Моторное масло ILSAC: что нужно понимать?
В этой статьте попробую простым языком снять вопросы про моторное масло ILSAC. Масло ILSAC GF-4 и GF-5 и новейший стандарт GF-6.
ILSAC (International Lubricants Standardization and Approval Committee) – это международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Организация создана в 1992 году по соглашению между JAMA (Японская ассоциация автопроизводителей) и AAMA (Американская ассоциация автопроизводителей) для определения потребностей, определения спецификаций и лицензирования смазочных материалов. Именно по этой причине, вы вряд ли сможете найти европейского автопроизводителя, который опирается на нормы ILSAC.
Нормы ILSAC получили широкое распространение, и до сегодняшнего дня активно используются автопроизводителями Японии и Кореи. Европейские же производители всё чаще опираются на специальные требования, и на параллельные требования спецификаций ACEA.
Все масла по спецификации ILSAC которые вы можете купить на сегодняшний день (март 2020 года) в рознице – энергосберегающие. Экономия топлива достигается за счёт понижения (на горячую) и внедрению в пакет присадок модификатора трения, чаще всего это молибден. Не путать с дисульфидом молибдена, что даёт маслам характерный графитовый цвет.
Все масла ILSAC параллельно выполняют и требования API, но не все масла API выполняют требования ILSAC. Это касается именно требований по энергосбережению.
Масла ILSAC применимы только для бензиновых двигателей.
Для дизельных моторов применимы спецификации ACEA (B3, B4, C1, C2, C3, C4, С5), JASO (DH-1, DL-1), или специальные требования автопроизводителей (MB 229.51, BMW LL-04, VW 507 00 и другие).
Моторное масло SAE 5W
Опубликовано: 2019-07-30 2515
Содержание
Масла ROLF доказали свою надежность при эксплуатации в заявленном диапазоне температур.
Обзор масла IDEMITSU 5W-30 SN/GF-5
Японская компания с вековой историей. Входит в мировую десятку производителей смазочных материалов по величине и мощности производства, при этом в Японии это только второй по величине завод нефтехимической продукции, на первом месте Nippon Oil. По всему миру располагается около 80 филиалов, в том числе в 2010 году был открыт филиал в России. В 40% сходящих с японских конвейеров машин залито масло Idemitsu.
Моторные масла производителя делятся на две линейки: Idemitsu и Zepro, они включают синтетику, полусинтетику и минеральное масло разной вязкости. Все они выпускаются с использованием современных технологий и с добавлением безвредных присадок. Большая часть ассортимента – гидрокрекинговые масла, маркируются на упаковке словом Mineral. Лучше всего подходят для двигателей с большим пробегом, восстанавливают его внутреннюю металлическую часть. Синтетические продукты выпускаются с маркировкой Zepro, Touring gf, sn. Это продукты для современных двигателей, работающих под большой нагрузкой.
Присмотреться к этому маслу особенно рекомендую владельцам дизельных японских двигателей, так как именно оно выпускается по стандарту DH-1 – японские требования качества масла для дизельных двигателей, которым не подходят американские стандарты API. Верхнее маслосъемное кольцо в японских дизельных моторах располагается ниже, чем в американских и европейских аналогах, по этой причине и масло не прогревается до такой же температуры. Японцы предусмотрели этот факт и увеличили моющие средства масла при низких температурах. В стандартах API также не предусматривается особенность газораспределения в дизельных двигателях японской сборки, по этой причине в 1994 году Япония и вывела свой стандарт DH-1. Масла создаются с расчетом на топливо с большим содержанием серы – до 0.05%, что очень близко к российскому дизелю. Моющая способность у масла торговой марки на высоком уровне, удовлетворяет требования современных моторов и поддерживает работу пожилых агрегатов.
Сейчас в продаже очень мало подделок на японского производителя. Основной причиной для этого является разлитие оригинального масла в металлическую тару, только некоторые позиции в ассортименте продаются в пластике. Изготовителям контрафакта не выгодно использовать такой материал в качестве тары. Вторая причина – на российском рынке масла появились не так давно, а потому еще не попали под прицел. Но все же в статье расскажу и о том, как отличить оригинальное японской масло от подделки.
Моторные масла высокого стандарта
Международным Комитетом по Стандартам и практическому использованию моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee), созданным усилиями Ассоциации США по выпуску автомобилей (ААМА) и японскими автомобильными производственниками (JAMA), ставилась цель жестких требований к изготовлению моторных масел для бензиновых силовых установок. Называется система ILSAC. Ее расшифровка дана в начале текста статьи.
Расшифровка маркировки
Маркировка 5W – это обозначение класса вязкости моторного масла по международной системе классификации SAE J300. Она была разработана в США Обществом автомобильных инженеров и получила признание во многих странах мира. Согласно этой системе, вязкость масла измеряют в условных единицах – степенях. Чем больше число в маркировке, тем выше степень.
В ряду зимних моторных масел к маркировке добавляют букву W (winter). Основными характеристиками таких материалов являются:
- максимальное значение низкотемпературной динамической вязкости,
- минимальное значение кинематической вязкости при +100 °С.
Другими словами, зимние масла должны обеспечивать прокачиваемость и проворачиваемость на морозе, при этом сохранять смазывающую способность при нагревании. Продукты SAE 5W предназначены для эксплуатации в диапазоне температур от -35 до -10 °С. Например, масло 5W-30 от ROLF Lubricants GmbH удовлетворяет требованиям к зимним продуктам (и даже превосходит их), так как может эксплуатироваться при температурах от -40 °С.
Маркировкой 5W также обозначают ряд всесезонных автомобильных масел. В комбинацию добавляют значение вязкости смазочного материала через дефис. Чем больше цифра после дефиса, тем выше вязкость материала при высокой температуре и тем лучше будет смазывание внутренних деталей двигателя в жару. Чем ниже число, тем меньше вязкость и тем лучше масло прокачивается по системе, то есть облегчает холодный пуск.
ilsac gf 4 для современных двигателей
Миллионам автомобилистам непонятно, зачем создавалась еще одна классификация, когда на международном ликвидном рынке кроме, API, присутствует дюжина аналогов. Объяснение простое:
Автозаводы оснащают новые марки автомобилей усовершенствованными бензиновыми двигателями, требующих иных масел. Именно такими продуктов явились моторные масла ilsac gf 4.
Отличие ILSAC GF-5 от прежних аналогов
Масло пятого сертифицированного поколения, ILSAC GF-5, отличается от предыдущих продуктов по степени вязкости.
Обладает неоспоримым преимуществом по следующим позициям:
- Экономии на протяжении эксплуатационного периода.
- Лучше защищает системы эмиссионного контроля.
- На более высоком структурном уровне устанавливает контроль над окислительными процессами, отложениями и шламами.
Сертификационным документом предусмотрена возможность предотвратить фальсификацию продаваемого продукта. Моторные масла наливаются в специальные емкости, имеющие на фронтальной стороне лейбл с маркой «Звездный взрыв». На противоположной стороне канистры помещена наклейка с кольцом — символом американского института нефти и газа.
ILSAC GF-3
В 2001 году японские производители автомобильных моторных масел были вынуждены перестраиваться под новый стандарт: ILSAC GF-3. В техническом плане он скопирован с американского класса API SL. Однако для японского внутреннего рынка к смазочным материалам нового класса GF-3 предъявлялись более высокие требования к экологичности выхлопов. В условиях перенаселённых островов это требование кажется вполне логичным.
Также моторные масла ILSAC GF-3 должны были обеспечивать более существенную экономичность в плане потребления топлива и повышенную защиту двигателя от повреждений при экстремальных нагрузках. Уже в те времена в сообществе японских автопроизводителей наметилась тенденция к снижению вязкости моторных масел. А это требовало от маловязких смазок повышенных защитных свойств при рабочих температурах.
В настоящее время этот стандарт практически не используется в производстве моторных масел, и им на внутреннем рынке Японии уже несколько лет не маркируются канистры со свежими смазками. Однако за пределами этой страны ещё можно встретить канистры с маслами класса ILSAC GF-3.
Сугубо для своих стран?
Сегодня хорошо знакомые моторные масла разрабатывались объединенными усилиями японцев и американцев для обеспечения двигателей своих автотранспортных средств. Однако импорт смазочного продукта в страны Европы, другие континенты, превзошел ожидания разработчиков.
Объясняется феномен просто — заморские автомобили оказались колоссально востребованы европейским населением, автомобилистами Африки, Ближнего Востока. Вместе с потоком авто туда двинулись новейшие смазочные товары, поскольку усовершенствованные силовые бензиновые установки, применяемые на выпущенных авто в Японии и США, по техническим причинам не достигали функционального эксплуатационного предела, указанного их производителями.
ILSAC GF-4
Этот стандарт официально был выпущен как руководство для производителей автомобильных масел в 2004 год. В свою очередь скопирован со стандарта американского института нефти API SM. На внутреннем рынке Японии постепенно уходит с прилавков, уступая первенство более свежему классу.
Стандарт ILSAC GF-4, помимо повышения требований к экологичности выбросов отработавших газов и топливной экономичности, регламентирует и вязкостные пределы. Все масла класса GF-4 маловязкие. Вязкость смазок ILSAC GF-4 колеблется в пределах от 0W-20 до 10W-30. То есть на рынке просто не существует оригинальных масел ILSAC GF-4 с вязкостью, например, 15W-40.
Классификация ILSAC GF-4 в странах-импортерах японских автомобилей распространена довольно широко. Многие производители смазочных материалов, выпускающих моторные масла для ДВС японских авто, выпускают продукцию стандарта GF-4 в широком ассортименте вязкостей.
Основные отличия масел стандарта ILSAC
- Отличная фильтруемость при низких температурах.
- Малая летучесть.
- Низкое содержание фосфора в целях предотвращения засорения катализатора.
- Уменьшенная склонность к пенообразованию.
- Экономия расхода топлива.
Масло прошло испытания General Motors, ASTM, Sequence.
Видео
Четыре категории масла
Масло высоколиквидное ilsac gf 4, прежде чем превратиться продукт под этой аббревиатурой, прошло долгий путь эмпирических испытаний и структурных изменений.
Водители-сторожили Российской Федерации, ездившие в 1996 году на японских и американских автомобилях, помнят, как заливали в картеры бензиновых двигателей — масло ILSAC GF-1. В свое время смазка отличалась высокими вяжущими показателями.
Ровно через год смазка устарела, передав наработанные характеристики усовершенствованному типу. Им стала моторная смазочная консистенция ILSAC GF-2 .
Через 4 года на профильных торговых площадках предшественника заменило масло ILSAC GF-3 .
С того момента прошло еще 3 года. В специализированных магазинах появилось в продаже моторное масло четвертой версии. По уровню вязкости превосходило предыдущие масла, обеспечивая заявленным качеством хорошую экономию горючего путем увеличения периодов его замены. Приобрести его можно во всех регионах страны. Особой ликвидной торговой площадкой является столица России — Москва.
Стоит отметить, что усовершенствование вязкостной структуры масла, продолжается. Девять лет назад поступило в продажу пятое поколение, собравшее лучшие показатели пошлых разработок. Отличает от предыдущих версий возможность заливать в картеры силовых установок, топливом для которых служит биологическое горючее.
ILSAC GF-5
На сегодня стандарт ILSAC GF-5 является самым прогрессивным и распространённым. Повторяет ныне действующий класс, утверждённый американским институтом нефти для бензиновых ДВС API SM. Выпущен стандарт GF-5 как руководство для производителей автомобильных масел в 2010 году.
Помимо возрастающих требований к энергосбережению и экологическим показателям, масла класса ILSAC GF-5 должны максимально надёжно защищать двигатель при работе на биоэтаноле. Это топливо известно своей «капризностью» в сравнении с обычными бензинами, полученными прямой перегонкой из нефти, и требует повышенной защиты для двигателя. Однако экологические стандарты и стремление Японии к минимизации выбросов поставили производителей автомасел в жёсткие рамки. Также ILSAC GF-5 предусматривает производство смазок с беспрецедентной на момент утверждения документа вязкостью: 0W-16.
В настоящее время японскими и американскими инженерами автомобильного транспорта и нефти ведётся разработка стандарта ILSAC GF-6. Первый прогноз на выход обновлённой классификации моторных масел по ILSAC был намечен на январь 2018 года. Однако на начало 2019 года новый стандарт так и не появился.
Тем не менее, на англоязычных ресурсах известные производители автомасел и присадок уже анонсировали появление моторных масел нового поколения со стандартом ILSAC GF-6. Даже появилась информация, что новая классификация ILSAC будет разделять стандарт GF-6 на два подкласса: GF-6 и GF-6В. В чём именно будет заключаться разница между этими подклассами пока доподлинно неизвестно.
Совместимость с катализаторами — Aftertreatment Compatibility
Совместимость с современными системами нейтрализации выхлопных газов не обошла стороной новый стандарт. Нормы на выбросы всё строже, и в том числе из-за снижения потерь на трение и получается снизить вредные выборы в атмосферу.
В сравнении с API SN – масло API SP обеспечивает большую безопасность и срок службы для систем нейтрализации выхлопных газов, в случае попадания в них продуктов сгорания масла.
Эксплуатационные характеристики ILSAC GF 4
Тотальная ликвидность ilsac масла gf 4 обусловлена линейкой эксплуатационных показателей с непревзойденными характеристиками:
- Низкой вязкостью для силовых бензиновых установок средней и повышенной мощности.
- Стабильность молекулярной структуры при изменении давления.
- Экономное расходование смазочного продукта.
- Ничтожный процент фосфорных вкраплений, позволяющих существенно повысить эксплуатационный ресурс катализаторов.
- Пониженные температуры не влияют на качественные показатели .
- Незначительный расход масляной консистенции, обусловленный образованием ничтожной накипи, угара.
- Отсутствие пенообразования и так далее.
Приведенные характеристики ставят масло с уникальными свойствами ilsac gf 4 в особый ряд ликвидных продуктов для бензиновых двигателей на автомобилях производствах США и страны Восходящего Солнца.
Отличительные свойства GF-3, 4 и 5
В классификацию смазочного продукта по решению МКС (международный комитет по классификации), вошло несколько продуктов для бензиновых моторов легковых автомобилей. Расчет качества для GF-3 производился 18 лет назад. В результате продукт получил доступ в квалификационный список благодаря лучшим структурным характеристикам, чем имели предшествующие аналоги:
- слабой испаряемостью;
- регламентными показателями окислительных реакций;
- энергосберегающими свойствами.
Не будет лишний раз напомнить автомобилистам — протестированное масло заливают в картеры бензиновых двигателей легковых автомобилей.
14 лет назад выдержало классификационные требования масло GF-4, заменившее предшественника лучшей демонстрацией свойств:
- по стабильной вязкости на различных режимах двигателя;
- по сбережению энергии силовой установки;
- повышенной стойкости к окислительным химическим реакциям;
- ничтожными органическими отложениями.
Смазывающая жидкость стопроцентно адаптирована к каталитическим системам автотранспортных средств.
Девять лет прошло со времени, как масло GF-5 получило сертификационные документы на качественные свойства продукта. Показатели по энергосбережению отличаются от параметров предшествующей смазки на 0,5%. Уменьшено:
- нагарообразование в двигателях;
- медленнее образовывается турбинный осадок;
- содействует увеличению эксплуатационного ресурса силовых установок.
Приведенный список положительных свойств означает повышенную ликвидность продукта на мировых торговых площадках.
Технические характеристики моторных масел ROLF 5W
- Высокие диспергирующие и моющие свойства. Моторные масла ROLF эффективно очищают внутренние детали двигателей от сажи и загрязнений.
- Высокая окислительная стабильность. Материалы сохраняют свои основные свойства в сильно нагревающихся агрегатах.
- Отсутствие коррозионного воздействия на металлические поверхности. Масла безопасны для двигателя при длительном простое.
- Хорошая прокачиваемость и проворачиваемость в установленном диапазоне температур. Масла обеспечивают легкий запуск двигателя и качественное смазывание поверхностей в холодную погоду.
- Химическая инертность по отношению к материалам уплотнителей. Значительно снижается риск протечек при использовании масла в двигателях с пробегом.
- Максимальная защита от износа. Передовые пакеты присадок помогают обеспечить высокую стабильность пленки в термонагруженных зонах, предотвратить образование отложений на поверхностях деталей.
Не только для последних моделей
Сегодня доработанное масло для импортного автомобиля предназначено не только для последних моделей, выпущенных заводскими конвейерами Японии и Соединенных Штатов Америки, но пригодным старым поколениям автомоделей. В их ряду авто:
- (японские) — Тойота, Mazda 6, Isuzu, Suzuki, Mitsubichi Colt, Nissan, Honda Civic с бензиновыми двигателями;
- (американские) — Ford, Lincol, Chrysler, General Motors, Cadillac, Mercury, Chevrolet, Jeep, Plymouth, Hammer, Bantam, Eagle, Harley-Davidson, Panoz, Paterbilt, Pontiac, Tesla и Wyllis, с установленным бензиновыми моторами.
Два иностранных государства по праву начальственно устраивают контроль над производимыми нефтехимическими предприятиями, выпускающих моторные смазочных продукты для бензиновых силовых установок. Им есть резон предлагать новые стандарты для отечественной автомобильной техники, поскольку рынок представляет поистине долларовый Клондайк.
Новые разработки сертификатов масел
Моторная смазочная жидкость GF-6 находится в стадии сертификационной разработки. Продукт скоро появится в продаже.
Противостояние окислению — Oxidative Thickening
При воздействии высоких температур масло окисляется. Также этому процессу способствуют попадающие в него продукты горения. Если масло не содержит присадок сдерживающих процесс окисления, оно начинает повышать свою вязкость.
Для повышения антиокислительных свойств обычно в пакет присадок добавляют антиоксиданты.
Чистота поршней – Piston Deposits
Отложения на поршнях особенно важно контролировать путём введения в состав масел моющих присадок. Чаще всего это производные кальция. В маслах стандарта API SP также, эту функцию выполняет магний (magnesium sulfonate, magnesium salicylate). В маслах предыдущей спецификации API SN встретить подобное сочетание было сложно, или наличие магния было незначительным.
Ввод компонентов на основе магния, в первую очередь обоснован его свойствами по противодействию возникновения отложений в канавках поршневых колец, и призван для исключения возникновения эффекта LSPI.
Шламообразование — Sludge
При недостаточной эффективности сгорания бензинового топлива с частичным окислением моторного масла могут образовывать полярные частицы. С течением наработки двигателя, они накапливаются в масле и могут ухудшить пропускную способность фильтра, а также могут откладываться на поверхностях.
Исходя из диаграммы Lubrizol можно сделать вывод, что масла API SP обладают лучшими диспергирующими свойствами, нежели масла API SN.
Вот собственно и всё. Если всё подытожить, то крайне желательно переходить на масла API SP именно владельцам автомобилей, на которых установлены моторы с системами прямого впрыска (GDI, FSI, D-4 и пр.) и турбонаддувом. Для всех остальных бензиновых моторов вновь введенный требования API вряд ли окажутся хоть сколько актуальными, потому как огромное количество моторов на сегодняшний день основаны на технологиях 90-х, и начала 2000х годов. Но, как говорится, кашу маслом не испортишь.
Спасибо всем кто прочёл до конца. Бонусом прикрепляю ссылку на актуальную информацию по лицензиям API, список будет доступен после простейшей регистрации.
ли со статьей или есть что добавить?