Правила движения по нерегулируемому перекрёстку
Перекрёсток – это точка, где две или более дороги соединяются вместе. Пересечения являются особенно опасной частью дороги из-за того, что траектории транспортных средств могут пересекаться, что автоматически приведёт к аварии. Согласно статистике, аварии на перекрёстках, проездах нерегулируемых перекрёстков и съездах с трассы являются вторым наиболее распространённым типом дорожно-транспортных происшествий, которые происходят сразу после удара о неподвижный объект. Существует множество различных типов пересечений, которые классифицируются по количеству путей, соединяющихся на пересечении, и их расположению. Обычный перекрёсток с 4 дорогами является наиболее распространённым видом. Есть и более сложные, такие как Y-образный и кольцевые развязки. Доступ может контролироваться светофорами, дорожными знаками или правилами «проезда».
Проезд нерегулируемых перекрёстков неравнозначных дорог: определения в ПДД
Проезд нерегулируемых перекрёстков, независимо от их типа, считается одним из самых проблемных манёвров на дороге, поскольку может вызывать ряд сложностей у водителей. Чтобы избежать опасных ситуаций при передвижении через перекрёсток, специалисты советуют тщательно повторить правила ДД и освоить главные особенности езды на данном участке автодороги.
- Проезд нерегулируемых перекрёстков по ПДД
- Для неравнозначных дорог
- Видео: нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог
- Для равнозначных дорог
- Видео: нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
- Т-образного перекрёстка
Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге
В этой статье речь вновь пойдет о правилах дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков. На этот раз будут рассмотрены нерегулируемые перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге.
Напомню, что проезд нерегулируемых перекрестков, к которым автомобиль приближается по главной дороге, разобран в предшествующей статье.
Данная статья уже седьмая в серии “Правила проезда перекрестков”, и если Вы по каким-то причинам не читали предшествующие части, то можете начать, например, со статьи “Что такое перекресток?”.
В очередной раз хочу напомнить, что при подъезде к любому перекрестку необходимо сначала занять правильную полосу движения, а затем определиться с типом перекрестка. Ну а в рамках данной статьи будет рассмотрен нерегулируемый перекресток, к которому по второстепенной дороге приближается автомобиль:
Обратите внимание на тот факт, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, находящимся на главной дороге. Пункт 13.9 ПДД:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями
Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.
Как проезжать регулируемые и нерегулируемые пересечения равнозначных дорог
Как совершать проезд т образных перекрестков равнозначных дорог? Отправляясь в поездку на собственном автомобиле человек должен знать, что такое мероприятие требует от него определённых навыков и знаний, в первую очередь, касающихся Правил дорожного движения. Но не всегда даже доскональное штудирование книги достаточно для того, чтобы сориентироваться в дорожной обстановке, особенно, когда речь идёт про перекресток равнозначных дорог.
Лекция №12. Проезд перекрестков
добрый день. А если на перекрёстке установлен светофор, но он мигает жёлтым, этот перекрёсток регулируемый или нет?
добрый день! Такой перекрёсток называется не регулируемый, т к в данный момент светофоры не регулируют движение на нем.
Дмитрий Александрович подскажите а как быть если есть равнозначный перекрёсток, и с каждой стороны есть ТС?
добрый день! Тут нужно разъезжаться по взаимной договоренности водителей. Другими словами кто то, кого-то должен пропустить.
Все перекрестки делятся на 2 типа:
- регулируемые
- нерегулируемые.
К регулируемым относятся те из них, на которых движение организуется благодаря сигналам регулировщика либо светофора.
Обратите внимание! Перекресток, обозначенный неработающими светофорами (выключены либо работает только желтый сигнал), является нерегулируемым.
Как правильно проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог
Неопытность новичка на дороге, особенно если впереди нерегулируемый перекресток, иногда оказывается для него роковой. Отсутствие знаков вызывает панику, а неработающий светофор приводит к растерянности. Вместо того, чтобы смотреть по сторонам и следить за поведением других участников дорожного движения, новичок будет отчаянно искать несуществующие знаки. Убедившись, что их нет, он будет определять, какая дорога является главной. Бывают такие перекрёстки, где каждая сторона будет по очереди считаться главной, в зависимости от дорожного рисунка.
Равнозначный перекресток
Проезжая часть не может обойтись без пересечения дорог. Перекрестки бывают нескольких видов, и в зависимости от этого отличаются правила их проезда. На неравнозначном перекрестке кто-то из водителей имеет преимущество — благодаря этому понятно, кто первым может пересечь участок. Но как поступать, если перекресток равнозначный?
Перед перекрёстком установлен знак «Главная дорога»
Когда мы едем по главной дороге, уступать дорогу придётся только автомобилям, которые также двигаются по главной дороге и будут приближаться к нам с правой стороны.
- При повороте направо никому не уступаем дорогу.
- При движении прямо также никому не уступаем.
- При повороте налево и развороте уступаем дорогу встречным транспортным средствам (зелёный автомобиль), движущимся в нашем направлении (в этом случае доезжаем до середины перекрёстка и ждём, пока они проедут), т. к. они тоже находятся на главной дороге и являются для нас помехой справа.
Если встречные поворачивают налево, то дружески разъезжаемся с ними правыми бортами.
Главная дорога поворачивает налево
Знак «Главная дорога» совместно со знаком «Направление главной дороги».
- При повороте направо проезжаем перекрёсток первыми.
- Также при проезде перекрёстка в прямом направлении.
- Никому не уступаем при повороте налево.
- И только при развороте придётся уступить дорогу ТС слева (синий автомобиль поворачивает направо), потому что они так же едут по главной и будут для нас помехой справа.
Если синий автомобиль едет прямо, то сначала мы будем у него помехой справа (т.е. имеем преимущество), а, доехав до середины перекрестка и развернувшись в обратном направлении, уже сами подвернем ему правый борт и должны будем уступать.
На узких перекрестках разъехаться таким образом будет сложно, поэтому при развороте целесообразно уступить свое преимущество синему и выполнить маневр, после того как он проедет прямо.
Главная дорога поворачивает направо
- Если Вы планируете поехать направо, смело проезжайте первыми, ведь это единственное направление, при движении в котором никому не надо уступать.
- Когда Вы поедете прямо не забудьте посмотреть направо и уступить дорогу чёрному автомобилю, который также движется по главной дороге и приближается к нам справа.
- Двигаясь налево, тоже придётся уступать ТС справа, которые едут в прямом направлении или поворачивают налево.
Если чёрный автомобиль поворачивает направо, то мы не создадим ему помех и можем выполнять поворот одновременно с ним.
Только необходимо убедиться, что он действительно начал выполнять поворот, а то, может быть, он проедет прямо с включенным поворотником. - Разворачиваясь, действуем так же как и при повороте налево.
Как водителю определить пересечение равнозначных дорог
Равнозначным перекрестком называется пересечение дорог, имеющих одинаковое значение, то есть совпадающих по параметрам:
- Одинаковое дорожное покрытие (асфальт, грунт и т.п.).
- Ни на одной стороне не установлены знаки приоритета.
- За несколько метров до перекрестка установлен знак 1.6 «Перекресток равнозначных дорог».
Стоит помнить, что любой перекресток может быть регулируемым и нерегулируемым. Если на равнозначном пересечении есть светофор или регулировщик, то нужно руководствоваться его указаниями (то есть он определяет очередность проезда). Если же не установлено никаких регулирующих систем, то перекресток является нерегулируемым, и движение по нему осуществляется с выполнением требований ПДД для данного типа участка.
Знаки и особенности
Дорожный знак 1.6 устанавливают за 50-100 метров до перекрестка в пределах населенного пункта, и за 150-300 метров за городом. Знак может отсутствовать на загородных грунтовых дорогах, именно поэтому каждый водитель должен уметь самостоятельно распознавать равнозначные перекрестки.
Важно обращать внимание и на другие знаки. Если на дороге установлено обозначение 2.1, 2.3.1, 2.3.7 или 5.1., то это говорит о ее главенстве («Главная дорога»). То есть остальные дороги (примыкающие, пересекающие) являются второстепенными, а значит и перекресток неравнозначный. Преимуществом обладает тот, кто движется по главной дороге.
Определение равнозначности
Автомобилист может распознать равнозначное пересечение с помощью специального знака (1.6), а также при отсутствии знаков приоритета. Важнейшим пунктом является то, что асфальтированная дорога имеет преимущество перед грунтовой, а значит пересечение двух (и более) дорог с разным покрытием не может быть равнозначным. То же самое относится к перекресткам, на одной части которого установлен знак «Уступите дорогу».
Равнозначность подразумевает то, что все пересекающиеся дороги одинаковы, и ни одна из них не обладает большим значением.
Также, не стоит забывать и о типах перекрестков:
- Т-образные;
- Х-образные (четырехсторонние);
- Y-образные;
- с круговым движением (кольцо). Этот тип обозначается знаком 4.3, который часто сопровождается требованием уступить дорогу. На кольце действуют свои правила въезда и выезда, например, основное из них гласит, что ТС, двигающиеся по кругу, имеют приоритет перед теми, кто въезжает на кольцо. Соответственно, начинать въезд на него можно только в том случае, если другой транспорт уже проехал или траектории движения с ним не пересекаются.
1. Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
При этом перед перекрестком может быть установлен один из следующих знаков:
Обратите внимание, если под знаком 2.1 “Главная дорога” установлена табличка, показывающая направление главной дороги, то это другая ситуация и она будет рассмотрена ниже.
Поворот направо
С поворотом направо всё оказывается очень просто. Белый автомобиль не должен уступать дорогу другим транспортным средствам и может спокойно повернуть.
Движения прямо
В этой ситуации всё также оказывается предельно просто. Белый автомобиль имеет приоритет при проезде перекрестка.
Поворот налево или разворот
В данном случае дело обстоит сложнее. Следует уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо (синему). Правила дорожного движения, пункт 13.12:
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Что считать перекрестком, а также его разновидности
Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.
Все перекрестки можно разделить на 2 группы:
- Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
- Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).
Также существует деление по визуальному признаку:
- Х‑образные;
- Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
- С круговым движением
Понятие равнозначности
Такие пересечения требуют от автолюбителей не только знаний в области того, кто имеет преимущественное право передвижения, но и того, как правильно предоставить преимущество другому автотранспорту, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия и травматизма.
На первый взгляд, дать точное определение данному понятию не составит большого труда даже для автолюбителя, находящегося за рулём всего несколько дней. Однако просто вызубрить определение не будет достаточным, потому что от водителя требуется ещё и понимание того, как осуществляется передвижение на пересечении равнозначных дорог.
Когда у лица, находящегося за рулём, отсутствуют практические навыки, это может привести к повышению риска дорожной аварийности либо и вовсе, стать причиной ДТП.
Участки, которые относятся к понятию перекрёсток равнозначных дорог, можно классифицировать следующим образом:
- регулируемые,
- нерегулируемые.
Когда автолюбитель подъезжает к первому варианту пересечения дорог преодолеть его будет гораздо проще, потому что его действия будут регулироваться или светофором, или регулировщиков движения.
Есть несколько простых, но очень важных обстоятельств, которые необходимо знать и использовать при проезде регулируемого перекрёстка равнозначных дорог.
Данный список включает в себя такие пункты:
- Когда светофор функционирует без сбоев, проезд транспортных средств через перекрёсток осуществляется согласно его указаниям.
- Когда за регулировку движения несёт ответственность регулировщик, все водители автомобилей должны подчиняться его командам. Стоит отметить, что указания регулировщика находятся в приоритетном положении даже при работающем светофоре.
Важно помнить, что на перекрёстке равнозначных дорог отсутствуют какие-либо дорожные указатели, потому что они выставляют приоритеты для проезда таких участков. Другими словами, перекрёсток станет неравнозначным.
Равнозначные нерегулируемые перекрёстки – неизвестная опасность
Две дороги, пересекаясь, создают довольно опасный участок при наличии на нём знаков приоритета. Из-за того, что неаккуратный или неопытный водитель не обратил внимание на то, что собирается делать автомобиль, выехавший вместе с ним на перекрёсток, может случиться авария. Такие ситуации сложнее предвидеть, когда нет тех знаков, которые предназначены регулировать движение.
Нерегулируемый перекрёсток – участок, где нет светофора (или не работает), регулировщика, знаков, предписывающих уступить дорогу.
Равнозначный перекрёсток практически всегда считается нерегулируемым. Об этом предупреждает светофор, который переведён в режим «мигающего жёлтого цвета». Если его вообще нет – отсутствие знаков приоритета будет свидетельствовать о нерегулируемом участке.
На таких участках дороги тоже действуют правила, однако, чтобы понять их предназначение, надо увидеть логику их расстановки. Так, в различных ситуациях, приоритет движения будет у разных сторон движения и у разных транспортных средств — мотоциклистов, легковых автомобилей, грузовиков, автобусов.
Правила проезда регулируемых перекрестков
Важно! Поворот налево является одним из самых трудных и опасных, потому требует особой концентрации и соблюдения ряда правил.
После включения зеленого сигнала светофора, поворачивая налево, важно всегда уступать дорогу встречному транспорту, который двигается либо прямо, либо направо.
Уступать нужно, выезжая на центр пересечения дорог. Так, будет возможность проехать его даже при «нескончаемом» потоке машин. Рано или поздно появление запрещающего сигнала светофора остановит поток встречных водителей и позволит завершить вам маневр. Несмотря на разрешающий сигнал светофора в иных направлениях, водители будут обязаны предоставить преимущество не завершившему маневр транспортному средству.
Обратите внимание! Двигаться задним ходом на перекрестке запрещено.
Разъезд в ситуации, как на рисунке выше, зависит от величины перекрестка. На большом перекрестке вероятность коснуться правыми бортами не велика, поэтому проблемы пересечься не возникает. На маленьком перекрестке необходимо следить за левым бортом автомобиля.
Довольно редко, но встречаются ситуации, когда после разрешающего сигнала светофора и проезда перекрестка следует второй светофор, как показано на рисунке ниже.
Остановиться на красный сигнал второго светофора необходимо в 2 случаях:
- Когда перед светофором установлена стоп-линия.
- Когда перед светофором установлена табличка «стоп».
Перекресток может содержать как оба условия по отдельности, так и вместе, поскольку означают одно и то же и располагаются на 1 уровне. В таком случае даже отсутствие приближающихся автомобилей не дает права двигаться, нужно ждать зеленого света светофора.
2. Второстепенная дорога поворачивает направо
Перед перекрестком должна быть установлена одна из следующих комбинаций:
Поворот направо
В данном случае дорогу нужно уступить всем машинам, которые приближаются со встречного направления и слева т.е. по главной (синему, зеленому).
Кроме них траектория Вашего автомобиля может пересечься только с автомобилями, которые подъезжают по правой дороге и выполняют разворот. Им уступать дорогу не нужно, т.к. в момент пересечения траекторий разворачивающийся автомобиль оказывается слева от Вас. Об этом свидетельствуют пункты 13.10 и 13.11 правил дорожного движения:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Движения прямо, поворот налево или разворот
В данном случае нужно уступить дорогу абсолютно всем автомобилям, траектории которых пересекаются с Вашей (оранжевому, синему, зеленому).
Общие правила проезда
Чтобы Вам было легко понять, чем руководствоваться при проезде абсолютно любого перекрестка, представляю следующую схему:
- Запрещается выезжать на перекресток (пересечение проезжих частей) если за ним образовался затор, в результате которого водитель окажется на перекрестке и затруднит движение транспортным средствам, движущимся в других направлениях. Получается, что в данном случае можно будет заехать на пересечение, если Вы его потом в обязательном порядке покинете, например: поворот налево/направо или разворот.
Для автоматической фиксации этого нарушения и ввели такое термин, как вафельная разметка.
Для автоматической фиксации этого нарушения и ввели такое термин, как вафельная разметка. - Если водитель осуществляет поворот налево или направо, то он должен пропустить как пешеходов, так и велосипедистов, которые пересекают ту проезжую часть на которую он поворачивает. Причем абсолютно не важно, есть ли там знак «пешеходный переход «или соответствующая разметка (зебра).
Как проезжать перекрёсток без привычных знаков
Общие правила проезда транспортными средствами нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог сведены к тому, чтобы следить за их безопасностью. Что нужно делать в экстренной ситуации на перекрёстке?
- Если водитель не собирается останавливаться и продолжает мчаться на большой скорости — уступить дорогу.
- На изменившемся дорожном рисунке (заторы, знаки, предупреждающие об аварии) следует внимательно следить за поведением других участников движения.
- На дороге дополнительная помеха (пешеход, собака, мяч и бегущий за ним ребёнок) – притормозить.
- Если одна из дорог не асфальтированная, то она по умолчанию считается второстепенной. Находящийся на ней ждёт, когда проедут остальные.
- Если водитель на грунтовой дороге не собирается останавливаться, нужно притормозить тем, кто на главной. Пусть лучше он промчится, жизнь — дороже.
Так, предусмотреть каждый вариант развития событий сложно, особенно, когда сидящие за рулём забывают о том, что следует проинформировать остальных о своих дальнейших действиях световыми сигналами – повороты влево, вправо, развороты. Кроме этого, существуют общие предписания, соблюдая которые, каждый находящийся на опасном участке, сохранит жизнь себе и окружающим.
Существующие общие правила
Если пересечение регулируется светофором или регулировщиком, то порядок проезда не вызывает вопросов. Но в случаях, когда перекресток не регулируется, многие водители путаются — из-за этого нередки аварии.
На нерегулируемом пересечении равнозначных дорог действует правило правой руки, то есть помехи справа. Об этом сказано в пункте 13.11 ПДД РФ: «…водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев». При этом трамвай всегда имеет преимущество перед колесным транспортом.
Кто и кому должен уступить дорогу
Исходя из требования правил дорожного движения, можно сделать вывод, что на нерегулируемом равнозначном перекрестке нужно уступать дорогу тем, кто занимает дорогу справа. Пропустить автомобиль — то есть остановиться так, чтобы не создавать ему помеху и не вынуждать к смене траектории.
Если же помехи справа нет (ни при проезде прямо, ни при повороте налево), то можно начинать движение первым. Но не стоит слепо полагаться на других автомобилистов: нужно убедиться в том, что они уступают и маневр безопасен. За непредоставление преимущества водителю могут вынести предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Нередки моменты, когда водители не могут определить очередность проезда из-за того, что у каждого из них есть помеха справа. В данной ситуации порядок движения определяется по договоренности. Во избежание аварии не стоит совершать обгон на перекрестке.
О правилах разворота на РП сказано в пункте 13.12 ПДД. Необходимо пропускать тех, кто едет по встречной полосе или поворачивает направо. Маневр разрешается только там, где нет запретов на него и только при зеленом сигнале светофора (если пересечение регулируемое).
Важно запомнить, что на нерегулируемых участках действует правило правой руки. Этот аспект поможет избежать недоразумений при проезде равнозначного перекрестка, который не регулируется.
Проезд на светофоре с дополнительной секцией
Если на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией, и основной красный сигнал сочетается с разрешающим сигналом дополнительной секции, важно помнить о возможном движении на основной сигнал светофора других водителей. При появлении водителей, двигающихся по перпендикулярной дороге прямо, к примеру, важно их пропустить, поскольку они руководствуются основным сигналом светофора.
Если же разрешающий свет горит как в основной, так и в дополнительной секции, двигаться можно, не уступая дороги.
Для удобства водителей дополнительные секции современных светофоров снабжают светящимся красным ободком, который загорается в момент отключения работы секции.
Требования к водителям, оказавшимся на таких перекрёстках
Большое количество правил и предписаний сводятся к требованиям, нужным для выполнения не только на перекрёстках:
- уступить дорогу ТС, которое находится справа;
- следить за участниками движения — куда они хотят повернуть — об этом будут говорить их поворотники;
- не продолжать движение, пока не будет понятно, что все остальные участники движения уступают вам дорогу или же проехали.
Так, интересно, что уступить дорогу – вовсе не значит каждый раз останавливаться. Достаточно притормозить перед перекрёстком, немного сбавить скорость. Главная цель – это не мешать проезду тем ТС, которые находятся на перекрёстке.
К примеру, мотоциклисту нужно развернуться. Если он ехал навстречу, следует подождать, пока он полностью не окажется впереди и не будет готов продолжать движение. Если он находится справа – уступить по правилу «помеха справа». При случае, когда мотоциклист находится слева, и та сторона не нужна больше никому – траектории не пересекутся и манёвры могут совершать сразу несколько участников движения.
Особенности проезда перекрестка по главной дороге
При подъезде к неравнозначному перекрестку всегда нужно помнить о том, что водитель автомобиля на второстепенной дороге может не знать правил дорожного движения и попытается проехать перекресток первым.
Естественно, в случае столкновения его виновником окажется именно нарушитель, однако второму водителю от этого легче не будет. Оформление ДТП и ремонт машины отнимают довольно много времени. Поэтому лучше притормозить и пропустить автомобиль на второстепенной дороге, чем оказаться участником ДТП.
Так что при подъезде к перекрестку по главной дороге в первую очередь убедитесь, что Вам действительно уступают.
Поворот направо
При повороте направо есть несколько важных правил, соблюдение которых позволит избежать неприятных ситуаций.
В список таких правил входят:
- перед началом манёвра необходимо занять крайнюю правую полосу;
- удостовериться в том, что поблизости отсутствуют пешеходы;
- придерживаться траектории движения, проходящей вдоль крайней правой стороны.
При этом манёвр транспортного средства не должен создавать помехи для остальных участников дорожного движения.
Если поблизости находятся пешеходы, тогда в обязанности автомобилиста входит сперва, уступить дорогу им. Идентичное действие распространяется и на велосипедистов, передвигающихся по велодорожке либо по выделенной полосе.
Такой небольшой список позволит водителю не нарушить ПДД и минимизировать риск создания аварийной ситуации.
Действия при повороте налево
На примере условной ситуации, разобраться в правилах легче. Например, используя вышеперечисленные правила, грузовик собирается повернуть налево.
Следующие ситуации потребуют от него различной реакции:
- Наличие трамвая на перекрёстке – его следует пропустить, а уж потом ехать.
- Машина на встречной. Собирается проезжать прямо – следует пропустить. Если автомобиль тоже сворачивает налево, то он проезжает первым, так как находится ближе к полосе.
- Машина слева. Опять же: едет прямо – пропускать, а если — направо, то дороги не пересекутся и беспокоиться вообще не стоит.
- Машина справа – следует пропускать.
- Появление специальных транспортных средств с сигнальными маячками (полиция, пожарная, скорая помощь).
Последнее правило действует в случае, когда никаких других предписывающих знаков нет и называется «помехой справа». Здесь наблюдаются свои особенности.
Важно не забывать, что здания, деревья, а также определённый угол соединения дорог могут создавать закрытый поворот – место, где обзор ограничивается. Вне зависимости от того, кто должен уступать дорогу, следует остановиться. Можно выехать до момента, когда автомобиль станет заметным для других.
Безопасное прохождение перекрёстков
Знание законов и принятие мер предосторожности за рулём являются важными и полезными шагами, чтобы избежать столкновения. Мы хотели бы предложить несколько советов по безопасному движению к нерегулируемому перекрёстку:
- Будьте терпеливы – нетерпение увеличивает эмоции и уменьшает внимание.
- Подумайте о том, что могут сделать другие водители, когда вы приближаетесь к пересечению, особенно когда вы изменяете свой путь.
- Избегайте всех отвлекающих факторов.
- Всегда используйте ремень безопасности и настаивайте на том, чтобы каждый в вашем автомобиле делал то же самое.
- Не пристёгнутый пассажир станет оружием, угрожающим безопасности других пассажиров при столкновении.
- Не превышайте скорость – водитель, движущийся слишком быстро при приближении, может оказаться не в состоянии полностью остановиться при необходимости.
- Там, где светофор не работает, действуют правила для 4-сторонней остановки.
- На перекрёстке, который регулируется знаком «Стоп» только на одной из полос, право проезда имеет нерегулируемый транспортный поток.
- ТС, которое достигает пересечения и останавливается первым, всегда имеет право проезда.
- ТС, поворачивающие налево, всегда должны уступать транспортным средствам, приближающимся справа и движущимся прямо.
- Существует необходимость в особой осторожности при приближении больших грузовиков и сельскохозяйственной техники.
- Остерегайтесь тягачей и прицепов. Такие столкновения часто наносят значительный ущерб ТС и другим объектам.
- Водители грузовиков, пересекающие нерегулируемый перекрёсток, должны для этого иметь достаточно времени, чтобы задняя часть ТС не мешала перекрёстному трафику.
- Будьте особенно внимательны к нерегулируемым пересечениям на рассвете, в сумерках и в ночное время, когда вы не можете увидеть длинный прицеп, следующий за грузовиком.
- Будьте внимательны к грузовикам и фурам, где стороны могут быть загрязнены или отражающие устройства и другие меры обеспечения повышенной видимости не работают.
- Водители грузовиков после разгрузки должны убедиться, что указатели поворота и светоотражающие устройства работают, так как их после разгрузки может быть труднее увидеть.
Как разъезжаться с трамваем
А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?
Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:
Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий жест регулировщика), то трамвай всегда имеет преимущество.
Проезд на перекрестке с трамвайными рельсами
Общее правило проезда нерегулируемого неравнозначного пересечения дорог распространяется на все виды транспорта, в том числе и на трамвай. Вместе с тем, если перекресток регулируется светофором, то важно знать, что при одновременном движении с трамваем на разрешающий сигнал светофора преимущество при проезде находится у трамвая, как и в случае проезда неравнозначного перекрестка.
Поворот налево и разворот
Нередко случается так, что водитель, управляющий автомобилем, желает развернуться на пересечении равнозначных дорог, либо выполнить поворот налево. Для того чтобы совершить указанные манёвры он должен знать, какие транспортные средства ему придётся пропустить, а над какими он сам имеет преимущество.
Согласно ПДД, водитель должен предоставить право первоочередного проезда всем транспортным средствам, движущимся по этой же траектории, что и владелец автомобиля, поворачивающего налево или разворачивающегося.
Кроме того, приоритет в движении имеют и машины, которые проезжают перекрёсток по встречной полосе. Особенно внимательно необходимо отнестись к данному требованию при развороте.
Неспроста поворот налево или разворот на рассматриваемом участке дороги считается манёвром, представляющим наибольшую опасность. По этой причине, в процессе выполнения данных манёвров стоит быть максимально осторожным и внимательным.
«Помеха справа»
Существует правило, которое заключается в том, что приоритет движения принадлежит транспортному средству, которое находится справа. Так, если грузовик, подъезжая к дороге видит слева от себя автомобиль, а справа – мотоцикл, то первым должен проехать мотоциклист. Следующий – грузовик, так как автомобиль его пропустит. Для него грузовик является «помехой справа».
Это правило имеет логическое обоснование: из-за того, что по ПДД, движение в стране — правостороннее, то находящегося справа траектория для торможения намного короче. Потому при экстренной ситуации автомобилю не хватит расстояния и времени, чтобы осуществить экстренное торможение на безопасном от пешехода или другого участника дорожного движения, расстоянии.
Ещё одним объясняющим данное правило фактором, является плохой обзор у водителя с правой стороны. Это происходит из-за того, что руль находится с левой стороны машины. Правее у водителя обзор хуже. А потому тех, кто находится с этой стороны, он может попросту не увидеть. Делая скидку на эту особенность, следует пропускать находящихся справа.
Правило распространяется на все транспортные средства. При этом неважно, грузовая ли это машина или мопед. Исключением могут послужить машины с включёнными световыми и звуковыми сигналами: карета скорой помощи, полиция, пожарная служба и т. д.
Уменьшение аварий на перекрёстках
Человеческая ошибка – самый большой фактор, способствующий дорожным авариям. Как снизить риск возникновения ДТП на нерегулируемом перекрёстке:
- Кольцо является эффективным способом снижения скорости, снижая вероятность высокоскоростных прямых угловых столкновений.
- На кольце происходит гораздо меньше и менее серьёзных аварий, чем на пересечениях со светофором или знаками остановки.
- Чёткая дорожная разметка и соблюдение ПДД является недорогим методом повышения безопасности.
- Улучшение синхронизации светофоров может предотвратить определённые столкновения между транспортными потоками.
- Улучшение освещения снижает вероятность столкновений ночью, а также снижает преступную активность.
- Пешеходам может быть предоставлено время, чтобы начать пересечение, прежде чем автомобиль будет выполнять поворот.
- В опасных местах переоборудование с двусторонним трафиком и четырёхсторонними знаками остановки может уменьшить количество аварий.
На Т-образном перекрёстке, который не контролируется светофором или дорожными знаками, водитель на дороге должен предоставить право проезда через дорогу и пропустить пешеходов, пересекающих улицу. Это также касается случаев, когда вы въезжаете на трассу с улицы или с просёлочной дороги.
Проезд перекрестка с кольцевым движением
Следует знать! Для проезда перекрестка с круговым движением необходимо уступить дорогу проезжающим по нему водителям. Принцип помехи справа здесь не работает. Преимущество у лиц, двигающихся по кольцу.
Поскольку движение в РФ правостороннее, то въезд на такой перекресток должен сопровождаться правым сигналом поворота, если только кольцо не соприкасается с дорогой по касательной линии. В таком случае правый поворот нужно включать, если требуется свернуть направо, а не на круговое движение.
В случае наличия на кольце нескольких полос движения въезжать на него разрешено с любого ряда. Однако движения автомобиля должны быть логичными для остальных участников. Так, занимать крайнюю правую полосу стоит при движении направо, а левую – для проезда налево.
Общие правила на равнозначном перекрёстке
Существуют общие правила проезда перекрёстков равнозначных дорог, которые действуют при совершении любого вида манёвра на таком участке.
К ним следует отнести:
- запрет выезда на пересечение, когда на нём виден затор, затрудняющий завершение манёвра;
- соблюдение правила «наличие помехи справа» при проезде рассматриваемого варианта перекрёстка с круговым движением;
- рельсовый транспорт всегда имеет приоритет проезда перекрёстков, при этом абсолютно неважно, какой манёвр будет совершён.
Следует обязательно дождаться того момента, когда остальные автомобили освободят проезд, а движение нормализуется. Если пренебречь данным правилом, то ситуация может только ухудшиться;
К сожалению, из-за отсутствия во многих городах трамваев, водители игнорируют последний из указанных пунктов. Это приводит к созданию повышенной аварийности при проезде равнозначного перекрёстка.
Лирическое отступление
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
Что такое Т-образный перекрёсток
С неравнозначными дорогами дело обстоит куда проще – следует лишь определиться, на какой дороге находится каждый из участников движения. Наличие знаков, регулировщика, грунта на одной из них – подсказка. Но перекрёстки равнозначных дорог имеют различные конфигурации.
Кроме привычных, пересекающихся под прямым углом и образующих «+», существуют:
- Y-образные,
- T-образные,
- X-образные (от четырёхсторонних отличаются небольшим углом, ощутимым, если ехать по ним прямо),
- многосторонние с круговым движением.
Нерегулируемый светофором и знаками Т-образный перекрёсток получается при окончании одной дороги, которая будто «вливается» в другую. Так, из «основания Т» нет возможности проехать прямо: можно свернуть налево, направо, развернуться назад.
Тоже касается тех машин, которые едут из «шапки» буквы «Т»: они могут проехать прямо либо повернуть направо. Проезд таких перекрёстков немного проще, однако также имеет свои особенности. Здесь действуют положения про проезд этого участка рельсовых транспортных средств, «помеха справа» и другие.
Нерегулируемые перекрёстки с круговым движением
Движение по кругу позволяет выехать на любую дорогу, сколько бы их ни примыкало к нему. Только заезжая на круг, следует пропустить тех, кто уже находится в нём и ждать свободного пространства для въезда. Существуют исключения — когда главная дорога заходит на круг и выходит из него. Те, кто находятся на второстепенной половине круга, будут ждать, пока участники главной полосы совершат манёвр. Заезжая на круг, каждый включает правый «поворотник».
Во время движения, есть возможность перестроиться влево. Оттуда нельзя поворачивать, поэтому ближе к нужной трассе нужно будет снова перестроиться. Заезжая налево, включают левый «поворотник», обозначая другим намерение перестроиться в другой ряд.
Тех, кто выезжает из круга, пропускают все, кроме пешеходов в ситуации, когда сразу за кругом расположен пешеходный переход.
Автомобиль, разворачиваясь на нужную дорогу, пропускает пешеходов, лишь после чего продолжает движение. При наличии знака про главную дорогу, заходящую на круг, будет та часть, которая пропускает их. Так, автомобиль пропускает выезжающих на главную дорогу, выезжает из круга, пропускает пешеходов и потом продолжает движение.
Вариантов развития дорожного рисунка на нерегулируемом перекрёстке становится намного больше, когда прибавляются участники движения. А на реальных полосах, желающих свернуть, перестроиться, развернуться — намного больше, чем два или три. Предугадать их намерения бывает крайне сложно. При этом нужно учесть, что всё происходит в движении, и времени на размышления намного меньше, чем при решении условных задач в спокойной атмосфере.
Самым главным в любой ситуации остаётся спокойствие, так как именно растерянность помешает увидеть знак при слепящем солнце, машину на закрытом повороте или светофор, закрытый густой листвой.
ли со статьей или есть что добавить?