Российские гонщики формулы 1

Содержание

Никита Мазепин в «Хаасе» — новый россиянин в Формуле-1, кто он такой, биография и фото

Дмитрий Захарченко

Впервые российский пилот вышел на старт гонки Формулы-1 в 2010 году — это был Виталий Петров. Затем пришёл и ушёл Даниил Квят, мелькнул, не успев заявить о себе, Сергей Сироткин, вернулся Квят — но и он в конце сезона-2020 потерял место в «Альфа Таури». Тем не менее Россия без своего пилота в «Больших призах» не останется — в составе «Хааса» дебютирует Никита Мазепин.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Мы любим автоспорт во всех проявлениях, но, в первую очередь, нас интересуют достижения российских гонщиков. Рассказываем, какие пилоты в каких чемпионатах защищают честь России и есть ли у нас надежда увидеть российского чемпиона в элите автоспорта.

  • 07.04.2021
  • /
  • Автоспорт , Автоспорт
  • /
  • Роман Кузнецов

Еще двадцать лет назад российские гонщики в лучшем случае могли надеяться на роль резервных пилотов в слабейших командах чемпионатов мира по автоспорту. Но после 2010 года, когда в «Формуле-1» дебютировал Виталий Петров (к слову, наш главный редактор), уже на протяжении 11 лет мы видим российских пилотов в Королевских гонках. Лишь один сезон 2013 года обошелся без наших гонщиков, но Даниил Квят, Сергей Сироткин и теперь Никита Мазепин подхватили «знамя» автоспорта, популярность которого после открытия Sochi Autodrom в 2014 году растет с каждым годом по экспоненте.

К 2021 мы можем констатировать, что почти во всех ведущих автоспортивных сериях соревнуются пилоты из России. В этой статье мы расскажем о наиболее заметных представителях из нашей страны в международном автоспорте в рамках чемпионатов, проводимых Международной автомобильной федерацией FIA.

Пилоты Формулы-1 на советских и российских машинах: Сенна, Райкконен, Монтойя, Баттон, Петров

Дмитрий Захарченко

В Формуле-1 за всю историю существовали лишь две команды, представлявшие России, но обе на самом деле были «прописаны» в Англии, и серьёзных успехов в чемпионате ни «Мидланд», ни «Маруся» не добились. Однако звезды Формулы-1 всё-таки сидели за рулём отечественных машин. Некоторым понравилось, а пара пилотов даже взяла на них титулы.

Россияне в Формуле-1, Ф-2 и Ф-3 в сезоне-2020: Квят, Шварцман, Маркелов, Мазепин, Смоляр

Дмитрий Захарченко

Никогда в истории первый Гран-при сезона не приезжало столько россиян в качестве призовых пилотов — пять гонщиков выйдут на старты заездов в эти выходные, а ещё один находится в Шпильберге в качестве резервиста. В преддверии первого этапа Формулы-1, а также начала сезона в гонках поддержки — Ф-2 и Ф-3 — представляем участников из России.

Поедет «на российском флаге»

Никита Мазепин родился 2 марта 1999 года в Москве. Он сын Дмитрия Мазепина, основного владельца и председателя совета директоров Объединённой химической компании «Уралхим», состояние которого оценивается в несколько миллиардов долларов. Приход Никиты Мазепина в «Хаас» совпал с подписанием крупного спонсорского контракта между командой и «Уралкалием» — одним из акционеров компании также является Дмитрий Мазепин.

Никита Мазепин на предсезонных тестах в Бахрейне

Никита Мазепин на предсезонных тестах в Бахрейне

Фото: Clive Mason/Getty Images

Согласно контракту, автомобиль «Хааса» будет выкрашен в фирменные цвета «Уралкалия» — белый, синий и красный, которые недвусмысленно образуют на бортах автомобиля российские флаги. Поначалу спорной раскраской заинтересовалось ВАДА, запретившее российским спортсменам использовать национальную символику на соревнованиях уровня чемпионата мира — в том числе и в Формуле-1. Однако «Хаас» является американской командой и имеет право раскрашивать свои автомобили в любые цвета.

Официального одобрения ливреи от ВАДА нет, однако и конкретных претензий от агентства пока не последовало. Но в случае их появления ФИА обязана будет подчиниться требованиям антидопингового агентства.

Никита Мазепин — «Формула-1»

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Разумеется, начинаем с F1 — главного вида автоспорта на планете. В «Формулу-1» попадают только лучшие из лучших, пожалуй, это единственный вид моторных видов спорта, который действительно широко известен и популярен во всем мире. Участие в F1 — это возможность заявить о себе в элите автоспорта.

С 2010 по 2012 год в «Формуле-1» выступал Виталий Петров, с 2014 по 2017 и с 2019 по 2020 — Даниил Квят, в 2018 году — Сергей Сироткин. И вот, в сезоне 2021 года пришла очередь нашего Никиты Мазепина.

Никита — вице-чемпион GP3, бронзовый призер азиатского чемпионата «Формулы-3», победитель Гран-при «Формулы-2». Уже в этом сезоне наш пилот будет выступать за американскую команду Haas. Изначально команда была известна своими успехами в главном американском автоспорте — NASCAR, однако владелец команды Джин Хаас принял решение о приходе в Королевский автоспорт с сезона 2016 года.

Команда уже произвела впечатление на наших болельщиков: российская компания «Уралкалий», председателем совета директоров которой является отец Никиты, Дмитрий Мазепин, стала титульным спонсором Haas. В итоге американская команда в 2021 будет выступать… в цветах российского флага — по крайней мере, расположение цветов на ливрее точь-в-точь повторяет триколор.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

И это особенно символично на фоне решения WADA о запрете российских атрибутов в «Формуле-1», вплоть до флага, гимна, герба, наименований «Россия» и «русский».

Но в разрезе спортивных результатов не стоит ждать чудес. За последние годы Haas пережили сразу несколько серьезных кризисов — сначала в 2019 году неудачей закончилось сотрудничество с компанией по производству энергетических напитков Rich Energy, которую и вовсе подозревали в мошенничестве. В итоге, команда закончила сезон лишь на девятом месте. В 2020 году все стало еще хуже — из-за коронавируса Haas едва уложились в сроки подготовки к новому сезону, и в чемпионате они стали одной из худших команд.

По состоянию на 2021 Джин Хаас прямо озвучил цели команды — подготовка к сезону 2022, когда сменится технический регламент. Уже сейчас известно, что по ходу текущего сезона шасси и двигатель не будут дорабатываться, поэтому прогнозы специалистов не внушают оптимизм — предпоследнее или последнее место в чемпионате. Тем не менее, дебютный сезон Никиты можно рассматривать как трамплин в будущее — его напарником по команде станет чемпион «Формулы-2» Мик Шумахер. Именно борьба с партнером по команде станет ключевым фактором, определяющим будущее российского пилота. И если Никита Мазепин докажет на трассе, что достоин остаться в элите мирового автоспорта, то уже с 2022 мы сможем надеяться на регулярные очки и даже подиумы.

Гран-при Китая 2010: первые очки российских пилотов в F1

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Безусловно, одна из лучших гонок для России в Больших Призах. Виталий Петров, который проводил всего четвертую гонку на тот момент в F1, квалифицировался на четырнадцатой позиции. Но уже к середине Гран-при Китая в бескомпромиссной борьбе Виталий смог прорваться в первую пятерку, правда, откатившись потом назад после волны пит-стопов.

Отметим, что гонка проходила при моросящем дожде, и в целом считается классикой «Формулы-1». Победу одержал Дженсон Баттон в составе команды McLaren. Что касается нашего парня, он поучаствовал в борьбе практически со всеми пилотами, включая Льюиса Хэмилтона. Но главное, за четыре круга до финиша Виталий Петров обогнал… самого семикратного чемпиона мира, Михаэля Шумахера в составе Mercedes!

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

А за два круга до конца гонки Виталий и вовсе смог пройти пилота Red Bull Марка Уэббера. Того самого Уэббера, который будет лидером чемпионата к последней гонке сезона 2010. В итоге Петров смог вырвать седьмое место и принести первые очки России в истории «Формулы-1». Легендарный гонщик в легендарной гонке — однозначно, стоит посмотреть всем болельщикам в нашей стране.

Квят: новая ливрея, прежняя команда

В сезоне-2020 Даниил Квят будет выступать за «Альфа Таури» — предстоящий Гран-при Австрии для этой марки будет первым. Однако под новой ливреей скрывается всё та же «Торо Россо», с которой Квят поднялся на подиум в Хоккенхайме и перезапустил карьеру после года отсутствия на стартовой решётке. И вместе с прежней командой — прежняя ответственность.

Напарник россиянина — Пьер Гасли, по которому и будут мерять Даниила в этом году, — тоже поднимался на подиум и тоже обрёл второе дыхание после неудачи в «Ред Булл». Ему, как и Квяту, есть, что доказывать, и, как показала концовка прошлого года, есть, что показать. Едва ли дуэль Квята с Гасли будет чересчур ожесточённой, но принципиальной — точно.

Даниил Квят на тестах в Барселоне

Даниил Квят на тестах в Барселоне

Для обоих гонщиков сезон в «Альфа Таури» — временный вариант, из которого есть только два выхода — на место Албона в «Ред Булл» или в другую команду (по примеру Риккардо и Сайнса). Но оба они возможны только в случае очевидной победы над напарником. А при худшем исходе можно вовсе вылететь из Ф-1.

Кирилл Смаль и Владислав Ломко

Российский пилот SMP Racing Кирилл Смаль родился 20 мая 2005 года. Неоднократный участник и победитель различных чемпионатов по картингу, участник Чемпионата мира по картингу FIA (CIK FIA World Championship).

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

С самого детства Смаль в автоспорте, и он сразу стал показывать отличные результаты, что и привело его в академию. В 2020 году Кирилл хорошо выступил в итальянской «Формуле-4»: наш гонщик в составе Prema набрал 30 очков и смог подняться на вторую строчку в финальном заезде сезона. Хороший результат, учитывая достаточно конкурентный состав F4 в Италии. Уже известно, что в 2021 году гонщик также продолжит выступать в итальянской «Формуле-4», хотя он творит сенсации уже сейчас!

Зимой 2021 года в Объединенных Арабских Эмиратах проходила зимняя серия «Формулы-4». Пять этапов (в рамках которых прошли 20 гонок) в течение одного месяца — короткая дистанция, но наши пилоты сумели отличиться! Наш гонщик Владислав Ломко (молодой пилот из Санкт-Петербурга, участник французской «Формулы-4» и призер юниорских серий, гонщик ADAC «Формула-4») завоевал в первой гонке поул-позицию!

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

И он лидировал до середины первого заезда, пока не произошел контакт с гонщицей Хамда Аль-Кубайси. Владислав затем все равно одержал несколько побед, передав эстафету Кириллу, который блестяще показал себя на стартах с реверсивной решетки, тоже завоевав несколько первых мест.

Итог: Кирилл стал бронзовым призером чемпионата, отличный результат для молодого пилота! Причем первенство выиграл Энцо Трулли — сын известного гонщика «Формулы-1» Ярно Трулли, победителя Гран-при Монако 2004. А наш Владислав Ломко, выступив всего лишь на одном этапе (в дальнейшем пилот не гонялся на данном чемпионате), занял высокое 12 место в зачете, и это тоже очень приличный результат.

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

Молодые российские пилоты продолжают атаковать!

Побеждал в Формуле-2 и GP3

В прошлом сезоне Никита Мазепин выиграл две гонки Формулы-2 и занял по итогам первенства пятое место. Для Мазепина это был второй год в Ф-2, и он продемонстрировал огромный прогресс, став ближе к концу чемпионата одним из быстрейших гонщиков в пелотоне. А за два года до этого — в сезоне-2018 — россиянин с четырьмя победами стал вице-чемпионом GP3, уступив лишь Антуану Юберу (француз погиб в 2019 году в Спа).

Однако, помимо побед, Никита также запомнился крайне жёсткими методами борьбы. Так, на этапе в Бельгии судьи оштрафовали россиянина: отбиваясь от Юки Цуноды, Мазепин выдавливал соперника с трассы. Из-за этих пяти секунд Никита лишился победы и в итоге был классифицирован вторым.

Роберт Шварцман — «Формула-2»

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Еще один наш гонщик на подступах к «Формуле-1» — Роберт Шварцман. Невероятно талантливый парень из Санкт-Петербурга, Роберт выиграл чемпионат «Формулы-3» в 2019 году, и очень долго лидировал в чемпионате «Формулы-2» в 2020.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

К сожалению, череда неудачных стратегических решений и невезение не позволили Шварцману взять титул F2 уже в дебютном сезоне, но наш пилот остается в команде Prema на сезон 2021, причем под первым номером, и уже сейчас о нем можно говорить, как об одном из главных фаворитов сезона.

Шварцман также является участником академии Ferrari.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

По ходу сезона 2020 в итальянской прессе ходили слухи, что Роберт дебютирует в «Формуле-1» уже в этом году, речь шла о команде Alfa Romeo, где ветеран автоспорта Кими Райкконен доезжает последние сезоны, а Антонио Джовинацци не показывает ярких результатов. И все-таки осенью 2020 было объявлено о том, что состав «Альфы» на сезон «Формулы-1» 2021 остается неизменным, и Роберту предстоит провести еще один год в «Формуле-2».

В последние сезоны младшие формульные чемпионаты набрали большую популярность в России, а все потому, что в «Формуле-2» равные по своей конфигурации болиды, и каждый из гонщиков имеет равные шансы на успех. Можно не сомневаться, что мы увидим зрелищные заезды в исполнении Роберта, тем более состав опять набрался очень сильный. Здесь и Дэн Тиктум в Carlin, и Кристиан Лундгаард в ART, и Фелипе Другович вместе с Гуань Чжоу в сильной команде UNI-Virtuosi. А самая главная интрига — вместе с Робертом Шварцманом в одной команде будет выступать… Оскар Пиастри, чемпион Формулы-Renault 2019 и чемпион «Формулы-3» 2020 года!

Можно не сомневаться, что нас ждет острая борьба за чемпионский титул. И мы будем болеть за нашего гонщика, ведь «Формула-2» является последней ступенью к «Формуле-1», и титул в ней практически гарантирует участие Роберту в элите автоспорта. Будущее Шварцмана в его руках, и мы надеемся увидеть нашего гонщика рядом с Никитой Мазепиным уже в 2022 году.

Гран-при Венгрии 2010: есть первая пятерка!

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Возможно, лучшая гонка Виталия Петрова в дебютном сезоне. Наш пилот Renault смог квалифицироваться на седьмой позиции, опередив своего напарника по команде. Роберт Кубица, как ни старался, не смог добраться до времени гонщика из России.

Сама гонка получилась боевой — достаточно вспомнить знаменитый инцидент между Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло, когда немецкий чемпион едва не «втер» в стену бывшего напарника по Ferrari! Но они оба остались позади нашего парня, как и Хюлкенберг вместе с Дженсоном Баттоном. Потому что Виталий показал невероятный темп в гонке, красивую борьбу и первый раз в сезоне финишировал в top-5! И это был лучший результат наших пилотов на тот момент.

Жаки Икс («Лада Самара», 1987-1990 годы)

Многократный победитель «24 часов Ле-Мана», звезда «Брэбэма» и «Феррари» в Формуле-1, Жаки Икс также известен своей победой на ралли «Дакар» в 1983-м. В следующие двадцать лет он ещё более десятка раз выйдет на старт этого марафона, но так и не сможет победить. Однако трижды это происходило на прототипах, построенных на базе советских автомобилей «Лада Самара».

Экипаж Жаки Икса на ралли «Дакар» — 1990

Экипаж Жаки Икса на ралли «Дакар» — 1990

Фото: Yves Forestier/Getty Images

Интересно, что изначально автомобиль, который пилотировал Икс, готовился литовскими инженерами по правилам Группы B, а когда её запретили, проект переориентировали на ралли-рейды. Прототип, подготовленный командой Пока — французского экспортёра советских автомобилей, был очень быстр, а предыдущая машина команды — на базе «Нивы» — и вовсе приезжала на подиум. Правда, на «Дакаре» выше седьмого места в генеральной классификации Икс с этими автомобилями подняться не смог.

Сироткин: в резерве «Рено»

Всего за несколько дней до начала уик-энда команда «Рено» объявила, что её резервным гонщиком остаётся Сергей Сироткин. Россиянин уже много лет работает с французами и какое-то время рассчитывал стать их призовым пилотом, но «Рено» раз за разом предпочитала иные варианты. Но сейчас — на фоне пандемии коронавируса — вопрос о возможном резервисте встаёт более остро: если кого-то из пилотов придётся изолировать, кому-то придётся ехать вместо него.

Отметим, что в прошлом году Сироткин совмещал роли тест-пилота в «Рено» и «Макларене», и если уж есть кто-то, кто готов прямо сейчас заменить Риккардо или Окона, то это Сергей. Россиянин превосходно готов физически, а в конце февраля тестировал автомобиль Формулы-2, в один из дней показав пятое время.

Матевос Исаакян

Российский пилот SMP Racing, родился 17 апреля 1998 года.

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

С одной стороны, Матевоса уже сложно отнести в категорию «молодежь», с другой стороны, пилот растет не в формульных сериях, а в совсем иной категории автоспорта. Гонки на выносливость! А там возраст в принципе смещен гораздо дальше, и в 23 года гонщик на «24 часа Ле-Мана» может считаться почти юниором.

Исаакян в 2018 году участвовал в FIA World Endurance Championship (LMP1), в 2019 году — в «Формуле-2», в 2020 году вновь принял участие в чемпионате мира по гонкам на выносливость и гонке «24 часа Ле-Мана» в классе LMP2.

В 2018 году экипаж нашего пилота долгое время шел на третьем месте в гонке «24 часа Ле-Мана» в классе LMP1, но Матевос попал в аварию. После пит-стопа на восьмом часе гонки машину сорвало на прямой, и пилот врезался задней частью в отбойник, повредив спойлер. Исаакян пытался продолжить заезд, но маршалы заблокировали продолжение гонки для нашего экипажа. И, разумеется, вспоминаем жуткую аварию Матевоса в 2018 на гонке «6 часов Спа».

Авария Матевоса Исаакяна. YouTube-канал der_erich712.

Еще один яркий эпизод в карьере — именно Матевос заменял Хуана-Мануэля Корреа в 2019 году после страшной аварии в Спа, где погиб Антуан Юбер. В составе команды Charouz Матевос проехал два этапа, но, к сожалению, не заработал зачетных баллов. Тем не менее, после очередной гонки в Ле-Мане 2020 мы можем рассчитывать на рост молодого пилота в WEC.

Александр Смоляр — «Формула-3»

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Еще один наш гонщик в младших формульных сериях — Алекс Смоляр. Призер российского и испанского чемпионатов «Формулы-4», наш пилот также отлично выступал в «Формуле-Renault». В совокупности у Алекса 10 побед, 10 поулов и более 30 подиумов в младших сериях.

С 2020 года Александр Смоляр выступает в «Формуле-3» — чемпионате, являющимся предпоследней ступенью на пути к «Формуле-1», который в 2018 году выиграл Мик Шумахер, а в 2019 — Роберт Шварцман. Самыми яркими гонками в сезоне 2020 для Алекса стали Гран-при Венгрии, где наш пилот взял поул, и Гран-при Великобритании, где Смоляр одержал победу, но лишился ее из-за неоднозначного решения судей. Сезон Алекс закончил на 11 месте, однако многие специалисты отметили сильное выступление российского гонщика.

В 2021 году пилот продолжит свои выступления в «Формуле-3» в составе команды ART. Напарниками Алекса станут настоящие монстры младших формульных серий — Фредерик Вести, который боролся за чемпионство F3 в 2020, и Хуан-Мануэль Корреа — бывший гонщик «Формулы-2», возвращающийся после страшной аварии 2019 года, в которой погиб Антуан Юбер. Можно не сомневаться, если Александр Смоляр одолеет своих напарников по команде и сможет въехать в первую пятерку чемпионата, шансы на «Формулу-2» значительно возрастут. Стоит отметить, что сильные гонщики редко задерживаются в молодежных чемпионатах, или интерес со стороны команд F1 и F2 значительно падает. Поэтому будущее Алекса зависит непосредственно от его выступления в 2021.

Хуан-Пабло Монтойя (ВАЗ-2108, 1993 год)

Колумбийский ветеран не просто катался за рулём российских машин, но и гонялся на них: в 1993 году 18-летний Хуан-Пабло стал чемпионом страны по кузовным гонкам, при этом выступал на «Ладе Самара». В десяти гонках Монтойя одержал семь побед и семь раз выигрывал поул. По некоторым данным, один экземпляр ВАЗ-2108 колумбиец получил в награду за титул.

В сезоне-1994 Монтойя уже гонялся в монокубке на автомобилях «Сааб», а в 1995-м перешёл в «формулы» — именно в них колумбийца ждут его главные победы, включая «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако Формулы-1.

Шварцман: чемпион Ф-3 приходит в Ф-2

Роберт Шварцман в прошлом году стал, пожалуй, главным российским пилотом и с блеском выиграл титул в дебютном сезоне в Формуле-3. Теперь Шварцман поднимается уровнем выше — в Формулу-2, и есть все шансы, что Роберт снова будет бороться за чемпионство.

Шварцман продолжит выступать в цветах «Премы», его новый напарник — Мик Шумахер, сын семикратного чемпиона Формулы-1, за плечами которого уже есть сезон в этом первенстве. Мик, правда, смотрелся не слишком впечатляюще и выиграл лишь одну (реверсивную) гонку. Но Шумахер и на уровне Ф-3 не сразу поехал на своём уровне, так что немец почти наверняка преподнесёт сюрпризы.

Предполагается, что лидером команды будет Шумахер — как более опытный, однако Шварцман никаких скидок для себя не делает и намерен на равных бороться с напарником. К тому же Ф-2 с этого переходит на новые более тяжёлые 18-дюймовые колёса, а потому прошлый опыт может оказаться не слишком релевантным. Тем интереснее будет следить за чемпионатом.

Видео можно посмотреть на «Чемпионате».

Алексей Несов

Российский гонщик родился 22 сентября 2003 года. Еще один талантливый пилот из России, который показал себя с лучшей стороны не только в формульном спорте, но и в туринге. В 2020 году Алексей стал самым молодым гонщиком международной серии GT Open из нашей страны при поддержке Kaspersky Lab.

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

В возрасте 16 лет пилот выступил за команду AKM by Antonelli, и с ходу экипаж в первых двух гонках занял места на подиуме. По итогам сезона молодой пилот стал вице-чемпионом — блестящее достижение! Причем были шансы и на чемпионский титул. Отметим, что до этого Алексей выступал в картинге и российской «Формуле-4», где занял призовое третье место, показав себя с сильной стороны рядом с лучшими гонщиками из нашей страны.

Можно не сомневаться, что пилот продолжит атаковать, и мы еще услышим о его успехах как минимум в классе «Гран Туризмо», а может быть, и в формульных чемпионатах.

«Хаас» почти наверняка будет одним из худших

Проблемы у американской команды продолжаются уже два года — на длинной серии кругов машина быстро становится нестабильной. Лишь недавно инженерам удалось установить, что причина кроется в деформации элементов подвески под воздействием длительной нагрузки — смещения компонентов приводят к срыву потока и сводят всю аэродинамику на нет.

Для решения этой проблемы почти наверняка необходимо перерабатывать всю заднюю часть, а у «Хааса» на это нет ни времени, ни денег. В руководстве команды решили перебросить все ресурсы на подготовку к сезону-2022, когда в силу вступит совершенно новый технический регламент. В итоге сезон-2021 Мазепину и его напарнику предстоит провести на де-факто устаревших и капризных автомобилях.

Ира Сидоркова — W-Series

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В последние сезоны Международная автомобильная федерация FIA значительно расширяет свои программы для девушек в автоспорте. Совсем недавно первой участницей академии Ferrari в истории как раз стала прекрасная представительница Испании — Майя Уэг.

В России мы болеем за Иру Сидоркову, одаренную гонщицу. Можно сказать, что Ира стала первой девушкой из нашей страны, широко известной на международной арене. Ира — призер Winter Karting Cup 2011 в Финляндии, призер Rotax 2015, победитель кубка по ледовым кольцевым гонкам в Питере 2017, чемпион Российской серии кольцевых гонок 2018, участник Формулы-4, участник и победитель многочисленных соревнований по картингу.

Уже в 2021 году девушка успела поучаствовать в азиатском чемпионате «Формулы-3», где, например, принимали участие действующие пилоты-парни и победители «Формулы-2» — Гуань Чжоу, Джехан Дарувала и другие. Сидоркова продолжает прогрессировать, и уже в этом году примет участие в W-Series — первом женском автоспортивном чемпионате в истории, гонки которого станут этапами поддержки «Формулы-1».

W-Series был создан в 2019 году в целях поддержки девушек в автоспорте. Ни для кого не секрет, что прекрасному полу гораздо труднее продвигаться в международных соревнованиях по моторным видам спорта, и по аналогии с другими соревнованиями было принято решение создать отдельный турнир для лучших гонщиц на планете.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В частности, победительница дебютного сезона W-Series Джейми Чейдвик — резервный гонщик команды «Формулы-1» Williams. К примеру, резервным пилотом команды F1 Alpine является… Даниил Квят.

В 2020 году W-Series отменили по причине COVID-19. Но в 2021 у нас будет возможность поболеть за Иру Сидоркову в главном женском чемпионате по автоспорту. В распоряжении девушек — одинаковая техника, победительницы и призеры этапов будут получать баллы в Суперлицензию FIA.

Таким образом, успех в W-Series — это прямой путь в элиту автоспорта и сотрудничество с командами «Формулы-1» и «Формулы-2». Ира будет на равных соревноваться с соперницами по чемпионату, и если она сможет одержать хотя бы несколько побед или завоевать пару подиумов, можно не сомневаться, что женский автоспорт в России получит невероятный импульс к развитию. Поэтому от результатов гонщицы зависит не только ее собственное будущее, но и будущее гонщиц в нашей стране.

Кими Райкконен (ВАЗ-2101, 1997 год)

«Копейка» была первым автомобилем в жизни Кими Райкконена — в этом финн сам признался ещё в конце 2000-х, когда выступал за «Феррари». «Не то чтобы блестящая машина, но надёжная и внутри тепло. Она до сих пор целая, так что в этом смысле — очень хорошая первая машина», — сказал он тогда.

Позже Кими ещё не раз вспоминал автомобиль, а в апреле прошлого года ещё раз похвалил его. «Это была идеальная первая машина! Достаточно мощная, чтобы дрифтить, с достаточным числом проблем, чтобы в них разобраться», — сказал он.

Маркелов: возвращение ветерана

Артём Маркелов — один из наиболее опытных и ярких пилотов в истории GP2 и Формулы-2. Москвич пришёл в этот чемпионат в 2014-м — из немецкой Формулы-3 — и поначалу не блистал результатами. Но уже на второй год в серии Маркелов поднялся на подиум в Спа, а в 2016-м завоевал первую победу — в Монако.

Артём Маркелов на тестах Ф-2 в Бахрейне

Артём Маркелов на тестах Ф-2 в Бахрейне

С тех пор Артём завоевал здесь ещё одну победу и второе место и стал в Ф-2 одним из главных специалистов по легендарной уличной трассе. Маркелов регулярно выигрывал гонки, часто поднимался на подиум и запомнился блистательными обгонами, но, увы, так и не стал чемпионом.

В прошлом году Маркелов перешёл в японскую СуперФормулу, но на незнакомой технике, незнакомых трассах и в сложных погодных условиях не смог себя проявить. Сейчас Артём возвращается в Ф-2 с новой командой HWA, известной по выступлениям в Формуле-Е и DTM, и у него снова есть шанс на титул.

Михаэль Белов

Российский пилот SMP Racing родился 27 октября 2001 года в Москве. По легенде и слухам в прессе, отец назвал гонщика в честь Михаэля Шумахера, семикратного чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1». И сын успешно несет гоночное бремя.

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

Профессиональную карьеру Михаэль начал в возрасте 16 лет в 2017 году в чемпионате SMP «Формула-4», выиграв последнюю гонку сезона. В 2019 году Михаэль присоединился к итальянской «Формуле-4», одновременно выступая в чемпионате ADAC «Формула-4». За время своих выступлений пилот завоевал несколько подиумов и одержал победу на этапе на Заксенринге, зарекомендовав себя, как быстрого гонщика.

Звездный час Михаэля настал в 2020 году: он заменил Дэвида Шумахера в команде Charouz Racing, и мы увидели сразу двух российских пилотов в «Формуле-3», Михаэля Белова и Александра Смоляра. А в гонке в Италии на трассе Монца пилот и вовсе стартовал с поула!

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

Правда, с реверсивной стартовой решетки, и хотя ему не удалось добиться высоких результатов, Михаэль все равно пополнил свой очковый запас на один зачетный балл.

Молодому гонщику сейчас всего лишь 19 лет, и мы ожидаем от него высоких результатов в будущем!

Напарник — сын Шумахера

Вместе с Мазепиным за «Хаас» в сезоне-2021 будет выступать Мик Шумахер, сын Михаэля — легендарного семикратного чемпиона мира. Для Шумахера-младшего главным достижением в карьере пока является прошлогоднее чемпионство Формулы-2, однако ранее — в 2018-м — он также взял титул в европейской Формуле-3. Отметим, что в обоих случаях напарником немца выступал другой россиянин — Роберт Шварцман.

Никита Мазепин и Мик Шумахер

Никита Мазепин и Мик Шумахер

Фото: Joe Portlock/Getty Images

Николай Грязин — WRC-2

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Вот и мировой чемпионат по ралли. Если быть точнее — WRC-2. Несмотря на огромную любовь к ралли в России, мировой чемпионат WRC очень слабо освещается в нашей стране, а успехи гонщиков исчисляются двумя подиумами WRC в сезоне 2012 легендарного российского раллиста Евгения Новикова, сына известного раллиста Максима Новикова.

В данный момент в младшем раллийном чемпионате соревнуется российский пилот Николай Грязин. С 2020 года в WRC-2 стартуют исключительно заводские команды на полноприводных турбированных автомобилях. Николай — сын чемпиона России по ралли 2001 года Василия Грязина, является чемпионом северной Европы NEZ по ралли 2015, вице-чемпионом Латвии по ралли в классе LRC3.

У Николая уже есть победа в WRC-2 — на Ралли Финляндии 2019! Грязин неоднократно занимал подиумы в младшем раллийном чемпионате, в данный момент пилот Hyundai Motorsport считается одним из самых талантливых раллистов современности и, возможно, лучшим раллийным гонщиком России.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В сезоне 2021 наш пилот идет на пятом месте в зачете младшего чемпионата, правда, довольно значительно отставая от лидера Андреаса Микельсена.

Впереди еще 10 этапов, и если Николай Грязин сможет попасть в тройку лучших по итогам чемпионата WRC-2, то мы можем рассчитывать на его выступление в главном раллийном чемпионате WRC. Другое дело, что Себастьен Ожье, Отт Тянак и Тьерри Нёвилль давно «монополизировали» победы в высшем классе, и пробиться в элиту ралли будет очень сложно. Но мы будем верить и поддерживать нашего гонщика!

Виталий Петров (2001)

Разумеется, не обошлось без российских машин в карьере Виталия Петрова — первого россиянина в Формуле-1. Собственно, с российских машин его карьера и началась — в 2001-м он выиграл Кубок Лада, затем стал чемпионом «Лады Революшен» и Формулы-1600 (в составе «АртЛайн»), и лишь затем отправился в европейские гонки.

Михаил Алёшин, Стоффель Вандорн, Виталий Петров и Борис Ротенберг на подиуме «24 часов Ле-Мана» — 2019 (на третьей ступени пьедестала)

Михаил Алёшин, Стоффель Вандорн, Виталий Петров и Борис Ротенберг на подиуме «24 часов Ле-Мана» — 2019 (на третьей ступени пьедестала)

Фото: James Moy/Getty Images

К слову, Петров выступал на российских машинах и совсем недавно, когда в 2019 году занял третье место в «24 часах Ле-Мана» за рулём российского прототипа BR1 команды SMP Racing. На этой машине выступали и другие экс-пилоты Формулы-1: Стоффель Вандорн (он в 2019-м был в экипаже с Петровым и Алёшиным), Брендон Хартли и Дженсон Баттон. Справедливости ради напомним, что прототипы строились совместно с «Далларой» и производство находилось в Италии.

Мазепин: на старте второго сезона

Никита Мазепин пришёл в Формулу-2 в прошлом году — после второго места в GP3 в сезоне-2018, но пока своего потенциала пилот не раскрыл: на финише гонок своего дебютного сезона выше восьмой позиции он пока не поднимался, и это при том, что напарник — Ник де Врис — стал чемпионом. Правда, далеко не факт, что в ART Grand Prix обе машины подготовлены одинаково: за последние восемь лет ни разу не было такого, чтобы оба пилота команды закончили чемпионат в топ-8.

Никита Мазепин

В 2020 году Мазепин будет выступать за новую для Ф-2, но хорошо знакомую ему лично команду Hitech — именно в ней Никита выступал в европейской Ф-3 в 2016-2017 годах. Напарником Никиты станет опытнейший итальянец Лука Гьотто, на фоне которого будет виден истинный уровень Мазепина.

Владислав Рябов

Молодой гонщик из Москвы родился 14 января 2006 года. С сезона 2021 года — пилот испанской «Формулы-4».

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

Владислав является победителем национальных соревнований по картингу, также входил в 30 лучших гонщиков на Кубке мира. К тому же пилот еще совсем молодой, и его успехи в карьере впереди.

Автор статьи знает Владислава по любительской лиге симрейсинга Simply eSports, где Рябов показал, как нужно по-настоящему технично нырять в поворот. Но если отбросить шутки, Владислав — действительно быстрый гонщик на настоящей трассе в реальном автоспорте, он живет гонками с 10 лет, с 12 лет уже перешел в спортивный картинг. Еще один шаг вперед в формульные гонки F4 с этого года — большое достижение для молодого пилота. Нет сомнений, что в своей новой команде GRS Рябов постарается показать максимально возможные результаты в F4, и кто знает, какой прогресс его ожидает в дальнейшем.

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

Ждем как минимум в «Формуле-3» через пару лет, хотя талант Владислава позволяет рассчитывать даже на большее.

В конце 2020-го угодил в скандал

В конце прошлого года в социальных сетях появилось неподобающее статусу публичного человека вообще и гонщика Формулы-1 в частности видео, на котором запечатлены Мазепин и его подруга. Видео было быстро удалено, однако оно успело спровоцировать скандал, после которого и пилоту, и команде пришлось выступить с извинениями.

Несмотря на это, в социальных сетях набрала популярность кампания против выступлений Мазепина в Формуле-1. В «Хаасе» подтвердили, что не намерены расторгать контракт с пилотом, однако под давлением общественности судьи будут пристально следить за каждым действием Мазепина и применят максимальные санкции, если получат повод.

Дженсон Баттон (ВАЗ-2103, 2013 год)

Первое знакомство британского чемпиона с российскими машинами произошло ещё в 2013-м, когда он принял участие в съёмках рекламного ролика для одного из спонсоров «Макларена». Роль Дженсона заключалась в том, чтобы проехать несколько кварталов в пригороде Будапешта за рулём «Тройки».

«Я люблю старые машины, но боюсь, что самое страшное — впереди», — нервничал британец перед съёмками. Чутьё не подвело: «Я очень сочувствую владельцам этих автомобилей, мы недостаточно заботимся о них. Не знаю, нормально ли это, но у меня постоянно всё мигало на приборной панели, — сказал он. — Но вообще было весело. Ручник работает, а это в старой машине — главное».

Смоляр: наш человек в Формуле-3

С переходом в Ф-2 Роберта Шварцмана первенство Формулы-3 без россиян не останется — в составе ART в этом году здесь поедет Александр Смоляр, который, как и Шварцман, представляет программу SMP Racing.

Последние два года Смоляр выступал в Еврокубке Формулы «Рено» — и в сезоне-2019 стал бронзовым призёром, победив в Монце, Монако и Хоккенхайме. Дотянуться до Оскара Пиастри, ставшего чемпионом, Александру тогда не удалось, но есть шанс на реванш в этом году — австралиец поедет за «Прему».

Гран-при Сингапура 2018: «да что ж за дебил!»

Вероятно, самая яркая и боевая гонка нашего Сергея Сироткина за рулем Williams. К сожалению, возможности машины не позволяли рассчитывать на многое в сезоне 2018 года, но наш гонщик боролся в каждой гонке.

Да, в Сингапуре Сергей в итоге не набрал очков, но весь мир запомнил его фантастическую дуэль с Серхио Пересом на пороге очковой десятки. В определенный момент, борясь бок о бок, у мексиканского пилота сдали нервы… и он просто протаранил нашего гонщика.

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Очень обидный инцидент, потому что в Сингапуре Williams выглядели не так беспомощно, как обычно, и у Сергея чуть ли не единственный раз в сезоне был темп относительно средней группы. И, разумеется, все фанаты автоспорта запомнили крик на эмоциях одного известного комментатора в сторону Чеко: «да что ж за дебил!» Мы не будем разбираться в моральных и этических аспектах данного эпизода, но фраза стала крылатой и «улетела» в народ, сам эпизод Сироткина против Переса вошел в анналы формульной истории России в автоспорте.

Возможно, со спортивной точки зрения эту гонку трудно отнести к разряду лучших, тем более в итоге Сироткин опустился вниз в таблице, но мы не могли не отметить боевой дух и потрясающую скорость Сергея. Уверены, каждый российский болельщик согласится, что один этот эпизод стоит того, чтобы включить Гран-при Сингапура 2018 в top-10 гонок российских пилотов.

Даниил Квят (ВАЗ-2105, 2015 год)

В 2015 году во время одного из визитов в Россию Даниилу Квяту пришлось уладить небольшой нюанс: сдать экзамены на водительские права. То есть гонщик Формулы-1 не имел прав водить автомобиль по дорогам общего пользования. В итоге россиянину пришлось сдавать экзамены в ГИБДД – якобы на общих основаниях вместе с другими автомобилистами. По крайней мере, таков сюжет ролика. А в распоряжении учеников была не первой свежести «пятёрка»…

Никита Троицкий

Следует упомянуть еще одного пилота. Российский гонщик родился в Финляндии 16 апреля 1999 года, вырос в Санкт-Петербурге. Соотечественник, и, если верить англоязычным источникам, друг Роберта Шварцмана. В 2015 году Никита участвовал в российском и французском чемпионатах «Формулы-4», в 2018 году выступал в европейском чемпионате «Формулы-3», где сенсационно одержал победу в Зандвоорте. Правда, после сезона 2018 информация о дальнейшей карьере Никиты в открытых источниках отсутствует. Если судить по странице Instagram, свои коррективы в будущее пилота внесла пандемия коронавируса в 2020 году. Тем не менее, желаем успехов молодому гонщику! Судя по всему, шансы на продолжение автоспортивной карьеры есть.

Российский автоспорт продолжает свое развитие. Виталий Петров принес первый подиум России в «Формуле-1», Даниил Квят развил его успех, став самым успешным пилотом в истории нашей страны. Сергей Сироткин смог завоевать очки в команде Williams, таким образом, 100% российских гонщиков в F1 имеют зачетные баллы в Королевском автоспорте.

Уже в этом году еще совсем молодые Никита Мазепин и Роберт Шварцман будут защищать честь страны в «Формуле-1» и «Формуле-2» соответственно, пока Алекс Смоляр попробует бороться за титул «Формулы-3».

Российская молодежь в автоспорте: кого ждать в «Формуле-1» через несколько лет?

И мы знаем, что даже если ребята через пару лет уйдут из большого автоспорта, у них за спинами уже есть молодые таланты как в «Формуле-4», так и в гонках на выносливость и в туринге, готовые встать на защиту российского флага в международном автоспорте.

Наша молодежь — проекция нас в завтрашнем дне. Поддержим наше будущее — поддержим молодых российских пилотов! И пожелаем им успехов в гоночном развитии.

Гран-при Германии 2019: четвертый подиум

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Просто одна из лучших гонок в истории «Формулы-1», поэтому вдвойне приятно, что эта история была написана при участии нашего гонщика. Команда Mercedes, проводившая Гран-при в оригинальной раскраске, полностью провалила гонку на родной земле. Сначала дело не пошло на пит-стопе Льюиса, затем Боттас разбил свой болид, и Хэмилтон был вынужден прорываться из задних рядов. В свою очередь Хюлкенберг и Леклер упустили отличные шансы на подиум, разбив свои машины. Но какая борьба шла на всех фронтах трассы!

В итоге, самыми расторопными оказались Феттель, Квят и Стролл. Пока Макс Ферстаппен безмятежно лидировал в заезде, эти гонщики смогли точно рассчитать время пит-стопа, и переиграть остальной пелотон. В финальной фазе гонки Даниил за рулем Toro Rosso совершил фантастический обгон Лэнса, и вырвался на вторую позицию! Однако против Себастьяна Феттеля, который прорвался с последних мест, наш пилот ничего сделать не смог.

Тем не менее: Квят, который в тот уик-энд к тому же стал отцом, принес четвертый подиум России в истории «Формулы-1»! Последний на данный момент. Фантастическая гонка фантастического гонщика, и точно одна из лучших гонок для российских пилотов. Кроме того, это был второй подиум в истории команды Toro Rosso после победы Себастьяна Феттеля в 2008 году.

Риккардо и Ферстаппен («Нива», 2018 год)

Тремя годами спустя российские автомобили опробовали Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен — в дни Гран-при Азербайджана они отправились покорять бездорожье близ Баку на «Нивах».

Поездка получилась короткой, но Риккардо автомобили полюбились. «Она очень приятная! — сказал австралиец. — Она клёвая, я хотел бы взять штук десять таких и устроить гонки в Австралии. Можете отправить в Перт десять таких? Пожалуйста!»

Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле 2020: Ace of spades

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Последний сезон Даниила Квята в «Формуле-1» к настоящему времени. В 2020 наш гонщик остался в команде Toro Rosso, переименованной в AlphaTauri по маркетинговым соображениям (Red Bull решили запустить рекламу коллекций своей одежды, бренд AlphaTauri был основан в 2016 году для расширения присутствия Red Bull в сфере моды). И опять хорошо проехал сезон!

Хотя в первой половине 2020 года нашему пилоту порой не хватало скорости из-за не лучших настроек, на осеннем отрезке сезона «Формулы-1», скомканного из-за пандемии COVID-19, Даниил смог найти оптимальный баланс, и начал регулярно опережать напарника по команде Пьера Гасли. Безусловно, лучшей гонкой нашего пилота в прошлом сезоне (а может быть, и вовсе лучшей за последние несколько лет) стал Гран-при Эмилии-Романьи на трассе Имола.

Наш гонщик провел всю гонку в борьбе, и на рестарте ближе к финишу смог отыграть ряд позиций, обойдя в том числе Серхио Переса и пилота Ferrari Шарля Леклера. В итоге Даниилу не хватило лишь одного обгона, чтобы принести России пятый подиум, но какая это была чудесная гонка! И последние круги прошли в упорной борьбе с бывшим напарником по Red Bull Даниэлем Риккардо.

После гонки уже весь паддок знал, что Квят не останется на сезон 2021, а сам Даниил праздновал четвертое место, сняв майку и громко включив композицию Motorhead – Ace of Spades.

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Рок жив! Как и российский автоспорт.

Гран-при Азербайджана в Баку 2021: колесо в колесо

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Прошлые успехи — это здорово, но не будем забывать и о настоящем времени. Конкретно, о Никите Мазепине. Наш пилот выступает в слабейшей команде, и ему довольно трудно показывать приличные результаты, однако в одной гонке он все же «выстрелил».

Речь идет о Гран-при Азербайджана 2021. У нашего пилота был сравнительно неплохой темп и достаточно много борьбы. На рестарте гонки, прошедшем на последних кругах, он и вовсе воспользовался ошибкой Хэмилтона, и прошел семикратного чемпиона мира! Да, Льюис виноват сам в том эпизоде, и обгон стал результатом ошибки семикратного чемпиона, но в итоге он так и не смог догнать нашего пилота.

А на финише мы увидели фантастический бой Никиты с напарником по команде, Миком Шумахером (сыном легендарного Михаэля Шумахера)! Никита на рестарте смог пройти Мика, но на финишной прямой Шумахер оказался быстрее, и буквально на флажке смог пройти Никиту в борьбе за самое высокое место команды в сезоне.

10 лучших гонок российских пилотов «Формулы-1»

Да, эпизод получился неоднозначным со спортивной точки зрения, его долго разбирали как эксперты, так и руководители команды Haas. В определенный момент Мазепин «закрыл калитку» Шумахеру. Но это была боевая гонка, и точно лучшая для Никиты на данный момент с точки зрения результата.

Болеем за наших! Надеемся, еще через 10 лет этот рейтинг расширится до двадцати, а может и до тридцати лучших гонок российских гонщиков в «Формуле-1». Главное — не останавливаться на достигнутом и прогрессировать в каждом сезоне. Мы все еще ждем первую победу российских пилотов в Королевском автоспорте, и верим: она не за горами.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий