрута, в каких дорожных условиях придется управлять ТС, какие опасные участки встретятся по пути и как обеспечить свою безопасность и безопасность перевозимых грузов или пассажиров.
- Сезонные инструктажи проводятся два раза в год: весной и осенью.
Во время весеннего инструктажа рассказывают о том, как двигаться в условиях таяния снега, возможных подтоплений, схода лавин. На осеннем инструктаже — об особенностях работы в условиях гололеда, снегопада, тумана, пониженной видимости, при движении по ледовым переправам.
Сезонные инструктажи содержат сведения о дополнительных мерах безопасности при аварийном торможении и в случае ДТП.
- Специальный инструктаж по БДД проводится при вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на работу водителей. Например, меняют правила движения в составе сопровождаемой колонны или детских перевозок.
Необходимые документы
Чтобы обеспечить законность процедуры, аттестацию оформляют с учетом правил, предусмотренных в организации.
Для организации
Руководитель транспортного предприятия подписывает приказ, посвященный следующим вопросам:
- созданию аттестационной комиссии;
- утверждению перечня билетов с вопросами;
- согласованию графика тестирования;
- назначению ответственного и секретаря данного мероприятия.
Задача секретаря – ведение журнала прохождения аттестации с отметками о результатах сдачи тестов водителями.
Для аттестуемого
Аттестуемому лицу необходимо подтвердить собственную личность паспортом или документом, действующим на предприятии (пропуском), если эта бумага снабжена личным фото. Также предъявляют водительское удостоверение с открытой категорией. Данные о водителях, проходящих аттестацию, может подготовить кадровая служба предприятия.
Для изучения
Для подготовки к тестированию от водителя потребуется изучение:
- ПДД;
- технической документации на автомобиль от изготовителя с правилами обслуживания и ремонта техники;
- норм пожарной безопасности;
- ТОиР;
- действующих нормативов на выполнение работ с учетом характера деятельности предприятия;
- законодательной базы, регламентирующей работу компании (включая приказы Минтранса РФ, правительственные постановления, законы).
Большая часть материалов представлена в свободном доступе в интернете. Полезно пройти предварительную тренировку на указанных выше ресурсах, других сайтах в интернете.
— Где транспортник может пройти обучение?
Согласно пункту 2 приказа Минтранса № 287, необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам. Другими словами, в организациях, имеющих лицензию на соответствующую образовательную деятельность.
Можно ли отменить техминимум для водителей?
В марте этого года Минтранс опубликовал свое Письмо от 12.03.20 N Д3-511-ПГ , которое вызывало бурное обсуждение. Многие поняли так, что обязательная сдача техминимума для большей части водителей отменяется.
Действительно, в Письме сообщается, что обязательное повышение квалификации необходимо для тех водителей, которые:
✔ перевозят пассажиры и грузы в международном сообщении,
✔ перевозят опасные грузы,
✔ водят автомобили, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов: скорая помощь, полиция, аварийно-спасательные службы и т.п.
Про остальных водителей сказано, что они могут, но не обязаны повышать свою квалификацию, то есть вопрос отдается на волю руководителей предприятий. То есть, ежегодная 20-часовая программа для водителей преподносится как необязательная.
На деле всё гораздо сложнее. Ведь Письмо Минтранса не имеет законодательного статуса. При этом оба РД, которые регламентируют обязательность техминимума для водителей, действуют.
Да, в Письме есть оговорка, что они «не зарегистрированы в Минюсте» — но на самом деле она ровно ничего не значит. Нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. То есть, эти РД и не надо регистрировать, это вполне действующие нормативные правовые акты. Это подтверждается и судебной практикой.
Никто не отменял и тот же закон 196-ФЗ «О БДД», по которому юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей. Практика показывает, что проверяющими и судами эта формулировка часто толкуется именно как предписывающая обеспечить это повышение квалификации.
При проверке одной из школ инспектор местной ГАДН выявил два нарушения: 1) ответственный за БДД не имел аттестации, 2) не проводились ежегодные занятия по повышению квалификации водителей. Руководство школы оштрафовали на 100 тысяч рублей — указав, в том числе, как раз на 196-ФЗ и необходимость «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям»
Директор школы подавал апелляцию, жалуясь на то, что школа — это не перевозчик, никакого административного правонарушения они не совершили, и у них нет денег платить такой огромный штраф.
То есть, если инспектор придет к ним с проверкой еще раз, и водитель опять не будет иметь удостоверение о прохождении техминимума — штрафа не избежать.
ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?
Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:
- водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);
- водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);
- водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);
- водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);
- контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Законодательные предписания
Что подразумевают программы повышения квалификации водителей автотранспортных средств, разработанные исключительно для профессионалов?
Руководители организаций, предприятий, связанных с предоставлением населению и организациям автотранспортных услуг, обязуется организовывать повышение квалификации работающих в их штате водителей не реже одного раза в 5 лет.
Дополнительно водители-профессионалы, выступающие сотрудниками таких предприятий, обязаны регулярно, не реже одного раза в 3 года, проходить курсы повышения квалификации, направленные на:
- Изучение вопросов безопасности перевозок людей и грузов.
- Повторение предписаний по пожарной безопасности.
- Изучение нормативов охраны труда.
Таким образом, повышение квалификации водителей на предприятии сегодня в РФ является настолько важной функциональной задачей, как и поддержание должной компетенции сотрудников госучреждений.
Отметим, что довольно важным элементом подобных программ являются специальные 20-часовые курсы, разработанные для перевозчиков и юридических лиц, владеющих транспортными средствами. На таких курсах осуществляется непосредственное тестирование их профессиональных умений и качеств, выявление профориентации, используется программный комплекс по профотбору. Заключительный этап программы посвящен аттестации ее слушателей.
Методики организации курсов повышения квалификации водителей различны. Они зависят от специфики программы. Популярными курсами на сегодня являются следующие:
- Подготовка автоинструкторов.
- Подтверждение имеющейся квалификации у инструкторов по вождению.
- Подготовка преподавательского состава автошкол.
Рассмотрим более подробно эти программы.
Кого назначить ответственным за инструктажи по БДД
Татьяна Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда:
Для проведения всех видов инструктажей работодатель обязан назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Обязательным условием является успешная аттестация сотрудника (Приказ Минтранса России от 31.07.2020 № 283).
Квалификационные требования к назначаемому сотруднику:
- Образование не ниже среднего профессионального. Работник должен представить документ об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящему в соответствующую уровню образования группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»
- Профессиональная переподготовка с присвоением подтвержденной документом квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
- Аттестация на право занимать соответствующую должность.
— Давали ли водителю эти знания и умения в автошколе?
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 года№ 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», вступивший в силу 11 августа 2014 года, устанавливает, что знания и умения, полученные в автошколах после начала действия приказа, соответствуют знаниям и умениям,установленным в 287-м приказе Минтранса.
Так проходить ли техминимум?
Ситуация с законодательными актами в отношении техминимума не совсем понятная. Но поэтому-то безопаснее все-таки обучать водителей: пока нет внятного закона на эту тему, лучше подстраховаться, чтобы не дрожать при проверках.
Почти все наши клиенты по-прежнему обучают у нас водителей по 20-часовой программе. И мы их отлично понимаем. Проще заплатить символическую сумму (у нас от 600 рублей за человека), чем потом получить взыскание на сотни тысяч.
Кроме того, регулярное повышение квалификации водителей — это и требование рынка. Многие крупные заказчики, а также государственные и муниципальные, работают только с теми организациями, где водители проходят техминимум.
Допустим, компания планирует войти в сеть муниципального транспорта, заниматься пассажирскими перевозками — и участвует в соответствующем конкурсе. Как показывает практика — муниципалитеты при этом ставят условие: все водители должны иметь свидетельство о 20-часовом обучении. Газпром, Роснефть и прочие крупные работодатели тоже часто указывают удостоверение о техминимуме как обязательное условие для трудоустройства.
Поэтому ежегодный техминимум для водителей пока остается с нами. Что будет дальше? Поживем — увидим.
КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?
Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:
1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:
В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.
2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:
Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.
3. Диспетчер:
В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.
4. Водитель:
В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:
-
Водитель, перевозящий пассажиров должен:
• уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
• знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
-
Водитель грузового транспорта должен:
• знать правила использования тахографов
Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.
Учебный центр “Сфера охраны труда” осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.
Подробная информация – по телефону:
+7 (978) 790-25-05
+7 (978) 103-75-71
Подготовка автоинструкторов
Такой программой обучения могут воспользоваться граждане, имеющие водительские удостоверения любой категории, планирующие работать по специальности “Инструктор по вождению”. Время обучения – 2 недели.
По успешному окончанию программы ее слушатели обретают право заниматься инструкторской деятельностью в различных автошколах, АТП и у иных заинтересованных в их деятельности работодателей.
— Какие дополнительные риски возникают у перевозчика пассажиров при отсутствии обучения?
По федеральному закону№ 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», перевозчик, выпуская на линию водителя без обучения, в случае ДТП и ущерба здоровья и имущества выплачивает все риски по страховке самостоятельно. По статье 19, «Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения», у страховщика, выплатившего страховое возмещение, возникает регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:
- при наступлении страхового случая вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством лицом, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно и лицом, не выполнившим законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- при наступлении страхового случая, если лицо, управлявшее транспортным средством, не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;
- при наступлении страхового случая вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации эксплуатация транспортного средства запрещена;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Подтверждение квалификации инструктора
Что касается автоинструкторов, каждые 3 года они (по отечественному законодательству) обязаны подтверждать имеющуюся квалификацию. Соответственно, выбирают программы обучения для достижения этих целей. Период слушания – 2 недели.
По итогам обучения слушатели получают соответствующие документы, аттестаты, которые продлевают период действия их инструкторских лицензий в области вождения автотранспортных средств на определенный срок.
— Где же пройти обучение перевозчику быстро качественно, без отрыва от производства?
Оптимальный вариант — использование дистанционных каналов обучения, которые позволяют не тратить лишнее время на очное посещение занятий. Чтобы выбрать сертифицированный учебный центр, преподаватели которого обладают необходимыми компетенциями, можно обратиться к Навипорту. Портал активно сотрудничает с организациями, которые проводят такое обучение. С другой стороны, портал приглашает учебные центры, в том числе специализирующиеся на дистанционной форме обучения, применяющие авторские и другие методики, к сотрудничеству и размещению информации о себе и своих программах на портале.
Подготовка преподавателей автошкол
Данная программа рассчитана на граждан, которые или пока что претендуют на должность преподавателя в автошколе либо уже ее занимают в подобной организации. Обучаясь по данному курсу, его слушатели могут получить первичную подготовку по интересующей их тематике, пройти периодическое обновление уже имеющихся навыков.
Что касается обучения, оно не универсальное. Подготовка ведется по нескольким дисциплинам. Например, “Психические, физиологические компоненты деятельности профессионального водителя”. Или “Оказание первой медицинской помощи после ДТП”. Срок обучения тут составляет 3 недели.
Теперь поговорим более подробно о повышении конкретно водительского мастерства.
Специфика переподготовки профессиональных шоферов
Что здесь важно выделить? Подобные программы имеют несколько важных векторов обучения:
- Повторное знакомство с ФЗ “О безопасности дорожного движения”.
- Особенности работы со специфическими грузами, которые требуют особых режимов транспортировки и содержания: опасными, ядовитыми, взрывоопасными, пожароопасными, сверхчувствительными, хрупкими и проч.
- Осуществление международных пассажирских перевозок.
- Переподготовка профессиональных водителей с одной категории на другую. К примеру, с В на С.
- Прохождение курсов экстремального вождения (в Москве и ряде крупных городов такими программами интересуются и непрофессиональные водители).
- Обучение вождению специального транспорта, а также служебных ТС особых категорий. Как-то: пожарные и спасательные автомобили, общественный автотранспорт, медицинские машины, специальные транспортировщики крупных, нестандартных грузов и проч.
Распространенные водительские программы
Курсы экстремального вождения в Москве – это не единственной направление переподготовки водителей-профессионалов. Самыми популярными тут являются следующие программы повышения квалификации или же переподготовки:
- Управление складской и сельскохозяйственной техникой.
- Повышение категории с В до С.
- Обучение управлению городским электротранспортом.
Познакомимся подробнее с каждой из названных программ подготовки, переобучения.
Переподготовка с В на С
Изучение положений, повторение предписаний ФЗ “О безопасности дорожного движения” является обязательным как для водителей личного автотранспорта, так и для профессиональных шоферов.
Для последних одной из популярнейших программ повышения квалификации является переподготовка с категории В на категорию С. Как правило, обучение по большей части происходит на авто иностранного производства. Инструкторы стараются проводить тренировки подопечных на машинах как с автоматической коробкой передач, так и с механической.
Особое внимание тут уделяется практическим занятиям именно в условиях реального дорожного движения по населенному пункту. Кроме того, на территории самой автошколы оборудуются специальные учебные площадки для выполнения конкретных заданий по управлению автомобилем. Это упрощает процесс обучения, позволяет успешно совмещать его теоретическую и практическую части.
Управление специальной техникой
Ежегодное повышение квалификации водителей в РФ пока что не требуется. Напомним, что оно осуществляется только раз в 5 лет для шоферов-профессионалов. При этом каждые 3 года они обязаны обновлять свои знания по охране труда, пожарной безопасности на транспорте, а также безопасной перевозке пассажиров.
Что касается курсов для водителей складской и с/х автотехники, тут граждан учат управлять штабелерами и погрузчиками всех распространенных типов. Параллельно этому слушатели изучают устройство современных видов подобной автотехники.
Далее рассматриваются правила безопасного использования различных погрузчиков, штабелеров, комбайнов, тракторов. Слушателей учат оказывать ПМП лицам, что получили производственную травму при эксплуатации техники, изучаемой во время курса.
Успешное прохождение программы заканчивается получением удостоверения тракториста-машиниста, документа, определяющего право допуска к управлению изученной автотехникой, свидетельства о наличии квалификации водителя погрузчика.
Управление городским электротранспортом
Еще одно распространенное направление повышения квалификации водителей-профессионалов. Слушатели курсов учатся эксплуатировать подвижной состав наземного городского электротранспорта, обеспечивая при этом безопасную перевозку пассажиров и высокое качество их обслуживания.
Также изучаются современные средства механизации автоматизации работ в депо и на линии, ПДД, работа с проездными и технологическими документами в рамках городских транспортных организаций – государственных, коммерческих и муниципальных.
Повышение квалификации – добровольное дело для владельца личного автотранспорта. Что касается профессиональных шоферов, как ИП, так и сотрудников АТП, для них прохождение переподготовки, подтверждение водительской категории строго обязательно каждые 5 лет.
ли со статьей или есть что добавить?