Как устроена и работает швейная машина
Изначально устройство швейной машины разрабатывалось таким образом, чтобы она могла самостоятельно совершать работу, заменив тем самым человека. Это изобретение позволило значительно облегчить труд швеи, и повысить его производительность. Схема работы позволяет даже абсолютному новичку, никогда не державшему иголку в руках, прошить прямые и качественные стежки. Новейшее поколение устройств шьет не только простым способом, они способны создавать узоры и вышивку. Достижения современных технологий поражают, но в основе принципа работы каждой швейной машины все так же лежит тот самый первый алгоритм, разработанный много лет назад.
Швейная машинка: устройство, принцип работы и виды швейных строчек
Речь идет об электрических швейных машинах, то есть о тех, которые необходимо подключать к источнику питания, независимо от того, механические они или электронные. В статье мы остановимся на 3-ех важных составляющих.
Содержание
Ремонт электропривода
Изобретение электропривода к швейной машине было поистине революционным, поскольку позволило упростить работу мастера, его руки стали свободными, и он смог больше усилий приложить для качественного пошива одежды или других швейных изделий.
В этом устройстве электроэнергия преобразуется в механическую энергию, заставляющую иглу с ниткой быстро прокалывать ткани, таким образом, соединяя их в одну деталь. Электропривод также увеличил силу прокола ткани иглою, что позволило мастерам работать с более плотными материалами: кожей, мехом и другими.
1. Устройство швейной машины челночного стежка
Все старые модели швейных машин типа Зингер, Подольск 2М ПМЗ выполняют одну единственную прямую строчку и устройство этих швейных машин практически одинаковое.
Такие швейные машины часто оснащались громоздким столом с ножным приводом, но чаще всего устанавливался ручной привод.
На смену таких моделей машин пришло новое поколение швейных машин, выполняющих строчку зигзаг и использующих электрический привод.
Швейные машинки типа Подольск 142 и Чайка имеют вертикальный тип качающегося челнока и ограниченный набор операций.
Современные швейные машины Brother, Janome, Singer и другие марки используют уже более современную горизонтальную конструкцию челнока.
Некоторые модели швейных машин имеют вертикальный челнок “двойного облегания” вращающегося типа, как у промышленных машин.
Управление многими операциями у многих современных швейных машин осуществляется с помощью компьютерных программ, что позволяет изготавливать глазковые петли и вышивать любые рисунки и узоры.
Большой выбор лапок, аксессуаров и комплектация дополнительными устройствами расширяют возможности машинок безгранично, позволяя выполнить любую операцию, связанную с пошивом одежды.
1. Основные узлы и механизмы швейной машины
На сайте уже есть похожая статья, в которой подробно изложено устройство швейной машинки, даны названия деталей и механизмов, приведены схемы взаимодействия узлов. Вы можете ее прочитать, перейдя по ссылке Устройство швейной машины. Поэтому в этой статье мы не будем останавливаться на названиях частей и деталей, а лучше подробнее разберемся в устройстве современной модели швейной машинки, ее особенностях и неисправностях.
Вот так выглядит швейная машинка без пластикового корпуса стоящая на переднем плане верхнего фото. Это обычная модель эконом-класса фирмы Dragonfly (Китай) с горизонтальным челноком. Практически все модели недорогих бытовых швейных машинок устроены одинаково, особенно если они произведены в Китае.
1. Швейный электропривод должен “отдыхать”
Как правило, мы не особо обращаем внимание на главную деталь швейной машины – швейный электропривод. Работает электродвигатель, ну и хорошо. Только вот иногда замечаем, что после продолжительной работы появляется специфический запах и замедляется скорость работы швейной машинки. Это первый признак того, что вы перегружаете электродвигатель, не даете ему “отдых” и обмотки внутри начинают греться, оттого и появляется запах жженых проводов. Вероятней всего, это сигнализирует о том, что со временем вам придется купить новый электропривод. Купить же, хороший швейный электропривод и оплатить работу мастера иногда достигает половины стоимости машинки, и все лишь потому, что мы не всегда знаем, как должен работать швейный электропривод. Может не во всех инструкциях, но вот у швейной машины Чайка и Подольская указано, что бытовые электроприводы должны работать с циклом 40 к 60. То есть, например, 4 минуты двигатель работает, а 6 “отдыхает”. И только на промышленных машинах электродвигатели могут работать непрерывно, поскольку у них совершенно иное устройство электродвигателя и принцип работы.
Видео как разобрать электропривод бытовой швейной машинки.
Любой бытовой швейный электропривод, в том числе и для оверлока, устроен так, что во время работы обмотки его нагреваются. Изоляция, намотанных проводов привода, рассчитана выдерживать значительные температуры, но всему есть предел. И когда приходится шить или обметывать большое количество, например штор, то часто мы “забываем” про машинку, и она работает без остановки несколько часов подряд. Это и приводит к перегреву электропривода. Внутри каждого электропривода вмонтирован вентилятор, лопасти которого засасывают воздух и охлаждают проводку. Но они слишком маленькие, а воздух внутри корпуса машинки слишком теплый, особенно в жаркую летнюю погоду. В результате лак на проводах плавиться, появляется вначале жженый запах, а когда провода полностью “оголятся” происходит их замыкание и тогда уже это можно и увидеть и услышать.
У промышленных швейных машин вентилятор внутри двигателя стоит намного мощнее. Он настолько сильно втягивает воздух, что даже холодно иногда бывает ногам от его работы. Да и принцип работы у такого двигателя совершенно иной, но это вряд ли кому интересно. Главное помнить, что нужно беречь электропривод своей машинки, оверлока и давать ему периодически “отдыхать”.
Основные узлы и механизмы швейной машины
Важным узлом прибора принято считать электропривод, именно от этого элемента исходят скоростные показатели, производительность и мощность. Его нельзя перегружать постоянной работой на протяжении длительного времени. Электроприводный ремень по внешним признакам тонкий и слабый, но приводит в движение всю рабочую систему. Эту деталь необходимо оберегать от пошива грубых материалов (джинс, кожа и другие). На внутренней поверхности ремня располагаются зубчики, при его разрыве сложно подобрать достойную замену с определенным шагом.
Электропривод швейной машины — один из важнейших ее узлов
Для мягкой работы аппарата нужно следить за ременным натяжением, со временем оно ослабляется, что влияет на снижение скорости. По этим причинам появляется повышенный уровень шума.
Полезно! При самостоятельной разборке прибора необходимо нажать пальцем на ремень в указанном стрелкой месте. Если он легко продавливается, то натяжение следует увеличить. Главное — не перестараться, иначе сильно натянутый ремешок может привести к тугому ходу. Такое действие неблагоприятно скажется на устройстве, и повысится износ втулок электродвигателя.
Основополагающие механизмы, которые необходимо знать при шитье:
- Рукоять длины стежка — задает требуемую длину;
- Фиксатор нажимной лапки — управляет подъемом и опусканием данной детали;
- Ручка натяжения нитки верхней части — осуществляется оптимальная настройка уровня натяжки;
- Стол (выдвигается), отдел для аксессуаров — такие комплектующие есть в отдельных моделях, в большинстве современных приборов они отсутствуют;
- Регулятор выбора разновидностей строчки — есть в разных экземплярах, в том числе с компьютерным управлением, где регулировка происходит при помощи дисплея;
- Реверс — позволяет делать стежки в обратном порядке;
- Маховик — приводит двигатель к манипуляциям и останавливает его;
- Выключатель свободного хода маховика — предусмотрен для переключения уровней наматывания шпульки и строчки;
- Рукоятка выбора вида стежка — позволяет подбирать нужный узор строчки;
- Разъем подключения педали к приспособлению;
- Педаль — контролирует скорость шитья и весь процесс;
- Регулятор ширины стежка — необходим для управления шаговой ширины.
Сама схема работы прибора довольно сложна, однако шить при помощи бытовой техники намного проще и быстрее.
Шпулька
Шпулька — наиболее заметная деталь, с которой у портного происходит постоянное взаимодействие. Располагается она за выдвигающейся панелью под иглой. Чтобы достать шпульку из гнезда, потяните ее на себя и немного вверх. Таким образом вы отогнете небольшой захват и освободите элемент.
Шпулька необходима для поставки ниток, которые перед работой на нее наматывают из основной катушки. Происходит это автоматически – нить из катушки продевают в специальное отверстие шпульки. После этого деталь укладывают в гнездо, а катушку с нитками закрепляют на корпусе машинки. При активации маховика происходит вращение шпульки, которая наматывает нить на свою ось, катушка с нитками при этом так же вращается.
Для натяжения нити в процессе работы строение шпульки включает в себя маленький винт. Грамотно выставленные настройки исключают возможность пропуска верхних и нижних стежков. Портной может шить, не отвлекаясь на постоянные проверки качества. Внимательно проконтролируйте нить перед началом работы, излишнее ее натяжение вызывает постоянные разрывы. Посмотрите видео про идеальное натяжение нити.
Маленькая деталь, так называемый носик, предназначен для страховки катушки от случайных выпадений шпульки. Он крепится на двигающейся панели, которая отжимается пружинным механизмом от корпуса втулки. Если все работает, как задумано, то в системе не происходит сбоев. Пока эта деталь находится в правильном положении, шпулька надежно закрепляется в швейной машинке и ее невозможно вытащить. Для выполнения обратной сборки отогните носик, и, удерживая его в таком положении, вставьте шпульку на место.
При изучении корпуса на швейной машине можно обнаружить продолговатый выступ. Его задача заключается в препятствовании вращению катушки со шпулькой или приводом челнока.
Дополнительные элементы комплектации машинки
Шпулька для швейной машины похожа на маленькую катушку. Она может быть пластиковой или металлической. Шпулька устанавливается под игольной пластиной и содержит запас нижней нити.
Шпульки разных производителей и разных моделей машин различаются. Используйте шпульки, предназначенные для вашей машины, чтобы избежать повреждений.
Металлические и пластиковые шпульки не подходят для одной модели машины
Достаточное количество шпулек
Стоит приобрести дополнительные шпульки, особенно если вы привыкли работать над несколькими изделиями одновременно. У вас под рукой всегда будут пустые шпульки, и вам не придется их разматывать.
Швейные машины продаются в комплекте с некоторыми аксессуарами, среди которых будут как минимум несколько шпулек, распарыватель, щеточка для чистки, набор игл и флакон с маслом для смазки.
Стандартные аксессуары для швейной машины
Как следует из названия, распарыватель позволяет быстро и легко распороть строчку. С его помощью также делают отверстия для пуговиц.
К машине прилагается несколько прижимных лапок: как минимум, одна универсальная лапка (многофункциональная — для прямой строчки и зигзага), лапка для молнии, лапка для фантазийных строчек и лапка для выметывания петель под пуговицы. Существует множество других лапок, они могут иметь разную ширину подошвы, на некоторых есть желобки и разметка, чтобы легче было шить. Эти лапки будут описаны в следующих главах вместе с техниками шитья, для которых они предназначены.
В швейных машинах предусмотрены специальные места для удобного хранения аксессуаров: отделение со стороны «свободного рукава» или, как здесь, отделение в верхней части машины
У вашей швейной машины могут быть и другие аксессуары.
Не у всех машин есть «свободный рукав», но это очень удобная функция. Она облегчает обработку трубообразных деталей (штанин, манжет, пояса и т.д.) Часть рабочего пространства убирается, для шитья остается только пространство вокруг игольной пластины.
Расширительный столик (иногда — приставной столик) увеличивает рабочее пространство швейной машины. Чаще всего нужно убрать съемную платформу, открыв «свободный рукав», вокруг которого устанавливается расширительный столик. Это удобно при работе с объемными (стеганое одеяло, пальто, постельное белье) или скользкими (вечернее платье, одежда из вискозы) материалами. Столик расширяет рабочее пространство и поддерживает тяжелый материал.
Коленный рычаг — металлический стержень U-образной формы. Он спускается до уровня колена и позволяет опускать и поднимать прижимную лапку, толкая рычаг вправо бедром или коленом. Это упрощает шитье: руки могут заниматься только тканью, не отвлекаясь на рычаг для поднятия лапки. Коленный рычаг крепится на передней панели швейной машины на уровне соответствующего гнезда. Этот аксессуар съемный. Его можно убрать, когда он не нужен или когда машину необходимо перенести.
2. Термины, используемые в названиях деталей
Винт может быть с головкой и без нее. Винт имеет на стержне резьбу, а сверху головки канавку для отвертки.
Болт имеет четырехгранную головку под соответствующий гаечный ключ, и также нарезанную резьбу.
Вал – круглая ось для закрепления узлов и механизмов, деталей швейной машины и передачи им движения.
Втулка – деталь цилиндрической формы, с отверстием внутри. Служит для фиксации валов и осей. Вместо втулок могут использоваться подшипники скольжения и подшипники качения.
Для передачи вращения параллельным валам, находящимся на большом расстоянии друг от друга применяют ременные и зубчатые ременные передачи.
Кривошип закрепляется на краю вращающегося вала, в который вставляется палец крепления шатуна.
Шатун – стержень с двумя головками (втулками). Это основной элемент преобразования движения одного вала в движение другого.
Рейка – зубчатая деталь, находящаяся под лапкой, предназначенная для продвижения ткани.
Нитепритягиватель – длинный поводок на лицевой стороне машинки, выдергивающий нитку во время образования стежка. На краю его имеется ушко или разрез для вдевания верхней нитки.
Игольная пластина – пластина с отверстием для прохода иглы к челночному ходу. Внутри пластины имеются прорези для зубчиков рейки.
Игловодитель – стержень удерживающий иглу и проводящий ее в движение.
Шпулька – небольшая катушка. На нее наматывается нижняя нитка.
Шпульный колпачок – деталь челночного хода, в которую вставляют шпульку швейной машины.
Можно ли отремонтировать самостоятельно
Электрические швейные машинки и их комплектующие относятся к очень надежным устройствам, способным работать десятилетиями, особенно если пользователь правильно выполняет техническое обслуживание в соответствии с требованием завода-изготовителя.
Важно! С тем чтобы не допустить аварийных выход из строя электропривода, нужно все время контролировать с каким напряжением крутится вал машинки.
Он должен поворачиваться довольно легко, без нарушений. Так при разгоне его рукой он обязан по инерции еще выполнить пару оборотов. Если он останавливается сразу, нужно хорошо обслужить машинку, почистить и смазать все трущиеся части машинным маслом по схеме, указанной в заводской инструкции.
Если этого не сделать, то затрудненное вращение вала, рано или поздно, приведет к перегреву мотора, за которым последует выход его из строя из-за перегоревших обмоток.
Кроме того, важно следить за графиком работы на бытовой швейной машине, поскольку они изначально не рассчитаны на продолжительную работу. Нужно делать перерывы, чтобы электрический привод мог охлаждаться. Это требование не распространяются на современные модификации бытовых машин, которые имеют встроенную воздушную крыльчатку на электроприводе, для охлаждения мотора.
Тем не менее, случается ситуация, когда после включения в сеть провода электропривода, машинка не запускается. Владелец в такой ситуации, конечно же постарается запустить ее в работу, и задается вопросом, как самостоятельно ее отремонтировать.
Это не такой простой вопрос, поскольку остановка машины может быть вызвана многими причинами. Некоторые сбои вполне под силу устранить домашнему мастеру самостоятельно, а некоторые даже не смогут исправить и в сервисных центрах.
Поэтому начинать надо с уточнения факта, находится ли швейная машинка на гарантийном обслуживании. Обычно этот период у швейных машин довольно большой, более пяти лет, он указывается в паспорте на устройство.
И в том случае, когда гарантия еще действительна, при любом виде поломок, нужно обращаться в сервисные центры, адреса которых указываются в гарантийных документах продавцом товара при оформлении сделки.
Далее нужно выявить причины поломки, существует довольно объемный перечень работ, которые вполне способен выполнить домашний мастер самостоятельно.
2. Самый главный узел бытовой электрической машинки
У любой электрической швейной машинки главной деталью является электропривод. От его состояния зависит не только скорость и мощность, но и работоспособность машинки. Старайтесь не перегружать двигатель длительной непрерывной работой, что часто случается при пошиве штор, постельного белья.
Обратите внимание на ремень электропривода. Тоненький и слабенький с виду ремешок приводит в движение весь механизм машинки. Конечно, порвать его, тем не менее, непросто, но все же лучше уберегать машинку от пошива грубых джинсовых тканей, кожи и т.п. Обратите внимание и на внутреннюю поверхность ремня (зубчики). В случае обрыва ремешка, подобрать такой диаметр с определенным “шагом” зубчиков будет проблемой. Для того чтобы машинка работала мягко и ремень не “проскакивал” нужно со временем проверить его натяжение. За многие годы работы оно может ослабнуть и это может повлиять на снижение скорости и явится причиной повышенного шума.
Если вам придется самим разбирать машинку, нажмите указательным пальцем на ремешок в том месте, которое указано стрелочкой. Ремень должен слегка прогибаться, но с небольшим усилием. Если он продавливается совсем без усилия, свободно нужно увеличь натяжение. В то же время, слишком сильное натяжение приведет к тугому ходу и станет причиной “гула” машинки и повышенному износу втулок электродвигателя.
Старая добрая знакомая: швейная машина с ножным приводом
Швейная машина с ножным приводом послужила прототипом для появления описываемых современных электродвигателей. В некоторых семьях такие модели сохранились до сих пор (и отлично функционируют). Это обстоятельство служит поводом к тому, чтобы рассмотреть подобный вариант несколько подробнее.
Как и современные электроварианты, такие модели отлично освобождают руки и имеют большую скорость вращения махового колеса (в сравнении с теми моделями, которые работают от ручного привода). Это, конечно же, улучшает скорость работы и саму производительность труда швеи.
Сам механизм работы подобного устройства имеет несколько иные принципы деятельности:
- У ножного привода есть педаль, которая установлена на винтах в центре – она работает от ног сидящего за аппаратом человека.
- Такое движение при помощи определенных деталей становится вращательным и идет на пусковое колесо.
- В свою очередь, в желобе пускового колеса есть ремень, который и будет приводить в движение шкив махового колеса, который находится на главном машинном вале. Таким образом швейная машинка приводится в движение.
2. Замена щеток в электроприводе
Швейный электропривод работает от сети 220 вольт и ремонт двигателя должен выполнять только электрик. Разбирать двигатель и что-либо в нем делать, мы не рекомендуем по многим причинам, одна из которых ваша безопасность. Единственное, что можно сделать самим, так это заменить электропривод или заменить щетки двигателя.
Доступ к щеткам, как правило, находится снаружи, достаточно лишь отверткой вывернуть фиксирующие шайбы, иногда просто повернуть их на пол-оборота. Но часто бывает и так, что они находятся внутри корпуса электродвигателя. Например, у двигателя TUR-2, которым оборудованы почти все “советские” швейные машины Чайка и Подольская. Кстати, это очень хороший привод и щетки менять в нем вряд ли понадобится, скорее сам двигатель. Во всяком случае, в нашей практике ни разу не приходилось этого делать.
Как узнать, когда нужно менять щетки? Очень просто. Поработайте немного на машинке в темноте, и если электродвигатель очень сильно искрит и “трещит”, значит нужно менять щетки. Их можно купить в любом магазине швейных машин. Как правило, они стандартные и взаимозаменяемы, но все же лучше иметь с собой образец старых щеток. Для “кулибиных” могу дать бесплатный совет. Щетки легко обтачиваются напильником и практически любую щетку можно подогнать таким способом под нужный размер.
Если уж вы добрались внутрь двигателя, проверьте поверхность участка ротора, соприкасающегося со щетками. Наверняка она имеет нагар, убрать который нужно только обычной бумагой, но ни в коем случае не наждачной. Приложите кусочек бумаги к поверхности этого участка и покрутите рукой ротор. Возможно, это не даст большого эффекта, но больше вы ничего сами и не сделаете.
Челнок
Швейный челнок — ключевой конструктивный элемент швейного оборудования. От исправного состояния механизма и правильности настройки взаимодействия со швейной иголкой зависит качество строчки. Проблемы в этом узле вызывают обрыв нитей, петляние, пропуск стежков и прочие неприятности. Если все настроено верно, строчка получается ровной, без участков обрыва.
На качество шитья оказывает существенное влияние состояние поверхности челнока. Не должно быть сколов, трещин, следов ржавчины, царапин, остатков масла и загрязнений. Все это препятствует равномерному движению нити, в результате чего возникают моменты вытяжения нити, строчка получается некрасивой— с заметно слабой натяжкой стежка.
Отработавший свой ресурс расходник подлежит замене. При поиске подходящей детали на замену возможны трудности, связанные с типами челночных механизмов для швейного оборудования. Покупателю следует четко представлять, какой челнок подходит для его модели машинки.
В швейном оборудовании используются челночные механизмы трех типов.
-
Вертикальный классический челнок был изобретен И.Зингером в 1851 году. Конструкция представляет собой колпачок со специальным пазом, внутрь которого вставляется шпулька с нитью. При работе челнок передвигается как вертикально, так и горизонтально, отсюда еще одно название — качающийся. В циклическом движении деталь снимает нить с иглы, переводит в нужное для создания петли положение и возвращается в первоначальную позицию. Такой тип челнока применялся на машинках советского производства Чайка, Подольск и моделях немецких брендов Veritas и Singer прошлых лет. Сегодня его можно встретить на бюджетных механизмах.
-
Горизонтальный тип челнока— изобретение 20 столетия. Механизм получил широкое распространение, применяется в большинстве выпускаемых в настоящее время бытовых швейных машинок. Главные достоинства — простота установки шпульки, отсутствие трения и возможность контролировать количество нити сквозь прозрачную пластиковую крышку детали. Два полных оборота челнока формируют стежок.
- Вертикальный вращающийся (ротационный) челнок отличается вращательными движениями вокруг своей оси. Внутрь вращающейся части вставляется шпулька с нитью. Скорость вращения узлового элемента достигает порядка 900 оборотов/ минуту. Расходник отличается надежностью конструкции, оптимальной удаленностью относительно иглы. Ротационный челнок устанавливается в модели премиум-класса и профессиональное швейное оборудование.
Работа машины
Принцип работы швейной машинки
Принцип работы швейной машины заключается в следующем: привод непрерывно опускает и поднимает иглу, одновременно приводя в движение гребенки транспортера и челночное устройство. Именно эти согласованные действия прокладывают строчку на ткани.
Игла опускает верхнюю нить на уровень шпульки, а когда игла начинает подниматься обратно, образуется небольшая петля. Эта петля проходит через челнок со шпулькой, сплетается с нижней нитью и образует стежок. С каждым стежком гребенки транспортера немного продвигают ткань. Эти действия повторяются до конца строчки. Процесс одинаковый для всех строчек (прямой, зигзага и т.д.).
Упрощенная схема образования стежка
Привод задействуется нажатием на педаль: чем сильнее нажим, тем быстрее шьет машина. Скорость движения гребенок транспортера синхронизирована со скоростью движения иглы и зависит от силы нажима на педаль.
Использование педали
Для правильного использования педали поместите ее под стопу (как правило, левую — для левшей, правую — для правшей) и поставьте пятку на пол. Нажимайте на педаль только передней частью стопы.
Вращение маховика швейной машины дает тот же результат, что и нажатие на педаль (конечно, с меньшей скоростью): игла, гребенки транспортера и рычаг нитепритягивателя начинают двигаться. Всегда вращайте маховик по направлению к себе, то есть против часовой стрелки. Вращение маховика в другом направлении может привести к спутыванию верхней и нижней нитей под игольной пластиной.
Виды швейных строчек
Основные строчки швейной машины — прямая и зигзаг. Они служат основой других строчек швейной машины.
В разных моделях машин набор строчек может сильно различаться: механические машины предлагают около двадцати видов, а самые продвинутые модели электронных машин — несколько сотен.
Среди швейных строчек различают:
-
(прямая, зигзаг, потайная, для выметывания петель и т.д.); (атласная, ажурная, пэчворк).
В статьях подробнее рассмотрены различные виды строчек в соответствии с тканями и техниками шитья, для которых они предназначены.
Все виды строчек, доступные для этой швейной машины, изображены на внутренней части крышки. Чтобы сделать выбор, не нужно открывать инструкцию по использованию машины.
3. Как образуется двухниточный челночный стежок
Двухниточная челночная строчка образуется переплетением двух нитей. Узел соединенных нитей должен находиться в середине тканей или материалов. Верхняя нитка называется игольной, поскольку заправляется в ушко иглы. Нижняя нитка называется челночной, поскольку вытягивается из шпульки, находящейся внутри шпульного колпачка.
Кроме челночного типа стежка в бытовом, но чаще промышленном исполнении, выпускаются швейные машины цепного стежка. Подробно, о том как образуется цепной стежок вы может узнать в статье Промышленная распошивальная машина.
Основной недостаток и отличие челночной строчки в том, что она малорастяжимая, по сравнению с цепным стежком, поэтому не применяется для пошива трикотажных, сильно растягивающихся тканей. При растяжении шва таких изделий, например спортивной одежды, нитки челночного шва могут лопнуть. Основное преимущество такого вида строчки в том, что она трудно распускаемая и достаточно прочная, как в поперечном, так и в продольном направлении.
Образование челночного стежка производится с помощью качающегося (колеблющегося из стороны в сторону) или вращающегося по кругу челнока. В бытовых швейных машинах, особенно старого образца, используется качающийся челнок.
У недорогих моделей современных швейных машин также используется качающийся челнок, но большинство бытовых швейных машинок имеют горизонтальный, вращающийся по кругу тип челнока. Его легко отличить, шпулька вставляется сверху и видна как на ладони.
Самым надежным, выдерживающим высокие скорости работы, считается челнок вертикального типа, вращающийся по кругу. Такой тип челночного устройства обычно используется в промышленных и дорогих моделях бытовых машин.
Образование стежка происходит, когда игла опускается в ткань и начинает подниматься вверх на 1,8 – 2 мм. Именно в этот момент создается избыток верхней нитки выше ушка иглы. Появляется петля, в которую и заходит носик челнока. Захватив верхнюю нитку, челнок проворачивает ее по кругу и одновременно нитепритягиватель начинает движение вверх, подтягивая верхнюю нитку. Вслед за этим, рейка машины (зубчики) продвигают ткань на ширину стежка для подготовки нового цикла. Челнок совершает за время одного цикла образования стежка два оборота. Один оборот холостой, хотя остальные узлы швейной машины (игла, рейка, нитепритягиватель) в это время работают. Они заканчивают формирование челночного стежка.
Виды ремонтных работ на электроприводах швейных машинок для самостоятельного исполнения
№ | Описание сбоя | Причины сбоя | Варианты исправления |
---|---|---|---|
1 | Гудит привод при давлении на педаль, подгорают контакты | 1. Перетянуто натяжение ремня. 2. Медленный ход вала из-за заеданий или засоров. 3. Подгорели контакты в электроцепи. 4. Обрыв электроцепи |
1. Регулируют натяжение ремня. 2. Снимают ремень с двигателя и регулируют ход машинки. 3. Разборка педали и устранение препятствий в ходе якоря. 4. Проверка электропроводки на целостность токожил. |
2 | Маховик вращается неравномерно | Растянутый и ослабленный ремень на шкиве | Выполнить натяжку ремня, опускают кронштейн |
3 | Привод работает со сбоями и останавливается | Зависли щетки двигателя, заклинила пружина щетки | Вынимают щетки вынуть, проводят очистку, чтобы они свободно перемещались |
4 | Двигатель очень перегревается | 1. Зависли щетки. 2. Замыкание в электрообмотках из-за постоянных перегрузок. |
1. Установить новые щетки. 2. При появлении искрения, немедленно остановить двигатель. 3. Замена электропривода. |
5 | Якорь трет статорный башмак | Сбой в работе реостатного механизма педали | Переустановить ограничительное кольцо подшипника, чтобы передвинуть вал слева направо. |
6 | При подключении напряжения в приводе появляется гудение | Отсутствует свободный ход в нажимной крышке | Разборка педали, отвод контактных пластин якоря подальше от реостата |
7 | При легком нажатии на педаль, возникает максимальный ток | Запала кнопка контакта ниже допустимого уровня головки стяжного болта | Поднять кнопку контакта |
Однако очень часто, важные узлы электропривода самостоятельному ремонту не поддаются, например, сгорела педаль управления или обмотки электропривода. Их отремонтировать могут только специалисты при наличии специального оборудования.
Порой работа по восстановлению электродвигателя превышает стоимость нового комплекта, поэтому пользователю придется выбрать для себя приемлемый вариант восстановления работоспособности оборудования.
Как выбрать новый электропривод к швейной машинке
Даже если пользователь отремонтировал электропривод для швейной машины в мастерской — это ненадолго. С каждым разом машинка будет работать всё хуже, а привод быстрее перегреваться. Если же произойдет разрыв витков обмоток — привод ремонту больше не подлежит.
Поэтому владельцу придется покупать новый комплект электропривода для восстановления работы швейной машины. Сегодня это не проблема, российский рынок электробытовой техники насыщен предложениями по ремонтным комплектам к бытовым швейным машинкам, как отечественного, так и западных производителей, причем, что важно, многие из них универсальны и конструктивно могут подходить под большинство старых модификаций швейных машин.
Поэтому важно знать принципы выбора электропривода. Прежде всего придя в магазин или заказывая электропривод через торговую площадку онлайн, важно иметь под рукой сгоревший привод, для того чтобы знать его технические характеристики, направление вращения вала и вариант крепления к машине. Особенно это важно для приводов, которые устанавливаются внутри корпуса машины.
Моторы с внешней установкой на машинки подобрать проще, важно знать направление движения и электрические параметры: мощность, ток и напряжение. Крепление к машинкам у них однотипные, под ключ для болтового соединения 12 мм. В головке имеется шлиц, поэтому можно будет закреплять привод и отверткой.
4. Устройство взаимодействия главного и нижнего вала
Если двигатель – это главная деталь швейной электрической машинки, то ремень главного и нижнего вала – основная причина поломок машинки. Точнее даже не поломок, а сбоев в ее работе.
Небольшой узкий ремешок связывает воедино работу главного вала, отвечающего за узел игловодителя и нижнего вала, вращающего челночное устройство. Малейший сбой привод к разрегулировке взаимодействия иглы и челнока и соответственно к появлению разного рода “проблем”. Например, машинка вращается, а строчка не образуется или гнется и ломается игла и т.д.
Мы не будем подробно рассматривать причины этого в этой статье, скажем лишь, что не следует нарушать рекомендации завода-изготовителя и шить на машинке ткани и материалы не указанные в инструкции. Перегрузка при пошиве грубых тканей может привести к “проскальзыванию” ремня на один “зуб”, что соответственно сбивает работу всех механизмов швейной машинки. Редко, но случается, что ремень и лопается от такой нагрузки. В таком случае вам не поможет даже мастер, поскольку купить новый ремешок вряд ли возможно, особенно на устаревшие модели машинок.
Увидеть этот ремень можно только после снятия двигателя, заодно можно и проверить его натяжение. Если потребуется, то натянуть его можно с помощью регулятора (Р).
Сильно перетянутый ремень приведет к тяжелому ходу и повышенному шуму машинки.
Слабо натянутый ремень станет причиной увеличенного люфта иглы, что может привести к появлению пропусков в стежке и кроме того к “проскакиванию” ремня на шкиве.
Еще можно добавить, что приводной ремень обычно уставлен на машинках с горизонтальным челноком, поэтому они работают мягко и тихо. Недорогие машинки с качающимся челноком (как у Чайки) устроены немного иначе. Вместо ремня у них применяются металлические конструкции соединения главного и нижнего вала, поэтому такие машинки более “выносливые” но и заметно шумные в работе.
Чтобы уменьшить шум их нужно постоянно смазывать. Машинки с горизонтальным челноком смазывать нужно намного реже.
Электропривод для швейной машины: основы безопасной работы
Следует знать о некоторых мерах безопасности при взаимодействии с такими устройствами. Дело в том, что наряду с современными машинками, у многих остались еще старые аналоги подобных деталей. Однако пользоваться ими бывает опасно для жизни: в частности, это касается польского варианта TUR-2, который однозначно не будет работать так, как в старые добрые времена. Уже через неделю современной эксплуатации он может начать искриться и издавать неприятный запах, а любые изгибы способны оголять изоляцию. Это связано с тем, что срок действия такого привода прошел и не следует пытаться поставить его на вышедший из строя (например, в бытовую машину типа Чайка).
Любой другой современный электропривод с мотором в комплекте отлично подойдет для установки даже на таких «динозаврах», как «Чайка», «Тула», «Подольск», «Волга» и даже для некоторых старых импортных машинах как VERITAS, SINGER, TEXTIMA, RADOM, FAMULA. В любом случае, операцию замены лучше всего доверить специалисту.
Перемещение ткани
Говоря о том, как работает домашняя швейная машина, нельзя опустить описание устройства, предназначенного для протяжки материи. Это революционное для своего времени изобретение позволило задавать нужную длину стежков, а также избавило портных от обязанности следить за продвижением лоскута.
Происходит все следующим образом:
- на первом этапе, по центральной части проходит главный вал, который соединяется с осью маховика через шатун;
- в боковых частях проходят два стержня, при синхронном вращении которых приходит в движение протяжный механизм.
Первый укомплектован деталью, который специалисты называют между собой «Ласточкин хвост». Для простого человека он больше похож на ключ. Этот элемент двигается туда-обратно по направлению хода ткани.
У второй оси предусмотрен кулачок, который размещается в пространстве «ласточкиного хвоста». Главной его функцией является подъем и спуск данной детали.
Итоговым результатом всех движений перечисленных механизмов происходит работа швейной машины, деталь в виде «ласточкиного хвоста» приводит в движение протяжные зубцы. Получив импульс, зубья выполняют свои шаги, прокручиваясь на месте.
Все манипуляции по настройке длины стежка проводят посредством поворотного рычажка. Совсем небольшая деталька скреплена с осью хвостатого ключа. При поворотах рычага хвосты изменяют свою конфигурацию от начального положения, что приводит к изменению длины стежка в строчке. Видео показывает, как правильно проводить настройку длины шагов.
Натяжение ниток
Эту манипуляцию проводят при помощи специального винта, расположенного над иглодержателем. Натяжение верхней нити — важный показатель, контролирующий качество шва. Недалеко от иглодержателя находится особое ушко, которое перемещается в процессе работы и не позволяет натянутой нити ослабнуть или провиснуть, когда игла идет вверх. Без этой маленькой детали вся работа швейной машины свелась бы на нет.
Видео о том, как собрать и установить регулятор натяжения нити.
Устройство намотки
Под конец описания нужно сказать несколько слов об устройстве намотки. Как правило, недалеко от маховика для намотки располагается маленькое прижимное колесо с валом, укомплектованным риской.
На панели, расположенной под ним, располагается ушко с еще одним колесом небольшого размера. Катушка устанавливается на вертикальную подставку, а уже от нее нить пропускается над столом, чтобы быть намотанной на шпульку. Чтобы обеспечить правильную работу, прижимное колесо аккуратно вдавливается пальцем, после чего начинается вращение, передающееся от привода швейной машины.
Намотка нити на шпульку
Советы по эксплуатации
Интенсивная эксплуатация швейной машинки неизбежно приводит к износу расходных деталей, в результате чего начинают проявляться неполадки. Какие-то проблемы решаемы самостоятельно, при серьезных неисправностях понадобится участие мастера.
Методы устранения часто возникающих неисправностей следующие.
- Если в строчке наблюдаются пропуски, то следует отрегулировать петлеобразователь, проверить высоту расположения иглы.
- При неудовлетворительном натяжении стежка необходимо скорректировать взаимодействие челнока с пластинами.
- Машинка издает непривычные звуки и не формирует стежки — это симптом механического повреждения челнока. Неисправность устраняется заменой вышедшей из строя детали.
- Если строчка получается неаккуратной, то нужно постараться настроить равномерное натяжение обеих нитей.
- Когда наблюдается наматывание верхней нити, следует срочно проверить правильность установки шпульки в челноке. Нерасторопность чревата поломкой машины.
Для минимизации появления частых проблем при шитье эксперты дают следующие советы:
ли со статьей или есть что добавить?