Закон о тахографах с 1 января

Содержание

Тахографы на грузовые автомобили: закон-2018

Тахограф закон определяет, как контрольное техническое средство, непрерывно регистрирующее данные о маршруте и скорости движения автотранспорта, а также о режиме труда и отдыха водителей, который им управляет. Установка данных приборов на грузовики должна повысить безопасность на дорогах, в том числе, минимизировав аварии, происходящие по причине «человеческого фактора».

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)

Новый 2021 год богат на изменения в области тахографии. Так, наиболее важным является Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440, который стал действовать вместо приказа №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Также ряд законов поменяли нумерацию. Но обо всем подробнее.

АвтоТахограф_Приказы_440 приказ.png

Итак, рассмотрим последние изменения, которые были внесены в приказ Минтранса №440.

Отсутствие тахографа: последствия с ноября 2019 для компаний, ИП и водителей

Штраф за отсутствие тахографа для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и водителей — одна из мер воздействия на владельцев транспортных средств, которые обязаны, но не установили устройства для фиксации сведений о продолжительности работы на автомобиле. Поскольку до сих пор наказание для нарушителей было незначительным, многие компании и не собирались монтировать эти приборы. Но уже с 1 ноября ситуация кардинально изменится.

Что в законе прописано про использование тахографов для грузовиков

Закон о тахографах начал действовать с января 2018 года. Новый закон предусматривает, что автобусы, перевозящие пассажиров и большегрузы должны быть оснащены специальными устройствами – тахографами. Данные положения вызвали множество вопросов у владельцев авто. Чаще всего приказ о внедряемых тахографах вызывает вопросительные положения относительно того, можно ли заменить те устройства, которые уже установлены и можно ли поменять аппарат, разработанный в Европе. Такие законодательные изменения должны быть изучены достаточно подробно собственниками автомобилей.

Тахограф для грузового автомобиля в 2020 году

Вот уже несколько лет как цифровые тахографы в России обязательны для установки на большинство видов коммерческого транспорта. Разберемся, в каких случаях это необходимо.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Тахограф — это электромеханическое (аналоговое) или цифровое устройство, считывающее скорость движения транспортного средства — максимальную и среднюю, время остановок и некоторые другие параметры.

Предназначено для контроля за работой водителя, главным образом за соблюдением им установленного трудового режима.

Нормативные акты и закон о тахографах: основные положения, которые важно знать водителям

Закон о тахографах

Закон о тахографах – это ФЗ №196 от 1995 г., есть еще Постановление Правительства РФ №1213 от 2012 г., Приказы Минтранса №36 и №273 от 2013 г. и Регламент Таможенного Союза. Они требуют устанавливать контролирующее устройство на автобусы с числом мест больше 8, грузовики массой от 3,5 т, если те используются для получения дохода.

С 2019 г. прибор для поездок по России должен быть только цифровым с блоком СКЗИ. ЕСТР разрешен лишь для международных перевозок. Каждые 10 лет оборудование нужно полностью менять, раз в 3 года проводить калибровку и замену блока. Плановые проверки осуществляются через 2 года. А за отсутствие устройства водитель заплатит штраф в 1000-3000 р.

Но сначала остановимся на вопросе: какие виды транспортных средств подлежат обязательному оснащению тахографами согласно приказу Минтранса №440?

  • Грузовые автомобили,эксплуатируемые физическими лицами, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (N1)
  • Транспортные средства категории N2, N3 эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  • Транспортные средства категории М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров.
  • .оснащение_Грузовых_авто.pngоснащение_на_автобусы_.png

Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?

На первом шаге нужно понять, кто эксплуатирует выбранное транспортное средство: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.

В большинстве случаев для этого достаточно посмотреть в свидетельство о регистрации ТС и найти поле “СОБСТВЕННИК (владелец)“.

Например, если в поле “собственник” указаны ФИО собственника (Иванов Иван Иванович), то автомобиль принадлежит физическому лицу.

Если в поле “собственник” указано название организация (ООО ПДДМастер), то автомобиль принадлежит юридическому лицу.

Примечание. Важно понимать, что в некоторых случаях автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а эксплуатироваться физическим лицом. И наоборот.

Такое возможно, если юридическое лицо передает автомобиль в аренду физическому лицу. Либо физическое лицо передает автомобиль в аренду юридическому лицу.

В общем, на первом шаге следует выяснить, кто эксплуатирует транспортное средство. Если эксплуатацией занимается физическое лицо, то переходите к шагу 2. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то переходите к шагу 3.

Для чего нужен?

Тахограф

Тахограф закон включает в себя определение такого устройства. Законодатель говорит о том, что этот прибор используется для производства измерений. В основном он имеет функцию по учёту временных границ, в течение которых водитель находился за рулём авто. Устанавливают их на грузовики. Кроме того, внесённые коррективы указали на необходимость оснащения пассажирского автобуса рассматриваемыми аппаратами. Разъяснения указывают на то, что перечень таких авто отражён в Приложении к Приказу, изданному Министерством транспорта. Найти документ можно на официальном сайте.

Закон о таких цифровых тахографах указывает на то, что целью использования устройств выступает повышение безопасности при передвижении по дорожному полотну. На видео в интернете часто можно увидеть, как грузовой транспорт попадает в аварию, причиной тому становится недосып. Кроме того, крыться она может в большом количестве времени, проведённого в пути, что влияет на понижение концентрации внимания.

Указанные положения регламентированы базой нормативных актов, к которым относят:

  1. Закон, принятый на федеральном уровне в 1995 году. Он имеет наименование – «О безопасности дорожного движения».
  2. Постановление, разработанное Правительством. Утверждено оно в 2009 году под номером 720.
  3. Министерство транспорта также издаёт разные приказы. В частности, в 2013 году издан приказ под номером 273.

Указанные акты отражают положения относительно проверки таких устройств, их установки и многого другого, что потребуется для их функционирования. Законодательство должно соблюдаться всеми категориями лиц, в противном случае устанавливается ответственность. Выражаться она может в штрафе. Тахографы закон не относит к частным лицам.

Закон 2020: изменения

В 2020 году «Закон о тахографах» вступает в полную силу. Теперь, согласно ему, практически все автомобили, используемые в коммерческой деятельности, независимости от юридического статуса их владельца или арендатора — будь то ООО, ЗАО или индивидуальный предприниматель — должны быть оснащены цифровыми электронными тахографами.

До начала следующего года даже те транспортные средства, на которых стояли аналоговые тахографы и приборы типа ЕСТР (если они не используются в поездках за границу). Срок работы тахографа должен равняться сроку службы автомобиля, т.е. вплоть до его утилизации.

Кому нужен тахограф: разъяснение закона 2018 года

В 2018 году тахографы должны быть установлены на все грузовики массой более 3,5 тонн. Из этого следует, что на популярные автомобили марки «Газель» это требование не распространяется, так как его масса меньше.

Вышеуказанное правило имеет ряд исключений. В частности, тахографы не устанавливаются на грузовики любого веса, если они:

выпущены 30 и более лет тому назад, и не предназначены для коммерческих перевозок (в отношении которых не платится утилизационный сбор);

используются в учебных целях;

необходимы для оперативно-розыскных мероприятий;

зарегистрированы военным ведомством;

являются грузовыми троллейбусами, и т.д.

Тахограф закон 2018 года частному лицу предписывает установить в том случае, если он либо сам использует его в коммерческих целях (например, по договору с организацией об оказании услуг по грузоперевозкам), либо предоставляет организации свой грузовик за плату. Если гражданин перевозит на собственном грузовике что-либо исключительно в личных целях (доски на дачу, новую мебель в свою квартиру, и т.п.), он вправе не устанавливать контрольное устройство. Юридические лица и индивидуальные предприниматели оснащают им грузовой транспорт в обязательном порядке.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: виды транспортных средств, которые НЕ подлежат обязательному оснащению тахографами

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».

На какие грузовые автомобили должны устанавливаться тахографы

Устройство на грузовых автомобилях и автобусах внедрялось постепенно, в течении трех лет. К настоящему моменту тахограф должен быть установлен на любом грузовике с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, в том числе:

  • грузовики категорий N2 и N3 (средне- и крупнотоннажные), в том числе перевозящие опасные грузы;
  • пассажирские автобусы категорий M2 и M3.

Тахограф, устанавливаемый в настоящее время, может быть только цифровым, и соответствовать определенным требованиям. Аналоговые тахографы более не устанавливаются и в большинстве случаев должны быть заменены на цифровые.

Кому нужен тахограф

В Приказе Минтранса №36 указано, кому именно нужен тахограф:

  • грузовикам массой от 3,5 т, перевозящим любое содержимое;
  • тем же типам ТС, если они транспортируют опасный груз;
  • автобусам, если количество сидений в них от 8, и они работают не на городских или пригородных маршрутах.

Важное разъяснение закона состоит в следующем:

Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

То есть не нужен прибор:

  • личным легковым авто;
  • троллейбусам;
  • тракторам;
  • машинам экстренных служб (пожарная, скорая, полиция и т. п.);
  • такси;
  • эвакуаторам;
  • спецтехнике, используемой в строительстве;
  • военному транспорту;
  • учебным автомобилям.

Здесь есть и нюанс: если грузовик или автобус личный, но владелец устроился работать в фирму либо на государственное предприятие, прибор на транспорт устанавливать надо. То же касается и некоммерческих перевозок людей на ТС типа M2, M3 или грузов на машинах категорий N2, N3.

Штрафы за отсутствие приборов и нарушение правил их работы

В частности, законодателей и экспертов не устраивает, что КоАП РФ не предусматривает штраф на организацию за отсутствие тахографа. Санкции за это введены только для должностного лица и водителя. Аналогичная ситуация и в отношении владельцев грузовых и пассажирских транспортных средств, зарегистрированных в качестве ИП.

Чтобы понять, насколько ужесточается наказание, предлагаем заглянуть в таблицу.

Помимо размера санкций, законодатель уточняет состав правонарушений, в частности, чтобы было понятно, кому, за что и кто выписывает штрафы.

По новым правилам:

  • водителей накажут, если они управляют транспортным средством без спецустройства либо нарушают правила его использования. То есть штраф за отсутствие ленты в тахографе, если ее не было изначально и работник знал об этом, водителю придется заплатить;
  • должностных лиц и владельцев транспортных средств (ИП, юрлиц) накажут за выпуск на линию машины без прибора либо с нарушением требований к его использованию. Если взять тот же пример с лентой, контролирующие органы теперь смогут наказать и водителя, и его работодателя, поскольку в законе уже прописано, какой штраф за отсутствие бумаги в тахографе для ИП и юрлиц.

Обратите внимание на обязательное наличие в тахографе блока СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Речь идет об одном из компонентов прибора наподобие жесткого диска персонального компьютера, только энергонезависимом и хранящем информацию в зашифрованном виде. В соответствии с Приказом Минтранса РФ № 273 от 21.08.2013, с 01.01.2019 для предупреждения фальсификаций со спецсредствами и для приведения в соответствие с международными стандартами и соглашениями запрещено использование аналоговых устройств, которые необходимо заменить на цифровые приспособления с модулем СКЗИ. В случае невыполнения этого требования и при использовании приборов старого образца положен штраф за отсутствие блока СКЗИ в тахографе в размере до 30 000 рублей.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Что будут устанавливать?

ТахографЗакон новый о тахографе предусматривает, что требуется установить в кабину авто цифровое устройство. Оно будет отражать в корректном виде информацию относительно нахождения человека в пути, а также затрагивать его режим отдыха и труда. Законопроект дал Минтрансу полномочия относительно осуществления контроля за соблюдение этого акта. Требования, которые установлены для приборов, должны проходить согласование с МВД и ФСБ.

Тахографический прибор используется для того, чтобы устройство обладало возможностью воспроизвести некоторые детали пути следования, также имеется модуль, который сохраняет зашифрованную информацию. Одним из обязательных требований к аппарату называют опломбировку корпуса аппарата. Это позволит сократить лазейки, чтобы обходить законы.

Кроме того, что в комплект входит блок СКЗИ, туда же относится:

  • оборудование, отвечающее за обработку данных;
  • устройство для считывания;
  • клавиатура, чтобы вводить информацию;
  • экран для отражения сведений;
  • антенна по программе ГЛОНАСС;
  • датчики, считывающие передвижение;
  • карта для устройства.

Постановление отражает, что рассматриваемое устройство имеет определённый срок годности. Такой временной период равен трём годам. Исключение из данного правило составляют ситуации, когда замена требуется раньше времени. Происходит это в ситуации, если указанное устройство сломалось, также может произойти смена собственника машины и, соответственно, аппарата. Физическое лицо должно позаботиться о смене данных в системе.

Закон о тахографах для грузовиков 2018: технические детали

Если грузовые перевозки ограничены пределами Российской Федерации, нужно установить тахограф СКЗИ с блоком криптографического шифрования. Когда планируется перевозить грузы в другие страны, потребуется европейский аналог данного устройства – стандарта ЕСТР (так сокращенно именуется Европейское Соглашение об организации международных перевозок). Если компания собирается осуществлять оба вида деятельности, ей достаточно поставить одно контрольное устройство стандарта ЕСТР.

Полномочием определять, какие должны устанавливаться тахографы на грузовые автомобили, закон 2018 года наделяет Министерство транспорта. Технические параметры устройств оно согласует с двумя другими ведомствами – Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ.

Требования к тахографам

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин «настройка».

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Шаг 3. Техническая категория для юридических лиц и ИП

Возьмите в руки свидетельство о регистрации и найдите значение поля “Категория ТС (ADCD, прицеп)“.

1. Если в поле “Категория ТС” после дроби стоит любая техническая категория, кроме М2, М3, N2 и N3, то тахограф не требуется.

2. Если в поле “Категория ТС” после дроби стоит категория М2, М3, N2 или N3, то тахограф следует установить.

Кроме того, для юридических лиц и ИП существует перечень транспортных средств-исключений, которым тахограф не требуется:

Если автомобиль юридического лица или ИП попадает в указанный список, тахограф устанавливать не нужно.

Разновидности

Аналоговые устройства начали устанавливать на автомашины в 2013 году. Реализовалось это вполне законно, так как издан был соответствующий акт. Министерство транспорта обязало собственников ранее указанных машин ставить такие устройства в обязательном порядке.

В том числе следует сказать про внедрение:

  1. Устройства, которые внедрены компаниями-производителями до апреля 2014 года. Консультанты указывают, что ранее время не учитывается.
  2. Также те аппараты, которые смонтированы в мастерской до марта 2014 года. Если это произошло в июле – положения не применяются.

АвтобусЮридическая сила рассматриваемого закона распространяется на тех лиц, которые обладают автобусами. В таком случае салон средства передвижения имеет более 8 мест для сидения. Также сюда относят транспорт, имеющий массу более 3,5 тонн. Соблюдение закона приходится на начало июля 2018 года. Это говорит о том, что в данному времени следует всем произвести установку тахографов на авто. Если говорить про транспорт для пассажиров – плюсом идёт ещё год на реализацию таких положений.

Список исключений

Есть ряд исключений в виде особых ТС, на которых обязательная установка тахографа законом не предусматривается:

  1. Малотоннажные грузовики категории N1 (разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн), например, грузовые «ГАЗели».
  2. Маломестные автобусы категории M1 также пока не подпадают под действие закона.

К другим транспортным средствам, которые не оснащаются тахографом российского образца, относятся:

  • грузовики, осуществляющие международные перевозки и оснащенные тахографом ЕСТР (разрешенным Европейским союзом);
  • автобусы, троллейбусы и трамваи, работающие в режиме городского и пригородного маршрутного транспорта;
  • военные транспортные средства, а также ТС различных силовых и оперативно-розыскных ведомств;
  • учебные автомобили, не использующиеся для коммерции;
  • транспортные средства на дорожно-ходовых испытаниях;
  • спецтехника, зарегистрированная в гостехнадзоре — тракторы, бетононасосы, автокраны, и т. д.;
    автотранспорт старше 30 лет, который не облагается утилизационным сбором;
  • автоэвакуаторы;
  • автомобили пожарной охраны и скорой помощи, в том числе передвижные медкомплексы;
  • комбинированные дорожные машины (для уборки городских трасс);
  • автотранспорт, обслуживающий нефтяные и газовые скважины;
  • автолавки;
  • автобусы-катафалки;
  • бронированные ТС;
  • передвижные лаборатории, мастерские, телестудии;
  • узкоспециализированные ТС — муковозы, молоковозы, скотовозы и т. п.;
  • грузовики категории С, на которых сельхозпроизводители перевозят свою продукцию в пределах одного и смежных муниципальных районов.

Планируете трудоустроиться вахтовым методом? Узнайте полный перечень районов Крайнего Севера.

Замена водительских прав с 1 ноября 2020 года производится в МФЦ. Подробности далее.

Многие специальные транспортные средства тахографом можно не оснащать, т. к. их назначение — не длительные перегоны на большие расстояния, а выполнение определенной работы на месте. Их водители и так не заинтересованы нарушать скоростной и трудовой режимы.

Как узнать, нужен ли тахограф на автомобиль?

Поскольку вопросы о необходимости установки тахографа поступают от читателей pddmaster.ru с завидной регулярностью, ниже приведен рекомендуемый формат запроса:

1. Кто эксплуатирует автомобиль (физическое лицо, юридическое лицо, ИП)?

2. Значение поля “Тип ТС” из свидетельства о регистрации.

3. Значение поля “Категория ТС” из свидетельства о регистрации.

4. Значение поля “Технически допустимая max масса” из свидетельства о регистрации (для физических лиц).

5. Описание вида деятельности (для юридических лиц).

Для автомобиля физического лица:

1. Физическое лицо.
2. Автодом.
3. C/N2.
4. 3899.

Для автомобиля юридического лица:

1. Юридическое лицо.
2. Грузовая цистерна.
3. С/N2.
5. Используется сельскохозяйственным производителем для перевозки молока с поля до молокозавода (внутрихозяйственная перевозка).

Этот формат позволяет без уточняющих вопросов понять, нужен ли тахограф на автомобиль. Используйте его в комментариях к данной статье.

Куда ставят?

Нужным будет отметить, что с прошлого года в силу вступили поправки, внесённые в акт о проверках. На сайте Гаранта опубликовали положение, которое должно соблюдаться определённой категорией лиц. Орган, выполняющий надзорные функции, указал на то, как следует разрешить спорные моменты. Это касается того, куда следует ставить обязательно ставить тахографы, а куда нет. Ространснадзор указал на то, что в обязательном порядке происходит установка рассматриваемого устройства на автобусы, которые содержатся в фирмах, реализующих предпринимательскую деятельность. Отменять такие положения не планируется.

Чтобы установить наличие коммерческого характера у перевозки, следует проверить:

  • если заключённое соглашение;
  • вносится ли плата за услуги.

Найти определение в коммерческой перевозки в нормативном акте не реально. По этой причине можно обратиться к трудам учёных. Отмена такого действия не происходит. Если открыть словарь терминов, содержащийся на сайте Консультантплюс, то можно увидеть, что определяются они как перевозки, совершаемые регулярно. Перевозчик в такой ситуации руководствуется законодательным актом или иным положением. Обратиться к нему может любой человек. Уровень оплаты определяется перевозчиком по собственному усмотрению.

Тахограф: нормативные документы Таможенного союза

Установить тахограф требуют и межгосударственные нормативные документы. Прибор обязан соответствовать регламенту «О безопасности колесных ТС». Таможенный Союз принял его в 2011 г. Требования, установленные правовым документом:

  • прибор должен иметь сертификат, подтверждающий его электромагнитную совместимость с компонентами ТС, то есть оформленный по правилам ЕЭК ООН или ГОСТу З 41. 10-99;
  • после калибровки на автомобиль должна быть закреплена табличка с информацией об организации, установившей его, некоторые технически характеристики авто, госномер;
  • разъемы тахографа, датчик скорости, антенна ГЛОНАС опломбируются с обозначением клейма мастерской, выполнявшей калибровку.

Закон о тахографах

Подробные требования к тахографам указаны в Приложении №10 правового документа.

Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС

В целом порядок оснащения транспортных средств тахогрфами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.

Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:

  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 марта 2021 г.;
  • транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 июня 2021 г.;
  • .
  • транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, – до 1 февраля 2021 г.;
  • транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, – до 1 января 2022 г.

Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:

  • 1 февраля 2021 года – на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 марта 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
  • 1 июня 2021 года – на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
  • 1 января 2022 года – на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.

Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.

Примечание. Мне не удалось найти другие нормативные документы, которые бы оставляли в силе указанные сроки. Возможно, такие документы еще будут опубликованы до конца года и в этом случае данная статья будет обновлена.

Если Вам уже попадались такие документы, то напишите о них в комментариях к данной статье.

В заключение хочу напомнить, что ранее на пддмастер была опубликована подробная статья, в которой рассмотрены транспортные средства, для которых тахограф является обязательным:

Нужен ли тахограф на самосвал, личный грузовик

Все зависит от целей его использования. Если личный грузовик или самосвал используется только для личных нужд, в том числе сдается в аренду для личных нужд, то тахограф ему не нужен, но водителю придется иметь при себе во время рейса документы, подтверждающие некоммерческое использование машины.

Также устройством контроля не оборудуются комбинированные дорожные машины, которые часто производятся на базе КАМАЗа, но только если они оборудованы спецсредствами — щетками, емкостью для песка и т. д.

Переезжаете в другой город? Узнайте, как оформить временную регистрацию.

Дарственная на квартиру: как и где правильно оформить? Читайте в статье.

О нюансах раздела имущества супругов при разводе читать далее.

Самосвал, используемый в любом качестве, кроме личного транспорта, в профессиональных или коммерческих целях, в том числе на стройке или на уборке городских магистралей, оборудуется тахографом в любом случае.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

При этом в новой версии формулировка приказа №36«Исключения для оснащения. » изменилась на «Не подлежит обязательному оснащению. ».

Какой должен быть?

ТахографВ зависимости от того, какие особенности присущи рейсам, куда планирует направиться человек – определяется разновидность прибора, который должен быть установлен на авто. в приказе Министерства транспорта прописано, что:

  1. Если автомобилист принимает решение передвигать внутри страны, то использовать нужно устройство с СКЗИ. Когда осуществляется выезд за границу – применять такой прибор нельзя.
  2. Если перевозки носят международный характер – использовать нужно аналог из Европы.

Требования относительно обязательной установки на средства передвижения специальных приспособлений, обладающих криптографическим модулем, не касается тех транспортных средств, которые имеют карточку допуска для реализации перевозок, носящих международный характер. Это говорит о том, что указанный акт относит большегруз к исключениям, на которые не распространяет своё действие рассматриваемая норма.

Наличие допуска не обязывает человека покидать пределы России. Также не нужно представлять такие доказательства для подтверждения положений. Рассматривается карточка как основание для готовности машины выехать за пределы страны.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Новые термины

Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:

Контрольные органы – Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.

Мастерская – сервисный центр.

Владельцы транспортных средств – юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

Оформление

Чтобы получить допуск в международным перевозкам – требуется обратиться в Ространснадзор, а также его территориальные подразделения. В таком случае заявитель должен соответствовать некоторым требованиям.

  • обладать финансовым положением, которое характеризуется как устойчивое;
  • наличие авто, которое отвечает требованиям международных стандартов и договоров;
  • страховой полос по программе ОСАГО;
  • наличие водителя, обладающего должной квалификацией.

Когда подача заявления реализуется в первый раз, то разрешение выдать могут лишь на 12 месяцев. Оформляется акт относительно каждого авто отдельно. По истечению указанного срока есть возможность обратиться повторно – тогда документ выдаётся на пять лет. Продлить такой акт можно будет два раза.

ЗаявлениеСтоит указать, что такая услуга реализуется подразделением Ространснадзора на безвозмездной основе. При том, реализуется так выдача самой карточки, также и её продление. Если обращение совершается в специализированную компанию, то придётся внести оплату. Сумма в таком случае равна 10 тысяч рублей.

Чтобы установить одно устройство и провести полную его настройку и прочие необходимые действия – собственнику нужно оплатить порядка 35 тысяч рублей. Кроме того, каждые три года потребуется вносить оплату в размере 25 тысяч на замену блока.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Новые нумерации законов в области тахографии

до конца 2020г. с января 2021г.
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…”
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…”
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….”
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…”

Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ «Росавтотранс». Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.

Производить ли замену?

В настоящее время на транспорте не должны использоваться устройства, обладающие диском диаграммного значения. Это связано с тем, что два года назад ввели запрет на использование указанных агрегатов. При этом указанный выше приказ Минтранса указывает на то, что лица могут освобождаться от установки рассматриваемых аппаратов, если они отвечают некоторым условиям.

В перечень таких условий относят:

  1. Автобус оснащён более чем двадцатью местами, которые можно использовать для сидения. В свою очередь большегруз имеет массу больше 15 тонн.
  2. Использоваться транспорт должен в целях реализации перевозок на коммерческой основе.
  3. Используются тахографы, которые выпущены производителем до 09.11.2013.

Если говорить о перевозчиках, относящихся к международным рейсам, то для них главное отвечать установленным стандартам. Обязательных положений относительно установки цифрового прибора не закрепляется в законе. Данное условие отражено в законодательных актах, а также разъяснениях, носящих официальный характер. По этой причине некоторые категории перевозчиков могут не вносить коррективы в устройства в этом году.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Можно ли обойти закон

Формально — да, но придется быть готовым к отстаиванию своего мнения в суде, потратить время и силы на судебную тяжбу.

Дело в том, что существует юридическое противоречие между Техническим регламентом, обязательном к исполнению в сфере технического регулирования, который установлен Федеральным законом «О техническом регулировании», и приказами МинТранса №№ 36 и 237, которые тем же законом имеют рекомендательный характер.

Технический регламент обязывает в положенных случаях иметь тахограф, но не предусматривает блока СКЗИ. Приказы МинТранса предусматривают СКЗи для эксплуатирующихся в России машин, но формально носят рекомендательный характер.

Таким образом, можно установить более дешевое устройство без СКЗИ для движения по России, но свою правоту, скорее всего, придется доказывать в суде.

Видео: Тахограф — что говорят в ГИБДД

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 – 5 000 рублей – для водителя.
  • 7 000 – 10 000 рублей – для должностного лица.
  • 15 000 – 25 000 – для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 – 50 000 – для юридического лица.

Зачем нужен на грузовик или автобус

Вот зачем нужен тахограф:

  • отслеживать и фиксировать скоростной режим на каждом участке дороги;
  • обнаруживать его превышения;
  • просчитывать количество часов, отработанных водителем;
  • контролировать время отдыха;
  • устанавливать, выполнялся ли в дороге намеченный маршрут.

Закон о тахографах

Все это способствует безопасности для автомобилистов, пассажиров и пешеходов. Например, устройство, установленное на грузовик, не даст ради экономии денег, горючего и времени заставить водителя трудиться без отдыха, ехать быстрее, чем разрешено, использовать закрытые для данного вида ТС направления. Это снизит вероятность попадания машины в аварию, сбережет жизни и здоровье людей, сохранность груза, автодорог и экологии.

Аналогичные причины требуют установки устройства на автобус, перевозящий людей. Если водитель, благодаря контролю тахографа, не станет нарушать правил, будет работать не больше положенного, отдыхать, риск попасть в ДТП снизится во много раз.

Смотрите в этом видео о том, зачем тахографы устанавливать на транспорт, который перевозит людей:

Введена ли отмена тахографов до 2021 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:

Как с ним работать

Правильно работать с устройством так:

  1. перед тем, как тронуться с места, вставить карту водителя в расположенный слева слот, набрать код;
  2. ввести информацию о предстоящей работе, то есть месте, времени начала (иногда некоторые данные прибор определяет сам);
  3. не трогать устройство и карту в течение рабочего дня;
  4. извлечь ее по завершении смены или поездки после запроса прибора.

Доступ к тахографу и зафиксированным им данным водитель обязан предоставлять ответственным лицам и сотрудникам ГИБДД, в том числе в виде распечаток. Нельзя выключать прибор в течение рабочего дня, блокировать его, вынимать карту, срывать пломбы, удалять записанные сведения.

Смотрите в этом видео о том, как работать с тахографом:

Правила установки

Правила, в соответствии с которыми выполняется установка, содержатся в Приказе Минтранса №36:

  • сотрудник мастерской из списка «Росавтотранса» монтирует тахограф в кабине грузовика, активизирует его и блок;
  • настраивает прибор, вводя нужные данные (ограничение скоростного режима для данного ТС, часовой пояс, коэффициенты ТС, идентификационные признаки);
  • проверяет правильность его работы, то есть точность выдаваемых показаний при снаряженном ТС с водителем и в движении по ровной поверхности;
  • направляет информацию о приборе и его блоке в «Росавтотранс»;
  • устанавливает пломбы для исключения возможности несанкционированного вмешательства в работу устройства;
  • водитель по заполненному им заявлению получает свою карту;
  • карту предприятия передают ответственному сотруднику фирмы, которой принадлежит грузовик.

Сколько стоит

На то, сколько стоит установка тахографа на грузовик, влияют некоторые факторы:

  • Вид спидометра. Если он тросиковый или электрический, придется заменить и эту деталь, то есть процедура обойдется дороже. Электронные спидометры таких жертв не потребуют.
  • Наличие или отсутствие в приборе встроенного GPRS. В первом случае установка обойдется дороже на несколько тысяч. Например, тахограф «ШТРИХ-ТахоRUS» без GPRS стоит 30 тыс. р., а с модулем – 36 тыс. р. Первый вариант прибора «Меркурий ТА-001» обойдется в 30500 р., а с GPRS – в 32500 р. За работу по установке нужно платить отдельно.

Срок действия тахографа

Срок действия цифрового тахографа складывается из следующих составляющих:

  • периода действия блока СКЗИ, длящегося 3 года с момента активации;
  • годности водительской карты тахографа, которая остается таковой в течение 3 лет после начала использования.

То есть если не обнаружено неисправностей, вмешательства в функционирование устройства, удаления данных, замену выполняют через 3 года после установки. Но обновляют только блок и карту водителя. Период использования первого элемента может быть и короче, если стали иными госномер автомобиля, цвет, обновили ПТС. Ведь эти данные хранятся в памяти устройства и не могут быть изменены.

Срок же эксплуатации самого устройства рекомендуется производителем, он может составлять от 10 лет.

Калибровки тахографа должны проводиться каждые 3 года. Это регулировка показателей времени, скорости ТС, пробега, проверка правильности его работы.

Закон о тахографах
Калибровка тахографа

Карта тахографа без СКЗИ, используемого для грузовиков на международных перевозках, также работает 3 года. А само оборудование годно и до 10 лет, но использовать его в РФ уже нельзя.

Штраф для юридического лица

Предприятие, которому принадлежит машина без тахографа или с неисправным
Закон о тахографах
устройством, не будет за это оштрафовано. Но накажут должностное лицо, ответственное за состояние ТС. Ему придется заплатить штраф в 5000-10000 р.

Индивидуальному предпринимателю в этом случае тоже ничего не грозит, если только не он сам находится за рулем грузовика или автобуса без тахографа. Его оштрафуют как водителя на 1000-3000 р.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий