Транспортные кольца Москвы. История
Москва была близка к кольцевой форме с самого этапа зарождения, древние европейские города часто планировались именно по такой схеме. Пункты военно-тактического и транспорто-промышленного назначения строились по радиально-кольцевой планировке. Москва стояла в области пересечения нескольких путей, по этой причине стала крупным транспортным узлом.
Такая планировка позволяет организовать быстрое перемещение внутри города, при этом сохраняется перегруженность в центральной зоне столицы. Современная планировка складывалась постепенно, с ростом города, появлялись все новые кольца, в итоге к нашим дням сделать планировку другой невозможно.
(Схема Садового кольца)
Структура присуща городу с основания, в конце XVI века укрепления зафиксировали округлую форму. Первой линией стали стены Белого города, создавалось почти полное кольцо, впоследствии эта территория стала Бульварным кольцом. Замкнутым кольцом стали стены Земляного города, которые охватили все Замоскворечье. Именно здесь появилось знаменитое Садовое кольцо.
История знаменитых колец Москвы: Садовое, ТТК, МКАД
Радиально-кольцевая или ветвисто-веерная планировка характерна для многих древних городов. Главную цитадель — в случае Москвы это, несомненно, Кремль — окружали крепкие оборонительные стены. По мере расширения города было необходимо возводить дополнительные защитные сооружения в виде валов и рвов, а кольцевая структура таких построек идеальна с военно-тактической точки зрения.
Древняя Москва
Кроме того, Москва исторически расположилась на пересечении крупных торговых путей, что способствовало росту и развитию ее в радиальном направлении, ведь такая планировка дает возможность быстрого перемещения по городу. В современной Москве кольца строились для разгрузки центра города от огромного количества транспорта. Вспомним историю возникновения самых крупных из них — Садового, ТТК и МКАД.
История создания и характеристики ЦКАД
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 июля 2021 года президент России Владимир Путин примет участие в церемонии открытия заключительного участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этой трассе.
Открыт самый большой участок ЦКАД длиной почти 106 км
Кольцевая линия метро
Разработка линии производилась в 1938 году, при этом расположение было не таким, как вышло. Утвердили проект в 1943 году, глубоко расположенной линия стала по причине военных действий, уже к 1950 открыли первый из фрагментов. Линия шла по траектории Садового кольца в его южной части. К 1952 году создали участок, который соединил крупные узлы и прошел за Садовым кольцом. Получилось создать привязку к вокзалам, но только не Рижским и Савеловским. С 1954 года кольцо замкнули.
Данная линия является самой шикарной для Московского метро, все станции оформлены, словно дворец, и представляет собой особенное творение. Строительство выполнялось в течение трех этапов. Каждая из станций позволяет выполнить пересадку. Линия является кольцевой, окружая многие из ЖД вокзалов, и проходя центр по кругу. В целом протяженность станции 19,4 км, на ней предусмотрено 12 станций. Задумано дальнейшее возведение станций промежуточного типа, чтобы желающие могли пересесть на радиальные линии. Кольцевая линия имеет станции с глубоким заложением, чаще всего они пилонные. Ветка соединяет все направления метрополитена, за исключением пары линий.
Садовое кольцо — бывший Земляной вал
История Садового кольца берет истоки от строительства на этом месте Земляного оборонного вала с бревенчатой 5 метровой стеной при Борисе Годунове в XVI веке. За валом был ров с водой. Именно в рамках нынешнего Садового умещалась вся тогдашняя столица. После событий 1812 года вал был убран и замощен булыжником. Именно тогда было принято решение построить здесь кольцевую дорогу шириной в 25 м. Однако расстояние между домами на тот момент составляло 60 м, и, чтобы заполнить свободное пространство, владельцам домов был дан указ сажать сады и разбивать палисадники вдоль новой дороги. Так появилось название Садовое кольцо.
Садовое кольцо
Первые рельсы для конной железной дороги появились в конце XIX века, а уже в 1912 по Садовому поехали трамваи. Этот маршрут назывался «Б», а в народе за ним закрепилось прозвище «букашка». В 30-х годах XX века трамваи уступили место троллейбусам, кольцо заасфальтировали, а для расширения проезжей части убрали все сады.
Знаменитая “Букашка”
Сегодня Садовое кольцо — одна из главных транспортных развязок Москвы, опоясывающая ее центр 15,6 километрами магистрали шириной 60 — 70 метров. Это внутренняя и старейшая из трех кольцевых автострад столицы. Несмотря на постоянную загруженность и километровые пробки, Садовое кольцо достойно выполняет свои функции.
История Сухаревой башни
В Садовое кольцо входит 18 площадей и много улиц, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть и великие сооружения, которые не дожили до наших дней. Одним из главных символов столицы XVII века была Сухарева башня. Это была внушительная постройка высотой 60 м, напоминающая корабль. «Отцом» проекта считается Великий Петр I. В XVIII веке здесь была Навигацкая школа. Именно ее воспитанники стали прообразами героев киноленты «Гардемарины, вперед!». Однако генплан реконструкции столицы в 1931 году предписал стереть памятник архитектуры с лица земли, чтобы не мешал дорожному движению.
Сухарева башня
История
К началу 2000-х годов из-за возросших транзитных и местных автомобильных потоков практически исчерпалась пропускная способность основных кольцевых дорог Москвы и Подмосковья – Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), Московского малого кольца (А-107, "бетонка") и Московского большого кольца (А-108, "большая бетонка"). Существенно расширить последние две дороги на всем их протяжении невозможно, так как они проходят через населенные пункты. 30 декабря 2003 года правительство Московской области приняло постановление "Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области", согласно которому первоочередной задачей в области транспорта было строительство нового кольцевого обхода Москвы, получившего название ЦКАД. Впоследствии будущей дороге был присвоен учетный номер А-113, который прежде носил участок Иваново – Кострома трассы Р-132 "Золотое кольцо".
В 2005 году началось резервирование земель под магистраль. В том же году замминистра транспорта России Александр Мишарин сообщил, что проезд по ЦКАД планируется сделать платным.
20 ноября 2006 года концепция инвестиционного проекта трассы была одобрена Министерством транспорта. Тогда предполагалось, что 50% строительства будет оплачено из Инвестиционного фонда России, остальные средства поступят из бюджета Подмосковья и от частных инвесторов. Предпроектные работы начались в 2008 году. Однако тогда реализации помешал мировой финансовый кризис: в декабре 2009 года губернатор Московской области Борис Громов сообщил, что "планы, связанные с ЦКАД, сдвинуты", поскольку на это "нет денег". Тем не менее работы по подготовке к строительству начались в 2011 году.
Проектирование трассы было активизировано в 2012 году после принятия решения о расширении границ Москвы (из-за этого часть ЦКАД оказалась на территории столицы). 12 апреля 2012 года президент России Дмитрий Медведев поручил государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"), правительствам Москвы и Московской области завершить разработку проектной документации.
21 июня 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума глава государства Владимир Путин сообщил, что на прокладку ЦКАД будут направлены средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) России.
26 августа 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заложили капсулу на месте начала работ (на участке дорожной развязки на пересечении трасс М4 "Дон" и А107 в городском округе Домодедово). В 2015 году началось строительство на первоочередных участках.
11 ноября для автомобилистов открылся третий участок Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД-3), который связал магистрали М-11 (Москва – Санкт-Петербург) и М-7 (Москва – Уфа).
Это самый длинный участок новой кольцевой автодороги. Его длина составляет почти 106 км, на строительство ушло 3 года и 10 месяцев.
Как сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин на открытии трассы, строительство удалось завершить в срок, несмотря на пандемию.
Стоимость проезда по ЦКАД-3
- легковые – 510 рублей;
- грузовые – 1660 рублей.
- легковые – 255 рублей;
- грузовые – 840 рублей.
Транспортная артерия вокруг Москвы
Вся ЦКАД состоит из пяти участков, или «пусковых комплексов». Каждый возводит отдельный генеральный подрядчик, а оператора для обслуживания дороги после открытия определят в ходе конкурса.
Длина трассы составит 530 км. Замкнуть кольцевую часть длиной 336 км планируют в 2021 году, а полностью ввести дорогу – ориентировочно к 2025-2029 году.
- дорожное строительство
- ЦКАД
- вопрос 1 Где пройдет ЦКАД?
- вопрос 2 Для чего нужна ЦКАД?
- вопрос 3 Пусковой комплекс № 1
- вопрос 4 Самая длинная часть ЦКАД
- вопрос 5 Участок ЦКАД на юго-востоке Московской области
- вопрос 6 Участок от М11 «Москва – Санкт-Петербург» до 11 км А107
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) А-113 проходит по территории Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 км от МКАД, параллельно Малому (А107, «Малая бетонка») и Большому (А108 «Большая бетонка») кольцу.
Магистраль разгружает не только дороги – Малую и Большую бетонки, но и МКАД от транзитного транспорта. Проезд по большей части ЦКАД – платный.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/road/trunk/53?from=cl
Третье транспортное кольцо (ТТК)
Дорога является одной из известных магистралей, всего она занимает примерно 36 километров, включая тоннели на 5 км, и эстакады на 19 км. Для основных участков предусмотрено от 8 полос, но есть зоны на 3+3 полосы. Здесь транспортные развязки в количестве 17 единиц. Основная часть кольца построена ближе к концу 1190-х, и в начале 2000-х, при этом включены и древние улицы, участки, созданные еще при советской власти. Последним к ТТК присоединили развязку с ул. Шереметьевской, Ленинградским проспектом. Их открыли в 2005 году.
Казначейские корни третьего транспортного кольца (ТТК)
Казначейство российской империи, именуемое Камер-Коллегия, в 1742 году приняло решение построить Камер-Коллежский вал, который будет служить местом сбора пошлин за ввозимые в столицу товары. Простояв почти до конца XIX века, вал был убран, заставы сняты, но граница Москвы еще долго оставалась в этих пределах, составляя меньше 3% площади современного города. Сегодня третье транспортное кольцо затрагивает сохранившуюся часть вала на границе Лужников и Хамовников.
Третье транспортное кольцо
Современное ТТК растянулось на 36 км между Садовым кольцом и МКАД. Основная часть магистрали имеет по 8 полос, но есть 6-полосные участки. Эта серьезная транспортная артерия, оборудованная 17 развязками, тоннелями общей протяженностью 5 км и 19 км эстакад ежедневно пропускает через себя миллионы машин. Основной этап строительства начался в 1998 году и продолжался до 2005. В границы ТТК были включены исторические участки, созданные при Советском Союзе, старые улицы, современная Шереметьевская и Ленинградский проспект. Главной задачей была разгрузка Садового кольца. Но в результате, сегодня мы имеем 8 — 10 бальные пробки в пределах обеих кольцевых дорог.
Развязка на Кутузовском проспекте
Идея строительства московской объездной дороги вокруг столицы появилась еще в довоенное время, а первые километры асфальтированной 4-полосной автомагистрали в районе Ярославского шоссе появились в 1956 году. 22 ноября 1960 года был открыт первый участок МКАД от Ярославского шоссе до Симферопольского длиной 48 км. В 1962 году кольцо замкнулось, и движение было запущено по всей его протяженности. В это же время официально границы Москвы расширились до МКАД, хоть до фактических районов города были километры пути.
Разметки не было, зато обочины были выложены рельефными плитами, чтобы отклоняющиеся от траектории засыпающие водители сразу просыпались
На кольцевой 60-х годов XX века были ультрасовременные для того времени развязки-бабочки. Именно на них шли съемки погони легендарного фильма советского периода «Берегись автомобиля», где по пустой дороге Максим Подберезовиков гнался за Юрием Деточкиным.
Современная кольцевая пережила две реконструкции в 1995 – 1998 и 2011 годах и на сегодняшний день является самой крупной автомобильной магистралью, окаймляющей столицу 108,9 километрами 10-полосной дороги. На всей протяженности МКАД не имеет одноуровневых транспортных развязок с пересекающими ее дорогами, в 2014 году была открыта пятиуровневая развязка Бусиновская — первая в России.
Дорожные развязки МКАД
Характеристики
Проект ЦКАД предполагает пять пусковых комплексов (ПК). В 2017-2021 годах запущено движение по трем из них:
– №5 (от отметки 11 км трассы А-107 рядом с М-3 "Украина" до М-10 "Россия");
– также запущено 7-километровое соединение участков №3 и №5 (от М-10 "Россия" до М-11).
Пусковой комплекс №1 от М-4 "Дон" до съезда на А-107 перед Киевским шоссе открывается в полном объеме 8 июля 2021 года. Общая длина этих четырех ПК – 336,5 км. Они проходят параллельно Московскому малому кольцу или вблизи него, в 50 км от МКАД, в обход населенных пунктов. Исключением является участок к западу от Москвы (комплекс №5): из-за отсутствия свободного места 76-километровый участок "бетонки" реконструирован с возведением новых мостов, развязок и обходов населенных пунктов. Проезд по нему останется бесплатным.
Расчетная скорость движения – до 140 км/ч. Действующее ограничение – 110 км/ч (за исключением бесплатного участка). На всем кольце трасса имеет от четырех и более полос.
Московское центральное кольцо (МЦК)
Кольцо включает 31 узел для пересадки, создано удобство путей, возможность пересадки на общественный транспорт, остановки. Движение пассажиров стало возможным с 2016 года, в сентябре, также к 2020 в планах развитие соседних территорий. Будут расширяться зоны, ранее бывшие заброшенными, усовершенствуется доступность. Курсируют поезда «Ласточка» по 150 пар в выходные, по 170 пар в будни. Линия обозначена номером 14, в самые востребованные часы поезда будут ездить каждые 6 минут. Из всех станций, 17 связаны с метро, а 10 с ЖД радиальными ветками.
Малое кольцо Московской железной дороги с 1908 до 2016 годы
С 1908 тянется история Малого кольца, когда был создан путь по 8 направлениям, к 2012 году станций в работе стало 12. На данный момент идет строительство, результатом которого станет наземное метро, удобное для пересадок. С течением времени будут работать реконструированные пути.
Границы Москвы в перспективе
Москва — огромный мегаполис, темпы роста которого удивляют с каждым годом. Уже сейчас очевидно, что имеющееся транспортное сообщение не справляется с плотным потоком машин, а многочасовое стояние в пробках москвичи уже воспринимают как суровую, но неизбежную действительность. Многие автолюбители предпочитают оставлять машины у МКАД, садятся на метро и передвигаются по центру Москвы на общественном транспорте.
Московские пробки
В 2015 году начато строительство ЦКАД, завершение которого намечено на 2025 год. Общая протяженность дороги составит 525 км. Ее основная задача — взять на себя поток транзитных автомобилей и грузовиков, в первую очередь, для разгрузки кольцевой дороги вокруг Москвы.
Строительство ЦКАД в 2019 году
Но все же хотелось бы иметь в перспективах и другие транспортные решения, которые помогут перенаправить транспортные потоки именно внутри города.
Большая кольцевая линия метро (ТПК)
Движение Большой кольцевой линии метро было запущено 26 февраля 2018 года. Это самая длинная линия метро, 31 станция и протяженность линии 69 км. Ее цель в объединении запланированных и уже созданных радиальных направлений. Линия сможет справиться с огромным пассажиропотоком, вдвое выше, чем МЦК.
Изначально планы на линию возникали в 1940-х, но тогда в 1949 от проекта отказались, к нему вернулись только в 1971 году. Однако и в этом случае строительство не было реализовано. К 2006 году снова пошли разговоры о кольце, постройку утвердили в 2015 году, к 2018 году был открыт первый участок “Петровский парк – Деловой центр”.
Договоры и концессии
Строительство первых четырех пусковых участков ЦКАД ведется на основе частно-государственного партнерства: по долгосрочным инвестиционным или концессионным соглашениям.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 7 июля 2011 года ЦКАД находится в доверительном управлении у ГК "Автодор". За пусковой комплекс №1 отвечает "Крокус интернешнл", ПК №3 построен ГК "Автобан", ПК №4 – ООО "Юго-восточная магистраль" (ГК "Автобан" и Российский фонд прямых инвестиций с участием зарубежных компаний). За ПК №5 отвечает ООО "Кольцевая магистраль" при участии ООО "ИФСК "АРКС".
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)
МКАД является очень крупной магистралью, она окаймляет всю столицу, и немало времени она была границей столицы (административной). Протяженность дороги 108,9 км, а в каждом из направлений предусмотрено по 5 полос. Проектирование дороги началось с конца 30-х годов, но война отложила проект до 1956 года. Спустя 6 лет движение по дороге было начато официально, в 1962 добавили пару мостов, а с началом 90-х произошла масштабная модернизация. Одни участки имеют автобусное сообщение, другие нет, хотя в планах было создание доступности транспорта по всей территории МКАДа.
Стоимость проекта
Стоимость строительства по пусковым комплексам №1, 3, 4 и 5 – 341,2 млрд рублей. Около 25% финансирования обеспечили частные инвесторы, 75% – государство (часть денег взята из ФНБ РФ). 10 млрд рублей на пусковой комплекс №3 выделил Евразийский банк развития.
Запуск движения
Первым бесплатным участком ЦКАД, открытым для движения 10 ноября 2017 года, стал обход Звенигорода и мост через Москва-реку (3,6 км), входящий в состав ЦКАД-5. К декабрю 2020 года на этом комплексе открыто движение от Можайского до Новорижского шоссе.
11 ноября 2020 года был запущен первый участок ЦКАД-3 протяженностью 105,9 км. Он соединяет платную трассу М-11 Москва – Санкт-Петербург "Нева", Дмитровское шоссе (через развязку в районе деревни Старо в Дмитровском городском округе), Ярославское и Горьковское шоссе.
28 декабря целиком открылся для движения ЦКАД-4 (96,9 км) между М-7 "Волга" и М-4 "Дон". Также частично открылся ЦКАД-1 (23,8 км от М-4 до пересечения с А-170 в районе Симферопольского шоссе), заработали новые участки ЦКАД-5 (41,4 км). Кроме того, соединены ЦКАД-3 и ЦКАД-5 (протяженность участка 7,8 км).
8 июля 2021 года будет сдан последний (до запуска движения по ПК №2) 25-километровый участок ЦКАД между Симферопольским и Киевским шоссе, а также развязка на пересечении с М-10 "Россия".
ли со статьей или есть что добавить?