Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора
Родственные тональности – еще один пласт теоретической базы, необходимый музыканту для более грамотного и осмысленного сочинения музыки. Понимая, как они работают, вы сможете работать с композицией и аранжировкой не на интуитивном, а осознанном уровне, придумывая множество различных ходов для конкретно вашей песни. В этой статье мы подробно расскажем, что такое родственные тональности, как они определяются, и дадим всю необходимую теоретическую базу для понимания предмета.
Основы лада и тональности в музыке
Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор .
Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой , и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.
Тональности имеют названия , по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).
Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).
Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).
А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.
Какие тональности считаются параллельными
Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор , ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.
Не стоит путать параллельные тональности и родственные . Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.
Усовершенствованный градусник тональностей
Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.
На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).
Для того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.
Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.
Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.
Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ .
Чем различаются одноименные тональности?
Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.
Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.
Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.
Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная. Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.
Что относится к родственным тональностям
Если вы видите, что в двух разных тональностях используется один и тот же аккорд – то эти ключи родственны друг к другу. При этом существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в звукоряде. Если аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой – то это считается первой степенью родства. Вторая – когда трезвучие просто присутствует в тональности. Третья – отсутствие общих аккордов вообще.
Каким образом определяется
Рассмотрим гамму до-мажор. Нас интересуют все ступени со второй по шестую. Седьмую ступень трогать не будем, так как она не относится к родственным. Получаем Dm, Em, F, G, Am.
При использовании гаммы гармонического мажора и понижении шестой ступени имеем фа-минор. В результате у нас шесть трезвучий, а значит, и шесть тональностей.
Первая степень родства определяются по наименованиям данных аккордов, потому что они – тоники в их гаммах. Выходит, родственные ключи по отношению к до-мажору: Dm, Em, F, Fm, G и Am.
Вторая должна иметь хотя бы одно из трезвучий в собственной гамме. В нашем варианте:
- D – общий аккорд Em;
- Bb – D;
- Db – Fm.
Превращение мажора в минор и наоборот
Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.
Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.
Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.
Как ещё можно использовать градусник тональностей?
Как известно, запомнить ключевые знаки в тональностях можно и без градусника, например по «мажорным правилам». «Мажорными правилами» мы тут назвали правила для быстрого нахождения знаков в мажорных тональностях. Напомним их вам:
- в диезных тональностях последний диез на ступеньку ниже, чем тоника;
- в бемольных тональностях тоника прячется за последним бемолем (то есть равна предпоследнему бемолю).
Кроме того, все тональности со временем и даже очень быстро запоминаются, что необходимость куда-то подсматривать просто отпадаем. Так как же можно применить градусник тональностей?
Во-первых, очень удобно смотреть по нему разницу в знаках. Берём две тональности, подсчитываем, на сколько градусов они различаются, и получаем ответ. Например, тональности Ре мажор и Фа мажор различаются на три знака. А тональности До бемоль мажор и До-диез мажор – на 14 знаков.
Во-вторых, по градуснику можно легко найти главные ступени – субдоминанту (так называется IV ступень в ладу) и доминанту (так называется V ступень). Доминанта будет находиться на градус выше от тоники, а субдоминанта – на градус ниже. Например: для До мажора (тоника До) доминантой будет звук «соль» и доминантовой тональностью будет Соль мажор, а субдоминантой будет звук «фа», субдоминантовой тональностью – Фа мажор.
В-третьих, градусник позволяет быстро находить основные родственные тональности. Тональностей первой степени родства всего шесть (об этом мы ещё будем говорить подробно чуть позже), и пять из них можно определить почти мгновенно! Как? Одна родственная тональность находится на той же ступени градусника, что и та, у которой мы ищем «родственников», ещё две – на градус выше, и ещё две – на градус ниже. Шестую «засекреченную» тональность по градуснику искать неудобно (этому мы научим вам позже).
Например, найдём пять родственных тональностей для ми минора. Это будут: Соль мажор (на той же уровне «температуры»), Ре мажор и си минор (на градус выше), До мажор и ля минор (на градус ниже). Шестой тональностью будет Си мажор (как искать, пока не говорим).
Или ещё пример: поищем ближайших «родственников» для Ми-бемоль мажора. Это будут: до минор (в той же клеточке), Си-бемоль мажор и соль минор (выше), а также Ля-бемоль мажор и фа минор (ниже). Шестой тональностью здесь является ля-бемоль минор (куда занесло-то).
Таким образом, применение у нашего градусника может быть довольно широким. Если же вам известны ещё какие-то иные способы работы с такой схемой, то, пожалуйста, отпишитесь об этом в комментариях к данной статье. А также задавайте свои вопросы, если они у вас появились.
А теперь давайте сделаем музыкальную паузу. Предлагаем вам послушать замечательную музыку великого Людвига ван Бетховена. Для вас прозвучит соната для скрипки и фортепиано № 5 под названием «Весенняя»
Бетховен — Соната № 5 «Весенняя» для скрипки и фортепиано
Как определить параллельную тональность ещё быстрее?
Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!
Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.
Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.
Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.
Соотношения одноименных тональностей в музыке
Композиторы очень любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как такие сочетания мажора и минора создают тонкие и выразительные, но в то же время очень яркие контрасты в музыке.
Один из ярких примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но периодически в ней появляется жизнеутверждающий рефрен в Ля мажоре.
Смотрите, вот начало знаменитого рондо, тональность ля минор:
Немного погодя, мы видим, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:
Ну а теперь можно послушать произведение целиком. Если вы слухач, то можете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.
Моцарт – Турецкое рондо
Итак, из сегодняшнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их находить и как получить мажорную гамму из минорной и наоборот. В материалах прошлых выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как запомнить знаки во всех тональностях. В следующих выпусках мы расскажем о том, какие тональности являются родственными и о том, что такое градусник тональностей.
Родственные тональности на кварто-квинтовом круге
Внутри круга тональностей вы сможете найти только родственные ключи первого порядка. Для этого вам нужно выбрать желаемую тональность, отступить от нее один сегмент как по часовой стрелке, так и против, и выделить область из шести входящих в этом поле ключей. Это – не только список аккордов в тональности, которую вы выбрали, но и ключи с родством первого порядка. Если ваша тональность минорная – то просто выберите параллельный ей мажор.
Второй порядок можно получить схожим способом. Если области из шести аккордов, входящих в тональность, пересекаются друг с другом, то это родственные тональности второго порядка.
Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)
Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.
Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.
Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.
ли со статьей или есть что добавить?