Проезд перекрестка на желтый сигнал светофора

Штраф за проезд на желтый сигнал светофора в 2019 году

Нередко нарушение ПДД связано с неправильной их трактовкой участниками дорожного движения. Одной из таких ситуаций является проезд на желтый сигнал светофора. С одной стороны, он не является запрещающим, но в то же время и не относится к разрешающему. В связи с этим при проезде через участок дороги, на котором расположен светофор, часто возникают ситуации, при которых водители привлекаются к ответственности, но при этом не знают, каким образом можно отстоять права.

Жёлтый свет светофора

Пункт 6.14 ПДД – все случаи, когда можно проехать на жёлтый сигнал светофора

Пункт 6.14 – проезд на жёлтый

Жёлтый сигнал светофора – самый спорный в ПДД: на основании пункта 6.14 происходит больше всего судебных споров и разборов в ГИБДД. Всё дело в том, что многие водители считают, что на него можно проехать, если успеть, но ПДД дают ему чёткое запрещающее предписание с исключением в виде, опять же, слова “успеть”, но с целым рядом тонкостей и нюансов.

Выезд на перекресток при выключенной стрелке светофора

Светофор со стрелкой

В этой статье будет рассмотрен вопрос, который довольно часто задают водители. Можно ли выезжать на перекресток, если на светофоре горит основной зеленый сигнал светофора, а стрелка в дополнительной секции выключена? Чаще всего речь идет о стрелке, регулирующей поворот налево.

При этом водитель планирует на основной зеленый сигнал выехать на пересечение проезжих частей, а завершить маневр он хочет лишь после того, как загорится стрелка в дополнительной секции. Рассмотрим данную ситуацию с точки зрения правил дорожного движения.

Статья 12.12, часть 3: лишение прав за повторный проезд на красный: как избежать и судебная практика?

Как избежать лишения прав за повторный проезд на красный

Мы уже писали, как избежать лишения прав за выезд на встречку и за нечитаемые или отсутствующие госномера на машине. Аналогичная «вилка» наказаний есть и за повторный проезд на красный свет. Тут либо лишат водительских прав, либо оштрафуют на 5 000 рублей. Но, например, с камер вам придёт максимум «письмо счастья» со штрафом. А если не успели проехать перекрёсток и загорелся красный – можно и вовсе избежать наказания. О том, какие ещё есть ситуации, и как избежать лишения водительских прав – читайте далее.

Где и как правильно останавливаться на запрещающий сигнал светофора? Знак “Стоп”, стоп-линия, край перекрёстка

Где остановиться на красный свет

Проезд перекрестков вызывает вопросы у водителей. До сих пор не утихают споры, где останавливать автомобиль на красный свет: перед разметочной линией, до знака «Стоп», перед пересекаемой проезжей частью или у «зебры». Между тем, ответы содержатся в ГОСТе и ПДД. Но сама трактовка различных ситуаций на дороге вызывает вопросы и недопонимание со стороны автолюбителей. Отсюда и штрафы за нарушение, казалось бы, очевидных пунктов ПДД. Давайте разбираться, где и как тормозить на перекрёстке, в том числе нерегулируемом.

Проехали под камерой на жёлтый сигнал светофора: будет ли штраф и как обжаловать?

WhatsApp

Камеры автоматической фото- и видеофиксации уже давно имеют возможность фиксировать как остановку за стоп-линией, так и проезд на запрещающий сигнал. И, если с красным светом всё может быть предельно ясно, то с жёлтым могут возникнуть сомнения. Ведь ПДД не запрещают движение в этом случае при наличии важного условия – невозможность остановиться без резкого торможения. Однако, как на практике работают такие средства автофиксации нарушений? Придёт ли штраф, если вы проехали на жёлтый сигнал светофора под камерой? Но самое главное, есть ли возможность обжаловать постановление, на каком основании и насколько успешно. Обо всём этом подробно поговорим в этой статье.

Значение цветов светофора

Начать разбор правильных действий при мигании зеленого цвета стоит с ознакомления со значениями различных сигналов светофора:

  • зеленый цвет предписания: поощряет дальнейший проезд регулируемого участка;
  • мигающий разрешающий: допускает движение, но предупреждает о скорой смене сигнала на запрещающий;
  • красный непрерывный сигнал и красный прерывистый: запрещают движение;
  • желтый сигнал: запрещает движение во всех случаях, кроме предусмотренных в ПДД исключений, информирует о смене зеленого и красного сигналов;
  • сочетание желтого и красного цветов: запрещает дальнейшее движение.

В качестве исключения стоит рассмотреть ситуацию, при которой автомобилист не может резко прекратить движение по объективным причинам. Так, у водителя не получится прекратить движение без создания аварийной ситуации, если за ним движется другой автомобиль, который не ожидает резкой остановки находящегося спереди транспортного средства.

Речь идет также о ситуациях, когда автомобилист уже выехал на перекресток в момент смены сигналов. Правила дорожного движения запрещают длительное нахождение ТС на перекрестке, а значит, водитель должен завершить маневр и покинуть пересечение проезжих частей.

Относительно пешеходов ситуация аналогична. При смене сигнала на желтый или поднятии руки регулировщика (сигнал “Стоп”) пешие участники движения должны завершить маневр перехода. При отсутствии такой возможности разрешается занять безопасное местоположение на безопасном участке ПЧ или непосредственно на сплошной.

Таким образом, мигающий сигнал призван уведомить участников движения о приближении к опасному участку дороги. Местом повышенной опасности могут являться нерегулируемые пешеходные переходы, перекрестки и прочие зоны.

Официальная трактовка на 2021 год

6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно, остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Пункт 6.14 не менялся на протяжении всего существования Правил – с 1993 года.

Можно ли ехать, если мигает зеленый и когда за это грозит штраф

Законом не предусмотрена штрафная санкция за проезд на мигающий сигнал светофора. Однако существуют некоторые нюансы, о которых известно не каждому собственнику транспортного средства. Главная особенность проезда на мигающий зеленый заключается в том, когда именно он загорелся.

Если зеленый начал мигать до въезда на пересечение проезжих частей, у водителя не будет никаких проблем. Дело в том, что представители власти учитывают не то, какой сигнал горел во время проезда, а предписание светофора в момент въезда в регулируемую зону. Так, если водитель въехал на перекресток на мигающий зеленый, а завершил маневр при горящем красном сигнале, состава правонарушения не будет.

Проезд на запрещающие сигналы регулируется нормами статьи 12.12 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно указанному положению водитель будет обязан внести по штрафной санкции 1000 рублей.

Комментарии к пункту 6.14 ПДД

Несмотря на очевидность и простоту пункта, он вызывает целый ряд спорных моментов, когда водитель клонит к своей невиновности на основании того, что он успел проехать на жёлтый сигнал светофора, а сотрудник ГИБДД в виде обвинительной стороны – что жёлтый запрещающий, и водитель не выполнил предписания Правил.

Жёлтый – запрещающий!

Это первое, что следует усвоить всем автолюбителям. Пункт 6.2 Правил чётко оговаривает, что жёлтый – сигнал запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов. Но тут же приводит исключение в виде пункта 6.14, когда водитель всё же может (обратите внимание, не обязан, а именно может по тексту ПДД – ему разрешается) проехать перекрёсток или другое место, регулируемое светофором в том случае, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Речь идёт конкретно о 2 случаях:

  • когда жёлтый загорается после зелёного перед красным (это очевидно),
  • менее очевидно, когда жёлтый загорается перед включением зелёного сигнала и горит вместе с красным – в этом случае начинать движение водителям (и пешеходам) нельзя до того, как загорится зелёный сигнал.

Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14?

Спорная ситуация чаще всего возникает ввиду отсутствия термина “экстренное торможение” в действующих на 2021 год ПДД. Потому ни водителю, ни инспектору ГИБДД не на чем обосновать свои доводы.

Считается ли экстренным торможением:

  • торможение “юзом” или до срабатывания системы ABS,
  • может быть, это просто резкая остановка с усиленным давлением на педаль тормоза, но без “юза”,
  • а, если сзади, не соблюдая дистанцию, едет другое транспортное средство, учитывается ли при этом частный критерий экстренности остановки?

Ответов на эти вопросы Правила 2021 года не дают.

Но для решения практического вопроса есть на что опираться, и именно последний пункт можно считать наиболее верным частным случаем. Согласно пункту 1.5 ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом на дороге, чтобы не создавать опасность для движения. Это значит, что если торможение может привести к ДТП, то на жёлтый сигнал светофора проезжать можно. Но это очень грубое заключение – каждый случай исследуется рассматривающими дело должностными лицами или судьями индивидуально.

Можно ли проезжать на жёлтый светофор и не останавливаться перед стоп-линией

Где Ваши доказательства?

Пункт 6.14 – это хороший повод приобрести видеорегистратор, если Вы этого ещё не сделали. Причём, желательно со съёмкой обстановки позади автомобиля. Дело в том, что нарушение этого пункта вменяется инспекторами ДПС “на глаз” – это тот пункт, для выявления нарушения которого не требуются специальные средства автофиксации, в отличие от скорости, алкогольного опьянения и других.

В административном праве действует презумпция невиновности, но увы, действует она только в теории. На практике же действует правило “нет оснований не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу, а, значит, врать не может. Увы, но практика правоприменения 2021 года такова!

Где останавливаться на красный перед ж/д переездом?

Движению через железнодорожные пути посвящён Раздел 15 Правил. Нас интересует в первую очередь пункт 15.4 ПДД, где говорится об остановке на запрещающий сигнал светофора перед ж/д дорогой – цитируем:

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

Таким образом понятно, что у водителя есть целых три ориентира для остановки на красный свет перед ж/д: стоп-линия, красный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» и железнодорожный светофор. В крайнем случае придётся тормозить за 10 метров до начала рельсовых путей.

Какой штраф за движение на запрещающий сигнал?

В 2021 году есть 2 вида наказаний в зависимости от повторности нарушений:

  • на первый раз вам назначат штраф с камеры за жёлтый сигнал светофора в размере 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ,
  • а вот за повторное нарушение могут привлечь к штрафу в сумме уже 5 000 рублей либо лишить прав на 4-6 месяцев по части 3 этой же статьи.

Штраф за выезд за стоп-линию

Пересечение стоп линии

В 2021 году размер штрафа за заезд за стоп линию при запрещающем сигнале светофора или регулировщика составляет 800 рублей (часть 2 статьи 12.12 КоАП). Данный штраф можно оплатить со скидкой 50 процентов в течение 20 дней с момента нарушения.

Например, штраф за пересечение стоп-линии может быть наложен в следующем случае. Водитель остановился перед стоп линией на запрещающий сигнал светофора (красный). При включении желтого сигнала одновременно с красным водитель медленно начинает движение и пересекает разметку. Поскольку сочетание сигналов светофора запрещает движение, автоматическая камера фиксирует нарушение и ГИБДД отправляет штраф по почте.

На дороге стоп-линия может быть обозначена либо дорожным знаком, либо дорожной разметкой, либо и знаком, и разметкой одновременно:

Разметка 1.12 стоп-линия

Знак 6.16 Стоп-линия

Хочу обратить внимание, что и знак, и разметка имеют одно и то же название “стоп-линия”, однако значения их совпадают не полностью:

  • Знак стоп-линия требует остановки только при запрещающем сигнале светофора или регулировщика.
  • Разметка стоп-линия также требует остановки при запрещающим сигнале светофора или регулировщика. Кроме того, в отличие от знака, разметка требует остановку автомобиля и при наличии на дороге знака 2.5 “Движение без остановки запрещено”.

Давайте рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения требуют обязательную остановку перед стоп-линией.

  • Если на регулируемом перекрестке при запрещающем жесте регулировщика или сигнале светофора заехать за стоп-линию (обозначенную знаком или разметкой), то на водителя будет наложен штраф в размере 800 рублей.
  • Если на нерегулируемом перекрестке при движении с направления, обозначенного знаком “Движение без остановки запрещено”, проигнорировать стоп-линию, обозначенную разметкой, то на водителя будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Итак, размер штрафа за выезд за стоп-линию зависит, во-первых, от типа перекрестка, а, во-вторых, от того, как обозначена сама стоп-линия (знаком или разметкой).

Что делать, если не успеваешь остановиться?

Правила дорожного движения требуют, чтобы при запрещающем сигнале светофора автомобиль остановился перед стоп-линией. Однако на практике ситуация может сложиться так, что водитель просто не успевает затормозить в нужном месте. Давайте рассмотрим, как лучше поступить в этой ситуации.

  1. Проехать на запрещающий сигнал светофора. Вариант самый плохой, как с точки зрения размера штрафа (1 000 рублей), так и с точки зрения опасности маневра.
  2. Остановиться после линии. Этот вариант лучше предшествующего, т.к. и штраф меньше (800 рублей), и маневр относительно безопасен.
  3. Остановиться после стоп-линии и сразу же вернуться за нее задним ходом. В данном случае водитель получит как штраф за пересечение стоп линии (800 рублей), так и штраф за движение задним ходом на перекрестке (500 рублей). Кроме того, с точки зрения безопасности этот вариант хуже предыдущего.

О чем предупреждает мигание: разрешает или запрещает движение

Согласно пункту 6.2 правил дорожного движения, мигающий зеленый сигнал призван уведомить автомобилистов и пешеходов о скорой смене разрешающего сигнала на запрещающий. Более современные модели светофоров оснащены специальным табло, которое отражает оставшееся для завершения маневра время.

Если отведенных секунд недостаточно для пересечения перекрестка с той же скоростью движения, автомобилисту стоит начать плавное снижение скорости и своевременно остановиться перед светофором. Такая мера обеспечит безопасность движения не только самому водителю, но движущимся за ним транспортным средствам.

Если времени до завершения маневра достаточно, необходимо проехать перекресток или пешеходный переход с учетом требований осторожности и безопасности. Безопасным считается решение о совершении маневра, когда автомобиль находится на расстоянии от 5-10 метров до начала регулируемой зоны.

Возможность проезда на желтый свет

Стоп линия

Читайте: Штраф за проезд стоп-линии в 2019 году

Стоит отметить, что указанный пункт ПДД относительно того, что на желтый свет проезжать нельзя, все же имеет определенные исключения, при которых каждый автомобилист может не просто уйти от ответственности, а обосновать, что все его действия были осуществлены по правилам.

Согласно тексту пункта 6.14 на желтый свет допустимо проезжать в случае, если водитель при выполнении такого действия не сможет обойтись без экстренного торможения. К примеру – если собственник авто, передвигается с допустимой скоростью, приближается к перекрестку, где на светофоре начинает мигать зеленый свет, вполне закономерно в такой ситуации сбавить скорость, чтобы иметь возможность остановиться. В такой ситуации передвигающееся сзади авто, если оно движется с достаточно большой скоростью, может не успеть среагировать и резкое торможение первого автомобилиста приведет к дорожно-транспортному происшествию.

Судебная практика знает намело случаев, когда автомобилистам приходилось отстаивать свою точку зрения. При этом могут быть использованы съемки расположенных рядом камер видеонаблюдения, видеорегистратора с транспортных средств и т.д. В любом случае не стоит полагаться на удачу и реакцию других участников ДД – как водителей, так и пешеходов. Только оценив ситуацию следует принимать верное решение о том, что безопаснее – остановиться или проехать.

Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14

Итак, выше мы выяснили, что жёлтый сигнал светофора – запрещающий, и проезжать на него можно только в исключительных, прямо обозначенных случаях. В КоАП есть наказания конкретно за проезд на запрещающий – без разделения на красный и жёлтый свет. И это следующие наказания:

  1. если Вас поймали впервые с проездом на жёлтый, когда это запрещено – штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП,
  2. за повторное нарушение в течение года после исполнения первого – штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (часть 3 этой же статьи),
  3. если на запрещающий сигнал Вы проехали не перекрёсток, а через ж/д пути, то Вас ждёт уже штраф 1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев по части 1 статьи 12.10 Кодекса.
  4. говоря об экстренном торможении, когда загорелся жёлтый свет светофора, есть также отдельный штраф, если Вы всё же решили оттормозиться, не проезжая участок дороги, но проехали стоп-линию – Вас ждёт потеря 800 рублей.

На все вышеперечисленный штрафы, кроме повторного проезда на запрещающий, распространяется скидка 50% при оплате в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.

Штраф на камеру

Камеры авто- или видеофиксации нарушений очень часто висят над перекрёстками, фиксируя проезд на запрещающий сигнал светофора (а вместе с ним и остановку за стоп-линией).

Но по действующим ГОСТам проезд на жёлтый сигнал на камеру сниматься не может – точнее штраф за это выписывать (камере) запрещено.

Таким образом, если Вы успели проскочить на жёлтый под камеру автофиксации, то штраф Вам за это не придёт.

Обязывает ли стрелка повернуть?

Рассмотрим еще один популярный вопрос водителей. На перекрестке водитель планирует проехать прямо и занял более удобную для этого полосу (правую). После этого в дополнительной секции светофора загорелась стрелка, разрешающая поворот направо. Движение прямо запрещено. Обязан ли водитель повернуть направо? Ситуация усугубляется тем, что водители стоящих сзади автомобилей теряют контроль над собой и начинают сигналить.

Водитель не поворачивает при включенной стрелке

Если говорить коротко, то правила дорожного движения не обязывают водителя повернуть. Он может спокойно стоять и дожидаться разрешающего сигнала.

Примечание. В данной статье речь идет о перекрестках, на которых нет дополнительных знаков и разметки, запрещающих движение прямо из правой полосы. Если же такие знаки или разметка есть, то занимать правую полосу для движения прямо нельзя.

Знак 5.15.1

Тем не менее давайте разберемся, почему сигналят стоящие сзади водители. А для этого обратимся к тексту правил дорожного движения СССР, действовавших до 1 июля 1994 года:

14.8. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжить движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе.

То есть ранее такое требование, действительно, было. Однако оно не действует более 20 лет. Так что если Вы остановились на перекрестке, а Вам сигналят, то имейте в виду, что водитель автомобиля сзади довольно опасен. Он не открывал правила дорожного движения как минимум 20 лет и от него можно ожидать всего, чего угодно.

Примечание. Похожее требование есть в ПДД Украины, которые действовали в Крыму до 2014 года. К сожалению далеко не все жители Крыма изучили ПДД РФ, поэтому на территории полуострова гораздо чаще можно встретить водителей, которые считают, что при включении стрелки автомобили обязаны поворачивать.

Ну а если у Вас есть какие-то вопросы по поводу проезда светофоров с дополнительными секциями, то напишите их в комментариях к статье.

Грозит ли штраф, если заехал на стоп-линию на жёлтый сигнал светофора?

Многие думают, что жёлтый сигнал разрешает движение водителю. Однако это неправда! Лучше верить не слухам, а Правилам дорожного движения. Тем более, что данная ситуация подробно описана в ПДД.

Если заглянуть в пункт 6.2 Правил, то мы увидим, что:

Жёлтый сигнал – запрещает движение… и предупреждает о том, что дальше загорится зелёный свет.

И если вы, к примеру, тронулись с места на жёлтый сигнал светофора, а на участке работают камеры, вас признают нарушителем. За подобное предусмотрен штраф в размере 800 рублей по ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ.

Единственное исключение, когда водителю разрешается проехать на жёлтый свет в 2021 году – невозможность остановиться без экстренного торможения (п. 6.14 ПДД). Важно, что жёлтый сигнал должен загореться не после красного, а после зелёного света. Но куда важнее факт невозможности экстренного (аварийного) торможения. Проезд на жёлтый должен быть оправдан, а не быть следствием банального желания водителя скорее проскочить перекрёсток.

Можно ли обжаловать?

Если выписали штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора, а вы с этим не согласны, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или напрямую в суд.

При этом, если вы пересекли стоп-линию на жёлтый, и это зафиксировали камеры – особого смысла в обжаловании нет. Наказание оставят в силу.

Другое дело, если проехали светофор на мигающий зелёный, а уже при подъезде к перекрёстку загорелся жёлтый. Логично, что вы не сможете остановиться без аварийного торможения «в пол». Кроме того, нужно учитывать длину тормозного пути. Скорее всего, вы полностью остановитесь на пересекаемой дороге, создав помехи для движения других машин. И в данной ситуации, чтобы этого избежать, можно завершить манёвр и проехать перекрёсток, что прямо допускается пунктом 13.7 ПДД. А если придёт штраф, можно попытаться его обжаловать, приложив запись с видеорегистратора и описав сложившуюся ситуацию в ГИБДД или суде.

Соблюдайте правила остановки на светофоре на запрещающий сигнал и не нарушайте ПДД. Помните, что от ваших манёвров на перекрестке зависят жизнь и здоровье других людей!

Как избежать лишения прав?

Обращаем внимание, что прав лишают не на дороге, не в ГИБДД, а исключительно в суде – и то, если судья усмотрит в нарушении отягчающие обстоятельства. О них ниже.

Фиксируют ли камеры проезд на жёлтый в 2021 году?

Да. Многие автолюбители встречали такое на практике на сегодняшний день. А сама такая возможность предусмотрена, разумеется, не только техническими возможностями самих средств автофиксации, но и законодательством. Так, ГОСТ Р57144-2016 в таблице №2 пункта 6.5 перечисляет нарушения, фиксируемые камерами ГИБДД, и среди них есть запрещающий сигнал (и данному событию назначено название “С2”).

В каком размере придёт штраф?

Выше мы писали, что сегодня предусмотрено 2 меры ответственности за проезд на запрещающий сигнал. Но сможет ли в 2021 году камера опознать повторное нарушение, и что будет грозить водителю в этом случае?

Да, камеры умеют распознавать повторность – если ранее в течение года вы привлекались по части 1 статьи 12.12 (без разницы, при проезде на камеру или остановил сотрудник ГИБДД), то придёт штраф 5 тысяч. Если быть точнее, то отсчитывается год не от предыдущего нарушения, а от исполнения – полной оплаты штрафа. И чаще всего поправка по повторности нарушения определяется сотрудником Центра автофиксации на месте при ручной проверке материалов с камеры (да, автофиксация – это не совсем автоматический режим).

Однако, если вас поймала за проездом на жёлтый камера, то лишения прав быть не может. Более подробно обо всём вышеописанном мы рассказывали в статье про повторность нарушений ПДД.

Если проехал на запрещающий повторно

Я проехал на жёлтый – придёт ли мне штраф, как узнать?

К сожалению, доподлинно определить, зафиксировала ли камера конкретно ваш случай движения на жёлтый, невозможно. Вы об этом узнаете только при появлении соответствующего штрафа в одном из сервисов либо когда придёт письмо с копией постановления по почте.

Но в большинстве средств работает инфракрасный датчик, который можно увидеть при проезде через камеру. Особенно, в тёмное время суток видно, как она светится красным цветом.

Между тем, в ожидании санкции можно подготовиться для успешного её оспаривания. Ведь, как мы уже писали выше, фото- и видеофиксация проезда на жёлтый свет светофора вообще незаконна.

Проезд перекрестков в соответствии ПДД

Решающим обстоятельством при проезде перекрестков является предписание светофора в момент въезда на пересечение проезжих частей или пешеходный переход. Так, при относительно небольшой зоне действия сигнала светофора автомобилист может начать движение на мигающий сигнал без опасений быть привлеченным к ответственности.

Если водитель не успел завершить маневр и завершает его на запрещающий сигнал светофора, собственник транспортного средства будет с правовой точки зрения защищен нормами пункта 13.7 правил дорожного движения. Данное положение обязывает водителя покинуть регулируемую зону, чтобы не совершать помех другим участникам движения.

Начинать проезд на мигающий сигнал запрещено только в случае образования затора прямо за перекрестком. Согласно пункту 13.2 правил дорожного движения, водителю запрещено таким образом создавать неудобства другим участникам движения, даже если сигнал светофора не препятствует совершению маневра.

Если собственник транспортного средства заметил мигающий сигнал на приличном расстоянии от регулируемой зоны, он должен снизить скорость и остановиться перед перекрестком. Это объясняется большой долей вероятности выезда на желтый сигнал светофора, который является запрещающим. За подобное нарушение автомобилист будет привлечен к ответственности так же, как и за проезд на красный.

Судебная практика

  • Мурманский суд оставил в силе постановление сотрудника ГИБДД, вменявшего водителю проезд на красный, в то время как водитель утверждал, что проехал на жёлтый. В деле присутствуют показания свидетелей, наличествует ДТП.
  • В Твери водитель, которого привлекли по части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий, приводил доводы в свою защиту с фотоматериалами, где видно, что он пересекает стоп-линию на жёлтый и не может остановиться. Но суд не счёл доводы вескими для отмены постановления.



Как обжаловать штраф?

Рассказу о формальной подаче жалобы мы посвятили подробную статью о порядке оспаривания штрафа ГИБДД. Поэтому здесь отметим особо важные тонкости и нюансы касательно обсуждаемой нами темы.

  • Как мы уже упомянули выше, обжаловать штраф с камеры за жёлтый следует в любом случае. Да, мы не можем, конечно же, гарантировать 100-процентного удовлетворения жалобы. Однако, правильно изложив факты и отсылки на законодательство 2021 года, постановление должны отменить.
  • Куда подавать заявление, указано на оборотной стороне копии постановления – в нашем случае это региональный ЦАФАП.
  • Вам нужно успеть подать жалобу в течение 10 суток после получении копии постановления. Если письмо вам не приходило, то лучше всё равно направьте заявление сразу, как только узнаете о штрафе, так как нередки случаи, когда на почте будет стоять отметка о безуспешном вручении вам письма с постановлением, хотя, вы об этом и подозревать не могли.

А теперь, собственно, перейдём к обоснованности такого штрафа! То есть в жалобе нам нужно будет указать, на каком основании в ЦАФАП обязаны отменить штраф за проезд на жёлтый сигнал. И оснований таких может быть несколько.

Совершать ли проезд на мигающий

Пересечение перекрестка на мигающий сигнал разрешающего светофора нередко становится причиной переезда перекрестка на запрещающий сигнал водителями, желающими сэкономить время. Оправдывают автомобилисты свои действия формулировкой “не мог совершить резкую остановку”.

Такая аргументация правонарушения не имеет никакого правового основания, если автомобилист намеренно увеличил скорость при приближении к регулируемой зоне. К тому же большинство светофоров на сегодняшний день имеют табло отсчета секунд, отведенных на совершение маневра. Поэтому инспекторы ГИБДД без труда привлекут нарушителя к административной ответственности за проезд на запрещенный сигнал.

Сотрудники дорожных служб также могут руководствоваться частью второй статьи 12.12 административного кодекса Российской Федерации. Положение предполагает штраф в размере 800 рублей за наезд на стоп-линию и 1000 рублей за выезд на вафельную разметку после переключения светофора на запрещающий сигнал.

Жёлтый – запрещающий!

Участники дорожного движения не могут руководствоваться исключительно пунктом 6.14 при рассмотрении вопроса о правомерности движения на желтый сигнал. Важно принимать во внимание и положение 6.2, которое содержит информацию о том, что желтый сигнал является запрещающим и препятствует правомерному движению ТС и переходов.

Необходимо помнить, об особенностях формулировки пункта 6.14 (о праве пересечения ПЧ на промежуточный сигнал). Положение сформулировано с использованием слова “может”, а не “обязан” в контексте возможности участника дорожного движения двигаться при промежуточном сигнале.

Это предполагает, что водителю лишь разрешается действовать подобным образом при необходимости, чтобы не создавать аварийную ситуацию путем резкого торможения. Однако положение не призывает проезжать на желтый всегда.

Проезд на желтый может быть осуществлен в двух случаях:

  • действие зеленого сигнала истекло и светофор переключился на желтый (некоторые светофоры устаревших моделей не оснащены таймером и функцией мигания зеленого, поэтому промежуточный сигнал может включиться спонтанно);
  • промежуточный сигнал включается совместно с красным при переключении в режим зеленого.

В последнем случае ПДД препятствует проезду или переходу проезжей части до включения разрешающего движение сигнала.

Термин “экстренное торможение” с точки зрения закона

Значение термина “Экстренное торможение” не указано в действующих правилах дорожного движения, что открывает простор для дискуссий между сторонниками различных взглядов.

В частности, спорные мнения вызывают вопросы:

  • является ли торможение”юзом” или экстренным торможение до срабатывания АВS;
  • подходит ли под указанное определение усиленное давление на педаль тормоза без юза;
  • возможно ли рассмотрение проезда на желтый как варианта нормы, если двигающееся сзади ТС не соблюдает норм безопасной дистанции.

В ПДД субъекты судопроизводства ответов на поставленные вопросы не найдут, а значит каждая сторона обязана отстоять свою точку зрения с помощью доказательств. Важно однако заметить, что третий из рассмотренных вариантов отличается наиболее успешным обоснованием проезда.

В процессе принятия решения относительно проезда на промежуточный сигнал светофора автомобилисты должны руководствоваться пунктом 1.5 правил дорожного движения. Согласно указанному положению участники движения обязаны всеми доступными способами избегать создания опасности на дороге. В контексте обсуждаемой ситуации, автомобилист должен остановиться на желтый сигнал или проехать в целях предотвращения ДТП.

В суде каждое подобное разбирательство рассматривается индивидуально. Автомобилист не может безосновательно заявить, что он предотвращал своим поступком опасность. Если при подобном заявлении выяснится, что ПЧ была пуста и остановка не привела бы к серьезным последствиям, водитель потеряет доверие со стороны суда и столкнется с административной мерой воздействия.

Привлечение к ответственности

Законодательная база привлечения автомобилистов к ответственности за проезд на желтый сигнал светофора представлена подпунктом вторым пункта шестого правил дорожного движения. Согласно данному положению проезд на желтый сигнал приравнивается к проезду на красный. Таким образом размер административного взыскания в обоих случаях будет одинаковым.

Проезд на запрещающий сигнал светофора грозит привлечением к следующим мерам административного воздействия:

  • за первое правонарушение: материальное взыскание в размере 1000 рублей;
  • за повторное нарушение: 5000 рублей или лишение специального права управления транспортным средством.

При допущении вторичного проступка мера ответственности будет определена в зависимости от сопутствующих обстоятельств и общей опасности правонарушения.

Доказательства

В качестве доказательств автомобилист может использовать данные видеорегистратора (при наличии такого оборудования). Причем будет несравненным плюсом, если съемка будет вестись не только спереди транспортного средства, но и позади.

Наличие видеоматериалов позволит автомобилисту состязаться с инспектором в ходе судопроизводства. Дело в том, что постановление за проезд на желтый не может быть подкреплено фиксацией специальным оборудованием. Это означает, что штраф выписывается на основании субъективного мнения представителя ГИБДД.

Если собственник транспортного средства не будет располагать какими-либо подтверждениями своей невиновности, кроме собственных доводов, дело будет завершено не в его пользу. Это объясняется тем, что суд всегда склонен доверять сотрудникам ГИБДД в силу того, что они принимали присягу. По мнению судьи, инспектор не может давать ложных показаний (в отличие от водителя, который защищает личные интересы).

Заключение

Каждый автомобилист должен свободно ориентироваться в правилах дорожного движения и уметь грамотно применять их в реальной дорожной обстановке. Правильная оценка ситуации позволит обеспечить безопасность движения всем его участникам. Важно также следить за изменениями в законодательстве, чтобы исключить возможность недопонимания при общении с сотрудниками ГИБДД.

Что означает мигание

Светофор предназначен не только для подачи запрещающих и разрешающих движение сигналов. Согласно второму подпункту шестого пункта ПДД, мигающий промежуточный сигнал имеет свое значение.

Прерывистая подача желтого сигнала предупреждает участников движения о нерегулируемом участке проезжей части, а также информирует о вступлении в зону повышенной опасности. При обнаружении мигания промежуточного сигнала автомобилисты и пешеходы должны повысить бдительность.

Подобное привлечение внимание не означает немедленную остановку. Участники движения должны лишь снизить скоростной режим и подготовиться к пересечению участка повышенной опасности.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий