В чем отличие 5w40 от 5w30

Содержание

Моторное масло 5w30 и 5w40: в чем разница?

Подбор моторного масла – это важная задача для любого автолюбителя. Самый простой совет по подбору масла – следовать советам производителя автомобиля. Но когда выполнить эту рекомендацию не возможно, то приходится разбираться со свойствами масла и его маркировками.

В данной статье мы рассмотрим моторное масло 5w30 и 5w40 и попробуем разобраться, в чем разница между этими двумя марками.

Какое масло лучше зимой, 5W30 или 5W40: основные отличия смазок

Зимняя эксплуатация автомобиля – тяжелое испытание для двигателя. И правильный выбор моторного масла зачастую определяет, насколько гладко и безопасно пройдет зимний период для двигателя.

5W-30 VS 5W-40

Автолюбители осенью частенько задумываются о том, какое масло лучше зимой, 5W30 или 5W40? Одни говорят, что за зимние качества смазки отвечает только первая часть индекса, то есть 5W.

И так, как она в обоих случаях одинаковая – разницы между смазочными материалами нет. Другие не согласны и говорят, что многое зависит не только от зимней маркировки по SAE. А как дела обстоят на самом деле – мы разберемся ниже и во всех подробностях.

Масла для мотора 5W40 и 5W-30 — главное отличие продуктов

Мне очень знакома ситуация, когда покупатель стоит в магазине моторных смазок и прочих товаров и не знает, какое моторное масло выбрать. Обычно это происходит, когда пользователи плохо разбираются в транспортных средствах и не могут сказать, какие характеристики имеет мотор в их автомобиле. Когда такие водители попадают в мой автосервис, я просто рекомендую им к приобретению конкретную марку масла. Это позволяет сэкономить время и обеспечить автомобилю стабильную работу.

Несколько раз звучал вопрос, касающийся того, чем отличается масло 5W40 от 5W30. Вопрос действительно очень важный, потому что, когда вникаешь в ситуациях, то вроде бы и по температурному диапазону использования и по составу продукциях отличается схожими параметрами, но почему-то в один мотор можно заливать только 5W40, а в другую модель – лишь 5W30. Чтобы помочь начинающим автолюбителям и развеять существующие мифы и домыслы, я решил написать этот материал, где будут приведена информация о сходных характеристиках смазок и о различиях между составами.

Чем отличается масло 5w30 и 5w40 какое лучше выбрать

5w-30 и 5w-40

Среди синтетических масел популярны два вида вязкостей: масло 5w30 и 5w40. Выбор между этими двумя видами зависит от пробега автомобиля. В чем же основные отличия моторного масла 5W30 и 5W40 и почему они популярны у производителей оригинальных и неоригинальных масел.

Моторное масло 5W30 и 5W40 – в чем разница, какое лучше выбрать

Моторные смазки в силовом агрегате транспортного средства играют важную роль в его работоспособности, экономичности. Правильно подобранное автомобильное масло позволяет значительно продлить срок службы мотора. Производители автомобилей рекомендуют сразу несколько марок моторных масел. Неопытным водителям поначалу бывает трудно определиться с выбором смазки, а это очень важно. В автомобильном магазине могут предложить следующие виды масел:

  • Минеральное.
  • Полусинтетическое.
  • Синтетическое масло.

Кроме этого масла делятся по SAE, API, ACEA и допускам автоконцернов. В этой статье мы разберем именно вязкость по SAE, сразу скажу, что выбирать следует отталкиваясь именно от рекомендации автоконцерна для вашего автомобиля. Если для вашего двигателя рекомендовано для вида вязкости по SAE и он имеет уже значительный износ, выбирайте более вязкое. Какое? Разберем далее.

Что обозначает маркировка 5w30 и 5w40

Первое число из маркировки моторного масла характеризует его вязкость при использовании в холодное время года, а вторая часть — текучесть масла в теплый сезон, при высоких температурах. Такая маркировка характеризует моторное масло согласно широко распространенной классификации SAE (Американской Ассоциации Авто инженеров). Два числа в маркировке означают, что оба типа масел всесезонные. Эта универсальность – причина популярности масел 5w30 и 5w40 у автомобилистов.

Маркировка масел согласно классификации SAE

Маркировка моторного масла согласно классификации SAE

Вязкость при низких температурах. Это важнейшее свойство описывается первой частью индекса 5W, где W – winter (зима). При низких температурах масло для двигателя, как и большинство жидкостей, загустевает. Чем сильнее вязкость, тем больше затрудняется работа масляного насоса. Для сравниваемых нами типов масла первый индекс одинаков. При проворачивании максимальная вязкость такой смазки при -35°С составляет 6600 МПа, а при прокачке показатель достигает 60000 МПа.

Высокотемпературная вязкость. Это вторая часть маркировки масла. Согласно классификации SAE, для 5w30 при 100°С вязкость масла (кинематическая) будет в пределах 9,3 – 12,6 мм кв./сек. Для смазки типа 5w40 12,6 – 16,3 мм кв./сек. Высокотемпературная вязкость характеризуется еще одним показателем: минимальной вязкостью при определенной скорости сдвига (10 6 с -1 ). Для масла 5w40 этот показатель (3,50) также выше, чем для 5w30 (2,9).

Особенности работы двигателя в зимний период

Для более полного понимания ситуации с выбором зимнего масла, попробуем зайти издалека. То есть разберемся с теми процессами, которые происходят в двигателе при зимней эксплуатации автомобиля.

Прокачивание смазки по системе масляным насосом

Одновременно с проворотом коленчатого вала стартером, масляный насос стремится засосать масло из поддона и загнать его в магистраль.

Самые высоконагруженные и ответственные контактирующие поверхности в ДВС смазываются принудительно под давлением (коренные и шатунные вкладыши, пальцы поршней, постели распределительных валов).

Схема работы масляного насоса

И если смазка чересчур густая, то насос может попросту не создать достаточно большого давления, чтобы протолкнуть масло по узким магистралям и разнести его ко всем трущимся поверхностям.

В таких условиях двигатель не сможет проработать долго. Шейки валов и вкладыши получат критичные повреждения до того, как двигатель разогреется, и ток смазки по системе нормализуется.

Работа сверхтонкого слоя смазки во вкладышах

Если масло застывает до пластичного состояния, то оно теряет способность создавать так называемый масляный клин и нормально защищать шейки двигателя.

При попытке запуска часто происходит так, что коленчатый вал попросту не прокручивается. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что противовесы коленвала (так называемые щеки) увязают в густой смазке, находящейся в поддоне.

На самом деле противовесы в современных моторах не касаются масла в поддоне в принципе никогда в спокойном состоянии, то есть в момент пуска (если уровень не превышен).

Наглядное положение масла в картере двигателя

Стенки цилиндра смазываются масляным туманом в картере и за счет подачи и разбрызгивания масла через каналы в шатунах, а также при подхватывании его противовесами в движении.

Все дело в застывшем до пластичного состояния смазочном материале между вкладышами и шейками и, соответственно, увеличении сопротивления провороту. Для более старых моторов ситуация усугубляется еще и частичным погружением щек в масло.

Температурное увеличение зазоров

Здесь играет роль не только сам факт увеличения зазора между поршнем и цилиндром и сопутствующем прорыве раскаленных газов и жидкого топлива в картер, но и образовываемые ударные нагрузки.

Поршень уже не так плотно сидит в цилиндре, распираемый компрессионными кольцами, а болтается с довольно большой по меркам столь точно подогнанных деталей амплитудой. Это вызовет лавинообразный износ, если стенки цилиндров не будут своевременно и в достаточно мере смазываться.

Кривошипно-шатунный механизм

Летом эти факторы минимальны или вообще отсутствуют. Двигатель сразу со старта нормально защищен, если смазка хорошая. Поэтому к выбору масла на зиму лучше подходить вдумчиво и с пониманием дела.

Маркировка

Для того чтобы определить, в чем разница этих жидкостей, нужно понять, как расшифровываются аббревиатуры на упаковке масел.

Какое масло лучше 5w40 или 10w40

5W40. Это всесезонное средство, поэтому его не требуется менять с наступлением весны или, наоборот, в холодный период. По традиционной американской классификации API, это синтетическое масло можно использовать как в дизельных, так и в бензиновых двигателях, в том числе в моделях, оснащенных турбонаддувом или интеркулером. Первая цифра или, по-другому, «зимний индекс», зависящий от температурных характеристик и вязкости, говорит о том, что масло может работать до морозов в –30 градусов. Вторая цифра показывает, что оно способно выдерживать также летнюю жару до +40. А пакет присадок обеспечивает ему отличные моющие и защитные свойства, которые позволяют двигателю меньше изнашиваться.

10W40. Это масло представляет собой всесезонный продукт, который можно использовать в любое время года. Оно представляет из себя полусинтетическое средство, в составе которого есть минеральные компоненты и присадки. Индекс вязкости у этого масла позволяет использовать его при температурах до –25 градусов. «Летний» индекс позволяет ему сохранять свои свойства в жару до +40 градусов тепла. Масло 10W40 можно использовать в бензиновых и дизельных движках, при этом оно подходит для моторов с инжекцией и функцией турбонаддува.

Значение маркировок 5W30 и 5W40

классификация моторного масла по SAE

Распространенной маркировкой, встречающейся автолюбителям, является 5W30 или 5W40. Индекс «W» указывает на возможность применения смазки в зимний период, при этом чтобы вычислить, какова предельная температура, нужно обратиться к SAE – универсальной системе обозначений. Согласно ей, в холодное время смазочные материалы с индексом «5» обеспечивают холодный пуск силового агрегата при температуре до -35 °С.

Последняя цифра в маркировке «30» или «40» – это предельная граница в градусах Цельсия для летнего периода. Масла эффективно отводят избыток тепла от движимых компонентов, обеспечивая стабильную работу силового агрегата в жару.

Всесезонные масла обладают такими характеристиками вязкости, благодаря которым эксплуатировать их возможно круглый год. Пусть масла 5W30 и 5W40 иотносятся к типу всесезонных смазочных материалов, но они несколько отличаются по параметрам и поведению.

Вязкость и сезонность моторного масла

Вязкость моторного масла характеристики

Начнем с того, что многие водители слышали и некоторые сталкивались с ситуацией, когда зимой двигатель не удается завести по причине того, что смазка сильно загустела в картере. Это значит, что при заряженной АКБ и полностью исправном стартере все равно не удается провернуть коленвал с нужной частотой, которая необходима для запуска ДВС.

Получается, в этом случае материал имеет слишком высокую вязкость и не подходит для эксплуатации в зимних условиях. Другими словами, не была учтена так называемая сезонность ГСМ для мотора. Это не удивительно, так как сегодня нет четкого деления на летние и зимние продукты.

Итак, вернемся к условной классификации по сезону:

  1. Не вдаваясь в подробности, так называемая летняя смазка имеет высокий показатель (индекс) вязкости, что позволяет материалу нормально работать в двигателе тогда, когда наружная температура не понижается ниже ноля. При этом более вязкий продукт формирует «толстую» защитную пленку на деталях, надежно защищая поверхности от износа.
  2. Зимний смазочный материал имеет низкую вязкость, такая смазка позволяет без особых затруднений завести двигатель в сильные морозы. Однако более «жидкая» маловязкая субстанция после прогрева ДВС образует тонкую защитную пленку, уступая по качеству защиты двигателя летним аналогам.
  3. Всесезонное масло для двигателя, в отличие от зимнего и летнего, не предполагает сезонной замены, то есть его не нужно менять по сезону и можно эксплуатировать круглогодично. С учетом того, что практически все современные продукты являются всесезонными, такие изделия представляют собой оптимальный баланс, сочетая необходимые свойства для лета и оновременно подходят для зимней эксплуатации

В целях разделения смазочных материалов с учетом зависимости показателя вязкости от температуры существует особая классификация по SAE (спецификация, которая была разработана институтом Society of Automobile Engineers). Классификатор по SAE определяет, что летние продукты имеют показатель от 20 до 60. Зимние смазочные материалы получили отметку от 0W или 5W до 25W.

Объединение этих двух показателей отдельно указано на всесезонном масле и хорошо знакомо автолюбителям (например, масло 0W20, 5W30, 10W40 и т.д). Теперь давайте разберемся, какая вязкость популярного масла 5w30 и 5w40, а также что конкретно будет означать расшифровка масла 5w30 и 5w40. Добавим, что тема выбора масла 5w30 или 5w40 для дизеля предполагает одинаковые ответы на поставленные в данной статье вопросы.

О маркировке масел 5W-30 и 5W-40

Этикетка с маркировкой на ёмкости с моторным маслом соответствует международному стандарту SAE J300. По нему в спецификации моторных жидкостей имеется две группы чисел и буква английского алфавита. По этим стандартам символ W между цифрами сообщает покупателю о том, что масло является всесезонным продуктом, может использоваться как в летнее время, так и зимой. О характеристиках смазочной жидкости говорят цифры перед W и после неё. Первая цифра означает минусовую температуру смазки, при которой она сохраняет свою работоспособность. Обозначение после символа W показывает его высокотемпературную вязкость. Получить более подробную расшифровку можно из таблицы.

Минусовый температурный показатель можно определить если от первого символа перед W отнять 35. Но это очень примерный показатель, я советую обращать внимание в первую очередь на фактические лабораторные показатели конкретного масла, а именно – на температуру потери текучести и динамическую вязкость. У разных масел эти показатели могут сильно отличаться, что влияет и на их поведение в мороз. Владельцам автомобилей следует учесть тот факт, что при использовании смазки в зимнее время при температуре ниже, чем рекомендована производителем, происходит его загустевание. Пуск силового агрегата будет сильно затруднён, а в отдельных случаях мотор может выйти из строя.

Как расшифровываются показатели 5W-30 и 5W-40

Прежде чем углубляться в технические и физические подробности, вспомним, что означает показатель вязкости по SAE, если брать во внимание познания широкого круга автомобилистов. Для автовладельцев-обывателей класс моторного масла по SAE говорит о температурных диапазонах, в которых оно используется.

Классификация по SAE

Параметр вязкости включает в себя 2 индекса: летний и зимний. Первый, который с буквой «W», определяет зимние вязкостные свойства, второй, который пишется через дефис – летние. Существуют таблицы, в которых согласно классу по SAE указан диапазон температуры окружающего воздуха, приемлемый для эксплуатации авто.

Для моторных масел категории 5W-30 рабочий диапазон температур составляет:

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +35 °C.

Для смазочных материалов категории 5W-40 этот диапазон несколько шире:

  • зимняя –30 °C;
  • летняя +40 °C.

Однако все вышеперечисленные допущения условны. То есть сами по себе вязкостные показатели по SAE и их интерпретация применительно к температуре окружающего воздуха – весьма поверхностные характеристики, не несущие действительно значимой смысловой нагрузки.

Вязкость низко- и высокотемпературная

И эти температурные ограничения не являются жесткими и могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от большого количества факторов.

Причем реальная, эксплуатационная разница между 5W-30 и 5W-40 может быть как довольно большой, так и несущественной. Разберем более глубоко, как определяются эти параметры вязкости и на что они влияют на практике.

Что означает маркировка

таблица расшифровка масло 5w30

Моторные масла 5w30 и 5w40 наиболее популярны среди автолюбителей и применяются для замены отработанной смазки в двигателе. Это синтетические масла, находящиеся в бюджетной ценовой категории и обладающие универсальными характеристиками, допускающими его использование в различных двигателях.

Коэффициент 5w в маркировке расшифровывает показатель вязкости при пониженных температурах. Второй коэффициент 30 или 40 означает текучесть в летний период при плюсовых температурах. Такая маркировка принята Американской Ассоциацией Автоинженеров (SAE) и является наиболее распространенной. Сочетание обоих коэффициентов в маркировке означает, что масла возможно использовать круглогодично, не опасаясь, что они нанесут вред двигателю. Именно эта универсальность масел 5w30 и 5w40 является причиной их большой популярности.

5W30 или 5W40: в чем разница (Видео)

Моторное масло 5w30 или 5w40 в чем разница

Выбирая моторное масло, следует учитывать обозначенные маркировкой особенности и использовать подходящее под климатические особенности, а также удостовериться, какая смазка оптимальна по мнению производителя. Более густые и вязкие смазочные материалы подходят не всем типам двигателей, производитель при составлении рекомендаций принимает во внимание взаимодействие материалов, из которых изготовлен агрегат, с тем или иным вариантом.

Отличие 5W30 и 5W40 в вязкости: маркировка «40» означает, что в жаркий сезон смазка обеспечивает бесперебойную работу при температуре до сорока градусов, то есть отличается большей вязкостью. При этом когда за окном холод, смазочные материалы по показателям весьма похожи. Предельная температура в холода для них от минус двадцати пяти до тридцати градусов.

Смазочные материалы 5W30 и 5W40 создаются на минеральной основе, бывают полусинтетическими или синтетическими. Синтетика по стоимости превосходит полусинтетику, расходуется экономнее, обладает более продвинутыми эксплуатационными характеристиками. 5В40 рекомендуется движкам, отличающимся высоким выделением тепла, 5В30 уступает по вязкости. Первое окажется гуще второго.

Требования, предъявляемые к маслам зимой

Именно особенности зимней эксплуатации авто вызвали необходимость создания системы особых требования для этого периода. Рассмотрим только самые основные параметры, которые учитываются при оценке зимних качеств моторного масла.

    Минимальная температура прокачивания должна быть не ниже самых сильных морозов, при которых эксплуатируется авто. Этот параметр зависит от динамической вязкости и заложен в зимнюю часть индекса по SAE. Согласно SAE J300, для масел категории 5W динамическая вязкость на прокачивание не должна быть больше, чем 60000 МПа•с при температуре –35 °C.

замершее моторное масло на морозе

Это основные требования, завязанные именно на показателе вязкости по SAE. Кажется, что теоретически нет разницы, что заливать зимой в двигатель: 5W30 или 5W40.

Но на самом деле разница есть. Заключается она в том, насколько улучшил производитель показатели смазки относительно номинальных, требуемых по стандарту.

Ведь одним маслам для получения индекса 0W не хватает пару-тройку процентов, в то время как другие с трудом дотянули до 5W. И в первом варианте масло будет предпочтительнее для зимней эксплуатации.

Отличия в технических характеристиках

Главным параметром любого моторного масла является его индекс вязкости. По «летнему» показателю 5W40 и 10W40 имеют примерно одинаковые характеристики, поэтому их рабочая температура в теплое время года находится в одном диапазоне. 5W40 гуще и представляют собой чисто синтетические масла, которые имеют более низкий уровень разжижаемости. С ними двигатель будет проще и быстрее запускаться в сильные морозы. Завести автомобиль при отрицательной температуре до –25 градусов можно и с 10W40. Но это масло более текучее, поэтому при более сильных морозах замерзнет сильнее. При одинаковой температуре запуска мотора после его прогрева 5W40 и 10W40 станут примерно равны по характеристикам.

Основная разница между маслами «5W-40» и «5W-30»

Несмотря на то, что основным показателем для использования масла является вязкость продукта, есть и другие характеристики, которым обязательно следует уделить внимание. Для сравнения, представим все данные в таблице:

  • API SL/CF;
  • ACEA В3/B4.
  • API SN;
  • ACEA A1/B1 2010.

В основе каждого из продуктов может лежать синтетическая, полусинтетическая или минеральная массы. Пакет присадок каждым производителем определяется индивидуально. Кроме того, разработчики используют уникальные, запатентованные технологии при создании итоговых составов. Формы выпуска, емкости могут быть различными, но популярными считаются канистры на 4-5 литров у розничных покупателей и на 200 литров – для оптовиков. Дополнительные сведения о разнице между маслами с такими маркировками, можно получить из видео:

Различия между 5W30 и 5W40

Ознакомившись с вязкостно-температурными показателями обеих масел, видно, что главная разница между ними заложена в высокотемпературной вязкости. Масляный раствор 5W40 имеет вязкость в 1.5 раза выше, чем у масла 5W30. Смазочный раствор 5W40 способен обеспечить устойчивую работу силовой установки при более высоком температурном режиме эксплуатации. Остальные характеристики хоть и являются одинаковыми, но есть ряд существенных различий. Их необходимо учесть при необходимости заливать смазку той или иной марки:

  1. Если использовать 5W30 вместо 5W40, то на стенках цилиндра и поршне будет больше масла. Это создаст дополнительную нагрузку на масляный насос. Из-за того, что вязкость 5W30 несколько больше, смазочная жидкость может не дойти до некоторых труднодоступных мест. Это приведет к досрочному выходу из эксплуатации трущихся деталей и общему повышению рабочей температуры силовой установки.
  2. Если выбрать 5W40 вместо 5W30, то толщина пленки станет меньше. Это снизит расход масляной жидкости, ее сгорание и период замены. Но, тонкая пленка на поверхности поршней и стенок цилиндров может привести к их быстрому изнашиванию.
  3. Указанный производителем тип масляной жидкости очень важен для силового агрегата. Если требования производителя не будут выполняться, то мотор будет эксплуатироваться в агрессивных для себя условиях. Это может привести к дополнительному расходу смазки, нагреву и износу трущихся частей, выходу силового агрегата из строя.
  4. Одной из разниц между масляными растворами 5W30 и 5W40 является длина синтетической цепи. Основой для смазки является синтетик, который имеет определенную структурную цепочку. Чем выше различие между температурными коэффициентами, тем длиннее синтетическая цепочка, и тем меньше период эксплуатации масляного раствора.

разные 5w-30 и 5w-40

При таких небольших и незначительных различиях всегда остается вопрос выбора оптимального масляного раствора для своего автомобиля.

Методики определения вязкости

Категория, к которой относится то или иное масло по SAE, включает в себя целый комплекс показателей. Например, для зимней вязкости существует два основных критерия, которые и определяют индекс перед буквой «W»:

  • вязкость при проворачивании;
  • вязкость при прокачивании.

Показатель на проворачивание означает, насколько легко будет зимой стартеру провернуть коленчатый вал, погруженный в замерзшее масло.

Методики определения роторным способом

Измеряется этот параметр в особом приборе – ротационном вискозиметре (CCS). Суть прибора заключается в имитации условий холодной прокрутки в двигателе и замере величины сопротивления смазки проворачиванию. Для рассматриваемых масел 5W-30 и 5W-40 разница невелика или почти отсутствует.

Показатель на прокачивание означает, какое сопротивление оказывает загустевшее масло попытке насоса прогнать его через систему. Измеряется на миниротационном вискозиметре типа MRV.

В нем также создаются условия, напоминающие процесс прокачивания масла по системе. Смазочный материал под давлением загоняется в канал и оценивается сопротивление этому процессу. Между маслами, рассматриваемыми в статье, разница в этом параметре также будет небольшой.

Есть определенные значения, за пределы которых не должны выходить измеряемые величины при регламентной температуре.

То есть разные смазки с индексом 5W-30 или 5W-40 могут отличаться по низкотемпературной вязкости, но в любом случае обеспечивают нормальную работу мотора при обозначенной стандартом температуре.

Вискозиметры

Например, для 5W низкотемпературная вязкость при измерении на прокачиваемость не должна превышать 60000 мПа•с при температуре –35 °C. При измерении на проворачивание величина вязкостного сопротивления не должна быть меньше 6600 мПа•с при –30 °C.

Этот показатель может быть, как вплотную приближен к обозначенной стандартом границе, так и быть значительно ниже.

Высокотемпературная вязкость измеряется при 100 и 150 °C. Приоритетным считается показатель, рассчитанный для 100 °C, то есть при нормальной рабочей температуре. Измеряется в сСт (сантистоксах).

Между маслами 5W-40 и 5W-30 разница существенная:

  • для 5W-30 значение высокотемпературной вязкости, измеренной при 100 °C, находится в пределах от 9,3 до 12,5 сСт;
  • для 5W-40 этот показатель ограничивается значениями 12,5 и 16,3 сСт.

То есть масло 5W-30 с минимальным порогом 9,3 сСт практически в 2 раза более жидкое при 100 °C, чем масло 5W-40 с показателем 16,3 сСт.

На основании этих показателей при 100 °C рассчитывается один из ключевых показателей стабильности смазки – индекс вязкости.

В чем разница между маслами 5W30 или 5W40 для зимнего использования

Многие автомобилисты ошибочно полагают, что на эксплуатационные характеристики масла в зимний период влияет исключительно часть индекса по SAE, отвечающая за зимние свойства.

Отчего и делают неправильный вывод: заливать в двигатель зимой, если позволяет температура в регионе, можно любое из рассматриваемых масел.

Так называемая летняя часть индекса (на самом деле указывающая рабочую вязкость при температуре 100 °C, которая приблизительно одинакова и летом, и зимой) также влияет на работу смазки в холодное время года.

И здесь, в первую очередь, нужно знать требования автопроизводителя к маслу. Если в документации к авто указано, что нужно лить смазку с летним индексом SAE 40 – льем это масло. Если SAE 30 – соответственно, подбираем смазочный материал вязкостью SAE 5W30.

Здесь есть небольшие отступления от правил. Если мотор уже имеет солидный пробег, и вы проживаете в регионе с амплитудными колебаниями годовой температуры (зимой – холодно, летом – жарко) лучше брать более густую смазку по летнему индексу.

пример разницы между маслом 5w30 и 5w40

То есть зимой лучше лить SAE 5W40, так как может получиться так, что придется долго ездить на залитом перед зимой масле. А более густая смазка для мотора с износом, из-за увеличенных зазоров в парах трения, предпочтительнее.

Какое масло лучше: 5w30 или 5w40 летом

Масло 5W30 или 5W40 летом

С учетом того, что масло 5W40 является более вязким, оно создает на поверхности деталей прочную и стабильную масляную пленку сравнительно с конкурентом. Как может показаться на первый взгляд, такой продукт ничем не отличается во время зимней эксплуатации и лучше защищает двигатель летом.

Отметим, что такое утверждение справедливо только частично. Прежде всего, нужно учитывать конструктивные особенности того или иного ДВС, а также отдельные рекомендации производителей мотора. Дело в том, что даже незначительное повышение вязкости масла в некоторых агрегатах может привести к тому, что прокачиваемость станет хуже, то есть смазка не будет поступать к парам трения в должном количестве.

Также при выборе летнего показателя вязкости следует учитывать и то, что слишком «жидкая» смазка (например, 5w30) может привести к утечкам смазочного материала через сальники, прокладки и другие уплотнения. Масляная пленка на деталях при использовании маловязких масел может оказаться тонкой, в результате чего значительно увеличивается износ узлов, растет температура ДВС.

Летнее масло для двигателя как выбратьРекомендуем также прочитать статью о том, как правильно выбрать «летнее» масло для мотора. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и нюансах подбора, какое масло лучше заливать в двигатель летом и почему.

Другими словами, перед тем, как остановить свой выбор на 5W40 или 5W30, необходимо:

  1. Отдельно убедиться, что оба типа масла находятся в списке рекомендуемых производителем для конкретного мотора.
  2. Также не лишним будет учесть и особенности эксплуатации двигателя.

Например, коэффициент вязкости 30 означает, что заявленная характеристика моторного масла будет сохраняться при рабочих температурах только до 150 градусов.

Сравнение лабораторных анализов

Для того чтобы более точно выявить отличие между двумя маслами, стоит обратить внимание на их показатели. Синтетическое масло обычно более густое, чем полусинтетическое, поэтому результаты лабораторных тестов могут отличаться.

5W40. Для примера мы возьмем моторное масло ROLF GT 5W-40 SN/CF. Эта жидкость имеет следующие характеристики:

  • кинематическая вязкость при 40° – 81,5; при 100 ° – 15,2;
  • температура застывания: –40°, вспышки – 235°;
  • динамическая вязкость при –30° – 5310.

10W40. Для примера сравнения лабораторных анализов мы используем масло ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF. Оно имеет следующие значения:

  • кинематическая вязкость при 40° – 99,8; при 100 ° – 14,4;
  • температура застывания: –35°, вспышки – 230°;
  • динамическая вязкость при –25 –

Какое масло гуще. Из технических характеристик и лабораторных анализов становится понятно, что масло 10W40 гуще, но при этом проигрывает «пятерке» по температуре замерзания, поэтому в зимний период будет менее эффективным. Оно имеет большую вязкость за счет своего состава, но это не является однозначным плюсом или минусом данной жидкости.

Можно ли их смешивать. Для перемешивания пригодны только жидкости одного производителя, но только в редких случаях и без злоупотребления. При этом характеристики смешанного масла будут хуже, чем у каждого из компонентов по отдельности, из-за разницы в составах.

Можно ли смешивать масло 5W30 и 5W40

Смешивание моторного масла

Искушение долить или смешать смазочные материалы возникает по различным причинам, и подобное допустимо, однако с определенными оговорками. Аварийная ситуация чаще всего приводит к необходимости быстро восполнить утрату смазки системой, и если нет под рукой моторного масла, которое уже использовалось, доливать 5W30 и 5W40 следует на ограниченное время. Автомобиль должен пройти не более трех тысяч километров.

На первый взгляд, различия между 5w30 и 5w40 не так уж велики. Современные смазочные материалы от ведущих производителей вполне совместимы, позволяя автолюбителям смешивание и долив. Об этом говорит указание на сертификацию по стандартам API и ACEA.

Минеральные масла не следует смешивать с полностью синтетическими, это чревато негативными процессами в движке, синтетические с полусинтетическими сочетать тоже не стоит. Совместимость смазочных материалов ограничена рамками одинаковой базовой основы. Если она едина, то долив одного другим не повлияет на общую работоспособность движка.

Следует помнить, что производители добавляют присадки, которые совместимы между собой далеко не всегда, потому смешивать моторное масло 5w30 и 5w40 допустимо, но нежелательно.

Перейти с одного типа смазки на другой поможет полная процедура замены, предполагающая промывку силового агрегата. Последняя избавляет остатков масла в системе, обеспечивая сохранность движущихся компонентов. Масляный фильтр при смене типа смазочных материалов также заменяется.

Что классификация по SAE означает на практике

схематическое изображение вязкости моторных масел

На практике комплексная характеристика, заложенная в классификатор по SAE, означает не просто температурный диапазон, в котором рассматриваемый смазочный материал может эксплуатироваться.

Если с зимней частью обозначения универсальных масел 5W-40 и 5W-30 все более-менее понятно то, как интерпретировать летние обозначения 40 и 30? Здесь самым общим и мало что означающим будет ответ: температурное ограничение при летней эксплуатации.

На самом деле летнее ограничение по вязкости весьма условно и косвенно связано с другими, более понятными причинами:

  • более густые смазки лучше удерживаются на поверхности трущихся деталей при более высокой температуре, в то время как маловязкие масла в летнюю жару при простое автомобиля в значительном количестве стекают в поддон;
  • в летнее время общая температура масла несколько выше в двигателе, так как градиент отвода тепла летом ниже из-за меньшей разницы между температурой двигателя и температурой окружающей среды.

То есть у густых смазок летом в теории более высокие защитные свойства. Однако здесь тоже не все так просто. Почти все увязано на конструктивные особенности мотора.

Смазка разбрызгиванием

Например, если изначально в двигателе проектируемые зазоры больше, то при одной и той же температуре окружающей среды в двигателе лучше сработают более густые масла.

Пленка будет толще и надежнее. Для маленьких зазоров, наоборот, слишком густые смазки могут недостаточно интенсивно пробиваться в зазоры и тем самым подвергать двигатель опасности сухого трения.

Поэтому разница между вязкостью масел 5W-40 и 5W-30 в отношении каждого отдельно взятого мотора может быть как значительной, так и не играть практически никакой роли.

Что лучше 5w30 или 5w40

Цель применения моторного масла – образование масляной пленки на всех трущихся деталях двигателя. Очень малые зазоры (в несколько микрон) в двигателе между трущимися деталями требуют постоянно качественной смазки, исключая сухое трение. Какая марка смазки наилучшая для вашего авто, знает только производитель. Рекомендуя определенный тип, компании-производители учитывают не только характеристики масла, но и конструктивные особенности самого двигателя. Поэтому лучше всего следовать рекомендациям производителя.

Также нужно учитывать, что кроме классификации SAE, смазочные материалы также должны удовлетворять требованиям других систем: ACEA, API. Маркировка по этим системам классификации всегда указана на упаковке, но привлекает к себе меньше внимания.

Что касается конкретно 5w30 или 5w40, то можно сказать следующее. Масло 5w40 отлично держит пленку и исключает сухое трение. Оно хорошо подходит для современных моторов с высокой тепловой напряженностью. Масло 5w30 имеет меньшую вязкость. Оно упрощает пуск двигателя в холодную погоду, но при жаре становится слишком текучим. При температуре около 120 – 140 градусов в двигателе вязкость автосмазки 5w40 в 1,5 раз выше, чем у 5w30.

Какие параметры масла, кроме вязкости, влияют на работу мотора зимой

Помимо показателя вязкости по SAE, есть у моторного масла еще несколько параметров, влияющих на характере его работы в двигателе зимой.

Низкий и высокий ИВ

  • Индекс вязкости (ИВ). Показывает, насколько масло зависимо от скачков температуры. Традиционно ИВ выше у смазок SAE 5W40.
  • Точка потери текучести. Не закладывается напрямую в показатель SAE. Обычно указывается на канистре с тыльной стороны в таблице с дополнительными характеристиками.Смазки с более низкой температурой застывания дадут больше шансов, что в сильные морозы масло останется текучим и позволит беспроблемно запустить двигатель.
  • Типа базы и используемые присадки. Чем качественнее и база и более технологичные присадки использованы для создания масла, тем больше разбежка между индексами. Например, подавляющее большинство моторных масел класса 5W40 по SAE – это синтетика. А смазки 5W30 часто встречаются в полусинтетическом варианте. Синтетика в целом лучше для любых режимов эксплуатации авто.

Тест зимой 5W-30 и 5W-40 – какое выбрать?

Зимний показатель этих масел не отличается. Так что для зимы выбирайте не по SAE, а по показателям конкретных масел. Как уже писал выше – динамическая вязкость и температура потери текучести. Динамическая вязкость бывает двух типов – MRV и CCS. Первая – прокачиваемость масла в мороз, для 5w определяется при -35 градусах и не должна превышать 60 000 мПа*с, чем ниже – тем лучше. Вторая – проворачиваемость масла, определяется при -30 градусах и не должна превышать 6600 для 5w, чем ниже – тем лучше. Что касается температуры потери текучести, то тут все ясно – чем она ниже, тем сильнее мороз, который выдержит масло. Смотрите рейтинги на сайте и выбирайте лучшего производителя в нужной вязкости.

Возможно ли смешивание и доливка масел

На этот счет существует множество мнений, причем многие из них противоречивы. Отдельные специалисты говорят, что смешивание масел 5W30 и 5W40, в принципе, возможно и они совместимы, но пробег с таким «коктейлем» не должен превышать 3 тыс. км. Но у данного мнения много противников, которые приводят свои аргументы, к которым тоже стоит прислушаться.

Продукты, выпускаемые лучшими мировыми брендами, совмещаются в одном двигателе, поэтому доливка и смешивание не возбраняется. За это отвечают организации, выдающие сертификаты от API и ACEA, но нужно учитывать изменяющиеся свойства смесей.

В то же время большинство специалистов предостерегают от смешивания моторных масел разных производителей. Это связано с тем, что они используют присадки, которые при соединении и нагревании в двигателе образуют вещества с непредсказуемыми свойствами.

При этом реальных исследований, подтверждающих эти выводы, попросту не существует, поэтому все это носит рекомендательный характер.

Подводя итог

Как понятно из всего вышесказанного, ответ на вопрос, какое масло лучше заливать на зиму, 5w30 или 5w40, комплексный. Кратко соберем все критерии, которые помогут определиться с выбором.

Требования автопроизводителя

Сегодня многие автопроизводители не пишут только одно подходящее масло на все случаи жизни, а дают рекомендации по подбору, которые предусматривают различные условия эксплуатации авто.

Если для вашего климатического района и с вашим уровнем нагрузки на двигатель завод-изготовитель авто требует заливать 5W-30 – не нужно пренебрегать его предписаниями.

Если же допускается использовать оба варианта, то лучше залить более густое масло. Это, возможно, незначительно увеличит потребление топлива из-за повышенного вязкостного трения, но гораздо в большей степени скажется на повышении защитных свойств смазки.

  1. Климат. Для северных регионов, где летняя температура редко превышает +20 °C, можно смело лить смазку 5W-30, если производитель рекомендует именно ее или допускает к использованию два варианта.
  2. Степень износа мотора. Для двигателей с пробегом более 300 тысяч км, даже если это не указано в инструкции по эксплуатации, не будет ошибкой использовать масло большей вязкости. То есть при рекомендованном классе 5W30 по SAE можно заливать 5W40.
  3. Другие характеристики масла. Если есть сомнения в плане выбора, например, для средней полосы, при относительно новом моторе и разрешением от автопроизводителя на использование в двигателе этих двух классов по вязкости, нужно рассмотреть другие свойства имеющихся моторных масел.

Предпочтение стоит отдать смазкам, у которых:

  • выше индекс вязкости;
  • ниже точка застывания;
  • более качественная база и технологичный пакет присадок;
  • есть другие положительные свойства, наподобие энергосбережения или повышенной защиты пятен контакта.

Помимо использования качественных моторных масел, на ресурс двигателя при езде зимой сильно влияет характер эксплуатации авто.

Если давать двигателю хотя бы минимальный прогрев перед началом движения, не раскручивать его на холодную до высоких оборотов, вовремя менять масло и фильтры – проблем после зимней эксплуатации возникнуть не должно.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что вязкость масла и стабильность этой характеристики при различных температурах определяет основные характеристики смазочного материала, а также цену продукта.

Для владельцев старых автомобилей к выбору масла нужно подходить с особой ответственностью. С одной стороны, наблюдается интенсивное развитие технологий в сфере производства ГСМ. Это значит, что информация касательно смазочных материалов в руководстве по эксплуатации может оказаться сильно устаревшей.

Напоследок добавим, что при выборе масла нужно придерживаться определенной середины, а также принимать в расчет индивидуальные особенности эксплуатации ДВС. Это значит, что смазочный материал не должен сильно разжижаться и терять свои свойства с учетом максимально возможного нагрева, а также оставаться текучим с наступлением холодов.

Зимнее моторное масло

Особенности подбора моторного масла для зимы. Какое масло среди всесезонных считается зимним по маркировке, что нужно учитывать при выборе.

Неоригинальные моторные масла: как определить. На что обращать внимание при покупке и что делать, чтобы не купить поддельное масло. Полезные советы.

Синтетика и полусинтетика

Что лучше использовать: синтетическое или полусинтетическое масло. Когда оптимально заливать в мотор синтетику и в каких случаях полусинтетический продукт.

Как выбрать моторное масло

Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.

Какое масло заливать в двигатель

Когда стоит менять зимнее масло на летнее? Какое летнее масло лучше заливать? Что нужно знать про допуски и вязкость масел чтобы не навредить двигателю.

Что такое гидрокрекинговое масло

Технологии гидрокрекинга и гидрокрекинговое масло для двигателя: особенности, преимущества и недостатки. Что лучше, гидрокрекинг или синтетическое масло.

Можно ли смешивать, доливать 5W-30 и 5W-40

Такой вопрос у водителей по разным причинам может возникнуть. Мнения на этот счёт существуют разные, некоторые из них противоречат друг другу. Сразу хочется отметить, что специалисты разрешают смешивать такие масла, но эксплуатировать машину можно лишь непродолжительное время, желательно до 3000 км. пробега. Но это мнение отдельных специалистов.

Оригинальная продукция мировых производителей моторных масел совместима между собой, поэтому такие смазки можно смешивать, доливать. Если жидкости были бы не совместимы, они не прошли бы сертификацию по ACEA и API.

Но есть мнение, что мешать разных производителей нельзя из за присадок, некоторые из них оказываются несовместимы. В таком случае смазка может вести себя не предсказуемо. Но опять же, четких исследований на этот счет нет, есть только рекомендации. Предоставляем видео:

Синтетика или полусинтетика

Для новых автомобилей предпочтительней использовать смазку на синтетической основе. Она имеет более высокие показатели, что дает возможность производить замену через 15 тыс. км пробега. Полусинтетика используется на машинах с пробегом, она имеет менее высокую текучесть. Категорически не рекомендуется смешивать синтетические смазки с полусинтетикой, с минеральными маслами.

ВАЖНО ! Существует правило смешивать смазки на одинаковой основе и с одинаковыми присадками. Лучше заливать тот тип масла, который рекомендован производителем.

Заключение

Выбираем то масло, которое рекомендовано производителем. Если для вашего автомобиля прописано использование масел 5w-30, не стоит заменять его 5w-40 и наоборот.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий