Зарплата водителя трамвая и троллейбуса в России
Вопрос, связанный с оплатой труда водителя трамвая, интересует соискателей в первую очередь. Это сложная работа, требующая отличных навыков обслуживания клиентов, независимо от многих обстоятельств морального, психологического или экологического характера.
Фото Алексей Федоров commons.wikimedia.org
Зарплата водителя трамвая немного ниже, чем у коллег, работающих на троллейбусе или автобусе. Связано это, прежде всего, с дешевыми билетами за проезд.
Сколько получает водитель трамвая: зарплата и льготы
Водитель трамвая — профессия со сложными условиями труда: постоянная вибрация, трудный график (первый вагон выходит в 4:30 утра, последний возвращается в парк в 1:30 ночи), необходимость всю смену быть внимательным и собранным, плавающие выходные. У водителя трамвая зарплата небольшая, а трамвайное сообщение во многих городах приходит в упадок.
«Нас унижают и считают ворами»: откровения кондуктора из Ярославля о своей работе
Недавно власти Ярославля рассказали, что в городе не хватает 130 кондукторов общественного транспорта. Особенно кадровый дефицит ощущается в Яргорэлектротрансе, который отвечает за работу трамваев и троллейбусов. За прошлый год уволились больше 50 кондукторов. По мнению начальника управления городского пассажирского транспорта Сергея Волканевского, главные причины — не такой большой рост зарплат, как в автобусном ПАТП-1, и возрождение контрольно-ревизионной службы, пристально следящей за нарушениями, которые допускают кондукторы. Мол, это нравится не всем.
Каково это на самом деле — работать кондуктором в трамвае, что нравится, а что выводит из себя, сколько получают кондукторы и что заставляет людей увольняться? Обо всем этом нам откровенно рассказала кондуктор трамвая № 5 Наталья Качалова. Её стаж работы — 5 лет. Наталья призналась, что и сама в последнее время всё чаще задумывается над тем, чтобы уйти. По ее мнению, изменения, которые происходят на предприятии, только ухудшают положение кондукторов. Что именно не устраивает представителей этой профессии в их сегодняшней работе?
«Чем спокойнее говоришь с пассажирами, тем они лояльнее»: вагоновожатый рассказал о своей работе
У него размеренная манера говорить, невозмутимый вид и яркая внешность. Присмотритесь внимательнее: вы наверняка хотя бы раз в жизни видели этого молодого человека. Его зовут Владимир Стаханов, и он водит трамваи сразу на нескольких маршрутах в Самаре. Мы поговорили с ним и узнали, как становятся вагоновожатыми и для чего Владимир отращивает бороду.
— Я в детстве все время кого-то катал: на санках, на велосипеде. Плюс я жил на Чернореченской, по которой проходит много трамваев. И вот эти все факторы как-то постепенно объединились в одну большую мечту, — вспоминает Владимир.
Но к работе в «Трамвайно-троллейбусном управлении» (ТТУ) молодой человек пришел не сразу. После службы в армии Владимир поступил в педагогический университет.
— Я — бывший спортсмен, в 2008 году даже учился на тренера. Раньше я занимался плаванием, современным пятиборьем. Потом со временем интерес к этому немного поугас. Захотелось зарабатывать на жизнь, а не в пространстве висеть. А в ТТУ все сразу сложилось: выучился и начал работать — в свое удовольствие, — рассказывает Владимир.
В 2010 году, отпраздновав 20-летие, молодой человек записался на десятимесячные курсы в учебный центр на базе троллейбусного депо № 3 на Фадеева.
— Здесь нас подготавливали по полной программе. Самое важное было понять устройство трамваев, чтобы мы наши чешские «Татры» знали от и до. На курсах нам детально показывали каждый узел, деталь, рассказывали о возможных неисправностях. Водители трамваев, конечно, не слесари, но знать, из чего состоит карданный вал, обязаны, — откровенничает Владимир.
Зарплата водителя трамвая и троллейбуса в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России в 2019-2020 годах
Профессия водителя сегодня является востребованной и популярной во всех регионах Российской Федерации. Многих мужчин и женщин, желающих зарабатывать вождением общественного транспорта, интересует вопрос, связанный с уровнем зарплат.
Обучение по профессии
Чтобы стать водителем трамвая (вагоновожатым) нужно получить средне образование, а затем окончить специальные курсы для водителей трамвая. Высшее или среднее специальное образование для получения должности водителя трамвая не требуется.
Данные курсы продолжаются на протяжении десяти месяцев на бесплатной основе, с последующим трудоустройством. При прохождении курсов нужно будет освоить лекции о строении трамвая, электрооборудование и электрические цепи, основные правила безопасности, правила по эксплуатации транспортного средства, а также оказание первой медицинской помощи.
После освоения лекционного материала идет ездовая практика, после которой необходимо сдать сначала внутренний экзамен с действующим водителем трамвая, а потом – экзамен в ГАИ. Только после успешного прохождения всех экзаменов можно приступать к исполнению рабочих обязанностей.
Первое время присутствие наставника является обязательным условием. Примерно месяц-два действующий вагоновожатый будет находиться рядом со стажером, но на практике это время может быть укорочено вдвое – все зависит от способностей начинающего водителя трамвая.
Для того, чтобы получить документ об окончании курсов водителей трамвая на руки необходимо отработать три года по специальности, иначе придется возместить организации стоимость пройденных курсов, а это в среднем 30-40 тысяч рублей.
Краткая характеристика профессии
На предприятиях городского электротранспорта он управляет трамвайными поездами, выполняет профилактическую работу перед выездом на линию и после возвращения.
Регулирует оборудование трамвая, во время работы на линии устраняет возникшие неисправности. Контролирует соблюдение пассажирами правил посадки и высадки.
Вас могут заинтересовать
- Удостоверение установленного образца о присвоении рабочего разряда
- Выписка из протокола обучения
- Свидетельство установленного образца о присвоении профессии
- Удостоверение установленного образца о присвоении рабочего разряда ✅
- Выписка из протокола обучения
- Свидетельство установленного образца о присвоении профессии ✅
Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?
Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:
Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.
После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.
Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.
Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.
Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.
Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.
Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.
С каждого билета кондуктор получает примерно два рубля
По словам Натальи Качаловой, у кондуктора есть выбор по какому графику работать — пять рабочих и два выходных, четыре рабочих и два выходных или два рабочих и два выходных.
— Я выбрала график два через два. Работаю по 12 часов в день. Из них один час — обед. Для меня это удобно, — говорит Наталья.
А вот, что не нравится, так это то, что зарплата зависит от количества проданных билетов. Причем, по мнению Натальи, норма эта установлена на слишком высоком уровне.
— Зарплата состоит из двух частей — это оплата рабочих часов (32 рубля в час) и выручка от продажи билетов. К примеру, на 5-м маршруте в течение рабочей смены в будние дни надо продать в среднем по 33–36 билетов за каждый час. Если выполнил или перевыполнил норму, выручка с каждого билета будет больше (2 — 4,4 рубля), не выполнил — меньше (0,77 — 1,8 рубля). Но постепенно количество пассажиров в трамваях снижается. Мы это видим. Люди, видимо, на дублирующие автобусы и маршрутки, которые стали дешевле городского транспорта, пересаживаются. К тому же сейчас кто-то уже уезжает на дачу, кто-то остается дома из-за коронавируса — норму выполнить становится все сложнее, — пожаловалась Наталья.
При всем этом с октября прошлого года для кондукторов еще отменили оплату в двойном размере за подработки в выходные дни.
— Многие возмущались, но в итоге согласились на эти условия, так как в основном кредиты вынуждают держаться за работу, — рассказала Наталья.
В среднем, по словам нашей собеседницы, без подработок кондукторы на трамваях получают около 15 тысяч рублей.
«Подъем — в полчетвертого утра»
Затем новоиспеченных водителей трамваев распределили по депо. Принцип, по словам Владимира, был простой: кому какое больше нравится. Наш герой выбрал «Городское трамвайное депо», которое находится на улице Полевой. Решающую роль сыграла непосредственная близость к его дому.
Какого-то закрепленного маршрута у Владимира здесь нет, но чаще всего его можно увидеть на № 5, 22 и 13. Всё зависит от того, как начальник маршрутов составит график.
— Я — резервный водитель, обкатан на всех вагонах: и новых, и старых, поэтому меня ставят везде. Но как-то так складываются обстоятельства, что чаще попадаю вот на эти три. Рабочий график у меня варьируется. Это либо первая-вторая смена, либо разрывной день. В последнем случае я работаю только в часы пик: утром и вечером. Днём отдыхаю, — рассказывает Владимир. — Если у меня наряд в первую смену, то я просыпаюсь в полчетвертого утра, и в 4:30 уже захожу в депо. В целом мне удобно, так как я рядом живу.
Первым делом Владимир на работе получает у диспетчера депо путевой лист и расписание движения по маршруту. За 15 минут до выезда вагоновожатый отправляется в медкабинет на осмотр.
Затем — получает журнал и паспорт вагона, берет экипировку с резиновыми перчатками и аптечкой и отправляется принимать вагон.
— Перед рейсом водитель трамвая всегда проверяет его исправность. К примеру, на новом вагоне мы обязательно смотрим на индикаторы заряда аккумуляторной батареи и высокого напряжения. Если они отсутствуют, то вагон будет пищать. Затем мы проверяем индикаторы тормозных накладок. Мигают? Значит, либо намокли и не работают, либо начали изнашиваться. Сейчас в городе воды по горло, и это особенно актуально. Также проверяем работу мультиплекса: это освещение салона, кабины, их обогрев, тормоза и экстренные тормоза, и двери. Открываем и закрываем каждую по очереди, — делится секретами работы Владимир.
Затем водители по времени выезжают на маршрут. Сразу за воротами депо немного разгоняются, чтобы проверить работу тормозов. Если все исправно, то водители делают соответствующую запись в журнале.
— В среднем у меня восьми-девятичасовые смены получаются. Мне комфортно. Обедать предпочитаю в кабине. На тех станциях, где я работаю, есть буфет, и можно, конечно, спокойно поесть за столом, но я всегда помню про вандалов. Эти нехорошие ребята любят пользоваться нашим отсутствием и расписать вагоны так, что на них потом страшно взглянуть. Я как-то раз одного из них буквально за руку поймал и спросил: «Ну вот что ты нарисовал? Разве это красиво?» Он мне заявил, что это искусство. На что я ему ответил, что нет, это, увы, по-другому называется.
Категории водителей трамвая
3-й разряд
Характеристика работ:
- Управление трамвайными поездами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в депо и на линии.
- Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда, установка компостеров.
- Проведение сцепки поездов для буксировки и управления буксируемым поездом.
- Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов.
Должен знать:
- устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования;
- правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями;
- особенности вождения трамваев в осенне-зимних условиях и порядок эксплуатации их на маршрутах с тяжелыми условиями движения;
- устройство компостеров и радиоустановки;
- инструкцию по экономии электроэнергии;
- периодичность осмотров и ремонтов трамваев;
- формы проездных билетов; порядок оформления проездной документации.
4-й разряд
Характеристика работ:
- Управление трамвайными поездами новых типов, сочлененными трамваями и трамваями, работающими по системе многих единиц.
- Регулирование тормозных систем трамваев.
- Проведение плановых осмотров трамваев с применением специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов и обкатка их после ремонта.
Должен знать:
- устройство, принцип действия и возможные неисправности механического, пневматического и электрического оборудования всех типов трамваев, в том числе сочлененных и работающих по системе многих единиц;
- профиль и особенности пути обслуживаемых маршрутов;
- устройство специального оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении плановых осмотров;
- методы безаварийной работы; приемы и методы стажировки учеников водителей трамваев.
5-й разряд
Характеристика работ:
- Управление трамвайными поездами всех типов, регулирование всех видов оборудования.
- Проведение плановых видов ремонта в депо с применением специального оборудования, контрольно-материальных приборов и инструментов.
Должен знать:
- правила регулировки всех видов оборудования трамваев, характер, причины и нормы его износа;
- устройство специального оборудования, монтажных приспособлений, контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при проведении планового вида ремонта в депо;
- профиль и особенности пути.
Выдаваемые документы
Согласно статье 60 Федерального Закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего.
По результатам обучения учащиеся получают свидетельство о присвоении профессии, удостоверение установленного образца и выписку из протокола. Пакет документов является допуском к работе: действует на территории всей России, принимается всеми работодателями страны.
Свидетельство подтверждает получение квалификации и присвоение квалификационного разряда, класса, категории.
Все документы вносятся в единый Федеральный реестр об образовании.
Свидетельство о присвоении должности служащего часто путают с сертификатом, что является ошибкой в понятиях. Официальный документ о получении специальности — свидетельство установленного образца, сертификаты же не имеют никакой юридической силы и не позволяют трудоустроиться.
Как стать вагоновожатым
Желающему водить трамвай, необходимо пройти специальные курсы. Они, как правило, действуют при депо. Продолжительность учебы составляет от 3 до 6 месяцев. За этот период человек успевает изучить теорию вождения, специфику техники и ПДД. После этого начинается практика. Каждый курсист обязан наездить не менее 50 часов. По завершении обучения будущие водители получают в ГИБДД права.
Далее начинается стажировка – молодой сотрудник на протяжении 200-210 часов перевозит людей по определенному маршруту и непременно под присмотром более опытного работника. В этот период новичку начинают платить зарплату в размере 17 500 (средняя величина по России).
После испытательного срока бывшие стажеры должны работать на транспортном предприятии минимум 3 года. Если сотрудник решит уйти раньше, то ему придется оплатить ранее пройденные курсы – их стоимость составляет 30 000.
Желающему устроиться в трамвайный парк водителем, необходимо крепкое здоровье. Противопоказаниями для рассматриваемой должности являются:
- патологии опорно-двигательного аппарата;
- психические расстройства;
- язва;
- дальтонизм;
- плохое зрение;
- нарушение слуха.
Безналичная оплата проезда
Внедрение мобильных терминалов для безналичной оплаты проезда кондуктора восприняли без радости.
— Я знаю пожилых коллег, которые просто побоялись, что не разберутся, как работать с этими терминалами, и ушли. Мне лично кажется, что они замедляют работу кондуктора. Конечно, когда пассажир оплачивает поездку картой, это довольно быстро. Но большинство людей продолжают еще пользоваться в транспорте наличкой. В этом случае на выдачу билета времени уходит гораздо больше. Раньше я брала деньги, давала сдачу, отрывала билет. Сейчас то же самое, только билет выдает терминал. Чек выходит дольше. А если человек заплатил за двоих или троих, то процесс еще растягивается. Оторвать рукой сразу три билета было быстрее, а тут для вывода каждого надо нажать кнопку на терминале и ждать, пока он их напечатает, — пояснила кондуктор. — А от количества обилеченных пассажиров, напомню, и наша зарплата зависит.
Нормативная регламентация
Законов, регулирующих деятельность водителей автотранспортных средств, немного. Уровень зарплаты определяется Постановлениями Министерства транспорта РФ, а также федеральными актами, регулирующими показатели доходов граждан в стране (МРОТ, прожиточный минимум и так далее).
На практике зарплата пребывает в зависимости от большого количества факторов:
- Рабочий стаж. Чем он выше, тем больше получает специалист.
- Уровень квалификации. Повышение квалификации способствует карьерному росту в данном направлении.
- Тип управляемого транспортного средства. Водители метро обычно зарабатывают больше в связи с вредными условиями труда.
- Категория специалиста и транспорта. Уровень зарплаты водителя маршрутного такси, автобуса, троллейбуса, трамвая разный.
- Компания-работодатель. Частные фирмы платят большую зарплату, чем государственные структуры.
- Регион и город. В крупных городах уровень дохода более высокий по сравнению с периферией.
Это основные, но не все факторы, влияющие на уровень дохода водителя муниципального общественного транспорта.
Сколько получает водитель трамвая в других странах
За границей трамвай — это популярный вид транспорта, который существует на одном уровне с метрополитеном. Кроме того, западные трамваи намного комфортнее российских: они бесшумные, ходят по современным колеям, внутри в большинстве случаев установлены кондиционеры.
Немецкие вагоновожатые получают около 3 тыс. евро (212 581 руб.) в месяц, а в Финляндии — 2,5 тыс. евро (177 151 руб.). Средний оклад на аналогичной должности в месяц:
- в Италии — 950-1100 евро (67 317-77 946 руб.);
- в Великобритании — 1500-2300 евро (106 290-162 979 руб.);
- в Польше — 1 300 евро (92 118 руб.)
Водители трамваев в Беларуси зарабатывают примерно столько же, сколько их российских коллеги — 23-24 тыс. российских рублей.
В Украине водители получают до 14 тыс. грн (35 586 руб.). Такие цифры назвал заместитель директора коммунального предприятия “Днепровский электротранспорт”. Работники винницкого “Электроавтотранса” зарабатывают 10 тыс. грн (25 418 руб.) в месяц, “Николаевэлектротранса” — всего 4 тыс. грн (10 167 руб.).
В настоящее время уровень зарплаты не устраивает большинство водителей трамваев. К тому же деньги выплачивают нерегулярно, с задержками. Более-менее удовлетворительные условия только в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах.
Льготы, бонусы, выход на пенсию
Ежегодный отпуск равен 28 календарных дней, но по достижению одного года стажа по данной направленности, прибавляется еще дополнительно 12 календарных дней. Обычно, отпуск делится на две части и отгуливается два раза в год. Водители тамваем имеют право досрочного выхода на пенсию по достижению у женщин возраста 50 лет, а у мужчин – 55. Также на пенсию можно уйти раньше времени, если непрерывный стаж у женщин-водителей составляет 15 лет, а мужчин – 20 лет.
Какой размер зарплаты российского водителя трамвая
Средний уровень зарплат по профессии составляет 62 000 рублей. Минимальная величина в 2021 году – 43 500, а самый большой заработок – 82 000.
В российской столице средний доход, что получает водитель самоходного вагона, составляет 59 200. Проживающие в Санкт-Петербурге могут рассчитывать на 44 000.
Для сравнения, в Кемерово усредненный заработок человека, водящего трамвай, вдвое ниже – 27 800.
Начинающий специалист в целом по стране может получать не более 23 000.
Как получить профессию
Учебные курсы длятся 4 – 5 месяцев. Половину этого времени студенты проходят теорию, изучают технику и правила дорожного движения. Практические занятия занимают от 50 часов и заключаются в вождении пустого трамвая (без пассажиров).
Затем учащихся ожидает сложный экзамен на получение прав в ГАИ.
После этого молодой вагоновожатый проходит стажировку — 210 часов под руководством опытного наставника. Во время обучения он получает стипендию в размере 17500 руб. ($264).
Выпускников обеспечивают работой в своем городе. Они обязаны отработать по специальности не менее 3-х лет. Если человек не соглашается на такие условия, могут потребовать возместить стоимость учебы и вернуть в бюджет города от 30000 руб. ($452).
Медицинские противопоказания:
- нервно-психические заболевания;
- заболевания позвоночника;
- язвенная болезнь;
- деформация пальцев рук;
- дальтонизм;
- нарушение вестибулярного аппарата;
- заболевания органов зрения и слуха.
Выпускники УЦПО «Купол»
Дополнительные выплаты и льготы
Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.
Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.
Контролеры
Контролеры — это головная боль кондукторов. Первые должны следить за работой вторых и выявлять нарушения. Для кондукторов общение с проверяющими — очень унизительный и нервный процесс.
— Почему-то у нашего руководства в голове пунктик, что все кондукторы — воры. Контролеры цепляются к нам не всегда по делу. Например, зашли люди на остановке, я их еще не успела обилетить, а мне уже замечание пишут! Их можно понять — от количества выявленных нарушений у них зависит зарплата. И у нас тоже — им прибавляют, у нас убавляют. Но доказать свою невиновность в той или иной ситуации практически невозможно, — говорит Наталья.
«Бабулька по пояс увязла в сугробе»
Работа с людьми — это самая сложная работа. Владимир знает это по собственному опыту.
— Пассажиры, бывает, слово грубое обронят. Но я стараюсь на это не реагировать. За годы работы понял, что чем спокойнее с ними будешь разговаривать, тем они будут лояльнее.
Расслабляется наш герой, играя в футбол или занимаясь киберспортом.
— Есть замечательные компьютерные игры, где я сбрасываю всю отрицательную энергию. Еще с друзьями два раза в неделю собираемся и гоняем мяч на поле ЦСК ВВС. И прямо так хорошо уходит весь негатив.
Есть в работе Владимира и случаи, которые заряжают положительными эмоциями.
— Недавно ехал по Советской армии. Бабуленька переходит дорогу. Увидела меня и отскочила так, что провалилась в сугроб по самый пояс. Я остановил трамвай, пошел ее откапывать. Говорю ей: «Бабуля, ну что ж ты делаешь?», а она мне: «Ой, сынок, хотела побыстрее». Ну ничего страшного, прокопал ей дорожку, отправил восвояси.
Профессию менять Владимир не собирается:
— А зачем, если меня все устраивает? Зарплата у меня приличная: оклад плюс премия. Размер последней зависит от выполнения плана по количеству собранной выручки. У нас для этого на каждый час рассчитывают пассажиропоток: сколько человек зайдет, сколько выйдет. Цифры в плане вполне реальные и выполнимые. Если мы «привозим» его, то плюс идет к зарплате. Но меньше 30 тысяч у меня никогда не выходит.
Заработная плата в России
Заработная плата водителя трамвая состоит из окладной (фиксированной) части и премиальной. Последняя складывается из отработанных сверхурочных часов (работа в праздничные дни, в вечернее и ночное время суток). Также уровень заработка будет зависеть от полученной квалификации (класса), продолжительности смены, а также от региона проживания.
Большим критерием для выполнения поставленного плана и, следовательно, достижения хорошей премиальной прибавки является пассажиропоток. Чем он больше, тем и выше доход водителя трамвая.
Средняя зарплата у водителя трамвая в России равняется 21314 рублей в месяц, но может меняться от большей цифры к меньшей, в зависимости от региона страны.
В Москве доход у водителя трамвая составляет в среднем 59 тысяч рублей за проработанный месяц. Молодые специалисты начинают свою карьеру водителя с цифры в 30-33 тысячи рублей.
В Санкт-Петербурге средняя месячная заработная плата равна 43 тысячи рублей. Начинающие водители могут рассчитывать на 30 тысяч рублей.
Этот факт можно объяснить тем, что в мегаполисах огромный пассажиропоток, высокая стоимость проезда и широко развитая трамвайная сеть.
В малонаселенных городах средняя зарплата составляет 18 тысяч рублей, хотя есть населенные пункты, где доход равен 15 тысяч рублей, а есть где 25.
Условия работы
Первая смена начинается в 4 утра. Рабочий график состоит из 4-х дневных смен и столько же ночных, чередуясь с двумя выходными. Вечерняя смена заканчивается в 12 часов ночи.
В обязанности водителя входит:
- техническое обслуживание вверенной техники;
- соблюдение безопасности движения;
- сбор оплаты за проезд.
Опытные вагоновожатые находят возможность зарабатывать до 70000 руб. ($1055) в месяц.
Лицензия Министерства Образования
Являемся учебным центром с лицензией Министерства Образования. Работаем официально, все удостоверения вносятся в единый реестр
Лицензия ООО «Купол» № 4267 в связи со сменой юридического адреса была переоформлена на лицензию № 4379 (распоряжение № 505-р от 26.02.2021), действующую бессрочно.
Проверить лицензию
Заниматься образовательной деятельностью могут только учебные центры с лицензией. Будьте внимательны, проверяйте лицензию на сайте Министерства Образования.
Зарплаты по регионам
Заработок водителя трамвая существенно отличается по регионам России. Так, например, в Хабаровском крае среднее значение – 20 000, при этом в:
- Московской области – 40 250;
- Ленинградской – 37 000;
- Свердловской – 21 500;
- Ростовской – 25 000.
В Краснодарском крае зарплата составляет 23 000.
Зарплата кондуктора
Общественный транспорт не обходится без кондуктора. Если говорить об их заработке, во многом это зависит от маршрутов, так как для перевозчика важны такие критерии, как выгодные и невыгодные рейсы.
На прибыльных — кондуктор может зарабатывать до 20 000 рублей + премиальные (за выполнение плана). На них обычно ставят людей с хорошими рекомендациями, большим опытом работы, лояльным отношениям к пассажирам.
Зарплата кондуктора в Брянске
Но есть маршруты, где кондуктор получает 10 000 рублей. В среднем зарплата людей этой профессии по регионам составляется 15 000.
Заработные платы назначаются перевозчиком (хозяином транспорта). Где-то работник получает оклад, где-то заработок складывается из процента с выручки. Встречается и смешанная система: оклад + небольшой % от выручки.
Самара, например, имеет учебный центр трамвайно-троллейбусного управления, предлагающий кондуктору заработную плату по сдельно-премиальной системе (оклад около 7000 рублей + премию).
Неадекватные пассажиры
Ну и мы, пассажиры, иногда добавляем негатива в работе кондукторов.
— Если ты с душой и ответственностью подходишь к работе, то и пассажиры к тебе относятся с уважением. Конечно, бывают и неадекватные пассажиры, в том числе нетрезвые, но я всегда стараюсь сгладить ситуацию, не доводить до конфликта, — говорит Наталья. — Расстраивает, что в последнее время дети ведут себя очень нагло. Бывает, не платят, а пассажиры встают на их сторону. Молодые парни и девушки, порой, сядут, уткнуться в телефон, в ушах — наушники. Подхожу за оплатой, они внимания не обращают. А тронешь за плечо, так подскакивают, кричат: «Вы не имеете права меня трогать! Я на вас в суд подам».
В каких регионах большая потребность?
В таблице показано, в каком регионе страны наибольшая нехватка водителей троллейбуса.
Область | Потребность в водителях (процентное соотношение среди имеющихся вакансий, %) |
1. Ленинградская | 36 |
2. Новосибирская | 30 |
3. Ивановская | 11 |
4. Томская | 9 |
5. Самарская | 9 |
6. Нижегородская | 8 |
7. Волгоградская | 7 |
8. Алтайский край | 7 |
9. Республика Башкортостан | 7 |
Зарплаты в западных странах
За рубежом использование трамваев является достаточно актуальным. В Европе трамваи – это неотъемлемая часть общественного транспорта. В отличие от отечественных громких и шумных моделей, западные трамваи тихие, комфортабельные и низкоходные, что позволяет пассажирам-инвалидам и пассажирам с детскими колясками быстро и беспрепятственно зайти в вагон.
- В Германии средняя зарплата водителя трамвая составляет 3 тысячи евро за проработанный месяц.
- В Финляндии месячный доход водителя трамвая составляет в среднем 2 тысячи евро.
- На территории бывшего Советского Союза также трамваи пользуются популярностью. На Украине средняя заработная плата у водителя трамвая равняется трем тысячам гривен (чуть меньше 6500 рублей). Это значение в разы меньше российской зарплаты.
- В Белоруссии доход у представителей данной профессии равен в среднем 800 белорусских рублей (примерно 23-24 тысячи рублей) и имеет чуть больший коэффициент, нежели средний заработок в России.
За последние годы актуальность трамваев повышается среди местного населения. Главное, чтобы данный вид транспортного средства отвечал уровню комфортности и безопасности для людей.
От чего зависит зарплата шофера
Зарплата лиц, управляющих общественным транспортом, в России зависит от ряда факторов.
Прежде всего, это тип транспортного средства, которым управляет работник.
Во-вторых, это регион или конкретный город, в котором работает человек. Также величина заработка зависит от стажа работы и квалификации.
Сколько получает водитель общественного транспорта в других странах
Ориентировочные заработная плата в Великобритании для водителя трамвая/троллейбуса — 16 000–19 000 £ в год для начинающих, 22 500–28 000 £ для профессионалов.
Сверхурочные и работа по сменам увеличивают зарплату. В качестве дополнительной выгоды водителям предоставляются бесплатные или льготные проездные.
Зарплата в Италии оставляет 950–1100 € в месяц. В США — 19 500–51 000 $ в год.
Зарплата вагоновожатого – Донецк
В Донецке работа городского транспорта налажена хорошо, невзирая на продолжающийся вооруженный конфликт. Трамваи, наряду с троллейбусами, обеспечивают перевозку пассажиров по всему городу.
Основная проблема Донэлектроавтотранса – это нехватка водителей. На сегодняшний день компании необходимо добрать в штат примерно 100 человек. Желающих устроиться, на базе депо обучат всем навыкам вождения. Курсы длятся полгода. Все выпускники гарантированно зачисляются на предприятие.
Какого уровня зарплаты существуют в настоящий момент в Донецке? В среднем водитель получает 11 500 рублей. Это очень небольшая сумма в сравнении с окладами российских вагоновожатых, но для данного региона ставка более чем конкурентоспособная.
Комментарий мэрии
Мы не могли оставить поднятые в материале проблемы в подвешенном состоянии и обратились в мэрию города за разъяснениями о том, почему людям не оплачивают в двойном размере работу в выходные, не планируют ли снижать нормы по проданным билетам и повышать зарплату? И как кондуктору доказать свою правоту в споре с контролерами? Вот какой ответ мы получили:
— Выплаты кондукторам происходят согласно часовой тарифной ставке. Соответственно рабочее время суммируется и учитывается. Всё, что большего баланса рабочего времени, оплачивается в двойном размере. Средняя зарплата кондуктора трамвая составляет 18–19 тысяч рублей. Кондукторам также разрешено подрабатывать. По итогам месяца будет корректировка планового задания по проданным билетам. Чтобы кондуктору доказать свою невиновность контролеру, нужно следовать должностной инструкции кондуктора, — прокомментировал начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский.
Каким должен быть водитель троллейбуса?
Перед тем, как стать водителем троллейбуса, человеку нужно узнать, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к представителям этой профессии. Например, водитель должен:
- иметь права требуемой категории (их можно получить, пройдя специальные курсы);
- обладать определёнными характеристиками (усидчивость, внимательность, сосредоточенность, пунктуальность, осторожность, умение ладить с людьми и адекватно реагировать на конфликтные моменты, быстро разрешать форс-мажорные ситуации);
- пройти медкомиссию и получить справку, о том, что он может заниматься водительской работой;
- знать и соблюдать ПДД, сроки движения при выезде на маршрут, а также требования, выдвигаемые работодателем.
Получите полный комплект документов всего за 4 500р!
Оформите заявку прямо сейчас и получите
✅ свидетельство о присвоении профессии +
✅ удостоверение рабочей профессии +
✅ выписка из протокола
Сколько платят водителям троллейбусов
Водители троллейбусов, как правило, работают в тех же компаниях, что и вагоновожатые. Данная профессия в нашей стране остается достаточно востребованной, невзирая на то, что в отдельных населенных пунктах предпринимались попытки ликвидировать упомянутый вид транспорта.
Водители троллейбусов работают обычно по особому графику – 3 дня подряд они трудятся по 9 часов, а затем уходят на выходной и цикл повторяется.
Управляющие троллейбусами люди вправе претендовать на:
- официальное трудоустройство;
- приличный социальный пакет (оплачиваемые больничный и отпуск);
- определенные льготы (сводный проезд на троллейбусе).
Им, к примеру, полагаются:
- минимальные зарплаты на время курсового обучения;
- бесплатное питание;
- повышение квалификаций за счет работодателя;
- льготные путевки в пансионаты и санатории.
Средний заработок в России у водителя троллейбуса составляет 32 500. Минимальное значение – 25 000, а максимальное – 40 000.
В столице зарплаты составляют 57 000. Новичку в Москве будут начислять не больше 25 000.
Возможные трудности в работе
Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.
Трудовые функции
Профессия водителя стала востребованной со времен появления общественного транспорта. В настоящее время на рынке вакансий можно найти несколько тысяч предложений по всей стране. Водителей принимают на работу на городские, междугородние, заказные, экскурсионные транспортные средства. Тем не менее, соискатель должен соответствовать внушительному набору требований.
Во-первых, речь идет о водительском удостоверении категории «Д». Во-вторых, потребуется наличие подтвержденного стажа в 2 года. В-третьих, придется пройти медкомиссию и тестирование психологического характера. В-четвертых, перед каждой рабочей сменой будет проводиться медосмотр.
В процессе выбора этой профессии стоит принять во внимание внушительный объем обязанностей специалиста:
- Соблюдение установленного графика движения транспортного средства, следование маршруту, который был установлен.
- Отсутствие превышения допустимых скоростей и технологических норм.
- Знание и соблюдение ПДД, локальных нормативных актов, которые регламентируют пассажирские перевозки.
Удостоверение (корочка) специальности «Водитель трамвая» в Нижнем Новгороде
Для получения удостоверения служащего в должности «Водитель трамвая» необходимо пройти обучение в одном из удобных форматов: очно или дистанционно. Для записи на обучение потребуется минимальный пакет документов, зачисление на курс происходит в день обращения. Обучение на водителя трамвая позволит получить все необходимые навыки для освоения данной профессии, а именно:
- Проведение сцепки вагонов.
- Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов.
- Объявление с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.
- Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.
- Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с обязанностями водителя трамвая.
Оформите заявку онлайн и в течение одного рабочего дня мы оформим для вас удостоверение.
Не нужно ждать прохождения программы обучения, изучите материалы тогда, когда вам будет удобно.
Пришлем вам сканы в течение суток. Оригиналы отправляем почтой России за свой счет! Получите их в удобном для вас отделении рядом с домом или работой.
Оформите заявку онлайн, наши менеджеры свяжутся с вами и помогут выбрать программу обучения.
Заключаем договор на обучение и зачисляем в группу и предоставляем материалы.
Выдаем удостоверение после прохождения обучения. Оригиналы отправляем почтой России бесплатно!
Зарплаты у водителей трамваев за рубежом
Трамваи как вид транспорта довольно популярен во многих западных странах. Особенно распространены они в Европейском союзе. Местные вагоны гораздо комфортабельнее российских аналогов, двигаются очень тихо, а двери располагаются практически на уровне тротуара, что позволяет без проблем войти или высадиться пассажирам с ограниченными возможностями или родительницам с детьми в колясках.
Немецкий водитель трамвая в среднем зарабатывает порядка 2 400 евро ежемесячно. Ниже доходы в Финляндии – 2 000. В Чехии вагоновожатый получает в пределах 1 000 евро.
Трамвай также довольно популярен в некоторых странах СНГ. К примеру, на Украине водитель зарабатывает в среднем 6 000 гривен (14 600 рублей). При этом минимальный уровень зарплат составляет 2 000 (4 885), а максимальный – 14 000 (34 075).
В Беларуси вагоновожатому готовы начислять 800 местных рублей, что в переводе на российскую валюту дает – 24 884. Этот показатель насколько выше, чем средний по стране уровень доходов.
Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию профессионального юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!
Порядок оплаты труда в зависимости от системы и тарифные сетки
Систем оплаты труда водителя, как и в общем случае, существует несколько.
- Повременная. Водитель получает зарплату в зависимости от количества времени, проведенного за рулем. При этом период, в который он обедал или находился в автопарке, часто не учитывается.
- Сдельная. Применяется в отношении водителей транспорта дальнего следования. Уровень зарплаты определяется километражем, пройденным специалистом, он рассчитывается путем умножения ставки за 1 км на общее расстояние.
- Бестарифная. При этой форме расчета зарплаты доход каждого члена автопарка рассчитывается в соответствии с пропорцией его вклада в общий результат. Т. к. он непостоянен, рассчитывать на гарантированно стабильный размер дохода не приходится.
- При суммированном учете. В этом случае общая сумма зарплаты может быть рассчитана несколькими способами. Например, путем выплаты полного оклада за месяц или в соответствии с часовой тарифной ставкой.
Сколько получают водители трамваев в России
Зарплата водителя трамвая в России состоит из двух частей: оклад и премия. Последняя вырабатывается благодаря сверхурочным часам (выход на работу в выходные, государственные праздники, ночное время). Также зарплата зависит от класса водителя и продолжительности смены. На маршрутах с большим пассажиропотоком у вагоновожатых плата выше, в том числе и поэтому московские и питерские специалисты получают больше денег, чем в регионах.
Средний оклад по стране составляет 21,5 тысячи рублей в месяц. Эта цифра разнится в каждом регионе. Наибольшая зарплата в РФ имеют московские трамвайные водители – они получают около 60 000 руб. Молодежь, которая только начала карьеру в столице, будет получать порядка 30 000. В Питере зарплата водителей трамвая ниже московской, но она остается значительно большей, нежели в российской провинции. Питерские специалисты в месяц имеют 43-45 тыс. Достаточно высокий уровень доходов в этой профессии в столичном и питерском регионах обуславливается высокой стоимостью проезда, интенсивным пассажиропотоком и разветвленной сетью общественного транспорта.
В свою очередь, в российской провинции зарплата вагоновожатого – всего 15-18 тыс. рублей, не больше. Впрочем, каждый трамвайщик – сам кузнец своего счастья, трудолюбивые специалисты сами формируют свою занятость и при желании и физических возможностях могут существенного увеличить свой месячный оклад. К примеру, московские и питерские трамвайщики на пике карьеры способны поднять плату до 70 тысяч. Такому окладу можно только позавидовать, а ведь у трамвайных водителей есть и множество социальных плюсов. Например, бесплатный проезд и путевки в детский лагерь для чад.
Заключение
Здесь можно прийти к следующему выводу. Чем крупнее город – тем больше там пассажиропоток. Это напрямую влияет на размер оплаты труда водителей трамваев. Поэтому представители данной профессии нередко отправляются на заработки в столицу или Санкт-Петербург. Впрочем, как уже говорилось выше, здесь есть и иные факторы, от которых также зависит зарплата.
Порядок премирования
Как и в других профессиях, в этой сфере предполагаются премии за особые заслуги. Она может рассчитываться по тарифу от дополнительных перевозок или как процент от заработной платы.
Некоторые автопарки назначают фиксированные премиальные выплаты в размере, который зависит от конкретных заслуг.
Об ответственности работодателей при ненормированных переработках водителей — ниже на видео.
Это интересно знать
В США только в нескольких городах есть троллейбусы и то, сколько зарабатывает водитель троллейбуса, считается очень маленькой зарплатой – всего 1 000 — 2 000 долларов ежемесячно. Поэтому нужно ценить, что у нас практически в каждом крупном городе ездит дешёвый электротранспорт.
Водители троллейбуса могут выходить на досрочную пенсию (мужчины с 55 лет, женщины – с 50 лет). Ежегодный отпуск составляет 40 дней (28 – стандартных, 12 – за вредность на производстве).
То, сколько платят водителям троллейбуса – может отличаться в зависимости от местности. И хотя зарплата не всегда будет высокой, у этой специальности есть явные преимущества перед другими профессиями. Ранние подъёмы позволяют встречать рассвет, поздние заезды – встречать закат и любоваться ночным небом. Романтика! А летом все водители троллейбуса получают необычный загар – причём только одной руки – левой. Приятно, что водители троллейбусов в России не теряют чувство юмора и остаются верными своей работе.
Структура положения об оплате труда
На каждом предприятии создается свое положение об оплате труда. По структуре оно должно соответствовать общепринятому шаблону.
- Основные положения. В этой части принято указывать поставленные цели, а также способы их достижения. Они могут заключаться в устранении несоответствий в процессе оплаты труда, закреплении специалистов в организации, соблюдении прав и интересов всех сотрудников, раскрытии их трудового потенциала. Важную роль играет устранение принципов, которые могут состоять в равной оплате за равный труд или в формировании новых возможностей. Допустимо описание всех систем оплаты труда.
- Тарифные условия. Раздел включает информацию о тарифной системе организации, а также об условиях ее практического использования. Здесь же отображается перечень нормативно-правовых актов, на базе которых производится нормирование труда специалистов. Прописываются все системы оплаты труда, а также условия по ним.
- Условия премирования. Порядок оформления этого раздела зависит от принципов руководства и масштаба предприятия. Каждое конкретное положение должно состоять из вводной части, параметров и условий премирования, размеров премиальных выплат. Разработка некоторых норм может делегироваться.
- Условия единовременного премирования. Раздел включает информацию о единовременных поощрениях за трудовой процесс и его результаты. В частности, речь ведется о премировании специалистов за следующие заслуги: выполнение заданий особой важности, победа в соревнованиях, достижение определенных показателей деятельности автопарка.
- Вознаграждение водителей по результатам деятельности организации. В этом разделе присутствуют всевозможные условия поощрения сотрудников по итогам работы автопарка. Здесь же прописывается круг работников, на которых распространяются эти нормы.
- Поощрения и надбавки. В этом разделе происходит группирование положений, а также описание дополнительных выплат. Они могут начисляться за совмещение должностей, профессиональный уровень мастерства, наличие ученой степени и высокой классности.
- Гарантии и компенсации. Если в режиме труда наблюдаются отклонения, они подлежат компенсации. Работодатель оплачивает простои, возникшие по его вине, задержку зарплаты, работу в ночное время, брак.
- Для отдельных категорий. Здесь учитывается дефицитность профессии, нюансы тарификации трудовой деятельности, нормирование труда.
- Прочие условия. Здесь содержатся условия оплаты, которые не вошли в предыдущие пункты.
- Нормирование труда. В этом разделе должны содержаться сведения о целях, методах, нормативно-правовой базе, обязательствах администрации и т. д.
Льготы и компенсации
Для того чтобы поощрить труд водителей общественных автотранспортных средств, Правительство РФ предусмотрено некоторые льготы материального характера:
- бесплатный проезд на муниципальном общественном транспорте;
- предоставление фирменной спецодежды на бесплатной основе;
- дополнительные дни отпуска в количестве 8-12 суток;
- выдача ежемесячных премий;
- выплата 13-й зарплаты по итогам работы.
Некоторые транспортные фирмы предлагают выплаты за выслугу лет, а также вручают корпоративные подарки к праздничным событиям, позволяют пользоваться бесплатной корпоративной связью.
Также водитель может рассчитывать на помощь в процессе получения карты тахографа, а также бесплатного прохождения переподготовки для получения более высокой категории. Иногородние специалисты вправе рассчитывать на получение мест в общежитиях столицы.
Каждый работник транспорта может рассчитывать на получение специальной униформы, в которой он и осуществляет деятельность ежедневно.
Возмещение расходов при разъездном характере работы
Если работа является разъездной, работник может рассчитывать на возмещение расходов, потраченных на питание, размещение, топливные ресурсы, горюче-смазочные материалы, ремонт автотранспорта и т. д.
Аналогичным образом компенсируется амортизация личного транспортного средства во время служебных поездок.
Учет работы водителей и начисление заработной платы в 1С подробно рассмотрено ниже в инструкции.
ли со статьей или есть что добавить?