Ремни на шкив размеры

Содержание

Ремень поликлиновый: размеры по ГОСТ, характеристики

Одним из наиболее надежных ремней для узла автомобильных (генератор, помпа, гур и т.д.) двигателей является поликлиновой. Ремень этот отличается по составу, по геометрии и прочности от обычных приводных ремней для авто. Разберем более подробно структуру, форму, виды, ресурс, стоимость.

Поликлиновые ремни в ременной передаче

Сегодня мы рассмотрим еще один вид ременных передач, недостаточно подробно описанный в доступной конструкторам технической литературе. Это поликлиновые ремни (англ. термин “ribbed belt”). В бывшем СССР были разработаны ТУ 38 – 105763 – 89, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих поликлиновые ремни и шкивы для них, не всегда соответствует этим ТУ. Зарубежные производители следуют стандартам DIN 7867/ISO 9982.

На нашем рынке свою продукцию предлагают такие производители, как Megadyne (Италия).

Подбор ремня по размерам и маркировке для замены на оборудовании

Наибольшую сложность при подборе ремня на замену, как правило, вызывают несколько типов ремней. Подбор клинового ремня классического профиля, потому что существует несколько вариантов обозначений данного типа ремней (ГОСТ, DIN, RMA). Подбор зубчатых и клиновых ремней ContiTech, когда стоит ремень другого производителя.

    .
  1. Выбор аналога клинового ремня по обозначениям других производителей.
  2. Выбор аналога зубчатого ремня.

Профили и размеры клиновых ремней – сводная таблица

Свое наименование «клиновой ремень» приобрел из-за схожести с клином, имеющий фигуру поперечного сечения. Это изделие — ведущий элемент ременной передачи, который проходит установку в различных приводах для передач крутящего момента. Ремни в виде трапеции обеспечивают более сильное сцепление с валом, они снижают нагрузку на взаимодействующие части. У клинового ремня как и других видов, имеется профиль и обозначение размеров.

Чертеж шкива под клиновой ремень

Шкив, чертеж с размерами детали, которая является частью ременной или канатной передачи, передает крутящий момент (усилие) от вала к приводному ремню или канату.

Чертеж шкива под клиновой ремень

Чертеж шкива под клиновой ремень

Механизм, который состоит из двух шкивов (насаженных и закрепленных на осях) и кольцевого приводного ремня находящегося между ними, принято называть ременной передачей.

Шкив — это приводное колесо для передачи или получения крутящего момента от приводного ремня. Ременная передача использовалась людьми с античных времен, в средние века началось массовое ее применение в деревенских прялках. С началом промышленной революции ими оснащался каждый станок. В наши дни шкивы широко применяются в двигателях внутреннего сгорания, станках, бытовых приборах, ручном электроинструменте. Приводные ремни и колеса подверглись стандартизации – это позволяет добиться их взаимозаменяемости. Стандартизованы также правила и приемы изображения деталей на чертежах.

Чертеж шкива под клиновой ремень

Плоскоременные передачи

  • жесткими при скорости <10-15 м/с и значительных диаметрах шкивов с помощью скрепок, скобок, заклепок, накладок с винтами и др.;
  • шарнирными при скорости <15-25 м/с с помощью проволочных крючков, соединяемых металлическими или жильными стержнями, и спиралей.

Клиноременная передача применяется при скорости от 5 до 30 м/с для нормального и от 5 до 40 м/с для узкого сечения соответственно. Передаваемая мощность до 50 кВт, передаточное число n<7, число ремней в передаче 2-8. Клиновые ремни выполняются бесконечными прорезиненными, трапецеидальной формы с несущим слоем в виде нескольких слоев кордткани или шнура. В зависимости от соотношения ширины и высоты ремни изготовляют трех типов: нормального, узкого и широкого, применяемого в бесступенчатых передачах (вариаторах) по ГОСТ 24848.1-81 и ГОСТ 24848.3-81.

Стандартизированы следующие расчетные (по нейтральной линии) длины ремней: 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000,. 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000, 4500, 5000, 5600, 6300, 7100, 8000, 9000, 10 000, 11200, 12 500, 14 000, 16 000, 18 000.

Шкивы имеют в ободе канавки под клиновой ремень. Угол канавок варьируется в диапазоне от 34° до 40° и зависит от диаметра шкива.

Понятие шкива

Он предназначен для передачи крутящего момента с ведущего вала на ведомый. Для работы такого привода оба вала располагают параллельно. На каждый вал надевают и закрепляют плоское колесо, их располагают в одной плоскости. Колеса соединяют бесконечным гибким приводным ремнем. При вращении приводного шкива сила трения заставляет двигаться ремень, облегающий часть его поверхности. Это движение передается ведомому шкиву, заставляя его вращаться.

Ременная передача распространена среди бытовой техники, механизмов станков малой и средней мощности, в различных двигателях внутреннего сгорания.

Она обладает следующими достоинствами:

  • простое устройство;
  • возможность передачи значительной мощности, современные клиноременные пары транслируют до 400 квт;
  • высокая скорость вращения, до 50 м/с;
  • плавный и малошумный ход;
  • демпфирование вибраций и рывков приводного вала при передаче вращения;
  • проскальзывание при перегрузках срабатывает как предохранительный механизм.

Сам шкив – это диск на валу. Он состоит из двух основных частей: обода и ступицы. Обод- это внешняя часть детали. Она входит в зацепление с ремнем и в зависимости от типа привода может быть плоской или иметь углубление по форме ремня. Боковые выступы над ободом называют щеками. Они удерживают ремень от соскальзывания. Если привод клиновой, то щеки делают наклонными, они несут дополнительную функцию- увеличивают площадь зацепления.

Если используется зубчатый привод, то на поверхности обода делают зубья соответствующей формы.

Если используется параллельно несколько ручьев, на ободе делают несколько канавок.

Ступица- внутренняя част шкива. Он имеет отверстие для крепления на валу. Часто обод и ступица отливаются, вытачиваются или фрезеруются в виде единой детали.

Для снижения веса изделия в теле шкива оставляют пустоты, формируя спицы. При изготовлении из дерева наличие спиц обуславливалось технологией изготовления.

Для обеспечения взаимозаменяемости шкивов их типоразмеры, технологические требования, маркировка стандартизованы. Они описаны в ГОСТ 20889-94. «Шкивы для приводных клиновых ремней» и в ГОСТ Р 50641-94 (ИСО 4183-89).

В стандартную маркировку входят следующие параметры:

  • число ручьев;
  • профиль используемого приводного ремня;
  • диаметр (считается по корду);
  • обозначение втулки.

Так, маркировка 8 SPC 500 обозначает восьмиручьевый шкив под профиль SPC с диаметром 500 мм.

Чертеж шкива под клиновой ремень

Стандартизованы также и правила изображения шкивов на чертеже. Чертеж должен быть построен так, чтобы изделие можно было изготовить, точно соблюдая форму и размер.

Что означает ремень поликлиновой

Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.

Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.

Классификация по способу передачи энергии:

  • передача трением;
  • передача зацеплением.

Классификация по виду ремней:

    1. плоские ремни;
    2. клиновые:
      • вариаторные;
      • вентиляторные;
      • многоручьевые;
    3. поликлиновые ремни;
    4. тяговые ремни;
    5. зубчатые;
    6. транспортировочные (конвейерные ленты);
    7. протяжные;
    8. ремни круглого сечения (пассик).

    Номинальные расчетные диаметры dp шкивов, мм:

    50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106); 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620); 630; (670); 710; (750); 800; (850); 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900); 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550); (3750); (4000) мм.

    Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

    Таблица соответствия и маркировка

    В отличие от товарных знаков, производителей, размер клинового ремня определяются их профилем. Фактически, профиль самого клинового ремня имеет стандартный размер, состоящий из трех основных параметров: ширина, высота и длина, которая измеряется вдоль шнура Lp по ГОСТу и по внутреннему краю (Li).Замеры, преимущественно, производятся с помощью штангенциркуля. Что касается других вышеперечисленных физических величин, то они строго определенные параметры. Стоит учесть, что в профиле учитывают множество разных особенностей ремня, которыми могут быть:

    • классические;
    • узкопрофильные;
    • с фасонным зубом.

    Профиль каждого из этих типов ремней разделен на группы. Все категории имеют буквенное обозначение. При этом как русские, так и латинские названия могут использоваться для ремней с классическим профилем, например, Z, A, B, C, D, E и обязательные 0, А, Б, В, Г, Д.

    Размеры и профиль вы можете увидеть в приведенной таблице.

    Профиль Размеры сечения, мм Расчетная длина ремня, мм
    Z(O) 6х10 500-2500
    B(Б) 11х17 630-9000
    C(В) 14х22 1180-9500
    D(Г) 19х32 1600-12500
    E(Д) 23,5х38 4000-14000

    Характеристики поликлинового ремня:

    поликлиновой ремень

    • высокий КПД, около 98%;
    • применяются в высокооборотных высоконагруженных узлах;
    • Поликлиновый ремень (ПР) работают с минимальным шумом, нежели обычные ремни;
    • Широкий диапазон, могут применять на валах с маленьким диаметром, меньше 20 мм.
    • Порог износа высокий, высокий ресурс.

    Благодаря своей геометрии и качеству материалов поликлиновой или ручейковый ремень передает мощность практически без потери. Где устанавливается такие ремни, должны быть натяжители.

    2. Выбор аналога клинового ремня по обозначениям других производителей.

    Требования современной промышленности очень высоки и производители ремней пытаются выпускать продукцию, чтобы им соответствовать. Поэтому при подборе ремня необходимо учесть, что кроме размеров которые определены ГОСТ и DIN, производители выпускают ремни, обладающие более высокими техническими характеристиками, чем стандартные. Если в вашем оборудовании стоит усиленная версия ремня того или иного производителя, то замена на стандартный ремень не рекомендуется, т.к. ресурс стандартного ремня будет ниже. Усиленные и специальные клиновые ремни, в том числе, выпускаются для различных специальных применений, где стандартный ремень вообще не сможет правильно работать. Поэтому мы рекомендуем выбирать для замены ремни ContiTech со схожими характеристиками, часто это позволяет в дальнейшем реже менять ремни, чем, применяя ремни других фирм.

    Данная таблица поможет вам при подборе ремня ContiTech, если на вашем оборудовании применяется клиновой ремень производства компаний Gates или Optibelt .

    Z, A, B, C, D, E SPZ, SPA, SPB, SPC SPZ, SPA, SPB, SPC SPZ, SPA, SPB, SPC AX XPZ, XPA, XPB, XPC 3L, 4L, 5L
    AA, BB, CC 3V, 5V, 8V 3V, 5V, 8V 3V, 5V, 8V BX CX 3VX, 5VX
    CONTI®-V DIN 2215 CONTI®-V DIN 7753 CONTI®-V DIN 7753 ADVANCE CONTI®-V DIN 7753 POWER CONTI®-V FO-Z CONTI®-V FO-Z ADVANCE CONTI®-V Garden
    Optibelt VB SK Red Power II Blue Power SUPER TX SUPER X POWER
    Gates HI Power® II V-belts Super HC® PREDATOR® V-belts Hi Power X QUAD POWER III / SUPER HC MN Truflex® / PoweRated®

    Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива передачи, мм

    В табл. 1 указаны минимальные расчетные диаметры шкивов для клиновых ремней разных сечений. Уменьшение диаметров по сравнению с указанными в таблице недопустимо, так так это приведет к быстрому выходу ремня из строя.

    Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива клиноременной передачи

    Круглоременная передача

    применяется для передачи малых мощностей. В таком типе передач применяют кожаные, хлопчатобумажные, текстильные или прорезиненные ремни диаметром 4-8 мм. Шкив имеет канавку полукруглой или клиновидной формы с углом 40°.

    Зубчато-ременная передача применяется при скоростях 50 м/с и мощности до 100 кВт при передаточном числе n:12 (20). Ее преимущества: отсутствие скольжения, малые габариты, незначительное начальное натяжение. В соответствии с ОСТ 38 05246-81 ремни изготовляются замкнутой длины из неопрена или полиуретана и армируются металлическим тросом.
    Зубья ремней имеют трапецеидальную или полукруглую форму. Во избежание схода ремня шкивы имеют по одному ограничительному диску с разных сторон либо малый шкив имеет два диска с обеих сторон.

    3. Выбор аналога зубчатого ремня.

    Один из основных параметров ремня – это профиль зуба. Различают два основных варианта зубчатых ремней: ремни с дюймовых шагом и трапецеидальным профилем зуба и ремни с метрическим шагом и криволинейным профилем зуба.

    Ремни с дюймовым шагом у всех производителей обозначаются одинаково и сложно ошибиться при выборе аналога.

    Единого стандарта по маркировке ремней с метрическим профилем зуба нет, и разные производители маркируют зубчатые ремни по-разному. Зубчатые ремни с метрическим профилем изготавливают в нескольких исполнениях для различных по нагрузкам и условиям работы применений.

    Данная таблица поможет вам подобрать ремень ContiTech, если у вас стоит ремень другого производителя:

    SYNCHROBELT® HTD 3M, 5M, 8M, 14M, STD S8M
    MXL, XL, L, H, XH, XXH
    SYNCHROFORCE® CXP HTD 3M, 5M, 8M, 14M, STD S8M SYNCHROFORCE® CXA HTD 8M, 14M, STD S8M SYNCHROFORCE® Extreme HTD 8M, HTD 14M, S8M, C8M, C14M SYNCHROCHAIN® C8M, C14M
    Gates Power Grip 3M, 5M, 8M, 14M,
    MXL, XL, L, H, XH, XXH
    PowerGrip® GT2, PowerGrip® GT3
    3MGT, 5MGT, 8MGT, 14MGT
    Polychain® GT 2, 8MGT, 14MGT Polychain® GT 2, 8MGT, 14MGT
    Optibelt Omega, ZR HTD 3M, 5M, 8M, 14M, STD S5M, S8M, S14M
    MXL, XL, L, H, XH, XXH
    Omega HP HTD 3M, 5M, 8M, 14M Omega HL HTD 8M, 14M
    Megadyne ISORAN® RPP3 RPP5 RPP8 RPP14, STD S8M
    MXL XL L H XH XXH
    ISORAN®SILVER RPP5 RPP8 RPP14 ISORAN®GOLD

    Компания Gates рекомендует использовать ремни серии Power Grip (3M, 5M, 8M, 14M, 3MGT, 5MGT, 8MGT, 14MGT)в шкивах HTD. Профили ремней Optibelt Omega и Megadyne RPP имеют несколько отличную от профиля HTD форму зуба (см. на рисунках), однако большая часть шкивов в оборудовании имеет профиль HTD (очень часто ремни с профилем RPP работают в шкивах HTD), поэтому применение ремня с профилем HTD рекомендуется. Даже, если у вас стоит шкив с профилем RPP, вы можете использовать ремень с профилем HTD или STD.

    Форма зуба HTD Форма зуба Omega Форма зуба RPP
    ремни htd ремни Omega ремни RPP

    Надеемся, данная информация помогла вам выбрать правильный ремень. Если у вас остались какие либо сомнения в правильности выбора ремня на замену, то вы всегда можете связаться со специалистами нашей компании, они с удовольствием проконсультируют вас по всем техническим вопросам.

    Наш адрес: г. Москва, Хибинский проезд, д.20, офис. 303
    Наш телефон: +7 (495) 128-18-08
    Официальный представитель Contitech в России

    29. Профиль канавок шкивов (ГОСТ 20889-88)

    рисунок

    Wp— расчетная ширина канавки шкива; b — глубина канавки над расчетной шириной; dp— расчетный диаметр шкива; h — глубина канавки ниже расчетной ширины; е — рас­стояние между осями канавок; f— расстояние между осью крайней канавки и ближайшим торцом шкива; а — угол канавки шкива; de— наружный диаметр шкива; r— радиус за­кругления верхней кромки канавки шкива; М — ширина шкива.

    Применение шкивов

    Клиновые приводы – одни из самых широко используемых в самых различных механизмах и устройствах с высоким крутящим моментом и угловой скоростью. Прежде всего- это двигатели внутреннего сгорания. Кроме того, клиноременные пары применяются в таких областях, как:

    • вентиляторы и кондиционеры;
    • компрессорные установки, как поршневых, так и винтовых;
    • транспортные системы зданий: лифты, эскалаторы, травелаторы;
    • сельхозмашины;
    • дорожно-строительная техника;
    • горные машины;
    • промышленные технологические установки;
    • станки;
    • бытовая техника;
    • ручной электроинструмент;

    и во многих других отраслях.

    Чертеж шкива под клиновой ремень

    Зубчатые передачи используются в тех случаях, когда требуется передать значительный крутящий момент без пробуксовок. Зубчатоременной привод не требует сильного натяжения для хорошего сцепления. Он дает существенно меньшую радиальную нагрузку на ось, чем другие ременные передачи.

    Применяются такие приводы в:

    • автомобильных моторах, для механизма газораспределения;
    • силовых приводах станков и промышленных механизмов;
    • в технологических установках пищевой, фармацевтической, химической отрасли.

    Поликлиновые шкивы отлично справляются в так называемых серпантинных передачах, когда один привод снабжает энергией вращения много потребителей, и при этом следует по весьма извилистой траектории. Поликлиновые передачи позволяют передавать значительные моменты и достигать больших оборотов без увеличения габаритов.

    Их используют как в тяжелом машиностроении, так и в производстве бытовой техники.

    Вариаторные приводные колеса применяются везде, где необходимо без остановки вращения и снятия нагрузки плавно изменять обороты и крутящий момент. Они популярны в таких сферах, как:

    • трансмиссии автомобилей, мотоциклов, другого колесного транспорта;
    • конвейеры;
    • точные станки для обработки металла, дерева и других материалов;
    • сельхозмашины.

    Современный вариатор превосходит по своим эксплуатационным характеристикам и ручные, и гидравлические трансмиссии.

    Чертеж шкива под клиновой ремень

    Плоскоременные приводы используются там, где требуется передать вращение на значительные расстояния (до 7-9 м) и погасить удары, толчки и другие динамические нагрузки, передаваемые от ведущего вала к ведомому (или в обратном направлении). Они применяются:

    • в прессовом и другом кузнечном оборудовании;
    • в приводах лесопилок;
    • в технологическом оборудовании текстильной промышленности;
    • в мощных центробежных насосах.

    Круглоременные приводы используются для малонагруженных передач в точных приборах, бытовой электронике и технике.

    Они также легко перекрещиваются и, при посредстве дополнительных пассивных шкивов позволяют связывать ведомый и ведущий валы, находящиеся в разных плоскостях и под углом друг к другу, а также изменять направление вращения.

    Шкивы

    для ременных передач изготовляются литыми, сварными или сборными. Материал и способ изготовления шкивов определяются максимальной скоростью ремня. Получают распространение шкивы из пластмассы и текстолита (при скорости вращения менее 25 м/с). Шкивы, работающие со скоростью более 5 м/с, подвергаются статической балансировке, а шкивы быстропроходных передач, особенно при значительной ширине – динамической балансировке. Величина допустимого дисбаланса приведена в справочной таблице.

    Где применяется ремень с продольными канавками?

    Ремни ручейкого типа или поликлиного имеют широкий спектр применения:

    • в узлах, работающих при высоких нагрузках;
    • в конструкциях с высоким передаточным числом;
    • в конструкциях с большими угловыми скоростями;
    • в конструкциях с небольшими диаметром ременных валов.

    ПР пользуются спросом в автомобильной промышленности, тракторной, станкостроительной, металлургической, химической, бытовой, атомной энергетики.

    Такой простой элемент в ременных передачах, как ремень решает много вопросов. Благодаря использованию качественного ремня ручейкого типа улучшаются следующие показатели:

    1. Снижение уровня шума.
    2. Увеличение межремонтного периода.

    Чтобы не уменьшить ресурс ремня генератора, следует следить работой обгонной муфты генератора.

    Нормы точности для изготовления шкивов

    В стандарте даются также нормы точности для изготовления шкивов:

    • допускаемое отклонение от номинального значения расчетного диаметра шкивов — по h11;
    • предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных резанием, должны быть не более:
      • ±1° — шкивов для ремней сечений Z, А. В;
      • ±30′ — шкивов для ремней сечений С, D, Е, ЕО.

      Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно оси должен быть не более:

      • 0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с -1 ;
      • 0,15 мм — при частоте вращения шкива свыше 8 с -1 до 16 с -1 ;
      • 0,10 мм — при частоте вращения шкива свыше 16 с -1 .

      Значение параметра Ra шероховатости рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.

      Условное обозначение шкивов для приводных клиновых ремней

      Приведены система условных обозначений шкивов и примеры условного обозначения шкива.

      Схема построения условного обозначения шкивов

      Схема построения условного обозначения шкивов

      1 — тип шкива;

      2 — сечение ремня;

      3 — число канавок шкива;

      4 — расчетный диаметр шкива;

      5 — диаметр посадочного отверстия;

      6 — марка материала;

      7— обозначение стандарта на шкив.

      Пример условного обозначения шкива для клиноременной передачи

      Пример условного обозначения шкива для приводных клиновых ремней типа 1, с сечением А, с тремя канавками, расчетным диаметром dp = 224 мм, с цилиндрическим посадочным отверстием d1 = 28 мм, из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412 -85:

      Шкив 1А 3.224.28.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

      То же, с коническим посадочным отверстием:

      Шкив 1А 3.224.28.К.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий