ГОСТы подшипников
На сегодняшний день не единой системы, которая бы описывала технические условия и технические обозначения подшипников. Все обозначения, которые существуют в настоящее время, можно разделить, условно конечно, на российскую систему и зарубежную системы. При этом российская система руководствуется строго ГОСТами, а зарубежные производители имеют ещё и свои отдельные подсистемы.
Подшипники, производимые в России должны соответствовать требованиям по условным обозначениям подшипников, которые указаны в ГОСТ 3189-89 (http://www.internet-law.ru/gosts/gost/28532). В маркировку включаются основное обозначение, состоящее из семи цифр (в случае, если значение признаков нулевое, они не указываются и значение сокращается) и знаков дополнительных признаков, устанавливаемых слева или справа от основных. Правые дополнительные знаки начинаются с буквы, а левые отделяются тире. Читать маркировку необходимо справа налево.
Как читается основное условное обозначение согласно ГОСТ 3189-89
Правила маркировки основного условного обозначения (ОУО) различаются для подшипников с внутренним диаметром 1-9 мм и изделий, диаметр которых больше 10 мм.
Обозначения подшипников, диаметр отверстия которых меньше 100 мм (кроме подшипников с показателями, не равных целому числу, 2,5, 1,5 и 0,6 мм – для них обозначения указываются через дробь) прописываются согласно следующей схемы (справа налево):
- Диаметр отверстия;
- Серия диаметра;
- Знак 0;
- Тип подшипника;
- Конструктивное исполнение;
- размерная серия (высот или ширины).
Подшипники, диаметр отверстия которых больше 10 мм, маркируются иначе (кроме тех, у которых этот показатель равен 500, 32, 28 или 22 мм – они обозначаются через дробь):
- Диаметр отверстия;
- Серия диаметров;
- Тип подшипника;
- Конструктивное исполнение;
- Размерная серия.
В условном обозначении слева указываются следующие данные:
- категория;
- момент трения;
- соответствующая ГОСТ 24810-2013 группа радиального зазора;
- класс точности.
С правой стороны проставляется:
- материал;
- конструктивные изменения;
- температура отпуска;
- смазка;
- допустимый уровень вибрации.
Обозначение внутреннего диаметра:
- внутренний диаметр до 9 мм, составляющий целое число, обознается равняющейся ему цифрой;
- диаметры, равные 17, 15, 12 и 10 мм, соответственно 03, 02, 01, 00;
- кратные пяти от 20 до 495, маркируются двузначной цифрой, полученной после деления величины диаметра на 5;
- диаметры с показателями 500-2000 мм, а так же 32, 28, 22, 2,5, 1,5 и 0,6 мм прописываются соответствующим числом и отделяются от других обозначений дробью.
Диаметры, представляющие дробное число, обозначаются ближайшим целым числом, но для тех из них, величина которых меньше 100 мм, в основном обозначении на втором месте ставится 5. Для диапазона диаметров 10-19 мм, отличающихся от 17, 15, 12 или 10 мм, присваивается ближайший из них, но в основном обозначении на третьем месте проставляется 9. Диаметры, с размерами 20-495, не кратные пяти, обозначаются целым числом, полученным после деления на пятерку, на третьем месте в условном обозначении проставляется 9.
Для сферических радиальных двухрядных подшипников с диаметром отверстия меньше 9мм, применяется маркировка, соответствующая ГОСТу 28428-90.
Обозначение размерной серии
Размерной серией называется сочетание ширины и диаметра и определяется ГОСТО-м 3478-2012.
Размерная серия подшипника — сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника. Для подшипников ГОСТом 3478 установлены следующие серии:
- диаметры – 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5;
- высота и ширина – 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Серии диаметров указываются в порядке, при котором внутренний диаметр остается прежним, а наружный увеличивается. Серии высот и ширины приводятся согласно увеличению этих показателей.
Если подшипник имеет нестандартную высоту, ширину или диаметр, серия его диаметра обозначается как 7, 7 либо 8, а серия высоты (ширины) не ставится.
Типы подшипников
Тип подшипника | Обозначение |
Шариковый радиальный | 0 |
Шариковый радиальный сферический | 1 |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 2 |
Роликовый радиальный сферический | 3 |
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами | 4 |
Радиальный роликовый с витыми роликами | 5 |
Радиально-упорный шариковый | 6 |
Роликовый конический | 7 |
Упорный или упорно-радиальный шариковый | 8 |
Упорный или упорно-радиальный роликовый | 9 |
Конструктивное исполнение
ГОСТ 3395 определяет обозначение конструктивного исполнения различных типов подшипников цифрами в диапазоне до 99 от 00.
Дополнительные обозначения
Справа проставляются знаки, обозначающие:
- материал, использовавшийся при изготовлении (детали из вакуумной стали – W, редко применяемые керамика, стекло, твердые сплавы – Я, нержавеющая сталь – Ю, пластик – Е и т.д.;
- конструктивные изменения;
- температура отпуска (Т с цифрами от 1 до 5);
- смазка, закладываемая в закрытые подшипники в процессе изготовления;
- уровень вибрации.
Слева расположены обозначения:
- класса точности (2, 4, 5, 6, 6Х, 0, 8, 7);
- группу радиального зазора согласно ГОСТ 24810-2013;
- момент трения;
- категорию (А, В или С).
Изменения в ГОСТах подшипников
В июле 2003 года ГОСТ 520-89 был заменен на ГОСТ 520-2002. Основные различия между ними заключаются в установлении новых классов точности. В последствие 520-2002 ГОСТ несколько раз заменялся, сейчас действующий ГОСТ – 520-2011, однако вносимые изменения не касались технической части, а относились к тексту. Такое же положение и с большинством ГОСТов, относящихся к подшипникам.
Система точности в условных обозначениях менялась и до этого в 1971 году. У подшипников, выпущенных до этого, класс точности обозначался буквами, а не цифрами. Это может привести к определенным сложностям, к примеру, при ремонте старого оборудования. Кроме того, буквенное обозначение используется и сейчас при производстве подшипников, изготавливаемых в соответствии с ЕТУ 100. Для удобства приводим таблицу соответствия старых и новых обозначений.
* Маркируется, только если есть дополнительные основания; ** Промежуточный класс.
Зарубежная система классификации
В основном используется несколько систем:
- DIN –немецкого института стандартизации;
- ISO – Европейского института стандартизации;
- DIN EN – европейский стандарт в немецком издании;
- ISO – европейский комитет стандартизации.
Для удобства сопоставления стандартов, приводим таблицу соответствия импортных и отечественных подшипников:
ли со статьей или есть что добавить?