Управление городского пассажирского транспорта

Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования

Городской пассажирский транспорт (синонимы: общественный, коммунальный) предназначен для использования большинством населения. Чаще всего он работает на платной основе. Большинство средств общественного транспорта способны перевозить большое количество человек как за раз, так и за сутки. При этом движение осуществляется в соответствии с установленным транспортной компанией маршрутом. Исключение составляют различные виды такси.

Эксперты о транспортной системе Ижевска: по некоторым позициям мы обогнали многие города России

Что нового планируется ввести в общественном транспорте столицы Удмуртии?

Строительство жилья в Ижевске идет быстрыми темпами, а значит, все острее встает вопрос, связанный с удобными транспортными развязками и маршрутами в новые микрорайоны.

Несмотря на положительную оценку экспертов транспортной инфраструктуре в столице Удмуртии, в будущем нашему городу предстоит ее дальнейшее развитие. В частности, необходимо и дальше развивать пересадочные узлы, внедрять бескондукторную оплату проезда и цифровую систему управления транспортными потоками.

На проведенном редакцией «Ъ-Удмуртия» круглом столе специалисты подробно обсудили эти вопросы.

Автопарк перевозчиков обновляется

Общественный транспорт Ижевска в 2021 году обновили; хорошо зарекомендовали себя низкопольные вместительные трамваи, прибывшие в город в декабре прошлого года. Горожане новый транспорт оценили положительно, и пассажиропоток на трамваях увеличился. Не обошлось и без некоторых нюансов.

«Оказалось, что еще с начала 60-х годов в городе сохранились участки, где трамваи, проезжая, пропускают друг друга. Но такие участки есть не только в Ижевске. Это встречается в любом городе, поскольку трамвайная сеть вписывалась в уже существующие города. Поэтому ширина проспектов, перекрестков не везде позволяла делать трассу без заужения путей», – объяснил генеральный директор МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов.

В этом году Москва безвозмездно передала Ижевску 50 низкопольных троллейбусов, семь из которых уже перевозят пассажиров, а остальные проходят необходимые регламентные работы. Вся техника не новая, но в хорошем состоянии, просто нужно время, для того чтобы «одеть» их в облик Ижевска. Участники круглого стола отметили, что с учетом того, насколько пристальное внимание в настоящее время уделяется остановочным комплексам Ижевска, уровень сервиса и комфорта пассажиров серьезно подрастет.

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы – самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус – один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ. Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.
  • Трамвай – традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем. Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.
  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также контактная сеть (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем. Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы – тепловозы – электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.
  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты. В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.
  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги. В качестве топлива пока используют нефтепродукты.
  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.
  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Покупка автопарка в лизинг

Стремление обновить автопарк общественного транспорта заставляет перевозчиков обратить пристальное внимание на лизинг.

«У нас на текущий момент действует более 60 договоров лизинга на автобусы в Удмуртии. Это и частные перевозчики, и государственные транспортные компании. Большинство договоров заключалось до 2020 года, когда действовали программы субсидирования, дававшие скидку на оплату авансового платежа. На текущий момент есть индивидуальные программы. Например, ПАЗ до конца года предоставляет 7 % скидки на приобретение автобусов собственного производства. Это хорошее подспорье для малых перевозчиков, которые перевозят небольшое количество пассажиров», – сообщил руководитель департамента тендеров и государственных закупок компании «УралБизнесЛизинг» Павел Николенко.

Компания надеется, что Минпромторг выделит деньги по программе льготного автолизинга на покупку автобусов российского производства. В этом случае частные и государственные перевозчики получат скидку 10–12 %.

Автобус

Автобус – городской пассажирский транспорт с автономным энергоснабжением. Городской автобус также называется уличным колесным транспортом. Он удобен своей маневренностью и отсутствием привязки к рельсам или проводам. Может перемещаться даже по грунтовым дорогам. Один автобус за час перевозит от 200 до 4500 пассажиров. Максимальное же значение для городских автобусов составляет 9-10 тысяч человек. Его активно применяют в качестве основного и вспомогательного транспортного средства. Во всех городах имеется своя сеть автобусных маршрутов. В любой момент маршрут движения можно скорректировать или изменить. Обычно это делается при расширении городов и добавлении новых районов.

автобус городской пассажирский транспорт

В небольших городах и поселках автобус – практически единственный вид доступного транспорта. В более крупных населенных пунктах он обычно сочетается с маршрутными такси. Минусами использования подобных транспортных средств пока что являются:

  • эксплуатационные затраты,
  • загрязнение воздуха и почвы,
  • шумовое загрязнение,
  • необходимость частого ремонта вследствие поломок.

Постепенный переход к электрическим автобусам позволит устранить все эти недостатки.

Пересадочные узлы

Организовать прямые маршруты до любой точки города в принципе невозможно, поэтому встает вопрос о пересадочных узлах. Это важный момент комфортного передвижения горожан по территории Ижевска. Хорошим примером для нас может стать Москва.

«На сегодняшний момент Москва выстраивает как раз такую систему: метро, кольцевые дороги, радиальные маршруты, которые встраиваются в систему общего транспорта. Общая цель этого – чтобы человек мог доехать до нужной точки хоть на самокате, и мы в рамках Ижевска тоже об этом говорим», – уточнил генеральный директор «ИжГорЭлектроТранса» Батов.

Пересадочные тарифы на общественном транспорте позволяют избежать проблем с пересадками и двойной оплаты за проезд. В Нижнем Новгороде, к примеру, действует такая система пересадок, при которой маршруты становятся короткими, не дублируют друг друга, а транспортных средств при этом становится меньше.

Некоторые изменения в маршрутах общественного транспорта в Ижевске по просьбе горожан произошли уже в этом году. В частности, продлен 21-й маршрут автобуса до Юрьевских садов, 19-й маршрут до нового детского сада в переулке Выставочном, а для удобства жителей микрорайона «Столичный» скорректирован маршрут 31-го автобуса.

Участники круглого стола также сообщили, что маршрутную сеть Ижевска проанализировала специализированная фирма «Радар», которая сделала вывод, что никаких критических корректировок в городе не требуется.

Не очень позитивные изменения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, произошли в интервалах движения автобусов. Основные причины этому – высокий уровень заболеваемости ковидом и старение кадров.

«У нас персонал возрастной, и люди уходят на пенсию, а молодежи приходит мало. Сказывается и заболеваемость сотрудников. Бывают случаи, когда автобусы не выходят на линию по причине того, что сотрудник заболел, а прикрыть его просто некем. Сейчас совместно с управлением благоустройства и охраны окружающей среды мы отрабатываем поступающие от жителей города обращения и принимаем совместно решения о том, в какие отдаленные от города участки продлить маршруты», – пояснил Руслан Гиниятов.

Роль троллейбуса в пассажирском транспорте

Троллейбус как вид транспорта не столь популярен и используется основном в крупных городах. Междугородние маршруты тролейбуса (троллейбусные линии) есть в Крыму и на Донбассе, где они существуют еще с советских времен. Однако в мировых масштабах это скорее экзотика.

Для работы троллейбуса применяется подвесная контактная сеть проводов. Поэтому он относится к категории безрельсового электротранспорта. Максимальное число перевозимых пассажиров составляет 8-9 тысяч человек в час. Плюсами использования этого вида транспорта является экологическая чистота, небольшие затраты при эксплуатации, относительная надежность. В то же время есть существенные траты при строительстве троллейбусных линий и низкая маневренность. Довольно часто возникают нарушения контакта троллейбуса с кантатной проводной сетью, что приводит к вынужденной остановке и простою транспортного средства непосредственно на маршруте.

маршрут тролейбуса

Троллейбусы активно используют в России и странах СНГ, главным образом в крупных и средних по величине городах. При числе жителей более 250 000 чел. использование данного вида транспорта может стать целесообразным.

Трамвай как средство передвижения

Трамвай – это тоже наземный городской пассажирский транспорт, характерный для крупных городов России и стран бывшего СССР. Однако постепенно он выходит из моды и сейчас используется все реже. Длинную историю имеют трамваи Москвы, где они появились очень давно. Одно такое транспортное средство может обслуживать до 12-15 тысяч человек в час. Раньше трамваи пользовались популярностью и перевозили больше пассажиров, чем любой другой вид городского транспорта. Они считаются экологически чистыми, но при этом довольно шумными устройствами, которые могут ломаться на маршруте, что может стать причиной пробки. Также минусом является низкая маневренность. Тем не менее трамваи в Москве – популярный у жителей вид транспорта.

городской трамвай

Метро – подземный транспорт крупных городов

Это также рельсовый вид транспорта, но гораздо более мощный, нежели трамвай. Метро уже можно относить к традиционным транспортным средствам, при этом оно продолжает постоянно развиваться. В одной только Москве то и дело вводят новые станции и строят новые перегоны. Во многих городах имеются планы по расширению сети метрополитена. Оформлению станций (они в основном подземные) уделяется большое внимание. Каждая из них имеет неповторимый, уникальный облик и свои индивидуальные особенности. А вот разнообразие вагонов и локомотивов метрополитена несравнимо ниже, чем у автобусов.

городское метро

Пропускная способность метрополитена очень высока. За час один состав может обслужить до 40-50 тысяч человек. Строительство метро целесообразно в крупнейших городах с числом жителей свыше 1 млн чел. При этом само строительство метрополитена требует серьезных вложений.

Маршрутные такси

После распада Советского Союза этот полукоммерческий вид транспорта стал очень популярен. Маршрутки не имеют четкой привязки к остановкам (хотя в последнее время власти российских регионов пытаются ограничить свободу их передвижения), что очень удобно, особенно для маломобильных граждан. Маршруты их движения можно поменять в любой момент. Минусами их использования является то, что они сильнее, чем автобусы, загружают улицы и вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Этот вид транспорта активно применяется и для пригородного сообщения, а в междугородних перевозках их используют нечасто. Стоимость перевозки людей на микроавтобусе в последние годы быстро растет.

перевозка людей на микроавтобусе

Поезда и электропоезда

Это традиционный вид перевозок на средние и дальние расстояния. Как правило, они не слишком загрязняют окружающую среду и обладают большей надежностью и безопасностью, чем автобусы. Недостатков этот вид пассажирского транспорта практически не имеет. Однако относительным минусом является высокая цена за проезд в поездах дальнего следования. Также у них относительно невысокая скорость, в сравнении с самолетом. В пределах городов используют пригородные электрички, а иногда монорельсовый транспорт. Цены на билеты у электричек относительно невысоки. Минусом является то, что в пределах городов остановок и маршрутов электричек не много. Зато они оптимально подходят для пригородных перевозок.

Авиатранспорт

Авиатранспорт широко распространен во всем мире. В России популярны маршруты, ведущие на курорты Черноморского побережья. Несомненным плюсом авиации является большая скорость передвижения, что позволяет резко уменьшить время в пути. Цены на билеты на самолет близки к таковым на поезда дальнего следования. Однако есть у этого вида транспорта и свои минусы: зависимость от погоды и небольшой риск крушений, которые часто имеют трагические последствия. Тем не менее статистика показывает, что гораздо опаснее использовать для дальних переездов личный автомобиль.

путешествия самолетом

Водный транспорт

Он делится на речной и морской. В России более развит речной водный транспорт. В целом же услугами этого вида транспорта пользуется лишь небольшое число пассажиров, хотя в давние времена он имел огромнейшее значение.

Управление городским пассажирским транспортом

Для управления различными видами транспорта созданы соответствующие министерства и ведомства. Управление транспортной системой подразумевает совокупность мероприятий, направленных на координацию работы транспортных элементов как между собой, так и в связи с внешней средой. Управление транспортным средством требует знания правил дорожного движения, уплаты налогов, распределения платных и бесплатных участков дорожной сети, учета особенностей движения при перевозке большого количества пассажиров и т. д. Все это определяет правила пользования городским пассажирским транспортом.

Как будет развиваться общественный транспорт в будущем

Во многих странах мира разрабатываются проекты по электрификации различных видов транспорта, в том числе общественного. Лидерами в этом отношении являются Европа, Китай и Япония. Первыми на электрическую тягу планируют перевести автобусы. В отдельных городах Китая этот процесс уже практически завершен. Часть автобусов могут переориентировать на использование водородного топлива. Вероятные сроки такого перевода – 10-15 лет. Не менее активно развивается и электрическое такси. В США все эти процессы идут медленнее, однако могут ускориться после смены президента страны. На данный момент администрация Трампа тормозит реализацию подобных проектов.

Электрический автобус

Несколько позже на электрические двигатели переведут пассажирские суда и самолеты небольшой вместительности. Что же касается крупных лайнеров, то здесь ситуация пока неопределенная.

Постепенный перевод транспорта на электрическую тягу позволит решить экологические проблемы, снизить уровень шума, повысить технические характеристики транспортных средств, сделать более дешевой их эксплуатацию.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий