Самый первый танк в мире фото

Первые танки

Из всех современных видов боевой техники танки появились на поле боя одними из последних — примерно столетие назад, фактически одновременно с первыми самолетами. Тем не менее современный танк, этот «новичок» полей боев, представляет собой основной инструмент наземной войны. Без него не обходится ни одна армия мира.

Танк «Марк» I

Настоящие монстры: 12 самых больших танков за всю историю

Танком называется боевая бронемашина, как правило, она имеет гусеничный ход, оснащена пулеметным и/или пушечным вооружением. Разработки первых танков начались еще в 1915 году, тогда было произведено несколько экспериментальных образцов.


Фото: Pixabay.com

Многофункциональной боевой машине не страшны преграды. Солдаты, находящиеся внутри, могут чувствовать себя в безопасности, а в случае необходимости имеют возможность открыть огонь и отразить нападение врага.

С развитием танкового производства, появилась классификация данной боевой техники:

  • Легкие.
  • Средние (до 30 тонн).
  • Тяжелые (свыше 30 тонн).
  • Сверхтяжелые.

Современное танкостроение направлено на разработку маневренных и компактных машин, на первый план выходит огневая мощь и высокая проходимость. В то время, как ранее конструкторы старались создавать танки крупных размеров, с толстой броней. Они считались самыми надежными и неуязвимыми. О таких бронемашинах пойдет речь в нашей статье.

Представляем рейтинг 12 самых больших танков в мире, составленный на основании данных портала hotcars.com.

Танки СССР (Советского Союза) и России

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

Как появился танк?

Человечество давно мечтало о специальной бронированной машине, способной защитить находящихся внутри её воинов от воздействия оружия врага. Известен проект хорошо защищённой повозки гениального итальянского художника, учёного, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Его проект был неосуществим в XV в., но, быть может, он дал толчок инженерной мысли. Ведь спустя несколько веков был создан танк.

От Царь-пушки к Царь-танку

Царь-танк Н. Н. Лебеденко

Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире. Статья про Царь-танк

Китайский ТИП-99

Китайский ТИП-99

Параметры технического устройства орудия для убийства и его внешний частично скопированы с российских и западных моделей танков. Тип-99 не всегда превосходно справляется с далеко расположенными мишенями, а вот противотанковые ракеты поражает достаточно успешно.

Китайские инженеры смоделировали практически аналогичную с отечественными танками автоматическую систему подачи боеприпасов. Средства поражения живой силы и вражеских укреплений находятся в том же отсеке, что и экипаж.

Уникальна китайская разработка наличием активной лазерной защитной системы, подавляющей сигналы противотанковых ракетных комплексов и системы сверхточного инфракрасного наведения. Помимо этого, лазеры, применяемые в китайской машине, способны лишать работоспособности вражеские оптические системы, также их можно применять против вертолетов.

Для ТИП-99 характерны быстрое изменение направления движения и наличие мощного мотора. Примерно 200 боевых машин этой модели находятся на вооружении вооруженных сил КНР. В любом случае рассматривая самые лучшие танки в мире нельзя умолчать о боевой разработке Китая.

От штыковых атак к окопной войне

Начальные сражения Первой мировой войны показали, насколько далеко продвинулось вперед вооружение армий мира. Пехота получила многозарядные винтовки с магазинами на 5, 10 или даже 20 патронов. Скорострельные пулеметы были способны выпустить по врагу до 700 пуль в минуту. На смену дульнозарядным пушкам, стрелявшим ядрами, пришли скорострельные артиллерийские установки, заряжаемые снарядами. В первых же встречных боях пехота несла огромные потери, из-за чего была вынуждена зарыться в землю. Тогда-то и возникла идея создать в помощь пехоте некое бронированное и вооруженное техническое средство для преодоления вражеской обороны — танк.

История развития танков СССР и России по моделям

Тяжелые танки

Средние танки

Танкетки

Легкие танки

  • АТ-1
  • СУ-18
  • СУ-26
  • СУ-5
  • СУ-8
  • СУ-76
  • СУ-85Б
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-152
  • СУ-100М1
  • ИСУ-152
  • Объект 704
  • СУ-122-45
  • Объект 263
  • СУ-14
  • С-51
  • Объект 212
  • Объект 261

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

Tank-Leonardo-da-Vinchi

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

Украинский Оплот-М

Украинский Оплот-М

Это основная боевая машина на вооружении украинской армии, ее разработкой занималось Харьковское конструкторское бюро машиностроения во главе с Борисюком Михаилом Демьяновичем.

Оплот-М – это усовершенствованная модель танка Т-84У. Впервые боевую машину представили публике в 2009 году на День Независимости Украины.

Оснащен танк современными орудиями, от БМ «Т-84» оставили только автоматическую систему подачи боезаряда. Так же как и в боевой разработке Китая, снаряды располагаются в том же отсеке, что и экипаж.

Далеко находящимся целям украинский танк наносит не существенный ущерб, зато он хорошо преодолевает противотанковые ракетные комплексы.

Нынче в армиях Украины происходит тестирование боевой машины, и уже в ближайшее время планируется поступление танка на вооружение. Мощность, защищенность и способность быстро изменять направление движения украинского танка практически не имеет отличительных особенностей от последних вариантов БМ «Т-90», изготавливаемого в России, хотя производство новых единиц ограничено.

Секретные цистерны

Первые английские танки производили в строжайшей тайне от немцев. Когда секретное оружие решили доставить на фронт, то распустили слух, будто для снабжения водой Русской армии в Англии построена партия огромных цистерн («tanks»). На танках написали по-русски «Осторожно, Петроградъ», погрузили их на платформы и отправили в путь. Какой бы шпион мог опознать в этих неумело подписанных «баках» новый вид оружия? И уловка сработала! Появление танков застало немцев врасплох.

11 Panzerkampfwagen VIII «Maus»


Одиннадцатую строчку занимает танк Panzerkampfwagen VIII «Maus», разработанный немецкими конструкторами в период Второй мировой войны, по личному приказу фюрера. Боевая машина получила ироничное название “Мышь”.

Разработки тяжеловеса начал в 1942 году Фердинанд Порше (основатель компании Porsche), первый испытательный пробег состоялся годом позже, а в 1944 году было собрано 2 танка. Дальнейшее производство было остановлено из-за высокой затратности и недостаточной производственной мощности. В 1945 году оба экспериментальных образца были уничтожены.

Размеры танка Panzer поистине впечатляющие. Его масса вместе с вооружением составляет 188 тонн, высота равняется 3,6 м, длина — 10 м, ширина — 3,5 м. Лобовая бронированная плита “Мыши” имела толщину 200 мм, а кормовая — 150 мм. Несмотря на огромную массу, во время испытаний выяснилось, что танком легко управлять, он маневренный и имеет высокую проходимость на любой местности. Из вооружений предусмотрено: пулемет, огнемет, нарезные пушки различного калибра.

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

renault_ft17

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу – тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Бронированный поезд на гусеницах

В 19 веке был представлен гусеничный бронированный поезд Эдуарда Буйена, который стал прототипом первых в мире танков. По задумке изобретателя, плотно соединенные между собой составы должны были перемещаться не по рельсам, а по замкнутой гусеничной ленте.

Поезд предполагалось снабдить мощными орудиями, при этом численность экипажа могла достигать 200 человек. И хотя детище Буйена так и не было создано, ученый верил, что такой поезд мог коренным образом изменить философию войны.

Когда в начале прошлого века стали выпускать автомобили, одновременно с этим стали разрабатывать и первые танки. В это время большой популярностью пользовались бронеавтомобили.

Однако их недостаток заключался в том, что они практически не могли преодолевать препятствия в виде окопов, растительности или заграждений.

Bronepoezd-Bujena-Pervye-Tanki

Бронепоезд Буйена

Когда в военных конфликтах начали задействовать пулеметы, противопехотные мины и прочие снаряды, инженерам пришлось задуматься над созданием такой машины, которую не смогли бы остановить никакие виды оружия.

Семейство «Тигров»

Немецкий Тигр

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Танк Landkreuzer P. 1000 Ratte

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus

Танк Маус

Российский Т-90

Российский Т-90

На этой боевой машине установлена 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести огонь с использованием бронебойных подкалиберных, кумулятивных, осколочно-фугасных снарядов и противотанковых ракетных комплексов. Крыша башни оснащена 12,7-миллиметровых пулеметом, скорость стрельбы которого от 700 до 800 выстрелов в минуту. Благодаря такому темпу стрельбы можно стрелять по объектам, находящимся в воздухе. Спаренный пулемет ПКТ 3000 используется для ведения огня на расстоянии не более 2 километров.

Первый в мире танк — английский «Марк» I

«Марк» I

Первый в мире танк назывался «Марк» I (в переводе — «марка 1»). Для чего же была придумана эта машина? В бою широкие гусеницы танка сминали заграждения из колючей проволоки и делали проход для своей пехоты. Ромбовидная форма корпуса помогала ему преодолевать окопы и рвы шириной до 3,5 м. Благодаря 11-мм броне, защищавшей от пуль и осколков, экипаж танка, не боясь огня противника, мог поддержать следовавших за ним пехотинцев огнем из пушек и пулеметов. Но имея скорость по шоссе 6, а по полю — 3 км/ч, танки нередко отставали от пехоты.

Устройство «Марк» I

Устройство «Марк» I и размещение в танке членов экипажа:

  1. Коробки для револьверов.
  2. Командир танка с пулеметом.
  3. Водитель танка за рычагами.
  4. Наводчики 57-мм пушки.
  5. Механик танка.
  6. Стрелки из пулемета.
  7. Ведущее колесо.
  8. Цепная передача.
  9. Трансмиссия (коробка передач).
  10. Двигатель «Даймлер» мощностью 105 л. с.
  11. Радиатор.
  12. Вентилятор.
  13. Бачки с питьевой водой.
  14. Снаряды к пушке (332 шт.).
  15. Бензобаки емкостью по 114 л.

57-мм пушка Гочкиса

Первый советский танк

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

m1

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

tank-t-18mms-1

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

t-19

t-20

t-24

Почему танк назвали танком?

Английское слово «танк» означает «бак, резервуар, цистерна или чан». В целях конспирации первые танки как раз и называли цистернами, резервуарами, баками. Британская контрразведка распускала слухи, что эти полевые самоходные ёмкости готовятся к отправке не то в Месопотамию, не то в Египет, где британские военные страдают без воды.

В конце концов решили, что производство танков правдоподобнее будет выглядеть как заказ для русской армии, готовящейся к грандиозному летнему наступлению. Для армии, идущей в наступление в летнюю жару, требуется огромное количество воды не только для утоления жажды людей и лошадей, но и для пулемётов «Максим», имеющих водяное охлаждение стволов.

Первый опытный английский танк «Маленький Вилли»

На корпусах боевых машин, предназначенных для отправки на германский фронт, англичане делали надписи на русском языке. Эти надписи, сделанные с кучей ошибок, гласили: «Осторожно, танк! Отправить в Петроград». Однако это был секрет полишинеля. Германский генштаб знал, что англичане строят не самоходные цистерны, а боевые машины. Тем не менее опасности танков кайзеровские генералы не оценили и никаких мер противодействия им не приняли.

Слово «танк» в английской армии прижилось. Услышав сегодня слово «танк», мало кто подумает о ёмкости для жидкости. Интересно, что в нашей стране первые танки называли не иначе как «лохань». Это был дословный перевод с английского. И лишь в годы Гражданской войны, когда англичане передали белогвардейцам достаточное количество этих боевых машин, их тоже стали называть танками, а солдат и офицеров, воюющих на них, — танкистами.

Слово «танк» у нас прижилось мгновенно. Действительно, кому было приятно осознавать, что он воюет на «лохани»? Быть танкистом в России оказалось куда почётнее, чем «чанщиком» или «лоханщиком». Слово «танк» используют не во всех странах мира. Военным из англоговорящих стран не нравится, когда их называют танкистами. Они и по сей день именуются кавалеристами.

один из первых танков

Немцы называют танки панцерами — сокращение от названия «Панцеркампфваген» («бронированный боевой вагон»), а шведы — «стридсвагн» («боевая повозка»). Французы тоже величают танк боевой повозкой, по-французски это звучит как «шар де комба». В обиходе танкисты именуют свои боевые машины просто «шар». Итальянцы называют свои танки «вооружённая повозка», что звучит как «карро д’армато». Все эти агрессивные названия куда больше подходят танку, нежели то слово, которым пользуются русские, англичане и американцы. Кстати, у поляков в названии не чувствуется никакой угрозы: «танк» по-польски — «чолг» («гусеница»).

10 Landkreuzer P. 1500 Monster


Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.

В 1942 году немецкие конструкторы предложили Министерству по вооружениям проект нового сверхтяжелого танка Landkreuzer P. 1500 Monster. Адольф Гитлер заинтересовался и разрешил создание самоходной боевой машины массой 1500 тонн.

Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.

В случае постройки, Landkreuzer P. 1500 Monster использовался бы против надежно укрепленных сооружений и мог стрелять снарядами по 7 тонн не далее, чем на расстояние в 37 м. Из-за крупных размеров, большой массы и малой маневренности, танк сложно было бы применять в боевых действиях. При этом, он стал бы отличной мишенью для авианалетов штурмовиков. Учитывая все эти причины, в начале 1943 года было принято решение о закрытии проекта по созданию сверхтяжелой машины.

Бронированные монстры страны Советов

Танк Победы ИС-2

Танк Победы ИС-2

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.

Французский Леклерк

Французский Леклерк

Во Франции эта боевая машина считается основной, к тому стоит дороже всех танков в мире. Стоимость французской боевой разработки зависит от комплектующих составляющих и источника. По словам критиков правительства Франции, приблизительная цена Леклерка – 23 млн. долларов.

Эксплуатируется танк с 1992 года, а до этого на протяжении 15 лет он проходил испытания. На боевой машине используется модульная броня, при необходимости которую можно заменить в короткие сроки. Броня представляет собой соединения стали, керамики и полипарафенилен-терефталамида (кевлара). На Леклерке используется гладкоствольное орудие (120 мм) и двигатель, мощность в 1500 лошадиных сил. Благодаря передовой оптике и компьютерным системам танк Леклерк считается одним из лучших на планете.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

t-26

t-27

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

t37a

t-40

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

bt-2

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

tank_t-28

t-35

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

at1

Танк-туалет и голубиная почта

Как известно, первые танки в мире были лишены каких-либо удобств. Во время езды их сильно раскачивало из стороны в сторону, подобно судну во время шторма.

Кроме этого, температура внутри танка могла подниматься до 50⁰С, а то и 70⁰ С. Отдельного внимания заслуживают и небольшие окна для наблюдения, которые часто разбивались и травмировали членов экипажа.

Интересен факт, что первые танкисты нередко связывались со штабом при помощи почтовых голубей.

Само слово «танк» возникло по причине секретности производства боевых машин. Их перевозили по железным дорогам под видом топливных баков. Одним из первых названий был «water carrier» – «резервуар для воды», что согласовывалось с выдуманной историей.

Позже оказалось, что аббревиатура «WC» больше напоминала известное выражение «water closet» – то есть туалет со сливом. Находиться рядом с таким названием и беспрерывно отбиваться от желающих сходить по нужде никому не хотелось. В результате появилось слово «tank», то есть «бак».

Японская БМ «ТК-Х»

Японская БМ «ТК-Х»

Модель, изобретенная в 2012 году, является новизной в разработке японских инженеров. Для этой боевой машины характерны легкий вес, высокая маневренность и наличие системы автоматического наблюдения. Благодаря гидропневматической подвеске боевая машина проходит по самым сложным и жестким покрытиям. Самый большой недостаток японского танка – слабая защищенность.

Французский танк классической компоновки — FT 17

FT 17

Первый танк классической компоновки построил в 1917 г. лидер французского автомобилестроения Луи Рено. Его FT 17 был первым в мире танком с вращающейся башней, отделением управления, размещенным спереди, боевым — в центре, моторным — в корме. Гусеница оказалась настолько удачной, что основные ее элементы сохранились почти в неизменном виде и на гусеницах современных экскаваторов.

Танки Кайзера

Через месяц после появления на поле боя британских танков за разработку собственного бронированного чудовища взялись немцы. Однако называть английским словом «танк» свой проект военные сочли непатриотичным. Слово «танк» последовательно сменяли немецкие словосочетания «Панцерваген», «Панцеркампфваген», «Штурмпанцерваген». Но везде присутствовало слово «ваген» («вагон»). Первый немецкий танк напоминал вагон бронепоезда, даже гусеницы и колёса представляли собой своеобразный железнодорожный путь.

Гусеница набиралась из сборных траков: каждый трак представлял собой башмак с куском рельса. Башмак ложился на грунт и служил опорой для рельса; колёса тележек имели специальные выступы (реборды), за счёт которых и удерживались на рельсе.

Над формой корпуса «Панцервагена» конструкторы не мудрили. Это была симметричная коробка с установленными под небольшим наклоном стенками. В центре коробки возвышалась рубка командира, рядом с командиром располагался механик-водитель. Командир с водителем сидели над двигателем, занимавшим всю среднюю часть машины. Экипаж (18 человек!) и вооружение (57-мм пушка и 8 пулемётов) равномерно распределялись по «вагону». Установка орудия в лобовом бронелисте исключала ведение прицельной стрельбы при движении танка. Малейшие неровности дороги приводи ли к тому, что наводчик от тряски терял цель. Нужно было скорее изготовить боевую машину. Немцы начали проектировать «ваген» 13 ноября 1916 г., а через полгода первый опытный образец А7V (такое обозначение получил германский танк) вышел на испытания. Англичане не подготовили свою пехоту к встрече с вражескими бронированными чудищами.

А7V

И вот 24 апреля 1918 г. в окрестностях французского г. Виллер-Бретонь 15 танков A7V вместе с 20 трофейными английскими машинами возглавили атаку четырёх пехотных дивизий Кайзера. Враг бежал! 35 танков заменили сотни пушек и десятки тысяч солдат.

Однако бой 24 апреля 1918 г. — это первый и последний успех бронетанковых войск кайзеровской Германии. Успех применения бронетехники достигается при массированном использовании большого количества танков на ограниченном участке фронта. А этого немцы сделать не могли — нечем было.

Громадный танк «Колоссаль»

Немецкие танки и первый встречный танковый бой

Изначально немцы не планировали использовать на войне танки, но когда поняли свою ошибку, сразу же занялись их производством.

Однако вследствие плохого финансирования и отсутствия достойных проектов, они создали громоздкую боевую машину – «A7V», которая поражала своими масштабами.

Этот танк, больше напоминающий вагон на гусеницах, имел следующие характеристики:

  • высота – 3 м;
  • длина – 7 м;
  • вес – 30 тонн;
  • калибр пушки – 57 мм;
  • пулеметы – 7 шт.;
  • толщина брони – 30 мм;
  • скорость по шоссе – 12 км/ч;
  • экипаж – 18 человек.

Простые солдаты называли этот танк «походной кухней» за громадные размеры, невыносимую жару и постоянный дым. Однако именно машины «A7V» участвовали в первом в мире танковом бою.

Бой состоялся 24 апреля 1918 г. при Виллер-Бретонне. В сражении 3 немецкие «кухни» столкнулись с 3 британскими тяжелыми «Mark-4» и 7 легкими танками «Уиппет».

Nemetskij-tank-A7V-vremyon-Pervoj-mirovoj-vojny

Немецкий танк «A7V»

В том бою формально победили англичане, однако каждый из танков имел свои преимущества и недостатки. Выяснилось, что пулеметы «самок» не смогли нанести «A7V» никакого ущерба, в связи с чем были вынуждены покинуть сражение. Только «самцу» удалось подбить танк противника, поскольку на нем были установлены пушечные орудия.

Немецкие «A7V» оказались достаточно хорошими машинами, однако их численность составляла всего 21 штуку. При этом у британцев на вооружении было более 3 000 танков. И это еще не учитывая французских машин.

Именно такими были первые танки в мире, разительно отличающиеся от современной военной техники.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

t-54

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.

t-62

Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

t-64

Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.

Скоростной британский танк «Уиппет»

танк «Уиппет»

Танк «Уиппет» («борзая», «гончая собака») был создан для сопровождения британской кавалерии. Чтобы успевать за конницей, нужно было иметь большую скорость, дать которую мог более мощный двигатель.

За отсутствием такового на танке просто установили два мотора и две коробки передач. Благодаря им скорость кавалерийского танка увеличилась до 13 км/ч. Ширина гусениц у «Уиппета» была такой же, как и у первых английских танков. Но он был в два раза легче, поэтому обладал лучшей проходимостью.

Великобританский Челленджер 2

Великобританский Челленджер 2

Это один из основных защитников Соединенного Королевства Великобритании и Омана. 63 тонны боевой машины оснащены 120-миллиметровой пушкой и двигателем, который разгоняется до 56 км/ч. Танки планировалось использовать и производить до 2035 года, однако в 2009 года разработчик объявил о решении свернуть производство данной модели, из-за отсутствия оборонного заказа.

Американский М1А2 Абрамс

Американский М1А2 Абрамс

В Соединенных Штатах Америки эта боевая машина считается основной. Первая модель появилась в 1980 году. Эти танки находятся на вооружении не только в американской армии, но и в армиях Египта, Кувейта, Австралии, Саудовской Аравии и Ирака. Название боевой машины связано с именем генерала Абрамса Крейтона.

Американская боевая разработка замечательно проявила себя при боевых действиях, она представляет реальную угрозу для вражеских войск.

Абрамс отлично защищен от различных противотанковых орудий, поскольку броня усилена ураном. На борту имеются новоизобретенные орудия. Самоходная машина оснащена газотурбинным мотором отличной производительности, правда сложным в обслуживании, к тому же еще и велики затраты на топливо.

Бой на Сомме. Первое применение танков

24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота. и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.

Сэр Дуглас Хэйг

«Марк» I танк

10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.

Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.

Танк «Марк» V

Южнокорейский танк К2 Черная пантера

Южнокорейский танк К2 Черная пантера

Южная Корея – страна, производящая самые дорогие боевые машины на гусеничном ходу в мире. Стоимость одной единицы составляет около 8,5 миллионов долларов. Черная пантера оснащена автоматической системой наведения, что дает возможность находить и обезвреживать цель. Высокая скорость танка обеспечивается за счет установленного дизельного мотора и гидропневматической подвески.

Наконец-то мы подобрались к лидеру и сейчас вы узнаете, какой самый лучший танк в мире. Это…

Первая в истории танковая дуэль

Рано или поздно это неизбежно должно было случиться. Танк, эта «ползучая крепость» для прорыва обороны, просто не мог однажды не повстречаться с такой же «крепостью», только вражеской. Впервые это произошло 24 апреля 1918 г. у бельгийской деревни Виллер-Бретоннё.

Первый немецкий танк — A7V

Танк A7V

Немцы построили свой танк последними и поэтому постарались учесть недостатки британских и французских машин. В итоге германский танк A7V получился настолько хорошо защищенным, что из 20 построенных машин в боях было уничтожено всего 4. Еще 3 попало в руки союзников: 2 застрявших и 1 опрокинувшийся. Лобовая броня была в три раза толще, чем у британских танков, и составляла 30 мм. Причем плиты располагались под разными углами наклона.

Благодаря всему этому броня A7V не пробивалась бронебойными пулями и даже выдерживала прямое попадание снаряда со стальным стаканом шрапнели.

Размещение в танке A7V

Размещение в танке A7V членов экипажа и боеприпасов:

  1. Командир.
  2. Водитель.
  3. Пулеметчики.
  4. Механики.
  5. Наводчик.
  6. Заряжающий.
  7. Ящик на 180 снарядов.
  8. Ящик на 15 000 патронов.

Внезапная встреча

Упомянутая деревня Виллер-Бретоннё хоть и была мала, но в тогдашней обстановке имела большое значение. Сюда немцы бросили все имевшиеся в наличии танки A7V. Утром 24 апреля три танка A7V штурмового подразделения немцев встретились с вышедшими из леса тремя английскими Мк IV 1-го британского танкового батальона. Встреча была абсолютно внезапной.

Вильгельм Блитц

Франк Митчелл

Статическая оборона против маневра

Два из трех британских танков были пулеметными, и это стало проблемой. Оба, пораженные снарядами германских танковых пушек, с развороченными бортами, еле уползли в тыл. На поле боя остался пушечный британский «Марк» под командой лейтенанта Митчелла. И тут командиры германских танков остановились, чтобы получше прицелиться. Причем перегородили друг другу обзор, так что бой фактически вел только танк № 561 лейтенанта Блитца. Английский же танк постоянно маневрировал и стрелял с коротких остановок. Сейчас это классика танкового боя. На 3 попадания по своему танку A7V лейтенант Блитц ответил прямым попаданием по танку «Марк» лейтенанта Митчелла.

Британский танк встал с разорванной гусеницей, но все три немецких танка сочли за лучшее убраться в тыл. По сути, это была боевая «ничья». Однако поскольку поле боя осталось за англичанами, они и объявили себя победителями в первой в истории танковой схватке.

Как танки преодолевали препятствия?

Для того чтобы останавливать движущиеся танки, были придуманы противотанковые заграждения. Когда танк останавливался, чтобы уничтожить их из своего орудия, он тут же превращался в удобную мишень для пушек, прикрывавших эти заграждения. Без огня противотанковой артиллерии они не являлись для танка серьезным препятствием. Простейшим противотанковым заграждением стал противотанковый ров — канава такой ширины, чтобы танк не смог ее переползти. В ответ танки стали оснащаться приспособлениями, позволяющими преодолеть различные заграждения.

Колючие «ежи»

противотанковый ёж

Одними из противотанковых заграждений были так называемые ежи. Их делали из стали менее метра в высоту, чтобы танк не мог сдвинуть их с места. Когда он все же пытался это сделать, еж проворачивался по ходу движения машины и. подкалывал ее днище другим концом. Днище у всех танков не очень толстое, а у немецких к тому же трансмиссия была спереди. Так что танк или ломался, или буксовал, не в силах съехать с ежа.

«зубы дракона» против танков

Зачем танкам бревна?

танк с бревном

Несмотря на широкие гусеницы, танки часто застревали в грязи на перепаханных снарядами полях и становились легкой добычей для немецких артиллеристов. Чтобы исправить этот недостаток, на танках появились. бревна! Правда, не совсем обычные — им придавали прямоугольную форму и оковывали железом.

Когда машина застревала, такое бревно цепляли к гусенице, она затаскивала его в топкую грязь, и танк, обретя твердую опору под собой, выбирался из грязи.

Как танк преодолевает противотанковый ров?

Когда немцы получили в качестве трофеев английские танки, они стали искать способы, чтобы эти танки остановить. В результате экспериментов, проведенных в тылу, удалось выяснить, что достаточно вырыть ров шириной более 4 м — и танку из него уже не выбраться. Для преодоления такого препятствия на танки крепили огромные связки хвороста. Скинув их в ров, танкисты могли переехать через него.

Германский Леопард 2А7

Германский Леопард 2А7

Эта самоходная машина – не что иное, как модернизированный танк Леопард 2. В отличие от своего прародителя, эта модель обладает хорошей мощностью, современной электронной системой, улучшенной защитой и способностью ведения боя, как в черте города, так и за его пределами.

Повышенная точность прицеливания достигается за счет установленных усовершенствованных орудий. Несмотря на свой тяжелый вес, Леопард 2А7 является довольно маневренной машиной.

Вот мы и рассмотрели самые лучшие танки мира. Топ-10, с которым вы только что ознакомились, актуален по сей день. Каждый из представленных танков показал отличные результаты при выполнении боевых задач.

Почему военные отказались от больших танков?

Большинство представителей нашего рейтинга были созданы в период Первой мировой и Великой отечественной войн. Конструкторы пытались разработать машины с надежной защитой от вражеского огня. Крупные танки имели толстую броню, она была непроницаема для большинства орудий того времени.

Причин для отказа от сверхтяжелых больших бронемашин несколько:

  • Появились снаряды, способные пробить броню толщиной более 500 мм.
  • Крупные танки были отличной мишенью для вражеской авиации.
  • Низкая маневренность затрудняла их применение на поле боя.

Также возникали проблемы с транспортировкой. Машины были слишком массивными, чтобы перевозить их по железной дороге. Поэтому, танки приходилось перегонять своим ходом. Большинство из них имели малую скорость движения и не успевали прибыть в нужный момент на поле боя. Помимо этого, тяжеловесы разрушали асфальтированные дороги, следовательно они должны были двигаться по пересеченной местности, а это еще больше замедляло движение.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий