Платные участки М4 “Дон”: правила и места оплаты
Трассу М4 “Дон” без преувеличения можно назвать одной из главных транспортных артерий России. Она начинается в Москве и через 1543 километра заканчивается в Новороссийске, проходя рядом или через такие важные города, как Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар.
Ежегодно миллионы людей выбирают именно эту дорогу, собираясь на Азовское море, в Сочи, Крым или Анапу. Трасса постоянно модернизируется, строятся высокоскоростные платные участки М4. Они позволяют быстро объезжать населенные пункты и снижают количество пробок.
Дорога на юг: платные участки М-4 в Краснодарском крае
Южная часть трассы М-4 — старая, проверенная и востребованная дорога. Именно по ней летом многие жители северо-западной части России едут на курорты, а жители Кубани – едут в Москву. Дорога работает с 1966 года, но с 2019 года некоторые отрезки дороги стали платными.
Автомобилисты восприняли это по разному. Многих необходимость платить за проезд возмутила. Но нашлись и те, кто оценил новую возможность – хорошее покрытие дороги, меньший поток транспорта и — особый приз — шанс ехать и не встречаться каждые двести метров с сотрудниками ДПС.
Прямой путь от Ростова-на-Дону до Краснодара (или наоборот) по этому маршруту займет примерно 3 часа 20 минут (270 км). Из них примерно 1 час 20 минут собственно по платной трассе.
На трассе Краснодар — Ростов придется встретить три пункта взимания платы (ПВП) — два в Краснодарском крае и один в Ростовской области. На Кубани находятся ПВП 1223 (между станицами Ирклиевской и Старолеушковской) и ПВП 1184 (между хутором Веселая Жизнь и ст. Октябрьской). В Ростовской области (между Батайском и поворотом на Суходольск) раcположен ПВП 1093.
Трасса М4, платные участки: как их объехать?
Даже те граждане, которые никогда не выбирались за пределы России, наслышаны, что за границей за проезд по дорогам, а также за пользование мостами и туннелями надо раскошеливаться. Сейчас и в нашей обновленной России расторопные бизнесмены начали взимать деньги за проезд по дорогам. Яркий тому пример – трасса М4 («Дон»). Платные участки на ней появились в 1998-м. Сейчас на этой дороге их свыше 530 км, а в недалеком будущем станет почти в два раза больше. Чем, кроме оплаты, отличаются эти участки от альтернативных бесплатных? Есть ли выгода от их использования? Как водителям, не желающим выкладывать свои кровные, можно доехать до пункта следования, ничего не заплатив? Давайте разберемся.
Как сэкономить на платных участках трассы М-4: покупаем транспондер
Сервис
С апреля 2019 года стал платным еще один участок федеральной трассы М-4 «Дон», расположенный на Кубани. Стоимость проезда днем составляет 200 рублей, ночью – 120 рублей. Это добавляет еще больше смысла покупке специального устройства бесконтактной оплаты — транспондера. С ним и абонементом проезд выйдет дешевле и, что важно, быстрее (за счет экономии времени на оплате).
Разберем подробнее и в в цифрах тарифы на новом платном отрезке и выгоду, которую может принести транспондер.
Платный участок дороги М4: правила оплаты
Плата взимается на специальных пунктах, расположенных на трассе. Они видны издалека, и проехать мимо них невозможно. При подъезде к платному участку М4 водителю нужно снизить скорость, выбрать одну из полос, ведущих к кассам. Электроника автоматически определит категорию автомобиля, и на табло возле кассы высветится сумма к оплате. Можно заплатить наличкой или с помощью банковской карточки.
Платные участки М4 имеют два тарифа, в зависимости от времени суток: с полуночи до семи утра действует ночной тариф, он существенно ниже дневных расценок, которые продолжаются с семи утра до полуночи.
Сколько стоит проезд по платным участкам дороги М-4?
Стоимость проезда зависит от категории транспорта.
Категория I — легковые авто, высотой не более 2 м и мотоциклы.
Категория II — микроавтобусы и крупные легковые авто высотой 2-2,6 м.
Категория III — пассажирские и грузовые двухосевые машины, высотой более 2,6 м.
Категория IV — пассажирские и грузовые машины, с тремя и более осями, высотой более 2,6 м.
Также цена проезда по дороге М-4 зависит от времени движения (день или ночь) и типа оплаты. Оплата наличными или картой получается дороже, чем транспондером.
Историческая справка
Трасса М4, платные участки которой сейчас вызывают столько споров, ведет из Москвы в Новороссийск через такие крупные города, как Воронеж, Ростов-на-Дону и южная столица России Краснодар. Ее протяженность равняется 1543,7 км. Часть этого пути от Москвы до Ростова-на Дону некогда называлась трассой № 5 и была построена в конце шестидесятых годов прошлого века. В этот период дорога была двухполосной, с шириной полотна всего 7 метров. В годы перестройки началось строительство ее дублера, на котором не устанавливали светофоры, то есть, ее пытались сделать скоростной. В 1990-м сдали в эксплуатацию 18,4 км, включающих два участка в районе Домодедова. До 2000 года развитие трассы М4 активно продолжилось, в результате чего дорога стала на 500 км длиннее и протянулась до Джугбы, плюс в нее вошел кусок Сухумского шоссе до Новороссийска, а также появилось 135 км участков-дублеров с полотном до 8 полос. Они были построены в Московской и Тульской областях на средства из госбюджета. В тот период за проезд по М4 деньги не взымались.
Информация
Автомобильная дорога М-4 «Дон» носит статус объекта федерального значения. Общая протяженность шоссе равна 1543 км. Магистраль «пронизывает» 7 субъектов РФ, объединяя две крайние точки маршрута: Москву и Новороссийск.
Расчет стоимости маршрута
Проложить маршрут
Промежуточные пункты (осталось 7 пунктов)
Расход на 100 км
Первоначально строительство проходило федеральной дороги в 60-х гг. прошлого столетия. К 2010 году дорога перешла под контроль государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). Затем обслуживающая организация провела мониторинг состояния дорожного полотна. Оценка экспертов показала: более половины площади покрытия давно устарело и нуждалось в капитальном ремонте.
Сегодня федеральная трасса М-4 «Дон» считается одним из важнейших направлений центральной части России. По степени обслуживания, качеству дорожного полотна трассы М-4 «Дон» вплотную приближается к высокому европейскому уровню.
Транспондер
Существует еще один способ снизить затраты на проезд по трассе М4 “Дон”. Платные участки обойдутся дешевле, если производить расчет с помощью прикрепленного на стекло транспондера. Его можно купить в специальных пунктах продаж. Транспондер – небольшое электронное устройство с батарейкой, которой хватает на несколько лет работы.
Принцип его действия прост: при подъезде к пунктам оплаты водитель перестраивается в ряд с надписью T-Pass и снижает скорость до 20 км/ч, раздается одинарный сигнал, и льготная стоимость снимается со счета дистанционно. Нет нужды останавливаться, доставать деньги или карточку, получать сдачу, теряя время. Как правило, на рядах T-Pass не бывает пробок, в отличие от обычных рядов.
Транспондер особенно выгоден для водителей, которые постоянно пользуются этой дорогой. Даже при систематических поездках из столицы в Воронеж экономия существенна. Главное, не забывать пополнять счет. Это можно сделать через Личный кабинет, с помощью платежных терминалов, электронными деньгами, с телефона или банкомата. Причем, если деньги на лицевом счете подходят к концу, транспондер предупредит об этом владельца двойным сигналом.
Расценки каждого пункта взимания оплаты (ПВП) на пути из Краснодара в Ростов-на-Дону.
На ПВП 1223
Категория I
200 руб. днем, 120 руб. ночью при оплате наличными или картой.
170 руб. днем, 102 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория II
300 руб. днем, 180 руб. ночью при оплате наличными или картой.
255 руб. днем, 153 руб. ночью транспондером.
Категория III
400 руб. днем, 240 руб. ночью при оплате наличными или картой.
340 руб. днем, 204 руб. ночью транспондером.
Категория IV
700 руб. днем, 400 руб. ночью наличными или картой.
595 руб. днем, 374 руб. ночью транспондером.
На ПВП 1184
Категория I
140 руб. днем, 70 руб. ночью при оплате наличными или картой.
119 руб. днем, 59,5 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория II
210 руб. днем, 105 руб. ночью при оплате наличными или картой.
178,5 руб. днем, 89,25 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория III
280 руб. днем, 140 руб. ночью при оплате наличными или картой.
238 руб. днем, 119 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория IV
560 руб. днем, 280 руб. ночью при оплате наличными.
476 руб. днем, 238 руб. ночью при оплате транспондером.
На ПВП 1093
Категория I
60 руб. днем, 35 руб. ночью при оплате наличными или картой.
51 руб. днем, 29,75 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория II
90 руб. днем, 55 руб. ночью при оплате наличными или картой.
76,5 руб. днем, 46,75 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория III
110 руб. днем, 70 руб. ночью при оплате наличными или картой.
93,5 руб. днем, 59,5 руб. ночью при оплате транспондером.
Категория IV
230 руб. днем, 120 руб. ночью при оплате наличными или картой.
195,5 руб. днем, 102 руб. ночью при оплате транспондером.
Таким образом водителям легковушек за движение по платным участкам между Краснодаром и Ростовом-на-Дону придется заплатить от 192 до 400 руб. в зависимости от формы оплаты и времени движения.
Водителям крупных легковых авто и микроавтобусов придется потратить от 289 до 600 руб.
Платные участки
В результате строительно-дорожных манипуляций значительно повысила свою пропускную способность и стала более удобной трасса М4. Платные участки на ней начали появляться с 1998 года. Первый был длиной всего 20 км и огибал поселок Хлевное. Открывали этот кусок пути с пафосом, так как он стал первой платной дорогой во всей России. С 2000-х реконструкция со строительством объездных участков велась с завидной активностью. Результатом явились сразу два платных участка:
1. На 225,6-260 километрах (объезд протяженностью 35 км города Богородицка). Сейчас от МКАД до него практически весь отрезок трассы платный (за исключением небольшого кусочка длиной в 14 км от пересечения М4 с дорогой на Узловую до пересечения с дорогой на поселок Черная Грязь).
2. На 287,8-321,3 километрах (объезд протяженностью 34 км городка Ефремов).
Сейчас водители легковушек платят здесь от 35 рублей, в зависимости от времени суток и класса авто, а водители фур – от 240 рублей.
Возврат абонемента и денег за неиспользованные поездки
Вернуть абонемент можно только до окончания его срока действия и при следующих условиях:
- если поездок по абонементу не было;
- если поездок не более двух, то за вычетом использованных поездок;
Возврат средств с абонента, по которому совершалось три и более поездок — не осуществляется. Вернуть деньги за неиспользованные поездки можно в любом из пунктов обслуживания и продаж.
В итоге при регулярном применении сумма экономии составляет до 75% от полной стоимости проезда.
Какой транспондер лучше?
Для оплаты проезда платных участков автомобильной дороги М4 «Дон» лучше всего использовать транспондер «Т-pass», который распространяет и обслуживает ООО «Автодор – Платные Дороги».
Самый выгодный транспондер для оплаты проезда «T-pass». Транспондеры Автодора бывают обычные и тематических серий. У меня транспондер из серии «Времена года»
«T-pass» даёт максимальную скидку при оплате, кроме того, транспондеры «Автодора» участвует в программе лояльности, позволяющей получить дополнительную скидку на проезд. Скидка даётся за баллы, полученные за каждый проезд через пункт взимания платы или за оплаченные километры с использованием транспондера T-pass. Так, за проезд от Санкт-Петербурга до Сочи я набрал 5 600 баллов (кроме М4 я ещё оплачивал проезд по М11), что позволяет мне приобрести дополнительную скидку в 10%. Причём накопленные баллы хранятся длительный срок и ими можно воспользоваться на следующий год.
Можно ли оплатить проезд на М4 с помощью транспондера «ЗСД? Да, можно проехать с транспондером «ЗСД» по выделенной полосе для владельцев транспондеров и оплата будет проведена. Но заплатить придётся полную стоимость, без скидки. О скидках которые даёт транспондер ЗСД на М11, а также об особенностях этой платной автомобильной дороги можно узнать в статье «Стоимость проезда по М11«.
Если у вас транспондер Западного скоростного диаметра и подключена услуга интероперабельности, то вы сможете оплатить проезд на М4, но скидки не будет. Это информация на лето 2021 года. Проверить актуальность информации можно на официальном сайте Автодора
Скидка на проезд при оплате транспондером «ЗСД» на платных участках трассы М-4 «Дон», вне зависимости от времени проезда и класса транспортного средства, не предоставляется.
Категории транспорта
Стоимость платного участка М4 зависит от категории, присвоенной транспортному средству (ТС). Их четыре, классифицируются по высоте ТС и количеству его колесных осей:
Что такое транспондер и где его взять
Транспондер — специальное электронное средство регистрации проезда. Он работает от батарейки, прикрепляется на ветровом стекле за зеркалом заднего вида и передает радиосигнал в радиусе 10 метров. Принимая этот сигнал, ПВП списывают со счета владельца транспондера плату за проезд.
Плата транспондером имеет свои преимущества. Первое – это скидка 30% на оплату дневного проезда и 50% на оплату ночного. Второе – возможность следить за счетом устройства через приложение avtodor. Третья – доступ ко всем полосам платной трассы (на полосах безостановочного проезда платить можно только с помощью транспондера).
Существуют и свои минусы. Некоторые пользователи жалуются на большие очереди на въезде и выезде. Другие отмечают, что зачисление денег на счет транспондера занимает слишком долгое и неопределенное время. В инструкции к устройству сказано, что зачисление может занять от получаса до двух часов, но по отзывам водителей, порой зачисления денег на счет приходится ждать и сутки. В результате может сложиться ситауция, когда, положив деньги на транспондер, водитель не может ими воспользоваться и вынужден на ПВП оплачивать проезд картой или налом. Чтобы избежать подобных накладок водители советуют пополнять счет транспондера заблаговременно — за один-два дня до предполагаемой поездки по платной трассе.
Транспондеры бывают двух типов – персонифицированные и не персонифицированные. Не персонифицированный – т.е. анонимный – можно заказать на официальном сайте «транспондер t-pass», или приобрести в салонах «Мегафон» и «Связной», а также на пунктах взимания платы.
Персонифицированный можно завести в Центре продаж и обслуживания. В Краснодарском крае такие центры находятся на ПВП 1223, ПВП 1884 и непосредственно в Краснодаре, в дополнительном офисе продаж (Бизнес-центр «AVM- ORSETTO» ул. Уральская, 75/1 корпус 1, офис 309).
Нововведения «Автодора»
В 2010 году управляющим трассой «Дон» стала компания «Автодор», которая весьма положительно относится к платному проезду для водителей.
Специалисты компании первым делом провели анализ состояния дороги и занялись ее ремонтом, попутно строя новые обводные пути. В результате стала более качественной, но и более дорогой трасса М4. Платные участки с 2010 года появились на таких километрах:
– 330,8-414,7 (объезд поселка Яркино и города Елец).
– 416,9-464 (объезд Задонска).
В обход славного города Воронежа было построено несколько платных участков общей протяженностью 141 км. Они начинаются на 492 км, а заканчиваются на 633 км, огибая Воронеж, Новую Усмань и Рогачевку. Бесплатные вставки здесь очень короткие, так что три пункта оплаты установлены практически один за другим.
Состояние платных участков трассы М4 «Дон»
На мой взгляд, качество платных участков различается. Если по М11 от Санкт-Петербурга до Москвы зоны отдыха, дорожное покрытие, разметка и т.п. по качеству однородно, то М4 этим похвастаться не может.
Наверное, это связано ещё и с тем, что участки на М4 вводились в эксплуатацию не одновременно, а в разные года. Поэтому те участки, которые появились относительно недавно, например, обход Лосево в Воронежской области или обход с. Новая Усмань, довольно неплохие.
Зона отдыха на участке обхода Лосево
Главное, что мешает на М4, так это часто встречающиеся пункты оплаты проезда. Особенно неудобно, когда для того чтобы оплатить, приходится ещё и в очереди стоять.
Если бы на пути был один или два пункта, то ещё терпимо. А если проехать М4 целиком, и при поездке в Крым или Сочи из Москвы или Санкт-Петербурга это придётся сделать, то пунктов будет четырнадцать. Кстати, если планируете этим летом путешествие на машине к морю, советую заранее подумать о месте ночлега на М4.
Если вы собираетесь в путешествие к морю на машине, то возможно для вас актуален вопрос поиска места ночевки на М4 «Дон». Возле это трассы появилось много отелей в которых можно остановиться для отдыха. С учётом того, что в летний сезон желающих ехать на отдых много, лучше позаботиться о месте ночлега заранее.
Сколько платных участков на трассе М4 («Дон»)
Подводя итоги вышесказанному, можно подсчитать, что на сегодняшний день по пути из Москвы в Ростов-на-Дону придется преодолеть 9 платных участков. По областям они распределены следующим образом:
– 3 в Воронежской.
Кроме того, в Липецкой области открыто 5 платных съездов на трассу.
В целом заплатить за проезд от Москвы до Ростова-на-Дону теперь придется за легковое авто от 510 рублей, а за фуры – от 2660 рублей в одну сторону, но, вполне возможно, что цены будут меняться.
Центры продаж и обслуживания
С целью качественного, оперативного обслуживания водителей на федеральной трассе М-4 «Дон» открыты пункты предоставления сервисных услуг:
- Три центра созданы в МО: 33 км, 51 км, 71 км трассы М-4 «Дон».
- По Тульской области расположены еще 3 точки: 133, 228, 322 км трассы М-4 «Дон».
- Липецкая область: 339 км М-4 «Дон».
- Дополнительные 3 отделения созданы в Воронежской области: 515 км, 545 км, 620 км трассы М-4 «Дон».
- Единственный пост Ростовской области – 1093 км трассы М-4 «Дон».
- Два пункта Краснодарского края: 1184 км, 1223 км трассы М-4 «Дон».
Кроме стационарных пунктов обслуживания клиентам доступен интернет-магазин (http://tpass.me/shop/), где любой желающий может приобрести новейшую модель транспондера от фирмы «T-Pass».
Как объехать платную дорогу от МКАД до Каширы
Напомним, что с точки, где МКАД пересекается с улицей Липецкой, берет начало трасса М4. Платные участки открыты с 21-го км, но пока «Автодор» перегородил шлагбаумами дорогу и установил первый пункт оплаты лишь на 62-м км. Поэтому от МКАД до пересечения с А107 (это 51-й км трассы М4) можно ехать даром. Также пока не оплачиваются съезды в направлении Видного (на 22-м и 24-м километрах), съезды в направлении Домодедово (это на 31-м, далее на 34-м и 46-м километрах) и съезд на А107. Тем, кто следует дальше, от МКАД можно бесплатно ехать по Каширскому шоссе до населенного пункта Ситне-Щелканово. Далее на развилке дорога пойдет в сторону Ступино. Здесь на перекрестке перед железной дорогой нужно свернуть на проспект Победы, по нему вернуться на Каширское шоссе и следовать до конечного пункта. Недостатком маршрута является довольно большая загрузка Каширского шоссе и, как следствие, частые пробки. Сейчас идет реконструкция этой дороги, так что, если ее оставят бесплатной, это будет неплохой вариант.
Заправки
Несмотря на обилие заправочных станций, плотно размещенных по всей магистрали, опытные водители не торопятся подъезжать к ближайшей АЗС.
Стартуя из столицы России, водители заправляют полный бак в Москве, а следующий «привал» совершают уже на подъезде к Воронежской области. Далее придется затянуть пояса потуже: терпеть нужно до самого Ростова-на-Дону.
Дистанцию от Воронежской области до Ростовской области водители предпочитают «пробегать» на одном дыхании. Причина тому – плачевное качество местного топлива на заправках.
На АЗС можно не только «накормить» автомобиль, но и плотно перекусить самому. Практически каждая станция оборудована мини-маркетом с разными вкусностями. А если усталым путникам повезет – случится замечательный отдых в уютном кафе (например, Макдоналдс).
Для релаксации водителя после утомительной дороги идеально подходят заведения, расположенные в Черноземье и на территории Ростовской области.
А вот ситуация с туалетами в регионах сильно отличается. Мгновенно возникает аналогия с географическими особенностями М-4, растянутой вертикально: от севера к югу. Точно так же ухудшается качество уборных комнат от одной области к другой. Особенно плачевно дело обстоит с туалетами в южных широтах. Такая «каморка» вынесена как отдельная постройка за двориком АЗС. Печально, что чистоту внутри редко кто соблюдает.
Как объехать платную М4, следуя в Богородицк и Ефремов
Объезды платных участков на трассе М4 есть в нескольких вариантах. Так, следующим в Богородицк и дальше можно воспользоваться схемой проезда, указанной выше. Это значит, надо по Каширскому шоссе ехать до Ступино, там свернуть на проспект Победы, вернуться на Каширское шоссе, не заезжая в Каширу, следовать до развилки перед поселком Зендиково, на ней свернуть на Воронежское шоссе либо продолжать движение по Каширскому до трассы Р22, уводящей от М4 все дальше. В районе Венёва это расстояние составляет примерно 30 км. Чтобы этим маршрутом доехать до Богородицка, придется попетлять по проселочным дорогам, качество которых далеко от удовлетворительного, а кроме того, «намотать» лишние километры.
Некоторые водители советуют ехать до Богородицка и близ расположенных населенных пунктов бесплатно по Симферопольскому шоссе (М2). Состояние дорожного полотна здесь отличное, скорость можно развивать до 90 км/ч. За Тулой нужно свернуть на дорогу, ведущую в Болохово и ехать по ней до Черной Грязи. Там будет съезд на бесплатный участок М4. Разница составит несколько кидометров. Те, кому нужно в Ефремов, могут, следуя по этой же М2, не заезжая миновать Тулу, Щекино и свернуть вправо на перекрестке в поселке Лукино. Оттуда практически прямая дорога приведет в Ефремов.
Альтернативные дороги
Для тех, кто не желает платить за дорогу, открыт дополнительный бесплатный маршрут. Он состоит из 12 участков. Естественно, качество покрытия эконом-варианта несколько хуже. Из-за этого по трассе действует жесткий лимит скорости.
Объездные пути намного длиннее платной дороги, поэтому затраты времени значительно возрастают. Подробно рассмотреть альтернативный путь поможет приведенная ранее схема.
Состояние и перспективы
С начала «нулевых» по всей территории дороги выполнялись масштабные ремонтные работы. Благодаря проведенной модернизации большая часть М-4 получила разделение проезжих частей и качественное ночное освещение. На участках пересечения с другими магистралями спроектированы многоуровневые транспортные развязки, были построены дополнительные «обходы» населенных пунктов.
Состояние дорожного полотна отвечает действующим регламентам. Но в курортный сезон дорожная обстановка накаляется до предела. Большие потоки туристов из прилежащих регионов создают огромные транспортные заторы (пробки).
Износом асфальтового покрытия «занимаются» грузовые автомобили, транспортирующие сельскохозяйственную продукцию. Водители многотонных автомобилей часто везут товар со значительным перегрузом. Колеса тяжелого автомобиля продавливают раскаленный асфальт. В результате на дороге остаются глубокие следы, появляются ямы. Государство борется с такими водителями введением штрафов за перегруз, а также ограничением движения многотонных автомобилей днем.
По итогам реконструкции на всем протяжении федеральной трассы минимальное количество полос вырастет до четырех. Кроме того, ГК «Автодор» планирует поэтапно нарастить число платных отрезков дороги. Вдоль шоссе будет создано свыше 20 рекреационных зон с широким спектром услуг для полноценного отдыха путников, ремонта автомобилей. На 2020 год запланирован проект объездной дороги вокруг города Краснодар.
Контакты
Головной офис компании «Автодор» расположен по адресу: город Москва, Страстной бульвар, 9.
Главный центр курирует вопросы сотрудничества с юридическими лицами, обрабатывает входящую корреспонденцию. Обслуживанием физических лиц, продажей сопутствующего оборудования (транспондеры фирмы «T-Pass») занимаются Центры продаж.
Заключение
Федеральная трасса М-4 «Дон» – важная магистраль, которую активно используют независимо от времени года. По пути следования к черноморским берегам зерновозы везут продукцию к портовым терминалам для дальнейшего экспорта, туристы двигаются к песчаным пляжам, а любители приключений получают удовольствие от великолепных пейзажей вокруг. Каждый преследует свои цели, но всех объединяет одно название – федеральная дорога М-4 «Дон».
ли со статьей или есть что добавить?