Журнал старые годы читать

Советские женские журналы


На смену героине журналов начала века, изнеженной даме с ярко накрашенными губами и большими глазами, в 1920-е годы пришел «рабоче-крестьянский тип» – коренастая женщина с крупными чертами лица и невыраженными гендерными признаками.
На протяжении нескольких десятков лет единственными типами женского издания оставались массовый общественно-политический и тонкий литературно-художественный журналы с устойчивой тематической и графической моделью, структурой и жанровым наполнением.

«Хай, перцы и перчинки!» Мы полистали старые молодежные журналы начала 2000-х и были удивлены, какие вольности там позволялись

Логотип Daily Карелия

Где молодежь черпала информацию во времена, когда не было Интернета? Конечно, в молодежных журналах. Под партой мы читали о звездах, отношениях и моде, а журнал обычно передавался из рук в руки. Решили полистать старые гламурные страницы и вспомнить, чем жила молодежь в конце 90-х и начале нулевых. Местами смешно, местами — грустно.

«Женский журнал»


В других разделах журнала тексты значительно преобладали над иллюстративным содержанием. Главной задачей издания считалось формирование общих интересов, ценностей и нужд читательниц и указание им сфер для реализации потребности в свободном общественном труде, в частности путем организации общественного питания и налаживания коллективного отдыха детей.

Содержание «Женского журнала» подбиралось с целью «лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта».

Изначально по тематике и структуре журнал был похож на литературно-общественные издания начала ХХ века, но в 1928 году под давлением партийных структур отказался от освещения вопросов о любви, семейном кризисе, правах женщин и стал больше внимания уделять юбилейным датам и вождям СССР, темам политики и производства, бичеванию «мещанства». В структуре издания усилилась общественно-политическая часть и уменьшилась хозяйственно-прикладная.

Общественно-политический журнал


«Поздравляю журнал “Работница и крестьянка” с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведете вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ всех стран в одну силу и с которыми вы непременно знакомите женщин Союза Социалистических Советов, первой страны, где под влиянием этих идей начато строительство новой жизни.
Иногда кажется, что вы скупо знакомите читательницу вашего журнала с позорными явлениями текущей действительности за рубежом Союза Советов, – с той драмой, которую переживает в Европе и Америке женщина – работница и крестьянка, бесправная раба церкви и капиталистического государства. А было бы хорошо – интересно и полезно – рассказывать, хотя бы изредка, о том, как обезумевший паук – капитализм – запутался в своей собственной паутине, как судорожно бьется он в ней и что терпит от этого бесправная женщина…
Женщины Союза Социалистических Республик должны догнать мужчин во всех областях их деятельности. Для этого им необходимо освободиться прежде всего от внутреннего, инстинктивного тяготения к собственности, — тяготения, которое мешало росту их способностей, талантов».
М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933

«Все звезды»

Мы удивились, но оказывается, что журнал «Все звезды» до сих пор выходит! В официальной группе в «ВКонтакте» даже проводятся конкурсы для читателей. Правда, видно, что лучшие годы журнала позади. А ведь когда-то 9-летними девочками мы бегали по всем киоскам за спецвыпуском о Наталье Орейро. Еще там писали про любимые сериалы и фильмы: «Зачарованные», «Секретные материалы», «Гарри Поттер». И конечно, там были постеры, которыми мы потом украшали свои комнаты.

«Крестьянка»


В издании простым языком доносились основы партийной политики, подробно разъяснялось, как проводить ликвидацию безграмотности, организовывать женсоветы, комитеты взаимопомощи, пункты общественного питания, ясли, детские сады («Что дала крестьянке Октябрьская революция», «Как организовать культурно-просветительную работу», «Советская власть и церковь», «Что такое трактор», «Брак и крестьянка»).
В разделе беллетристики публиковались произведения, отражавшие задачи издания и пропагандировавшие новую жизнь (П. Дорохов «Женщина», Н. Платоныч «Матрена-воин», А. Неверов «Комитет», «Ясли» и др.). К каждому выпуску журнала прилагалось пособие по вязанию, кройке и шитью.

«Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт».
Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, статья «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?»
В 30-е годы в «Крестьянке» стали печатать советы по уходу за собой, кулинарные рецепты, выкройки модных платьев. В это десятилетие на обложки журнала стали помещать модные коллажи без подписи автора. В №3 за 1935 год член президиума II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Т. Шаповалова призналась: «Я теперь хозяйка, кухаркой была до 1923 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией».

«Ровесник»

Журнал «Ровесник» — издание с богатой историей. Выходит аж с 1962 года! Журнал был рассчитан на другую, более серьезную и взрослую аудиторию. Там писали в основном про рок-музыку, а на плакатах уже была не Бритни Спирс, а Green Day или System of a Down. Там можно было найти информацию о новых релизах, почитать критику на новые альбомы, а еще там были интервью с рокерами. В общем, все неформалы были в восторге. Журнал до сих пор выходит, и его приятно полистать.

Круто, клево, классно, супер — редакция этого издания явно пыталась быть на одной волне со своими читателями. Писали о том же, о чем и «Все звезды»: о звездах, фильмах, музыке, моде. Какими наивными выглядят сейчас эти бесконечные «круто и супер» на обложках.

Если у тебя не было тамагочи, то ты не шагал в ногу с модой.

Был у Cool и журнал для девочек — Cool Girl. Там обсуждались, соответственно, женские проблемы — как накраситься, выбрать одежду и влюбить в себя мальчика. И что с ним потом делать, если вдруг парень захочет секса.

Журнал для девушек начал выходить чуть позднее, чем все вышеперечисленные издания, — в 2001 году. В принципе писал обо всем том же — моде, звездах, красоте. Был куда сдержаннее по выбору тем и заголовков, чем тот же «Молоток». До сих пор старые выпуски журнала выглядят вполне прилично.

«Драматические истории от первого лица и крики о помощи в рубрику «Горячая линия (НКО, выполняющая функции иностранного агента)» вовремя сменяются страницами с веселыми казусами читательниц. А длинные опусы чередуются с яркими постерами — этот номер дарит возможность украсить твою стену Эштаном Катчером и Александром Асташенком», — отрывок из рецензии на журнал.

А еще можно было почитать рецензию на «Сумерки» и узнать, какая ты эгоистка.

Бонусом к нашему обзору молодежных журналов прилагаем этот смешной образец российского гламурного издания прямиком из 1997 года. Здесь и модные образы, и письма читательниц, и советы о том, «как поймать мужчину на крючок», и даже раздел, посвященный магии. Знакомиться с мужчиной советовали в специальных агентствах, а магию практиковать можно было только подготовленным людям. Но больше всего нам понравилось стихотворение читательницы, посвященное Филиппу Киркорову: «Мы с тобой словно два бережка, мы с тобой словно два пирожка».

«Работница»


По мнению «Работницы», наиболее подходящей для женщин была профессия слесаря: «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».

Работниц призывали к активному участию в общественной жизни и ликвидации безграмотности, к организации женотделов, общественных столовых, детских домов, к помощи нуждающимся, к культмассовой работе (раздел «Грамотный, обучи неграмотного!», М.Растопчина «Работница в клубе», работница Н. «Работницы ликвидируют свою безграмотность», Н.Крупская «О нашей школе», Антильева «Кружок политграмотности в уездном городе» и пр.).

«Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».
Н. Крупская, «Работница» №3 за 1925 год
В литературно-художественной рубрике публиковались произведения, пропагандирующие труд работниц (С. Неунывающий «Ткачиха», Н. Алексеевский «Пряха») или прославляющие советскую жизнь (М. Ильина «Старый груз», А. Ширяевец «Чудесный день»). «Работница» пропагандировала удобную советскую моду, например, публиковала статьи о вреде высоких каблуков:
«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков…
Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении.
Невзирая на это, высокие каблуки очень прочно удерживаются в быту и из моды не выходят. Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».

В 1933 году за успехи «в деле воспитания женских пролетарских масс в духе борьбы за полное торжество социализма, в духе выполнения великих заветов нашего учителя – Ленина» Иосиф Сталин вручил «Работнице» орден Трудового Красного Знамени.
«Надо расширить сеть детских садов и яслей, улучшить общественное питание, чтобы жены рабочих могли освободиться от домашней работы и уйти на производство».
«Работница» № 1 за 1931 год

«Ателье»


Главной идеей издания было понятие, что внимания заслуживает только та мода, которая предназначена простой советской женщине-труженице. К работе над созданием журнала привлекалась творческая элита СССР: модельер Надежда Ламанова, скульптор Вера Мухина, поэтесса Анна Ахматова, художники Кузьма Петров-Водкин и Борис Кустодиев.

Коллектив редакции «Ателье» получил аттестат первой степени на Всероссийской художественной промышленной выставке.

«Общественница»


Его основной целью было привлечение читательниц к общественному и производственному труду. Журнал состоял из двух блоков: общественно-политического и небольшого семейно-бытового.

В основной части присутствовали разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы. Семейно-бытовой блок содержал рубрики домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и «Детскую страничку».

«Советская женщина»


В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины.
Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку – в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.

1970-е – 1980-е годы


В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости.

Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» – рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» – «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности».

«Крестьянка» в 80-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.
Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, о противоречиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы.

Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.
На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда.

В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1986-м – немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м– 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м – молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.
С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 – 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латышском языках.

«Женщина и Россия»


К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи.

В 1987 году в России появилась первая отечественная версия западного журнала – «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.
Евгения Ласкина

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий