Содержание
Стартер Ваз-21213
Как правило, на Ваз 21213 устанавливается стартер производства АТЭ-1. Он идёт с втягивающим реле электромагнитного типа и двумя обмотками. Несмотря на конструктивную сложность, легко ремонтируется. К нему подходят детали от различных пусковых устройств, в том числе и с другим типом вращения.
Технические характеристики
На Ваз 21213 чаще устанавливается стартер АТЭ 35.3708-01, представляющий собой электродвигатель постоянного тока. Стоит он примерно 3 тыс. рублей. Также ставится на Ваз 2107 и его модификации. Развивает 1,3 кВт мощности, потребляя разный ток в зависимости от состояния. В режиме холостого хода устройство потребляет меньше всего — 60 А.
Ещё один распространённый штатный вариант — модель КЗАТЭ 5722.3708 с мощностью 1,55 кВт.
Также на Ниву принято устанавливать различные аналоги редукторного типа:
- LST 0101 СТАРТВОЛЬТ;
- 3708010-81 ПРАМО-ЭЛЕКТРО;
- 3708000-01 БАТЭ;
- 3708 АЕ;
- 3708 АТЭ-1.
Схема соединения стартеров этого типа приведена ниже:
- после активации зажигания напряжение от АКБ подаётся на контакт «50» втягивающего реле;
- поступление напряжения к реле осуществляется через вывод «30» генератора, замок зажигания и отдельное реле 113.3747;
- от втягивающего ток поступает на обмотки стартера, и он срабатывает;
- втягивающее реле отключается.
Ремонт стартера
Различают 5 и более групп неисправностей, в зависимости от которых применяются разные способы устранения. Рассмотрим всё подробнее.
- Нет реакции втягивающего реле, при активации зажигания не срабатывает ротор. В первую очередь связано с аккумулятором. Надо проверить его заряд или плотность. Кроме того, тщательно обработать клеммы мелкой шкуркой и смазать вазелином. Возможны также при схожем признаке: межвитковый пробой в тяговом реле, заклин якоря или обрыв проводки.
- Медленное вращение стартера. Опять надо исключить аккумулятор, проверив его состояние и клеммы. Но, как правило, в этом случае налицо подгорание коллектора или неисправность щёток. Не исключены также пробои в обмотках и щеткодержателе.
- Щелчки, стартер не заводит двигатель. Возможно критичное снижение тока — проверьте клеммы на окисление. Ещё такое бывает из-за пробоя внутри устройства.
- Стартер крутит, но двигатель не запускается. Буксует обгонная муфта или поломан рычаг (вилка) включения бендикса.
- Пусковое устройство странно шумит при включении. Это первый признак ослабления фиксаторов стартера к кузову. Возможно также, что он закреплён криво. Ещё варианты — износились втулки (подшипники скольжения), якорь задевает за полюс, бендикс не выходит из зацепления с маховиком.
В описанных выше ситуациях проводится замена неисправных элементов или ремонт. Хорошо помогает очистка от грязи и окислов.
Грамотная диагностика редукторного стартера
Диагностику стартера лучше всего проводить на стенде. Температура пускового устройства должна быть в пределах 25 градусов по Цельсию, а щётки — хорошо притёрты к коллектору. Используемая для проверки проводка — иметь в сечении не меньше 16 квадратных миллиметров. Рекомендуется проводить несколько видов испытания.
Тип испытания стартера | Нормы |
---|---|
В режиме полного торможения | потребляемый ток не более 550 А, а тормозной момент в пределах 7,5-13,7 Н.м |
В режиме холостого хода | потребляемый ток не более 60 А, а частота вращения якоря в пределах 5000 об/мин |
Проверка втягивающего реле | напряжение не более 9 вольт с установленной между шестернёй и стопорным кольцом прокладкой на 12,8 мм |
Проверка реле включения | напряжение должно быть не более 8 вольт |
Элементы редукторного стартера нуждаются в последовательной проверке. Каждый узел нужно тестировать по-своему.
- Якорь. Проконтролировать сначала мегомметром или лампой 220 вольт на пробои массы. Индикатор нужно ставить непосредственно к ламелям. Если в качестве тестера используется мегомметр, то сопротивление должно быть не менее 10 кОм. Далее проверить межвитковое замыкание, осмотреть ламели коллектора, проконтролировать биение сердечника. И, конечно же, не должно быть следов задиров и забоин, а также износа на различных частях узла. Всё это может стать причиной заклина.
- Бендикс. Должен свободно ходить, не иметь заедания на валу. Шестерня обязана проворачиваться относительно якорного вала только в одну сторону. Тщательно проверить зубья — если на них имеются следы забоин, их следует отшлифовать наждачным кругом. Сильный износ муфты — повод для замены.
- Статор. Проверить специальным измерителем или лампой 220 вольт на пробои. Щупы тестера надо ставить на общий вывод обмотки и корпус стартера. Сопротивление должно быть выше 10 кОм, обмотки — не иметь следов прогара.
- Крышки. На них не должно быть трещин. Особое внимание уделить состоянию втулок — не должны иметь следов износа. Проверить надо также крепление щеткодержателя. Сами щётки должны легко ходить в своих нишах. Дополнительно нужно измерить с помощью динамометра усилие пружин на щётках — норма 9,8 Н.
- Втягивающее реле. Проверить якорь на лёгкость перемещения. Протестировать омметром пластину и контакты. Повернуть болты обратной стороной или заменить при существенном износе.
Забота о стартере продлевает его эксплуатационный срок. Известны случаи, когда устройство прослужило более 7-8 лет.
ли со статьей или есть что добавить?